Кладбища с. Шалеговское Шалеговская волость Орловский уезд Вятской губернии
Покровская церковь с. Шалеговское Шалеговская волость Орловский уезд Вятской губернии
Волостной центр
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Архивы:
Центр ШАЛЕГОВСКОГО сельского округа.
Расстояние до центра р-на (пгт Оричи) 14 км, дата основания - 1602 г., прежние названия: погост Покровский, Шалеговский.
Расположено на низменной местности и невысоких холмах, посередине проходит из небольшого пруда проток, а с северной стороны прилегает болото. Лесов нет, только перелески.
Летопись села, написанная в XVIII в., сообщала, что первыми жителями были семьи «из ново-града ушкуев», которые проживали на Истобенском побережье и сбежали оттуда при Иване IV Грозном, когда составлялись писцовые книги для обложения населения тяглом в 1570, 1590, 1595 гг. Первоначальное название селения - Покровский, т.к. жители принесли с собой икону из новгородчины и поставили согласно грамоте патриарха Иова от 2 августа 1602 г. Покровскую церковь, деревянную. Каменная церковь построена в 1811-1817 гг., в 1869- 1870 гг. перестроена и расширена, приход состоял из 57 селений. Местная летопись подчеркивала авантюрные наклонности первожителей, гнездом разбойников была д.КЛОПИХА. Часть жителей позднее была выслана в Сибирь. Близ села, на речке Холунице, располагалась д. ХАРАПУГИЧИ (поч. Луки Гребнева, 1795-1987), где тоже проживал беспокойный люд из пришлых поселенцев.
Центральный пункт шалеговской округи официально назван с. Шалегово в «Переписной книге» В. Отяева, составленной в 1645-46 гг. Слово «шалга» имеет несколько значений: большой вхожий лес, скопище шалунов, тать (разбойник). Все можно положить в основу названия - селение, возникшее в большом лесу, где жили люди, промышлявшие разбоем (шалаганы). Вначале оно подчинялось Истобенской волости, в 1645 г. была образована Шалеговская волость, в 1678 г. в ней числилось 36 селений, проживало около 1300 человек. Рост населенных пунктов шел за счет притока жителей Вятского края. В середине XVII в. существовали уже многие деревни, которые дошли до нашего времени: ЛОБОШАНЕ (поч. Ф. Гребнева, 1626), ОВЧИННИКИ (поч. Елки Дудоладова, 1646), ЛОГИЧИ (поч. Панки Дементьева, 1646), ИШИМОВЫ (поч. Ф. Бородулина, 1629), ВЕРШИНИНЦЫ (поч. Никифора Вершинина, 1629), БУШМАКИ (поч. Трофима Новикова, 1646), КОРОЛИ (1646), КОРОЛЕВЫ (поч. Ф. Матанова, 1646) и др.
Священнослужители Покровской церкви в XIX - нач. XX вв. Н.Разодорский и Н.Кошурников подняли крестьян на осушение системой каналов и прудов болотистой почвы, на которой располагались жилища. Дефицит земли порождал отходничество и развитие ремесленных подсобных промыслов: рубить и сплавлять лес, жечь уголь, гнать деготь и смолу, перевозить грузы, бурлачить, плотничать. В 1883 г. в Шалегове работало 5 рогожных заведений, действовал фаянсовый завод Мамаева, выпускавший чайную посуду и тарелки.
В округе имелись мастера по выделке изделий из древесины, бересты, лыка, лозы. Ткали льняное полотно, холстину, половики. Валяли и тачали валяную и кожаную обувь. Делали гармошки, шарманки, балалайки.
В «Календаре Вятской губернии на 1916 год» указано, что в волости имелось 90 селений, 1540 дворов, 10433 жителя (включена пустошенская округа). В с. Шалегово была церковно-приходская женская школа, земское начальное училище, такое же в д. САВВИЧИ (поч. Козьмы Черемухина, 1795).
Первой сельхозартелью в волости в 1921 г. стала артель им. Урицкого, объединившая 7 хозяйств в д. ЗАЛЕСЬЕ. В 1930-х гг. многие деревни входили в колхозы «Доброволец», «Запад», «Север», «Восток» и др. В 1950, 1958 гг. прошло укрупнение колхозов, образован - «Шалеговский», а в 1961 г. он объединен с колхозом «Ленинская искра» Истобенского сельсовета, в 1965 г. вновь созданы два хозяйства - «Истобенский» и «Шалеговский». Ныне село - центр АОЗТ «Шалегово», действуют школа, библиотека, Дом культуры, музей.
Знатные земляки округа, уроженцы д. ГЛАДУХИНЫ (поч. Анисима Решетникова, 1678-1973) Ростовцевы: Степан Прокопьевич (р. 1893), инженер-полковник морского флота, в 1917 г. служил матросом на линкоре «Гангут», его сын Виктор Степанович (р. 1926), капитан I ранга, профессор, доктор технических наук; Андрей Георгиевич (р. 1889), заслуженный врач-терапевт России; Иван Прокопьевич (р. 1898), депутат Верховного Совета СССР первого созыва, секретарь Старобельского окружного комитета партии Украины, репрессирован в 1938 г., реабилитирован в 1954; Александр Михайлович (р. 1925), подполковник внутренних войск, был начальником Кировской межобластной школы МВД. В д. ЛОБОШАНЕ (поч. Федора Гребнева, д. Лобашана, Лобошань) родился Герой Советского Союза А.Ф. Гребенев (1924-1944).
«Село Шалегово находится на юге от уездного города Орлова в расстоянии 27 верст на юго-запад от губернского города Вятки в расстоянии 55 верст, расположено среди болот. С юга село защищено высокою горою», - так записано в Календаре и «Памятной книжке Вятской губернии за 1898 год».
История названия населенного пункта Шалегово неизвестна, но в энтомологических словарях Даля, Ферсмана и других можно определить несколько толкований, из которых следует исходить в объяснении термина «Шалегово». Шалага в архангельских и сибирских городах - это большой вхожий лес или дровосека (в шалагу ушел). Шалага - в новгородском и сибирском наречии - скопище шалунов, шумливых ребят, шумня. Шалыган у нижегородцев и новгородцев - вор, разбойник, тать. Шалыганичать - повесничать, праздно шататься, тешиться вредными для других занятиями и дурачеством. Вероятно, все эти слова могут лечь в основу объяснения названия села. Селение, возникшее в большом лесу (шалаге), где жили вороватые люди, промышлявшие разбоем (шалыгане), которые не прочь были подурачиться и «пошалить» на Кукарской дороге с проезжими крестьянами и купцами, и получило название - Шалегово.
Летопись, опубликованная крупнейшим краеведом А. С. Верещагиным, написанная в XVIII веке, как полагают, священником Ефимом Нагорничных, сообщает: начальными колонистами Шалеговской местности были истобяне из новгородских ушкуйников, переселившиеся на болотистые шалеговские места с побережья реки Вятки в связи с переписями населения при Иване Грозном в 1570 -1590 годах. Поселились они у подножья горы среди болот на берегу одной из многочисленных малых речек. Их поселок получил название Покровского по имени иконы, принесенной с собой первожителями из Новгородчины. Первожителями покровской местности, беглецы от тягла, были, по-видимому, люди гулящие, бродники, шастники, шиши, имеющие авантюрно-вороватые наклонности. Не случайно местная летопись говорит о них, как о людях «нрава вельми злого, хищного нерадежа божьему храму, не работа землею и творима разбой, им же искома себя питаше». Гнездом разбойников являлась деревня Клопиха, стоявшая в Клопихинском логу у ключа Клопих. Местный краевед XIX века Л. Г. Гребенев отмечает, что часть жителей этой деревни за неблаговидные дела была выслана на поселение в Сибирь. Близ села Покровского, на речке Холуница, располагалась другая деревня - Харапугичи в которой проживал беспокойный и вороватый люд из пришлых поселенцев. По воспоминаниям стариков, в болоте около этой деревни разбойники будто бы в прошлые годы спрятали клад - бочку с деньгами. Вороватость жителей, их беспокойный и авантюрный нрав породили презрительную кличку тогдашних жителей покровской округи - «воры». Это прозвище нередко звучало при решении спорных тяжбенных межевых земельных дел в устах истобян и пищальцев, поносивших соседей-шалеговцев за их неблаговидные дела.
Священник Ефим Нагорничных писал, как полагают, в XVIII веке:
«По прошедше же время возымеша желание построити храм Божий в честь несомой иконы. На строение храма было архипастырское изволение и благословение. А тому времени архипастырей на стане Вяцкой неима и Вяцкая церковь была ведома Казанскима архипастыри и яко хотьба с Казанью в ти лета быть не можна, бысть идеже находишня леса и семитьбе, хищные племена татаровья и черемиса и жители Вятской страны бы ведомы от Московских иерархов».
