Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Где умирает надежда, врач опускает руки.

Тюнтер с. (Починок по речке Тюнтер) Арборская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Татарстан, Балтасинский р-н, село Тюнтер

Кладбища Тюнтер д. Арборская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.

Мечеть с. Тюнтер Арборская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.



Год основания: с 1678 г.

Упоминается (ссылка на источник информации):

  •  

История наименования и принадлежности:

  • с. Тюнтер Арборская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.
  • Россия, Респ Татарстан, Балтасинский р-н, село Тюнтер 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:


 Село в Балтасинском районе, в бассейне р. Кушкет, в 16 км к северу от пгт Балтаси. 
     На 2008 г. - 589 жителей (татары). 
     Полеводство, молочное скотоводство. 
     Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть. 
     Известно с 1678 г. как Починок по речке Тюнтер. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян, выполняли лашманскую повинность. Занимались земледелием, разведением скота, торговлей. В начале 20 в. в селе Тюнтер функционировали 2 мечети (были построены в 1831 г. и 1912 г.), медресе (основано в 1827 г.), мектеб, водяная мельница. В этот период земельный надел сельской общины составлял 3204 десятины. На рубеже 19–20 вв. село Тюнтер оказалось в эпицентре борьбы сторонников кадимизма и джадидизма (см. Тюнтерские медресе). Медресе, возглавляемое известным богословом И. Динмухамметовым, являлось крупным религиозным центром своего времени и находилось под влиянием кадимистов. Основатель и мударрис мектеба с. Тюнтер М.Ш. Шамсутдинов являлся приверженцем новометодного образования. При мектебе была организована библиотека "Шамси" с джадидистской литературой. 
     До 1921 г. село входило в Арборскую волость Малмыжского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. центр Тюнтерского района, с 02.03.1932 г. в Балтасинском, с 04.08.1938 г. в Ципьинском, с 16.07.1958 г. в Балтасинском, с 01.02.1963 г. в Арском, с 12.01.1965 г. в Балтасинском районах. 
     Число жителей: в 1811 г. - 439, в 1859 г. - 1132, в 1884 г. - 1341, в 1905 г. - 1420, в 1920 г. - 1609, в 1926 г. - 1441, в 1938 г. - 1213, в 1949 г. - 827, в 1958 г. - 559, в 1970 г. - 527, в 1979 г. - 546, в 1989 г. - 536, в 2002 г. - 564 чел.


Тюнтерское медресе лидера кадимизма Ишми ишана

Одним из самых интересных населенных пунктов Балтасинского района является село Тюнтер (Түнтәр), расположенное в 16 км к северу от пгт Балтаси в бассейне реки Кушкет. По русскоязычным письменным источникам оно известно с 1678 года как «Починок по речке Тюнтер». Татарские шеджере (родословные) и фольклор, а также рукописная книга Назиба Тюнтери «История деревни Тюнтер» дают возможность удревнить историю села до начала либо середины XVII века — в них основателями деревни названы выходцы из села Янгулово шесть братьев, сыновья Янгол-бабая (якобы основателя села Янгулово, хотя оно известно как минимум со времен Казанского ханства): Кушай, Кушандай, Кюркэ, Янгырчи, Юкачи и Утай. В XVIII — первой половине XIX веков жители Тюнтера относились к категории государственных крестьян, несли лашманную повинность. Основные их занятия в этот период — земледелие и скотоводство, а также торговля. Число жителей (татары) — 439 (1811 год), 1 132 (1859 год), 1 341 (1884 год), 1 420 (1905 год), 1 609 (1920 год), 1 441 (1926 год), 1 213 (1938 год), 827 (1949 год), 559 (1958 год), 527 (1970 год), 546 (1979 год), 536 (1989 год), 564 (2002 год), 591 (2010 год), 553 (2015 год) человек.

Имеются сведения, что первое сельское медресе было основано в начале 1730-х годов неким Габдерразаком бине Ишмухаммедом бине Тами, выходцем из современного Пестречинского района РТ (в источниках указана деревня Кәтрәнәҗ), примерно до 1770 года проработавшим здесь мударрисом. В 1770—1785 годы мударрисом села Тюнтер был один из его учеников Усман-хазрат бине Исмагил бине Кутлумухаммед ат-Тюнтяри (а другой ученик Габдеразака-хазрата — Габделхамид бине Утяган бине Ярмухаммед бине Кутлумухаммед бине Мухсин ат-Тюнтяри — в середине XVIII века открывает новое медресе в селе Маскара ныне Кукморского района РТ и преподает там). В 1785—1805 и 1805—1826 годы мударрисами села Тюнтер были ученики Габдеразака-хазрата Габделхамид бине Утяган и Сагит бине Валид. Отметим, что Хамид и его четыре сына — Габдельгаффар, Габдельфаттах, Галлям и Сабит — были очень известными и почитаемыми людьми во многих деревнях региона как просветители народа.

В 1829 году мударрисом медресе села Тюнтер становится Мухаммедгали Сафиулла (Гали Сафиуллин; Гали ишан), которому нередко также приписывается основание этого медресе. Прямой потомок основателей села Тюнтер, он, проучившись в медресе селах Маскара и Сосна (у таких известных преподавателей, как Мухаммедкарим ал-Ашыти, Габдулла бине Яхья, Тажетдин ал-Иштиряки), города Бухары, посетив Афганистан, Тибет и Индию, вернулся в родные края авторитетным теологом и педагогом. И вот, став в 1827 году имам-хатибом у себя в селе, Гали Сафиулла вывел тюнтерское медресе в разряд крупнейших региональных исламских учебных заведений Российской империи. Вскоре оно стало одним из самых известных в этом крае. Особо отметим, что хотя Г. Сафиулла был энциклопедически образованным человеком, не отвергавшим восприятия новых знаний и передовых идей, он выступал категорически против изучения детьми-татарами русского языка, считая внедрение русской культуры в среду татар одной из активнейших форм ассимиляции своего народа, чем снискал много хвалебных слов в свой адрес от представителей татарской интеллигенции, в частности, выдающегося деятеля татарского национального движения Гаяза Исхаки и народного писателя РТ, заслуженного деятеля искусств РФ Туфана Миннуллина.

