Троицкая церковь с. Ципья Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.
Кладбища Ципья с. (Чепья) Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.
Мечеть с. Ципья Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.
Упоминается:
Год образования: с 1710-11 годов.
История наименования и принадлежности:
Чепья с. Цыпьинская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Мечеть:
Село в Балтасинском районе, на реке Арборка, в 22 км к северу от поселка городского типа Балтаси. На 2010 год - 1597 жителей (по переписи 2002, татар - 49%, удмуртов - 44%).
Полеводство, предприятия сельхозхимии и сельхозтехники, маслозавод, меховая фабрика.
Средняя школа, дом культуры, участковая больница, 2 библиотеки. Музей "Дружба народов". Церковь, мечеть.
Известно с 1710-11 годов. В дореволюционных источниках упоминается также как Чипья, Нижняя Ципья, Ципья Гурьевская, Гурьевское. До 1930-х гг. восточная часть села Ципья составляло отдельное селение под названием Тлогурт. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, торговлей. В начале 20 века в селе Ципья располагалось волостное правление (в деревне Тлогурт), функционировали Троицкая церковь (построена в 1830-48 годах - памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1870 году), миссионерская школа (в деревне Тлогурт, открыта в 1891 году), земская больница (в 1890-1900 годах имела статус фельдшерского приёмного покоя), ветеринарная и почтовая станции, большой базар (существовал с 1750-х гг.). В конце 19 века земельный надел сельской общины составлял 715,02 десятины.
До 1921 года село являлось центром Ципьинской волости Малмыжского уезда Вятской губернии, с 1921 года - Арского кантона Татарской АССР, с 1924 года в Арборской волости. С 10.08.1930 года в Тюнтерском, с 02.03.1932 года в Балтасинском, с 04.08.1938 года центр Ципьинского района, с 16.07.1958 года в Балтасинском, с 01.02.1963 года в Арском, с 12.01.1965 года в Балтасинском районах. Число жителей: в 1746 - 111, в 1763 году - 96 душ мужского пола, в 1795 году - 193, в 1859 году - 224, в 1884 году - 208, в 1897 году - 221, в 1905 году - 316, в 1920 году - 370, в 1926 году - 540, в 1938 году - 1188, в 1949 году - 941, в 1958 году - 831, в 1970 году - 1465, в 1979 году - 1335, в 1989 году - 1399, в 2002 году - 1548 человек.
Возле Ципьинского совета местного самоуправления стояли мужики и о чем-то возбужденно спорили. Мужики как мужики, одеты в телогрейки, но говор у них какой-то странный, похожий на финский. Неужели "горячие финские парни" приехали сюда на шабашку?..
- Нет, это местные, - смеется заместитель председателя Ципьинского СМС Зифа Зарипова, - у нас тут практически все говорят и понимают по-удмуртски. А в школе изучают четыре языка: русский, татарский, удмуртский и марийский.
- То в школе, а в быту каким языком больше пользуются?
- Да любым из этих четырех. Я часто слышу, например, как мой сын по телефону общается с приятелями по-удмуртски.
- А вы сами понимаете?
- Если меня ругают - понимаю, - шутит Зифа.
В Ципье межнациональные браки становятся, скорее, правилом, чем исключением. Зифа тут же назвала несколько фамилий. У директора местной школы Василия Трофимова, русского, жена татарка Роза, и дети свободно говорят на двух языках. А у учителя Галины Семовской муж Евгений - удмурт. Его соплеменник, слесарь Володя Демеев, женился на татарке Гульфие... В общем, полный интернационал.
Но удивляться тут особо нечему - так складывалась историческая судьба Ципьи. По архивным данным, село возникло на берегу реки Арборки, и основал его некий вотякский (так раньше называли удмуртов) мужик по имени Чапля. Но за селом закрепилось название Ципья. В старой Ципье проживали не только удмурты, но и крещеные татары. А рядышком выросло еще одно поселение - Тлогурт, что в переводе с удмуртского означает "Огненная деревня". Дело в том, что жители деревни для сохранения огня постоянно поддерживали разожженный костер. После того как в середине XIX века была построена кирпичная церковь, обе деревни соединились под названием Ципья.
Надо заметить, однако, что принятие христианства среди язычников шло непросто. Об этом рассказывается в редкой книге, что хранится в Музее дружбы народов села Ципья - "Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века", - изданной в Санкт-Петербурге в 1899 году. Автор П. Лупов утверждает, что знает, когда произошло крещение первого удмурта. Это якобы случилось в Казанском гарнизонном полку барона Воинова в 1724 году - тогда были крещены даже не один, а два солдата-вотяка. А в деревне Ципья первым православие принял 24 марта 1729 года Алексей Михайлов Бикчура. 27 апреля того же года - Степан Гаврилов, 7 июня - Евдоким Иваночков. Директор ципьинского музея Гарифзян Галиев предполагает, что этих крестьян готовили в рекруты и потому спешили обратить в христианскую веру. Что имели новокрещеные? Сначала - 50 копеек, потом - рубль, с 1731 года им стали предоставлять трехлетние налоговые льготы, выдавать по 10 рублей и серебряные кресты для ношения.