«На получение изволения и благословления и решения на стройку храма бысть избра три ходока Митька Королев, Петрушка Гребенев, Марко Вершинин иже путешествова на Москву.
На обратном пути Марко Вершинин умре на реке Ветлузи, верх града Козьмо-доминианска, изволение на строение храма принесоша два путешествуюших и такожде принесеша колокол, иже купиша на Москве, весит тридесят фунт. За совершениями постройки храма бысть многократ напряжаеми люди в град Хлынов и преподобному отцу нашему Трифону, строителю церквей и монастырей Божьих на Вяцкой стране».
Храмозданная грамота всероссийского патриарха Иова и есть первое документальное упоминание о селе Шалегово. Грамота гласит:
«Божею милостью я аз смиренный Иев, патриарх Московский и всея Руси, били нам челом с Вятки, Орловскому ...стану...Покровского поселка Дмитрий Королев да Петра Гребенев, да Марка Вершинин и сказали, что де в Покровском поселке жителей вельми много и все исповедуют православную веру и не имеют Божья Храма во имя Честнаго Покрова Пречистыя и Благославленныя, владычицы нашей и Присно Девы Марии и велели храм той освятите протопопу соборной Архистратига Михаила, что на Вятке граде Орлове. И се аз смиренный Иев, патриарх Московский и всея Руси с Вятки Орловского стану Покровскому поселку, Димитрия сына Королева, да Петра сына Гребенева, да Марка сына Вершинина благословил построити храм во имя Покрова Пречистыя Благославленныя Богородицы нашей Присно Девы Марии и на храм антимис дати велел. Освятити той храм протопопу соборной Михаила Архистратига церкви, что во граде Орлове с диаконом по правилам святых Апостолов и святых отец. Писана на Москве лета 7110 августа 2 (1602 год).»
Первым попом в Покровском поселке избраша Алексия, иже благослави преподобный Трифон. Последив же Алексий бысть вельми лениви на служение и радение церкви христовы, отпевание по умершим вершиша через год и более, а также таинства крещения.
Кроме этого, существование села и волости Шалеговской подтверждается документами, хранящимися в Московском архиве М. Ю. — это список с переписной книги Василия Отяева и Саввы Ищенка за 1645-1646 годы. В нем значится село Шалегово, деревня Харапугичи, в которой также проживал беспокойный и вороватый люд из пришлых поселенцев.
Близ села Покровского на речке Холуница располагалась церковь на погосте и жители при ней. Церковь стояла на площади, расположенной против школьного здания, на ее месте после 1917 года стояла небольшая часовня, только через дорогу от школы.
К началу XIX века у шалеговских жителей возникла потребность в постройке каменной церкви. За 200 лет, прошедшие после 1602 года, когда шалеговские ходоки получили грамоту патриарха Иова на построение здания церкви святого Покрова — обветшало и было разобрано, второе сгорело в конце XVIII столетия. При этом в огне пожарища погибла и святыня шалеговских прихожан - икона Покрова Богородицы, принесенная переселенцами из Новгорода. Сгорели и другие церковные раритеты. После пожара прихожане, исхлопотав разрешение на строительство нового храма, начали возводить его из кирпича но не на прежнем месте. При исследовании грунта нашли природную каменную плиту, на которой и был заложен фундамент церкви. В 1811 году она была достроена, освящена и стала действующей.
В волости, кроме Покровской каменной церкви, для выполнения религиозных обрядов была срублена деревянная Фроловская часовня. В Покровскую каменную церковь перенесли достопримечательности старины, уцелевшие в пожаре: «Евангелие» 1640 года, Владимирскую икону Божьей матери, искусно вырезанную на черном камне панагию, оставленную, по преданию, архиепископом Вятским и Великопермским Ионою в лесу, у деревни старой Шалеговской волости во время отдыха, когда он посещал Истобенский монастырь, знакомился с владениями обители близ деревни Красной (село Монастырщина), а также старинную икону Архистратига Михаила в обличье воина с поднятым мечом, отделанную медным окладом и венцом вокруг головы святого. Сюда же был перенесен колокол 1754 года с надписью вокруг его объема: «В Шалегово — Покровской церкви». Древний колокол в 30 фунтов, доставленный в 1602 году ходоками из Москвы, шалеговцы к тому времени утратили.
Покровская церковь с. Шалегово — каменный храм, построенный в 1811 г., в приходе было 57 селений. Прихожан - 5001.Разрушен в 40-е годы.