В 1859—1875 годах тюнтерское медресе возглавлял зять Г. Сафиуллы Шамсутдин бине Рахматулла бине Мухетдин бине Субханкул бине Рахманкул Мазари. В 1887 году на средства купца Абдуллатифа Хакимова, а в 1905 году на средства его сына Мухаммедшакира Хакимова (Хаким-бая, внесшего, в частности, огромный вклад в развитие Бугульмы), в селе были построены большие кирпичные здания медресе, что свидетельствовало о постоянном притоке шакирдов, желавших учиться в этом учебном заведении. В 1877—1918 годах имам-хатибом мечети и мударрисом медресе был уроженец деревня Верхняя Сунь Малокирменской волости Мамадышского уезда Казанской губернии (ныне Мамадышского района РТ), ученик Г. Сафиуллы, известный богослов и мыслитель Ишмухамет Динмухамметов (1842—1919), прославившийся под именами Ишми ишан, Абу Накип ат-Тюнтери и Ишмухаммат ат-Тюнтери.

При нем — «верховном лидере кадимизма» — село Тюнтер стало центром кадимизма в нашем регионе, в медресе строго сохранялась бухарская система обучения, о чем очень подробно написано в научных статьях Рустема Мухаметшина в сборнике «Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий» (Казань, 2001), Радика Салихова и Рамиля Хайрутдинова в журнале «Эхо веков» (2004, №2), в публикациях учителя-краеведа Рафхата Зарипова (см., например, «Эхо веков», 2003, №1/2; здесь же даны интересные иллюстрации) и правнучки богослова Диляры Мухамедьяровой.

Имеются сведения, что первое сельское медресе было основано в начале 1730-х годов

В 1890 году сын Шамсутдина Рахматуллина Мухаммаднаджип Шамсутдинов (Назиб Тюнтери, 1863—1930) был избран вторым имамом тюнтерской мечети и открыл собственное медресе («Шамсия»), которое развивалось под влиянием джадидизма. В 1903 году в нем официально было введено новометодное обучение. Отношения между двумя мударрисами были враждебными (между их земельными участками была построена высокая каменная стена!), и в 1912 году, в результате интриг Ишми ишана, Назиб Тюнтери был отстранен от должности и уехал из села. Но новометодное медресе продолжало действовать благодаря поддержке благотворителей-джадидистов. В 1919 году, после расстрела мударриса медресе И. Динмухамметова, кадимистское учебное заведение прекратило свое существование. Назиб Тюнтери вернулся в село в 1918 или в 1919 году, в 1922 году добился официальной регистрации медресе как духовного учебного заведения для взрослых в соответствии с советским законодательством, однако оно проработало лишь около года…

До 1921 года село входило в Арборскую волость Малмыжского уезда Вятской губернии. С 1921 года в составе Арского кантона ТАССР. С 10 августа 1930 года центр Тюнтерского района, со 2 марта 1932 года в Балтасинском, с 4 августа 1938 года в Ципьинском, с 16 июля 1958 года в Балтасинском, с 1 февраля 1963 года в Арском, с 12 января 1965 года в Балтасинском районе. Ныне центр Среднекушкетского сельского поселения.

В 1932 году в селе был организован колхоз «Урняк» (первый председатель — С. Галиев), в 1942 году разделенный на колхозы «Урняк» и им. Кирова. В 1949 году они объединены в колхоз им. Кирова, с 1963 года в составе колхоза «Дружба», с 1994 года — колхоза «Тюнтер», с 1995 года — СХПК «Тюнтер», с 2006 года — ООО «Дуслык». Ныне жители села работают преимущественно в ООО «Дуслык», занимаются полеводством, овощеводством, мясомолочным скотоводством. В селе действуют дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, средняя школа, детский сад, библиотека, мечеть. Здесь сохранились объекты культурного наследия — деревянная мечеть XIX века и каменное здание медресе 1912 года, построенное на средства купца Абдуллатифа Хакимова.

Среди известных уроженцев села — упомянутые выше религиозный деятель и ученый-богослов Мухаммедгали бине Сайфулла бине Абдрашид бине Утяган бине Ярмухаммед бине Кутлумухаммед бине Мухсин ат-Тюнтяри (1772 или 1783 — 1874), про которого подробно писали Шигабутдин Марджани (в своей исторической книге «Мустафад ал-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар») и Ризаэтдин Фахретдинов (в своей многотомной историко-биобиблиографической книге «Асар», посвященной жизни и творчеству деятелей культуры, науки и просвещения народов Востока); а также еще один потомок Янгол-бабая, отец бугульминского Хаким-бая, уфимский купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Уфы, меценат Абдуллатиф Абдулхакимович Хакимов (1839—1920), построивший, в частности, кирпичную двухминаретную Четвертую соборную («Хакимовскую») мечеть и двухэтажное кирпичное медресе на 300 учащихся («Хакимия») в Уфе…
 

Источник : https://m.realnoevremya.ru/articles/95140-istoriya-baltasinskogo-rayona-tatarstana



Автор -
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов