Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Без успеха в учебе нет успеха в труде.

Ципья с. (Нижняя Ципья, Ципья, Гурьевская, Гурьевское, Чепья, ) Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Балтасинский р-н, село Ципья

Троицкая церковь с. Ципья Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.

Кладбища Ципья с. (Чепья) Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.

Мечеть с. Ципья Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.



Упоминается:

  • «Волостные, станичные, сельские, гминные правления и управления, а также полицейские станы всей России с обозначением места их нахождения».
       Киев: Книгоиздательство товарищества Л. М. Фиш, 1913.

Год образования: с 1710-11 годов. 

История наименования и принадлежности:

  • Нижняя Ципья
  • Ципья Гурьевская
  • Гурьевское
  • Чепья с. Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.

  • Ципья с. Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.
  • Респ Татарстан, Балтасинский р-н, село Ципья

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе церкви:

Мечеть:


Село в Балтасинском районе, на реке Арборка, в 22 км к северу от поселка городского типа Балтаси. На 2010 год - 1597 жителей (по переписи 2002, татар - 49%, удмуртов - 44%).

Полеводство, предприятия сельхозхимии и сельхозтехники, маслозавод, меховая фабрика.

Средняя школа, дом культуры, участковая больница, 2 библиотеки. Музей "Дружба народов". Церковь, мечеть.

Известно с 1710-11 годов. В дореволюционных источниках упоминается также как Чипья, Нижняя Ципья, Ципья Гурьевская, Гурьевское. До 1930-х гг. восточная часть села Ципья составляло отдельное селение под названием Тлогурт. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, торговлей. В начале 20 века в селе Ципья располагалось волостное правление (в деревне Тлогурт), функционировали Троицкая церковь (построена в 1830-48 годах - памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1870 году), миссионерская школа (в деревне Тлогурт, открыта в 1891 году), земская больница (в 1890-1900 годах имела статус фельдшерского приёмного покоя), ветеринарная и почтовая станции, большой базар (существовал с 1750-х гг.). В конце 19 века земельный надел сельской общины составлял 715,02 десятины.

До 1921 года село являлось центром Ципьинской волости Малмыжского уезда Вятской губернии, с 1921 года - Арского кантона Татарской АССР, с 1924 года в Арборской волости. С 10.08.1930 года в Тюнтерском, с 02.03.1932 года в Балтасинском, с 04.08.1938 года центр Ципьинского района, с 16.07.1958 года в Балтасинском, с 01.02.1963 года в Арском, с 12.01.1965 года в Балтасинском районах. Число жителей: в 1746 - 111, в 1763 году - 96 душ мужского пола, в 1795 году - 193, в 1859 году - 224, в 1884 году - 208, в 1897 году - 221, в 1905 году - 316, в 1920 году - 370, в 1926 году - 540, в 1938 году - 1188, в 1949 году - 941, в 1958 году - 831, в 1970 году - 1465, в 1979 году - 1335, в 1989 году - 1399, в 2002 году - 1548 человек.

Формула индийских вед нашла воплощение в селе Ципья


     Возле Ципьинского совета местного самоуправления стояли мужики и о чем-то возбужденно спорили. Мужики как мужики, одеты в телогрейки, но говор у них какой-то странный, похожий на финский. Неужели "горячие финские парни" приехали сюда на шабашку?.. 
     - Нет, это местные, - смеется заместитель председателя Ципьинского СМС Зифа Зарипова, - у нас тут практически все говорят и понимают по-удмуртски. А в школе изучают четыре языка: русский, татарский, удмуртский и марийский. 
     - То в школе, а в быту каким языком больше пользуются? 
     - Да любым из этих четырех. Я часто слышу, например, как мой сын по телефону общается с приятелями по-удмуртски. 
     - А вы сами понимаете? 
     - Если меня ругают - понимаю, - шутит Зифа. 
     В Ципье межнациональные браки становятся, скорее, правилом, чем исключением. Зифа тут же назвала несколько фамилий. У директора местной школы Василия Трофимова, русского, жена татарка Роза, и дети свободно говорят на двух языках. А у учителя Галины Семовской муж Евгений - удмурт. Его соплеменник, слесарь Володя Демеев, женился на татарке Гульфие... В общем, полный интернационал. 
     Но удивляться тут особо нечему - так складывалась историческая судьба Ципьи. По архивным данным, село возникло на берегу реки Арборки, и основал его некий вотякский (так раньше называли удмуртов) мужик по имени Чапля. Но за селом закрепилось название Ципья. В старой Ципье проживали не только удмурты, но и крещеные татары. А рядышком выросло еще одно поселение - Тлогурт, что в переводе с удмуртского означает "Огненная деревня". Дело в том, что жители деревни для сохранения огня постоянно поддерживали разожженный костер. После того как в середине XIX века была построена кирпичная церковь, обе деревни соединились под названием Ципья. 
     Надо заметить, однако, что принятие христианства среди язычников шло непросто. Об этом рассказывается в редкой книге, что хранится в Музее дружбы народов села Ципья - "Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века", - изданной в Санкт-Петербурге в 1899 году. Автор П. Лупов утверждает, что знает, когда произошло крещение первого удмурта. Это якобы случилось в Казанском гарнизонном полку барона Воинова в 1724 году - тогда были крещены даже не один, а два солдата-вотяка. А в деревне Ципья первым православие принял 24 марта 1729 года Алексей Михайлов Бикчура. 27 апреля того же года - Степан Гаврилов, 7 июня - Евдоким Иваночков. Директор ципьинского музея Гарифзян Галиев предполагает, что этих крестьян готовили в рекруты и потому спешили обратить в христианскую веру. Что имели новокрещеные? Сначала - 50 копеек, потом - рубль, с 1731 года им стали предоставлять трехлетние налоговые льготы, выдавать по 10 рублей и серебряные кресты для ношения. 
     Ципья очень быстро поднялась и стала одним из крепких волостных центров Малмыжского уезда Вятской губернии. Правительство направило сюда 17 приезжих семей, в основном русских - урядников, становых, врачей, мастеровых. Одной из ключевых фигур на селе был священник. 
     По ходатайству Малмыжского земства в Ципье открыли школу и участковую больницу. Но центром притяжения для жителей окрестных сел был знаменитый ципьинский базар. Его краски и многоголосье блистательно донес до нас татарский писатель Мухаммат Магдиев. В местном музее воссоздана замечательная экспозиция - торговая лавка купца Мулюкова, которого все называли Муртазабай. Судя по экспозиции, этот купец торговал не только предметами первой необходимости вроде тульских самоваров, но и диковинными для деревни напитками, такими, как рижский бальзам или европейский ром, а также швейцарскими часами, фарфоровой посудой. 
     Про Музей дружбы народов села Ципья надо рассказывать отдельно. Другого такого нет не только в Татарстане, но, может, и по всей России. Здесь хранятся редчайшие экспонаты. Например бивень мамонта весом 137 кг и коренной зуб весом 12 кг, найденные в окрестностях Ципьи. Но главная тема экспозиций музея обусловлена его названием. 
     Еще в древних индийских ведах упоминалось о фундаментальном принципе живой и неживой природы, выраженном емкой формулой "Единство - в многообразии". В жизни села Ципья и музее, отражающем эту жизнь, данная формула нашла реальное воплощение. В этом убедились тысячи людей, ознакомившихся с экспозициями. За 38 лет существования музея здесь побывали экскурсанты из 17 стран, их восторженные отзывы на 24 языках запечатлены в 13 увесистых томах. 
     У истоков этого большого дела стоит учитель-энтузиаст, фронтовик Гарифзян ага Галиев. Именно благодаря его неиссякаемой энергии и организаторскому дару уже не одно поколение ципьинцев, как дети, так и взрослые, увлечено поиском интересных экспонатов для своего музея. 
     Говорят, что самобытность культуры лучше сохраняется в компактных национальных очагах, окруженных иноязычной культурой. Так, многие ученые отмечают, что финские татары более чисто говорят по-татарски, нежели татары, проживающие на своей исторической родине. Трудно поверить, но удмуртские этнографы только в музее села Ципья смогли найти старинные национальные нагрудные украшения, хотя до этого исколесили всю Удмуртию вдоль и поперек. Как сюда, в балтасинские края, граничащие с Кировской областью и Республикой Марий Эл, попали вотяки - остается исторической загадкой. Возможно, когда-нибудь ее отгадают, но важно, что удмурты, оказавшись в окружении чужих племен, смогли найти с ними общий язык, сберечь свою культуру и донести ее до наших дней. А сегодня в этом помогает и Музей дружбы народов. 
     Его экспонаты - настоящий клад для ученых-этнографов, желающих проникнуть в глубинные пласты культуры народов, издревле населявших Поволжский регион. Вот, скажем, старинные платья удмуртских, марийских и татарских женщин. Они вывешены рядышком и, на первый взгляд, мало чем отличаются друг от друга. Неспециалисту трудно провести их этническую идентификацию. Но людям знающим известно: марийцы шили одежду преимущественно из белого полотна, удмурты - из красного, а татары - из белого и голубого. 
     Чем объяснить такой выбор цвета? Предоставим возможность порассуждать на эту тему ученым мужам. Также пусть они попробуют разобраться, почему вышивались разные узоры на сюлыках, шимаки и калфаках - головных уборах удмуртских, марийских и татарских женщин. Или взять лапти - чем не предмет для научного исследования? Щи ими, понятно, никто не хлебал - ни русские, ни татары, ни удмурты, ни марийцы, но плели их все по-разному. У марийцев лапти получались аккуратные и узкие, у удмуртов - глубокие, у татар и русских - почти одинаковые. У каждого народа свои традиции в деревенских ремеслах, в чем-то схожие, а в чем-то отличные. Единство - в многообразии...


     Сегодня в Ципье проживают 878 татар, 632 удмурта, 48 русских, 24 марийца, 14 чувашей. Опыт совместного бытия настолько прочно вошел в сознание ципьинцев, что даже в самые лихие годы село не знало больших потрясений, люди всегда тут жили зажиточно, в ладу и уважении друг к другу, словно невидимый добрый дух, поселившийся здесь со дня основания села, оберегал их от раздоров и нищеты. Однако справедливости ради следует заметить, что свою роль в развитии инфраструктуры сыграло и то, что в 1938-1958 годах Ципья была райцентром, и экономика села тогда заметно укрепилась. Некоторые из созданных в ту пору предприятий сохранились и поныне. 
     В Ципье практически нет безработицы, столь характерной для пригородных поселений, жители которых трудоустраиваются преимущественно в городах. Здесь же не нужно никуда ехать (да и, по правде говоря, некуда - до Казани, например, более 100 километров), рабочие места созданы в самом селе. Сельхозтехника, филиалы фабрик плетеных изделий и меховой, участок сельхозхимии, дорожный отдел "Татавтодора", ПМК-5, торговое объединение, пекарня, больница, школа, два сельхозкооператива - "Ударник" и "Труд". Работа на любой вкус. Но труднее всего попасть, как тут шутливо говорят, в "ЕЭС" и "Газпром" - на подстанцию электросетей и газовый участок, где зарплата значительно выше. 
     Председатель Ципьинского СМС Фоат Хайрутдинов в общем доволен тем, как благоустраивается село. Во всех домах - газ, на основных улицах - асфальт, подведена чистая родниковая вода. Налажена нормальная работа коммунальных служб, организован вывоз мусора, не только Ципья, но и другие деревни имеют полигоны твердых бытовых отходов. 
     - Нам бы еще новый клуб достроить, - говорит "мэр" Ципьи. - В прошлом году активно взялись, но сейчас почему-то приостановлено финансирование. Вторая важная задача - заасфальтировать все дороги в селе, а не только главные. И еще хотим украсить центр Ципьи: разбить аллеи, посадить цветы, обновить памятники павшим в Великой Отечественной войне... 
     Советы местного самоуправления становятся ключевым звеном управления на местах. Ципья и здесь показывает пример. 
     