Священнослужители в селе Покровском второй половины XIX века - начала XX столетия были не только носителями духовности крестьянского населения, но и несли ему культуру быта. Например, священники Н. Разодорскии и Н. Кощурников подняли жителей села на осушение системой каналов прудов болотистой почвы, на которой располагались жилища сельских поселенцев, чтобы сделать ее более здоровой (о потомках Н. Кошурникова смотрите в приложении — «Кошурников»).
Шалеговские жители, как большинство других поселенцев Орловского уезда (в XVI-XVIII вв. — Вятского), относились к категории черносошных, государственных крестьян и несли оброки и повинности в пользу казны. В «Календаре Вятской губернии на 1916 год» записано, что в названном году в волости имелось 90 селений, 1540 дворов, 10433 жителя, владеющих 21648 десятинами земли (в данное число включались жители Пустошенской округ). Основным занятием шалеговцев было землепашество, в котором утвердилась трехпольная система землепользования, хотя не изжит был и подсечно-огневой способ хозяйствования. Орудием пахоты являлась соха с железным ральником, бороньбы - деревянная борона, уборки хлебов — металлический серп, молотьбы — молотильный цеп. В сельхозработах широкое применение находили косы-горбуши, заступы, мотыги, вилы, грабли, железные топоры и другие орудия ручного труда. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, полбу, горох, гречу, пшено, картофель (с середины XIX века), лен. Развито было огородничество, в котором на ведущем месте стояли капуста и репа. Немало сажали лука, моркови, свеклы, редьки, началось выращивание огурцов.
Широкое развитие получило животноводство: разводили лошадей, коров, овец, свиней, кур. Занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей, пчеловодством. На реке Сингиревке имели мельницы и места рыбной ловли, в окружающих лесах — ловища и перевесиша для охоты на зверя и птицу. Нехватка земли и луговых угодий приводила к вражде шалеговцев с соседями — истобянами и пищальцами, доходившей до кровавых драк и сражений в районах пограничных межевых владений между территориями волостей. Дефицит земли порождал отходничество на заработки и развитие ремесленных промыслов и занятий на месте. Шалеговские жители шли на заработки — рубить лес и сплавлять его, жечь уголь и гнать деготь и смолу, перевозить грузы купцов извозом, плотничать, бурлачить, заниматься приказничеством. На местах, в родных селениях немало крестьян промышляло выделкой рогож и кулей. Например, в 1883 году в Шалегове работало 5 рогожных заведений, производивших 8700 штук рогож на 1349 рублей. Здесь же работал фаянсовый заводик предпринимателя Мамаева, выпускавший для рынка чайную посуду и тарелки.
Немало в Шалеговской волости имелось мастеров по выработке изделий из древесины, бересты, лыка, лозы. Изготовляли сани, телеги, санки для крестьянских хозяйств, нехитрую мебель, бочки, кадки, жбаны, ведра, деревянную посуду, берестяные бураки и другие изделия. Плели плетюхи, корзины, лапти. Ткали льняное полотно, холстину, половики. Валяли и тачали валяную и кожаную обувь. Единичные мастера делали гармошки, шарманки, балалайки. От первых изготовителей гармоней Истобенской волости обучались в числе первых гармонному ремеслу крестьяне деревни Ашлань - Карп и Конон.
В основе своей, хозяйства шалеговских крестьян носили натурально-замкнутый характер. Почти все свои потребности в продуктах питания, одежды, обуви, предметах быта, утвари, орудий труда они удовлетворяли за счет производимого внутри личных хозяйств или ремесленных изделий деревенских мастеров-соседей. Даже в ходе относительно быстрого развития товарно-денежных отношений крестьянские хозяйства с рынком были связаны слабо, хотя часть производимого, особенно ремесленные изделия, они продавали и покупали на местных базарах и торжках, на рынках Орлова, Котельнича, Кукарки и Вятки. Местные шалеговские ярмарки проходили: 1 октября — Покровская, 18 января — Афанасьевская, 28-29 августа — Ивановская, 22-24 июля в деревне Симона Пономарева. На этих ярмарках, а также на базарах и торжках по воскресеньям и в «святые» дни особенно много шалеговцы сбывали кож, хлеба, рогож, кулей, глиняной, фаянсовой и деревянной посуды.
До 1645 года село Шалегово с деревнями и починками административно подчинялось Истобенской волости. В 1645 году рост числа поселений и их жителей привел к образованию Шалеговской волости — нового административно-управленческого центра, входящего в Истобенский тягловый стан. В Шалеговскую волость входило село Пустоши с окружающими деревнями.
Центральный пункт шалеговской округи назывался поселком Покровским до 1645 года. Селом Шалегово официально он назван в «Переписной» В. Отяева, составленной в 1645 -1646 годах (хотя починки и деревни близ села назывались шалеговскими уже в «Писцовой книге 1629 года» А.Толчанова). Кроме поселка Покровского, писец А.Толчанов зарегистрировал 5 шалеговских населенных пунктов.
До 1645 года село с деревнями и починками административно подчинялось Истобенской волости. В 1645 году рост числа поселений и их жителей привел к образованию Шалеговской волости. В переписи 1678 года имеются данные, что погост (село) Шалеговский имел в это время деревянную церковь Святого Покрова. В селе записано 5 дворов служителей храма, 9 дворов бобыльских да две избенки нищих. В них числилось 43 человека мужского пола. Из 86 жителей села 44 человека принадлежали к семьям церковников и 42 - к бобыльским.
В «Памятной книжке за 1898 год» записано:
«Село Шалегово расположено на юге от уездного города Орлова в расстоянии 27 верст и на юго-запад от губернского города Вятки в расстоянии 56 верст, расположено среди болот. Красуется каменная церковь, крестьянских домов 6, церковных 4, волостное управление, земская и церковно-приходская школа и 2 трактира. В расположении домов симметрия отсутствует. С юга село защищено высокой горой.»
По рассказам старожилов, ямщину держал Огорельцев Федор Иванович, а почта была у Нагорничных Кирилла Павловича. В престольные праздники в Шалегово проходили ярмарки, на площади около церкви строили ларьки и палатки. Ремесленники продавали свои изделия: лошадиную сбрую, сельскохозяйственный инвентарь, лапти, плетюхи, горшки, корзины, масло, мед, горох, жмых, пироги, баранки, холсты и цветные нитки, волокно, лен и другие товары. Приезжали оричане, пустошане. Собиралась молодежь, и играли на гармошке. Плясали, бывало, и дрались. Виновников сажали в покойницкую.
В настоящее время в селе Шалегово проживает 476 человек. Органично в территорию села вошли деревни: Целищево, Юдичи, Клопиха. В селе располагается администрация Шалеговского сельского поселения - орган муниципального управления территорией. Имеется основная школа, дающая 9-летнее образование. Существуют Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, библиотека, отделение связи, три магазина. Жители проживают в 105 домах, 6 из которых благоустроенные (90 квартир). Имеется центральная котельная, работающая на природном газе. Все дома и объекты социальной сферы снабжаются водой через водопровод из глубинных скважин.
Ранее в селе Шалегово имелась церковь, разрешение на постройку которой было получено от патриарха Иова шалеговскими ходоками в 1602 году. Эта деревянная церковь была разобрана после 1764 года. В 1764 году была построена новая деревянная церковь — разобрана к 8 декабря 1817 года. 23 сентября 1809 года дано разрешение на строительство каменной церкви. В 1811 году утвержден план и фасад церкви. В 1814 году позволено церковь строить по плану Котельничской Предтеченской церкви. Строительство каменной церкви окончено 18 января 1817 года. В 1869 - 1870 годах теплая церковь перестроена и расширена. В 40-е годы двадцатого века разрушена.
Первое упоминание 1602 г. село Шалегово, поселок Покровский
До 1763 года в переписи указывались только лица мужского пола:
ГОД ПЕРЕПИСИ (УЧЕТА) | КОЛИЧЕСТВО ДВОРОВ | КОЛИЧЕСТВО ЖИТЕЛЕЙ |
1602 | ||
1629 | ||
1646 | ||
1678 | 14 | 86 |
1710 | 4 | 14 |
1722 | 6 | 32 |
1749 | ||
1763 | ||
1782 | 28 | |
1795 | 21 | |
1811 | 3 | 9 |
1834 | 2 | 19 |
1836 | 3 | 19 |
1859 | 8 | 40 |
1869 | 4 | 23 |
1877 | 11 | 41 |
1886 | 6 | 25 |
1905 | 15 | 57 |
1917 | 24 | |
1926 | 11 | 26 |
1950 | 17 | 58 |
1979 | 317 | |
1989 | 503 | |
1998 | ||
2000 | 477 | |
2001 | 473 | |
2002 | 105 | 476 |
2009 | 94 | 404 |
Схема села Шалегово в 1932 году
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/7312