Ципья очень быстро поднялась и стала одним из крепких волостных центров Малмыжского уезда Вятской губернии. Правительство направило сюда 17 приезжих семей, в основном русских - урядников, становых, врачей, мастеровых. Одной из ключевых фигур на селе был священник.
По ходатайству Малмыжского земства в Ципье открыли школу и участковую больницу. Но центром притяжения для жителей окрестных сел был знаменитый ципьинский базар. Его краски и многоголосье блистательно донес до нас татарский писатель Мухаммат Магдиев. В местном музее воссоздана замечательная экспозиция - торговая лавка купца Мулюкова, которого все называли Муртазабай. Судя по экспозиции, этот купец торговал не только предметами первой необходимости вроде тульских самоваров, но и диковинными для деревни напитками, такими, как рижский бальзам или европейский ром, а также швейцарскими часами, фарфоровой посудой.
Про Музей дружбы народов села Ципья надо рассказывать отдельно. Другого такого нет не только в Татарстане, но, может, и по всей России. Здесь хранятся редчайшие экспонаты. Например бивень мамонта весом 137 кг и коренной зуб весом 12 кг, найденные в окрестностях Ципьи. Но главная тема экспозиций музея обусловлена его названием.
Еще в древних индийских ведах упоминалось о фундаментальном принципе живой и неживой природы, выраженном емкой формулой "Единство - в многообразии". В жизни села Ципья и музее, отражающем эту жизнь, данная формула нашла реальное воплощение. В этом убедились тысячи людей, ознакомившихся с экспозициями. За 38 лет существования музея здесь побывали экскурсанты из 17 стран, их восторженные отзывы на 24 языках запечатлены в 13 увесистых томах.
У истоков этого большого дела стоит учитель-энтузиаст, фронтовик Гарифзян ага Галиев. Именно благодаря его неиссякаемой энергии и организаторскому дару уже не одно поколение ципьинцев, как дети, так и взрослые, увлечено поиском интересных экспонатов для своего музея.
Говорят, что самобытность культуры лучше сохраняется в компактных национальных очагах, окруженных иноязычной культурой. Так, многие ученые отмечают, что финские татары более чисто говорят по-татарски, нежели татары, проживающие на своей исторической родине. Трудно поверить, но удмуртские этнографы только в музее села Ципья смогли найти старинные национальные нагрудные украшения, хотя до этого исколесили всю Удмуртию вдоль и поперек. Как сюда, в балтасинские края, граничащие с Кировской областью и Республикой Марий Эл, попали вотяки - остается исторической загадкой. Возможно, когда-нибудь ее отгадают, но важно, что удмурты, оказавшись в окружении чужих племен, смогли найти с ними общий язык, сберечь свою культуру и донести ее до наших дней. А сегодня в этом помогает и Музей дружбы народов.
Его экспонаты - настоящий клад для ученых-этнографов, желающих проникнуть в глубинные пласты культуры народов, издревле населявших Поволжский регион. Вот, скажем, старинные платья удмуртских, марийских и татарских женщин. Они вывешены рядышком и, на первый взгляд, мало чем отличаются друг от друга. Неспециалисту трудно провести их этническую идентификацию. Но людям знающим известно: марийцы шили одежду преимущественно из белого полотна, удмурты - из красного, а татары - из белого и голубого.
Чем объяснить такой выбор цвета? Предоставим возможность порассуждать на эту тему ученым мужам. Также пусть они попробуют разобраться, почему вышивались разные узоры на сюлыках, шимаки и калфаках - головных уборах удмуртских, марийских и татарских женщин. Или взять лапти - чем не предмет для научного исследования? Щи ими, понятно, никто не хлебал - ни русские, ни татары, ни удмурты, ни марийцы, но плели их все по-разному. У марийцев лапти получались аккуратные и узкие, у удмуртов - глубокие, у татар и русских - почти одинаковые. У каждого народа свои традиции в деревенских ремеслах, в чем-то схожие, а в чем-то отличные. Единство - в многообразии...
Сегодня в Ципье проживают 878 татар, 632 удмурта, 48 русских, 24 марийца, 14 чувашей. Опыт совместного бытия настолько прочно вошел в сознание ципьинцев, что даже в самые лихие годы село не знало больших потрясений, люди всегда тут жили зажиточно, в ладу и уважении друг к другу, словно невидимый добрый дух, поселившийся здесь со дня основания села, оберегал их от раздоров и нищеты. Однако справедливости ради следует заметить, что свою роль в развитии инфраструктуры сыграло и то, что в 1938-1958 годах Ципья была райцентром, и экономика села тогда заметно укрепилась. Некоторые из созданных в ту пору предприятий сохранились и поныне.
