Кладбища Лельвиж д. Сардыбашская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Село в Кукморском районе, в бассейне реки Бурец, в 35 км к северо-западу от поселка городского типа Кукмор.
На 2002 г. - 595 жителей (удмурты).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, клуб, библиотека.
Известно с 1678 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В конце 19 века земельный надел сельской общины составлял 1623,7 десятин.
Известно с 1678 года. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. До 1920 г. село входило в Сардыбашскую волость Малмыжского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Республики Татарстан. Церкви в селе не было.
В начале 2000-х годов был открыт молельный дом Казанской иконы Божией Матери. Через пять лет было принято решение о строительстве новой церкви. В 2012 году на месте разобранного молельного дома был заложен первый камень в основание храма. По инициативе иерея Леонида Николаевича Прокопьева, строящаяся церковь получила имя Вениамина, Митрополита Петроградского. Священномученик Вениамин (Пуцек-Григорович) – великий подвижник-миссионер, просветитель народов Волго-Камского региона, будучи митрополитом Казанским и Свияжским создал письменность для чуваш, удмуртов, марийцев. И это очень символично, т.к. большинство жителей села - удмурты и богослужения проводятся на удмуртском языке.
Открытие церкви состоялось 25 января 2015 года. В церемонии участвовали сельчане, гости, земляки. В настоящее время завершается наружная отделка и ведутся работы по внутреннему убранству нового храма.
До 1920 г. село входило в Сардыбашскую волость Малмыжского уезда Вятской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Кукморском, с 01.02.1963 г. в Сабинском, с 12.01.1965 г. в Кукморском районах.
Число жителей:
в 1859 г. - 358, в 1884 г. - 387, в 1905 г. - 424, в 1920 г. - 628, в 1926 г. - 688, в 1938 г. - 789, в 1949 г. - 614, в 1958 г. - 594, в 1970 г. - 725, в 1979 г. - 620, в 1989 г. - 477 человек.
Деревня Лельвиж расположена в северо-западной части Кукморского района Республики Татарстан. С запада граничит с деревнями Алан и Б-Сардеган Балтасинского района, с севера - территорией ОКХ «Уныш», с востока - территорией СХПК «Им. Вахитова», с юга - с деревнями Поршур и Малая Чура, входящими в ООО «Намус».
Лельвиж - большая деревня, окруженная «зеленой стеной» лесов. Этот район с древнейших времен был покрыт хвойными лесами. Общеизвестно, что удмурты и их предки являются исконными жителями лесной зоны. Весь многовековой уклад жизни удмуртов, религиозные верования, древний и современный фольклор связаны у них с лесом и рекой.
Название деревни «Лельвиж» происходит из татарского слова «доль» и удмуртского «быж», что означает «хвост мамонта». Татарское долдол - это мифологическое существо в какой-то мере соответствующее русскому «коньку-горбунку». Судя по тексту предания, удмуртское дуль-дуль - это ископаемое животное исполинских размеров; условно переводится это слово как «мамонт». А в 1921 году нашли бивень и зуб мамонта. Бивень весил четырнадцать килограммов, зуб - четыре килограмма.
Предположительно, деревня возникла в первой половине XVII века. В середине 40-х годов XVI века русское государство решило ликвидировать Казанское ханство, чтобы избавиться от своего воинственного соседа, приобрести плодородные земли в Поволжье и Прикамье и монопольно владеть важнейшей магистралью для торговли с Востоком. В апреле 1545 г. началась «казанская война», продолжавшаяся семь лет.
В 1552 году царь Иоанн Грозный завоевал Казанское ханство. Вместе с ним пало и Арское княжество. 10 октября 1552 года все удмурты Арской земли вошли в состав Русского государства. В конце того же года они внесли первый взнос в русскую казну. Но порабощенный народ не хотел смириться с такой жизнью и неоднократно поднимался на восстания. Они то потухали, то снова разгорались новой силой. Все это длилось до 1584 года. В эти же годы в крае начинается христианизация нерусских народов. Уцелевшая от полной ассимиляции часть удмуртов, ушла в более глубокие районы Северной Татарии. Так, группа из нескольких семей добралась до южных границ Малмыжского уезда. Здесь и обосновали новое селение. Старожилы говорят, что деревня Лельвиж существовала уже во время Пугачевского восстания.
В начале деревня входила в состав Китякской волости Малмыжского уезда Вятской губернии, а с образованием Татарской Автономной Советской Социалистической Республики вошла в состав Кукморского района. Архивные данные в г. Малмыже, из-за случившегося там пожара, не сохранились.
Население Лельвижа относится к периферийно-южной группе удмуртов, а разговорный язык - к шошминскому диалекту, много заимствованных слов из татарского языка.
Деревню на две части разделяет речушка Кушур. Она так была названа, потому что берет свое начало на лесной поляне («куш» лесная поляна + «шур» река).
На правом берегу речушки расположена улица Урдогурт. Первоначально эта улица была отдельным поселением, о чем свидетельствует ее название: «урдэс» боковой, соседний + «гурт» деревня, селение. Удмурты этой деревни относились к роду луд, центральным святилищем которых является Луд - священная роща.
На территории улицы Урдогурт (Майская) растет очень старая сосна. Она самая высокая на всей окраине. Сосна является «живым» свидетельством языческого мира. Сосна очень старая и, ее корни мешают при посадке картофеля, но никто не решается поднять на нее топор. Это - священное дерево. Говорят, наши предки молились под нею и оставили завет - хранить и беречь святыню!
На южной окраине деревни тоже росла сосна, но она уже повалилась от старости. Говорят, здесь раньше было языческое кладбище (валлян шай) и сосна стояла по середине маленькой полянки. Под этой сосной проводили моления, видимо, по погребально-поминальным дням. Культ предков занимал очень важное и почетное место в религии удмуртов. Ни одно моление не проходило без поминания усопших предков.
На северной окраине улицы Урдогурт стоит одинокая старая береза. Под ней молились Кылдысину (Кылчину) - творцу, богу земли. Кылдысин был владыкой нижнего, потустороннего мира. Нижний ряд космической модели мира удмуртов представлен в мифологии враждебной человеку подземным миром. Подземный мир воспринимался как страна мрака, холода, смерти - сопал дунне - потусторонний мир, откуда не возвращаются.
Археологические раскопки вблизи деревни не велись. Но на обнаженных склонах речной балки, неподалеку от нынешнего кладбища, были обнаружены кости, черепа, а также серебряные монеты 1870 г. По преданиям, на этом месте раньше было языческое кладбище. С началом христианизации покойников стали носить для отпевания в церковь С.-Чура и там же хоронили. Свое кладбище появилось в Лельвиже только в 30-х годах XX века.
Удмурты составляют большинство жителей деревни. Население в основном занималось земледелием. Так как деревня была окружена лесами, жителям деревни приходилось их вырубать, выкорчевать пни, чтобы сделать поля. Главное орудие труда - это деревянная соха, которая сохранилась до 1960 года и, к сожалению, сейчас ее нет, и деревянные бороны с железными зубьями. Занимались жители деревни и пчеловодством, разводили скот.
Жители деревни участвовали в Первой мировой войне, были среди них и георгиевские кавалеры, один из них - Мешаров Емельян.
Один из грамотных людей деревни Порфирий Федоров принимал участие в установлении Советской власти в уездном центре - г. Малмыже, а позднее работал в уездном военно-революционном комитете.
Колхоз был организован в деревне в 1932 году. Социальный облик деревни перед коллективизацией был таков: кулаков - нет; середняков - 4 семьи: Федоровы, Савельевы, Виссарионовы, Алповы, которые впоследствии все были раскулачены, остальные - бедняки. Семьи Савельевых, и Алповых репрессированы и высланы на Урал (г. Магнитогорск). Семьи Алповых там и остались жить. А семья Савельевых вернулась и ту династию теперь продолжает семья их правнука В. З. Федоров. В последствии раскулаченные семьи были реабилитированы.
Безлошадных крестьян не было. В деревне кузницы держали Васильевы, Капитоновы, Игнатьевы, Егоровы, Букашевы, Кузнецовы, Порфирьевы. Три семьи держали пасеки это: Гордеевы, Алповы, Максимовы. Из середняков Савельевы занимались торговлей, извозом, у Виссарионовых была мельница с конным приводом.
С организацией колхоза жизнь крестьян в экономическом плане не улучшилась. Колхоз назывался «Вильмон 2». Первым председателем колхоза был житель деревни Александр Зюраков. Деревня была поделена на 5 бригад. Основная тягловая сила - лошади. Колхозники работали от зари до позднего вечера, за трудодни.
Первая автомашина полуторка была приобретена колхозом в 1936 году, а в 1939 году шофер машины Макар Мефодиев вместе с машиной был мобилизован на финскую войну. В эти же годы в деревне были открыты изба-читальня, клуб. Жизнь была тяжелой, денег не платили. Чтобы их зарабатывать, людям приходилось в свободное время заниматься различными промыслами: валкой валенок, изготовлением из мочалы кулей, плетением корзин. Многие семьи в довоенные годы переселились в различные места нашей страны - в Забайкалье, на Дальний Восток, в Удмуртию.
Как и всем жителям нашей страны, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. принесла много горя. Есть семьи, в которые не вернулись из войны по два, по три человека. Из семьи Черновых не вернулись Виссарион, Захар, Николай. Из семьи Максимовых не вернулись сыновья Федор, Александр. Из семьи Федоровых Захар и Петр. На войну ушли всего 153 мужчин, из них 91 погибли. Многие из них были награждены орденами и медалями. Двумя орденами Красной Звезды был награжден Василий Баширов, кавалерами этого же ордена были Михаил Баширов, Михаил Балтасев, Василий Демьянов.
Награжден орденом Славы III степени Иван Маслов. Один из сыновей раскулаченного Федора Савельева, Григорий, живший после войны в г. Сарапуле, был награжден орденами Славы III степени и Красной Звезды, медалью «За отвагу».
В послевоенные годы количество и национальный состав деревни изменился мало. Некоторые в поисках счастья уезжали в далекие края, некоторые оставались жить в отчем доме.
В настоящее время количество жителей деревни растет. Молодежь остается в деревне, появляются молодые семьи и новые улицы.
По данным Всероссийской переписи населения октября 2002 г. в с. Лельвиж проживает 600 человек, из них 587 - удмурты, жилых домов - 130.
Код | ? | Название | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ландратская перепись, РГАДА 350-1-147, 1716—1717 г. | ||||||||||
3400031 | В деревне Лельвыж | Казанская губерния | Арская дорога, Вотская дорога, Ямака Досмякеева, Ямайкова сотне Досмякеева новокрещены | — | — | — | 58об | |||
3400063 | В деревне Лельвыж | Казанская губерния | Арская дорога, Вотская дорога, Ямака Досмякеева, Ямайкова сотня Досмякеева вотяки | — | 7 | ♂ 22 ♀ 24 | 112 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-1-159, 1719 г. | ||||||||||
3140185 | деревни Лельвыж | Казанская губерния | Арская дорога, вотцкая Ямайкова сотня Досмекеева | — | — | — | 112об—113 | |||
2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1140, 1744—1747 г. | ||||||||||
80203 | в деревне Лельвыже | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Арская дорога, Байтулова сотня Васкеева | государственные ясашные вотяки | — | ♂ 49 | 118212—118260 | 402об—405 |
№ (код) | Тип ? | Название ? | Округа | Волость | Разряд ? | Душ муж. пола ? | Дворов | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0719023 | д. | Лелвиже | Елабужская округа | Кетятская волость | ясашных вотяков крещеных | 107 | 29 | 1, л. 228 об. |
Источник: 1. Ведомости о селениях Вятской губернии на 1802 год // ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8003 | Лельвыж | д. каз. | при рч. Лельвыжке | Малмыжский уезд, Стан 2 |
По правую сторону Елабужского почтового тракта | 36 | 40 | 50 | 143 | 215 | 358 |
Реестр селений и жителей на 1891 год
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
9984 | Лельвыж; Лельвиж | Вятская губерния, Малмыжский уезд, Сардыкбажская волость, Лельвижский район |
н/д | н/д | 72 | 387 | н/д | |
Рода, число семей: Нет — 72 |
||||||||
Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. |
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | ? | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
05180307 | деревня | Лельвиж | Малмыжский уезд | Сардыкбажская волость, Лельвижский район | 65 | 183 | 204 | 387 | 1, ч. II, табл. 1, с. 54 | |||
Сословие (разряд) Народность |
||||||||||||
государственные крестьяне вотяки |
65 | 183 | 204 | 387 | ||||||||
Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 1. Малмыжский уезд. - Москва, 1886.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
050313 | деревня | Лельвыж | Малмыжский уезд | Сардыкбажская волость | 80 | 216 | 208 | 424 | 1, л. 367 об. |
Источник: 1. Списки населенных мест Малмыжского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/5.
№ (код) | Название | Район | Сельсовет | Кол-во жителей | Национальность (чел.) | Волость до районирования | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
30213801 | Лельвиж | Кукморский район | Лельвижский сельсовет | 688 | вотск.: 688 | Шемарданская | 1, с. 55 |
Источник: 1. Списки сельсоветов и населенных пунктов по районам ТАССР. Казань, 1930.
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Нац. состав населения | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
48371601 | сельская местность | Лельвиж | Кукморский район | Лельвижский сельсовет | удмуртское | 1, с. 93 |
Источник: 1. Татарская АССР: Административно-территориальное деление на 1 января 1948 года/ Сост.: Г.С.Губайдуллин. - Казань: Татгосиздат, 1948. - 220 с.
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
92233829001 | село | Лельвиж | Республика Татарстан | Кукморский район | Лельвижский сельсовет | 595 | 308 | 287 | удмурты: 98 % | сельское | 1; 2 |
Источники: 1. Тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат)., 2. База данных "Этно-языковой состав населённых пунктов России" .
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
92233829001 | село | Лельвиж | Республика Татарстан | Кукморский муниципальный район | Лельвижское сельское поселение | 561 | 298 | 263 | сельское |
Источник: 1. Тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат).
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
92633429101 | с | Лельвиж | Республика Татарстан (Татарстан) | Кукморский муниципальный район | Сельское поселение Лельвижское |
Источник: 1. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) // Федеральная служба государственной статистики.