Год постройки: 1872-76 г.г.
В приходе состояли населённые пункты:
Церковь построена в 1872-76 гг.
Зданием каменная с таковой же колокольней.
Престол 1 во имя святителей: Петра, Алексея и Ионы московских святых чудотворцев. Освящен 21 февраля 1877 г.
Утварью снабжена достаточно.
По штату положено: священник, диакон и псаломщик.
Жалование положено из государственного казначейства священнику 294 р., диакону 147 и псаломщику 98 р.
Другие источники дохода: причт ползуется добровольными сборами по приходу. На весь причт сборов поступает на суму 120 р., из них на долю священника 50 р., диакона 40 р. и псаломщика 30.
Земли усадебной с погостом церковным 3 десятин, пахотной 25 десятин 1980 саж., сенокосной 7 дес. 1824 сажень. Пахотная земля при церкви, а сенокосная во владении крестьян. Пахотная земля неудобная и дохода причту приносит очень .
Качество церковной земли: плоха и неудобна для обработки.
Средний доход 20 р. в год.
Дома: 4 дома, построены тщанием церковно-приходского попечительства в 1911-12 и составляют собственность церкви.
Другие здания: деревянный амбар для жертвуемого в казну жита, холста и прочего, 6 небольших деревянных лавок.
Качество их: все новые
Ближайшие церкви: Богородская в 15, Лобанская в 18, Порез 15, Спасская в 8.
Опись церковного имущества с 1863 г.
Метрические книги с 1860 г.
Книги до церковного круга в достаточном количестве.
Книг для чтения 176 томов.
Имеются школы: земская в 5 в. в д.Мало-Березинской. Учится 40 человек.
Церковная школа в доме церковно-приходского попечительства. Учится 65 мальчиков и 31 девосчка.
Владыка посетил приход в 1912 г.
ГАКО ф.237 оп.70 д.956 лл. 403--004
Один из самых идилличных храмов в районе. Расположен в 7 км. от д. Туманы в покинутой жителями деревне (Через 80 лет стены храма вновь услышали молитву и ощутили запах свечей!).
Сложный ландшафт, изобилующий оврагами и складками рельефа, лес, вторгающийся в застройку деревни и вплотную подступающий к храму, создают поэтическую ауру запущенности места.
Небольшая однопрестольная церковь в русско-византийском стиле со свойственными подобным храмам несколько тяжеловесными формами и характерным декором. Построена по образцовому «Проэкту каменной церкви на 550 человъкъ» №15 из альбома К. А. Тона. Приход, образованный из деревень, относившихся к Николаевской церкви села Лобань, открыт по постановлению Вятской духовной консистории от 23 декабря 1859 года, благословленному епископом Агафангелом 8 апреля 1860 года.
Первая деревянная церковь с одним престолом в честь Московских Чудотворцев Петра, Алексия и Ионы построена на средства прихожан в 1861 году и в том же году освящена. В 1872 году вместо деревянной церкви заложили одноименную каменную, которая была окончена строительством в 1876 году и освящена 21 февраля 1880 года.
В основе объемно-пространственной композиции памятника лежит двусветный «восьмерик от земли» со слегка укороченными диагональными сторонами. К его восточной грани примыкает крупная полукруглая апсида, карниз которой доходит до отметки основания килевидных закомар в завершении стен восьмерика. Покрыта апсида гуськовой кровлей.
Над позакомарным покрытием возвышается увесистая глава на цилиндрическом барабане, облегченном двенадцатью проемами. Трёхъярусную колокольню объединяет с церковью переход-трапезная в две оси проемов. Массивный, прямоугольный в плане ярус-пьедестал колокольни повторяет декоративные формы восьмерика. Его покрытие в виде двух перекрещивающихся полуцилиндров прорезает легкий неравносторонний восьмигранный столп звонницы, увенчанный приплюснутой граненой главой.
Фасадное убранство памятника типично для храмов этого стиля. В разном масштабе на всех уровнях многократно обыгрывается мотив арки с килевидным заострением.
В завершениях восьмерика и основания колокольни арки имеют многорядный полуциркульный архивольт ступенчатого профиля. Суховатые по очертанию, завершения рамочных наличников окон апсиды, трапезной и яруса звона колокольни – вытянутые.
Их осевую композицию поддерживают филенки с остроконечной по четырем сторонам круглой рамкой. Когда-то в них помещалась фасадная живопись, от которой к настоящему времени сохранились только очертания.
Внешняя настенная роспись находится и в плоскости ложного окна алтарной апсиды (см. Приложение №3). Декоративные филенки-тондо сочетаются с круглыми окнами второго уровня основания колокольни, которые отмечают геометрический центр фасадных закомар. Грани столпа звонницы обработаны плоскостным декором, отражающим общий характер памятника: аркатурный пояс, угловые лопатки, профильные импосты в основаниях арок проемов яруса звона.
Импосты переходят на лопатки и членят их в пропорции золотого сечения. Выразительны трехчастные, разделенные тонкими колончатыми простенками окна по южному и северному фасадам восьмерика. На главах установлены традиционные «осьмиконечные» кресты. Рундук западного портала, а так же открытые паперти перед боковыми входами собственно храма утрачены.
Внутреннее пространство главного помещения церкви перекрыто восьмилотковым сводом, плавно переходящим в купол светового барабана. Основания лотков усилены распалубками окон верхнего света. Сочетание широких распалубок, обрамляющих осевые проемы с зауженными диагональными позволило создать богатую по композиции и тектонически обоснованную рельефную гамму поверхности основания свода. Над проемами барабана та же идея поддержана цепочкой мелких распалубок, на которые опирается центральный купол.
Цилиндрический свод над помещением трапезной-перехода имеет логическое продолжение в одинаковой с ней по ширине апсиде и замыкается конхой. Планировка нижнего яруса колокольни трехчастна: с проходом-притвором посередине и продолговатыми заоваленными помещениями палаток по сторонам. Северная палатка оборудована лестницей, ведущей на верхние ярусы. В южной палатке, перекрытой цилиндрическим сводом с торцевыми лотками, - служебное помещение и кладовка.
В интерьере уцелела верхняя часть рамы иконостаса. Его эклектичная форма, вызывающая ассоциации, связанные с мотивами необарокко, не вполне удачно вписалась в стилевой контекст храма. Масляная живопись, выполненная в позднеакадемической манере с оттенком примитивизма, характерна для провинциальных стенописей Вятской губернии 2-й пол. XIX века (см. Приложение №3). В колорите доминируют насыщенные синие, зеленые, охристые тона. Композиции и отдельные клейма, в значительной степени осыпавшиеся, грамотно размещены на поверхности стен и сводов. Согласно автографу живописца, помещенному в нише ложного алтарного окна, храм расписал художник А. Г. Загвозкин. Габаритные размеры здания в плане: длина – 37,6 м ., ширина по восьмерику – 16,6 м . полностью соответствуют заданным параметрам образцового проекта.
Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях.- Спб., 1844; Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание.- Вятка, 1912.- С.364; ГАКО. Ф.1401. Оп.1. Д.5. Шабалин В. И. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год.- Л.349; Церкви и приходы Вятской епархии (По клировым ведомостям 1872 г .) // ВЕВ.- Вятка, 1873. - 1 мая (№9).- С.301; ЭЗВ. Т.1. Кн.2. Села и деревни.- Киров, 2002.- СС.78-79.
Источник. «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области». Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. – Киров, 2007. Автор Скопин Е.Л
Электронный вариант статьи из книги Е. Л. Скопина подготовлен Балабановым Иваном. E-mail: Chumovka@yandex.ru ICQ 422-646-549