В Ципье практически нет безработицы, столь характерной для пригородных поселений, жители которых трудоустраиваются преимущественно в городах. Здесь же не нужно никуда ехать (да и, по правде говоря, некуда - до Казани, например, более 100 километров), рабочие места созданы в самом селе. Сельхозтехника, филиалы фабрик плетеных изделий и меховой, участок сельхозхимии, дорожный отдел "Татавтодора", ПМК-5, торговое объединение, пекарня, больница, школа, два сельхозкооператива - "Ударник" и "Труд". Работа на любой вкус. Но труднее всего попасть, как тут шутливо говорят, в "ЕЭС" и "Газпром" - на подстанцию электросетей и газовый участок, где зарплата значительно выше.
Председатель Ципьинского СМС Фоат Хайрутдинов в общем доволен тем, как благоустраивается село. Во всех домах - газ, на основных улицах - асфальт, подведена чистая родниковая вода. Налажена нормальная работа коммунальных служб, организован вывоз мусора, не только Ципья, но и другие деревни имеют полигоны твердых бытовых отходов.
- Нам бы еще новый клуб достроить, - говорит "мэр" Ципьи. - В прошлом году активно взялись, но сейчас почему-то приостановлено финансирование. Вторая важная задача - заасфальтировать все дороги в селе, а не только главные. И еще хотим украсить центр Ципьи: разбить аллеи, посадить цветы, обновить памятники павшим в Великой Отечественной войне...
Советы местного самоуправления становятся ключевым звеном управления на местах. Ципья и здесь показывает пример.
Автор статьи: Мингазизов Рафаэль, 15.11.2003 г., № 229 (25045), www.rt-online.ru
В начале была основана деревня Старая Ципья, в котором проживали кряшены. Рядом с ней начали обосновываться первые жители- удмурты
По архивным источникам первые жители села Ципья начали обосновываться на берегу реки Арборки в начале 18 века. Название села удмуртский этнограф-историк М.Г.Атаманов связывает с именем собственным – Чабъя (Чипъя). Это название одной из групп воршудских племен (из книги «История Удмуртии в географических названиях», М.Г.Атаманов, Ижевск, 1997).
В начале была основана деревня Старая Ципья, в котором проживали кряшены. Рядом с ней начали обосновываться первые жители- удмурты- д.Тлогурт (часть Ст.Ципьи, что в переводе – «огненная земля»). Легенда донесла до нас, что из-за постоянной нужды огня в деревне был разожжён костёр, которому не давали потухнуть. В центре деревни возвышалась одноглавая каменная Троицкая церковь, корабельный профиль которой изумлял жителей округи с 1752 года. В 1845 году на ней был установлен колокол (из книги «Памятники архитектуры»). Церковь обслуживали трое: батюшка и два помощника. С установлением советской власти в годы культурной революции в 1937 году церковь была закрыта «в связи с нарушением санитарно-гигиенических правил» и «неоднократными жалобами прихожан». Имущество церкви было продано через кооператив (Государственная Книжная палата «Азьлане»).
За 350 вёрст шла молва и слава Ципьинского базара. Кисель, квас, кренделя, караваи пышного хлеба, уголь, мочала, лыко, лён, пакля, лошади, домашний скот, валенки – товары на любой вкус и выбор. «Гудел» базар звучала татарская, удмуртская и марийская речь и музыка.
Просвещение
Первые сведения о школе относятся к 1844 году («ведомость об открытии училищ в слободском, Елабужском, Сарапульском округах в1844г.» Архив, г.Киров.)
В Ципьинской волости работали 20 начальных народных училищ: 2 из них, для детей вотяков, находились в селе Ципья (Гурьевское)- 8 мальчиков и 5 девочек. Упоминание о первых учителях датировано 1870 годом – «Отчёт по обозрению начальных народных училищ в Малмыжском уезде». Лестные отзывы даны учительнице Княгинской, помощнице Бахтеревой, законоучителю-священнику Олюнину.Имя одного из основателей династии учителей Наздекова Павла до сих пор передаётся из поколения в поколение.
Колхозное строительство
Первые коллективные хозяйства в Ципье были организованы в 1930 году. Всего их на территории было 2. В Тлогурте на базе машинного товарищества «Герд» (в переводе «узел»), которому государство выделило в кредит сеялку-семирядку – 1 шт., жнейку – 1 шт., молотилку с приводом – 1 шт., плуги конные – 5 шт.; был образован колхоз «Дэмен». Первыми его председателями были Караваев Федот Васильевич, Шмелёв Николай Захарович, Наздеков Николай.
Жители другой части – Ципьи – создали колхоз «Горд кизили», что в переводе - «красная звезда», объединивший первоначально 8 хозяйств. Председателем был избран Трофимов Александр, счетоводом – Синяев Константин. Колхоз специализировался в начале на растениеводстве: сеяли рожь, овёс, ячмень, просо, гречиху и чечевицу, горох, лён, коноплю. Через 5 лет начали заниматься и скотоводством. Колхоз имел 2 конные молотилки и 6 веялок.
Объединение 12 колхозов (Ст.Ципьи и близлежащих деревень) произошло в 1950 году. Колхоз был переименован в «Труд».
Балтасинский муниципальный район
Фото: Геннадий Макаров
http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/svyatki-v-mamadyshskom-i-laishevskom-uezdakh