Автор статьи: Мингазизов Рафаэль, 15.11.2003 г., № 229 (25045), www.rt-online.ru


Родились в селе Ципья:

  • Яруллин Ильдар Махмутович

В начале была основана деревня Старая Ципья, в котором проживали кряшены. Рядом с ней начали обосновываться первые жители- удмурты

По архивным источникам первые жители села Ципья начали обосновываться на берегу реки Арборки в начале 18 века. Название села удмуртский этнограф-историк М.Г.Атаманов связывает с именем собственным – Чабъя (Чипъя). Это название одной из групп воршудских племен (из книги «История Удмуртии в географических названиях», М.Г.Атаманов, Ижевск, 1997).

В начале была основана деревня Старая Ципья, в котором проживали кряшены. Рядом с ней начали обосновываться первые жители- удмурты- д.Тлогурт (часть Ст.Ципьи, что в переводе – «огненная земля»). Легенда донесла до нас, что из-за постоянной нужды огня в деревне был разожжён костёр, которому не давали потухнуть. В центре деревни возвышалась одноглавая каменная Троицкая церковь, корабельный профиль которой изумлял жителей округи с 1752 года. В 1845 году на ней был установлен колокол (из книги «Памятники архитектуры»). Церковь обслуживали трое: батюшка и два помощника. С установлением советской власти в годы культурной революции в 1937 году церковь была закрыта «в связи с нарушением санитарно-гигиенических правил» и «неоднократными жалобами прихожан». Имущество церкви было продано через кооператив (Государственная Книжная палата «Азьлане»).

За 350 вёрст шла молва и слава Ципьинского базара. Кисель, квас, кренделя, караваи пышного хлеба, уголь, мочала, лыко, лён, пакля, лошади, домашний скот, валенки – товары на любой вкус и выбор. «Гудел» базар звучала татарская, удмуртская и марийская речь и музыка.

Просвещение

Первые сведения о школе относятся к 1844 году («ведомость об открытии училищ в слободском, Елабужском, Сарапульском округах в1844г.» Архив, г.Киров.)

В Ципьинской волости работали 20 начальных народных училищ: 2 из них, для детей вотяков, находились в селе Ципья (Гурьевское)- 8 мальчиков и 5 девочек. Упоминание о первых учителях датировано 1870 годом – «Отчёт по обозрению начальных народных училищ в Малмыжском уезде». Лестные отзывы даны учительнице Княгинской, помощнице Бахтеревой, законоучителю-священнику Олюнину.Имя одного из основателей династии учителей Наздекова Павла до сих пор передаётся из поколения в поколение.

Колхозное строительство

Первые коллективные хозяйства в Ципье были организованы в 1930 году. Всего их на территории было 2. В Тлогурте на базе машинного товарищества «Герд» (в переводе «узел»), которому государство выделило в кредит сеялку-семирядку – 1 шт., жнейку – 1 шт., молотилку с приводом – 1 шт., плуги конные – 5 шт.; был образован колхоз «Дэмен». Первыми его председателями были Караваев Федот Васильевич, Шмелёв Николай Захарович, Наздеков Николай.

Жители другой части – Ципьи – создали колхоз «Горд кизили», что в переводе - «красная звезда», объединивший первоначально 8 хозяйств. Председателем был избран Трофимов Александр, счетоводом – Синяев Константин. Колхоз специализировался в начале на растениеводстве: сеяли рожь, овёс, ячмень, просо, гречиху и чечевицу, горох, лён, коноплю. Через 5 лет начали заниматься и скотоводством. Колхоз имел 2 конные молотилки и 6 веялок.

Объединение 12 колхозов (Ст.Ципьи и близлежащих деревень) произошло в 1950 году. Колхоз был переименован в «Труд».                           

Балтасинский муниципальный район

Фото: Геннадий Макаров

http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/svyatki-v-mamadyshskom-i-laishevskom-uezdakh



Автор -
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов