Кладбища с. Быстрица ? волость Орловский уезд Вятской губернии.
Троицкая церковь с. Быстрица ? волость Орловский уезд Вятской губернии.
Год основания: Известно с 1595 год
Упоминается (ссылка на источник информации):
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе церкви:
Архивы:
Быстрица — село в Оричевском районе Кировской области, административный центр Быстрицкого сельского поселения.
Находится на левом берегу реки Быстрица на расстоянии примерно 15 километров по прямой на северо-восток от районного центра поселка Оричи.
Известно с 1595 года как погост с Николаевской церковью. В 1671 году упоминается уже погост Быстрицкий с 5 дворами. В 1764 году отмечается село Быстритское с 83 жителями. В 1873 году учтено было дворов 31 и жителей 138, в 1905 54 и 367, в 1926 78 и 341, в 1950 75 и 225 соответственно. В 1989 году учтено было 760 жителей. Каменная Троицкая церковь построена была в 1753 году. В селе работал учителем некоторое время художник Васнецов.
Постоянное население составляло 597 человек (русские 96 %) в 2002 году, 597 в 2010.
Датой основания Быстрицы считается 1595 год, год первого упоминания о нём в письменных источниках. Но поселение возникло здесь ещё раньше, более 400 лет назад, до 1595 года.
Начало русских сёл обычно связывают с постройкой церкви. Первая церковь в селе была деревянная.
Название села, реки появилось, возможно, с новгородскими поселенцами, русскими, пришедшими на земли, ранее заселёнными предками современных удмуртов.
Места эти привлекали луговым раздольем, обилием рыбы в реках, богатыми дичью лесами, доступностью по речным артериям.
В деревне конца 16 начала 17 веков было от одного до десяти дворов. В этот период в округе насчитывается более 10 мельниц – колотовок. (Все данные, цифровые факты указаны по книге С. Г. Вахонина «Истоки»).
Основными занятиями Быстрицких жителей оставалось хлебопашество и животноводство, в меньшей степени – рыболовство, подсобные промыслы.
Как выглядели наши предки? «Военно-статистическое обозрение» изд. 1850 года далеко не лучшим образом представляет своим читателям вятичей: «… Они способны к ремёслам всякого рода, строптивы, нетерпеливы и склонны к ябеде и пьянству».
«По наружному виду русские крестьяне Вятской губернии мало отличаются от русских, живущих в соседних губерниях. Вятские только пониже ростом, приземистее, плотнее.
По характеру вятчане кажутся простоватыми, добродушными, наивными, медлительными. Их певучий говор, медлительность, наивность вошли в пословицы, поговорки.
Но на самом деле, при ближайшем знакомстве, вятчане оказываются народом хорошим; они сметливы, предприимчивы, обладают ясным светлым умом. Они отличаются трудолюбием, предприимчивостью и, в большинстве случаев, хорошие землевладельцы». «Учебник для старшеклассников всех учебных заведений Вятской губернии».
Село расположено на старинном Московском тракте. К началу XIX века Быстрица выросла в известное село, лежащее на перепутье больших дорог, ставшее свидетелем разных исторических событий. Через село проходят старинный Московский тракт, бывшая Большая Государева дорога, связывающая столицу (через Котельнич, Орлов) с Вяткой, Уралом, Сибирью. (Приложение 1.3)
Московский тракт превращался в Государеву дорогу постепенно, ему более 200 лет. Обустройством его занимались с конца XVIII века, по всей России, в том числе и в Вятке.
По указу №12 от 9.06.1797 года (подготовлен при Екатерине II) на территории волости устраивалась почтовая станция, арестантская изба, паромная переправа, лодочная переправа через Быстрицу.
В полуверсте от левого берега реки стоял верстовой столб с указанием «до г. Орлова 22,5 версты». В эти 22,5 версты и определялась длина участка Московского тракта от реки Быстрица до реки Вятка перед г. Орловом.
По московскому тракту шли через село отряды народного ополчения к Москве для защиты от поляков, шведов, французов, автрияков, немцев…
Видело село пленных шведов, наполеоновских вояк, австрийцев и других врагов государства Российского. Здесь 11 октября 1824 года, в 7 часов утра, выехав из Вятки, проехал царь Александр I, в 12 часов дня он был в Орлове, преодолев две переправы (через Вятку и Быстрицу). Для проезда царя дороги ремонтировались, животных и малых детей приказано было на улицу не выпускать. А взрослым предписывалось встречать царя нарядно одетыми, без шапок и кланяться.
Проезжали через село декабристы, другие политические ссыльные. Вероятно, не один раз проезжал через село Салтыков-Щедрин. Подростком проехал через село будущий царь Александр II. В 1835 году в вятскую ссылку по этому тракту ехал академик А. Витберг. В 1837 году из вятской ссылки по нему возвращался писатель А.И. Герцен. Через село проезжала в 1855 году Н.Н. Ланская. В 1878 году по нему прибыл в ссылку В.Г. Короленко.
Арестантская изба функционировала и в конце 19 – начале 20 веков. Мрачный двухэтажный дом, стоящий в нескольких десятках метров почтовой станции, принимал ссыльных политических, колодников, пленных – «арестантов».
Участник революции, гражданской войны Фёдор Андреевич Изместьев вспоминал страшные для мальчишки картины детства: через Таборы ведут по селу к Перевозу или обратно партию арестантов в кандалах, челок 50. И это не забылось до глубокой старости. Известно, что в 30-е годы 20 века в деревне Таборы существовал опорный пункт милиции (в бывшей арестантской избе).
Основным занятием крестьян в XIX оставалось земледелие. Работать на земле было кому. Архивные документы середины XIX века донесли до наших дней не только старые названия близких сердцу отдельных деревень, но и интересные читателю статистические данные о количестве дворов и жителей в них.
Трудной, но жизненно необходимой была жить на земле, особенно в большой семье. А на подворье жило от 6 до 12 человек. Работа на малоплодородной земле не всегда давала возможность жить безбедно, поэтому многие мужики-крестьяне искали работу на стороне, особенно на зиму. Главными отхожими промыслами были извоз и бурлачество, а подростков отдавали в подмастерье, в няньки и т.д. (Приложение 1.4)
«Заём хлеба»
Из отчёта Вятскому губернатору Тюфяеву К.Я., 1834 год: «Хлебопашество есть главный источник народного содержания по Вятской губернии, кроме, однако же, уездов Слободского, Орловского, Котельнического и частью Вятского, кои, лёжа в северной части губернии, по худому грунту земли, скудны урожаем хлеба…
Ловлею зверей в Орловском уезде пермяки или зыряне. Меха, кроме употребления внутри губернии, вывозятся в Москву, на Нижегородскую ярмарку.
Из Орловского, Слободского, Котельнического уездов сплавляется весьма значительное количество лесу, дров и лесных изделий в губернии Симбирскую, Саратовскую, Астраханскую…
Жители уездов Слободского, Орловского, Вятского занимались извозом на пристани товаров, занимаются волжскими судовыми работами и нанимаются на частные горные работы для копания руды.
Сим единственным способом поселяне, заменяя скудность в урожае хлеба, приобретают возможность продовольствовать себя с семействами их, оплачивать государственные подати и повинности».
Документ на право заняться отхожими промыслами давало волостное правление. Развитию отхожих промыслов способствовало местоположение села: близость речных дорог, губернского и других городов. Безвестный чиновник извоз и бурлачество назвал единственным способом избежать нужды, но этому, же способствовали и занятия возможными подсобными промыслами и народными ремёслами.
Остро ощущали быстрицкие мужики нехватку грамоты, поэтому одними из первых в Орловском уезде, да и в Вятке, открыли в 1843 году народное училище. Об этом рассказывает выписка из архива Департамента народных училищ. Первыми учениками были 15 мальчиков. С 70-годов XIX века имеются в селе две земские школы (мужская и женская) и церковно-приходское училище, в которых обучается более 200 учащихся.
3 раза в год в селе устраивались традиционные ярмарки (по данным 1862 года): 6 мая (в Егорьев день), в Троицу и 17 октября (престольный праздник нашей церкви). Торговый люд со всей округи свозил свой товар, люди съезжались, как на праздник: богу помолиться, с родными встретиться, свой товар, да и себя показать. Устраивались в этот день гуляния и игрища. А товар на ярмарке был самый разный и мог он чужому заезжему молодцу, гостю – купцу, соседям и родне дать представление, что может купить он или выменять у здешних мастеров, чем занимаются они помимо работы на земле.
Архивы хранят конкретные достоверные цифры о занятиях жителей Рыбинской волости.
По данным 1862, 1871 годов в селе жили мастера на все руки; они занимались изготовлением посуды: глиняной, берестяной, деревянной, позднее – жестяной; рыболовных снастей; шили чеботы, башмаки, сапоги, плели лапти, плели сумки из соломки, выделывали овчины; пряли, ткали. Сундуки деревянные расписные да шкатулки окованные мастерили, занимались мелкой торговлей, ловили рыбу, добывали зверя и птицу, занимались бортничеством, рыболовством; обжигали кирпич для печей, лён и хлеб растили, муку мололи, масло льняное обжигали.
По отчёту – описанию кустарных промыслов за 1890 год можно сделать вывод, что сапожники и башмачники в основной жили в Быстрице и на Перевозе, тележники – в деревне Мухины, ведёрники – в деревне Домнины, горшечники – в деревне Заостровяне, столяры – в деревне Юрины.
Жизнь продолжалась. Как и три века назад, действовал в селе православная Троицкая церковь, каменное здание которой строилось и расписывалось с 1754 по 1763 год.
Интересен для быстричан следующий факт из истории церкви.
В 1864 году, в мае, по пути на Афон в Быстрицу была доставлена икона божьей матери «В скорбях и печалях утешение». Она уже полгода путешествовала по Вятке, а впоследствии стала одной из самых почитаемых в Вятской епархии как чудотворная икона, дарующая исцеление. Васнецов А.М. (Приложение 1.5)
В 9 часов вечера 17 мая её встречали в Быстрице. Всю ночь горели перед иконой свечи, молва рассказывала, что среди молящих были мать, две дочери и сын из семьи Крысовых. Они были больны: кричали голосами птиц и зверей, падали и бились об пол. Это случалось дома, и особенно часто в церкви. Васе они будто бы получили от иконы исцеление.
Утром 18 мая икону проводили под звон колоколов в г. Орлов, а затем в Истобенск.
Появилось поколение «народников», которые пытались просветить крестьян, сделать их жизнь более осмысленной, достойной, культурной, мечтали достучаться до народного сознания, изменить его.
Под влиянием идей народников в Быстрицу работать земским учителем приехал молодой Аполлинарий Михайлович Васнецов, будущий академик живописи, один из 6 братьев знаменитого в Вятке и в мире духовного рода Васнецовых.
Почему именно в Быстрицу? Из Быстрицы за три часа на лошади-одиночки можно добраться до Вятки, где у него братья и друзья. Кроме того, сельский учитель избавлялся от солдатчины.
В Быстрице в 70-е XIX века существовали три школы: церковно-приходское училище, и две земские школы: мужская и женская. С большим энтузиазмом преподавал молодой Васнецов детям учебные предметы, проводил беседы с взрослыми, вёл на экскурсии на природу. Рисовал, писал рассказы. Много наблюдал, интересовался народными обрядами, песнями, обычаями. (Приложение 1.6)
По быстрицким впечатлениям в 1876 году Васнецов сделал карандашный рисунок «идеальная деревня будущего». На нём широкие улицы, обсаженные деревьями, дома с большими окнами, школа, магазин, большой огород, мельница.… На рисунке нет церкви.
Становится ясно, что молодой земский учитель трезво оценил увиденную им в селе безрадостную крестьянскую жизнь, нужду, разочаровался в идеях народников и в своих возможностях просветить народ.
Впечатления полутора лет, проведённых в Быстрице, нашли своё отражение в последующем художественном творчестве, в картинах, в зарисовках из деревенского быта, например в серии иллюстраций «Русская зима» для «Всемирного обострения» и других работ.
Начало XX века принесло много потрясений, трагических событий, крутых перемен.
Пошли в село тревожные вести: русско-японская война, империалистическая – мужики воюют за «веру, царя и отечество». Присылали с фронта фотографии, с которых на селян глядели знакомые лица в непривычных военных шинелях.
Деревня, как и вся Россия, жила традициями и тревожным ожиданием.
Пашня скудела, ждала крестьянина с войны. Село и окружающие его деревни жили бедно, работали много, трудно. Появились в Быстрице «австрияки» - несколько семей австрийцев, высланных из зоны боевых действий. Они тоже внесли новизну в привычный образ жизни.
Михаил Фёдорович Кротов, уроженец Быстрицы, вспоминал:
- Жила одна семь в течение полутора лет у нас в доме, на втором этаже, а мы ютились на первом. Жили мы плохо, семья большая. Австрийцы удивляли нас культурой быта. Они привезли шерстяные цветные одеяла, тонкое постельное бельё, о котором мы представления не имели, даже раскладушки (кровати). Питались они хорошо. Особенно любили кур, сами их откармливали. Катались на лыжах, ярких, красивых, фабричных, не то, что наши самодельные. Отмечали по-своему Рождество, Пасху. Хозяин – австриец курил трубку с чубуком метра на полтора. Его жена по-русски не говорила. Переводчицей очень скоро стала моя сестра Люба. Играя с их детьми, она выучила немецкий. Это общение её и погубило. Дети поселенцев заболели скарлатиной, от них и Люба заразилась. Те съездили в Орлов за врачом, заплатили ему, он их детей спас, вылечил. А у нас платить нечем было, и Любы не стало. Они часто получили посылки. Однажды прислали им косы-литовки. Дело в том, что австрийцы страшно удивились, как наши женщины с плеча рубили – косили траву косами-горбушами. А литовки у них были отменные, траву срезали легко, шли, как по воде щучки. От них и наши мужики научились косить литовками. Уезжая, австрийцы оставили нам инвентарь.
Многое в них удивляло. А удивляться в то время приходилось всё чаще. Жизнь менялась на глазах. Заговорили о большевиках и меньшевиках.
Солдаты, вернувшиеся с войны, говорили о скорых переменах, братании, перемирии, о революции, о Ленине.
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/08/17/issledovatelskiy-proekt-bolshoy-rossii-malyy-ugolok
Село Быстрица, центр Быстрицкого сельского округа.
Расстояние до центра района (пгт Оричи) 20 километров, дата основания — 1595 год, одно из старейших поселений района.
Стоит на возвышенной местности, недалеко протекает река Быстрица. Русские начали осваивать земли вотяков (удмуртов) на Быстрице еще в начале 14 века. Название речки и селения корнями связано с Новгородом Великим, пришло из под Тихвина, местность и река прозывались Быстрицею.
В старинной грамоте воеводы Овцына от 15 января 1595 года упоминается Быстрицкая волость в Хлыновском уезде. По переписной книге 1629 года указывается на погосте деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с трапезою, где собирался крестьянский мир на общинные собрания. Троицкая церковь, каменная, построена в 1754 — 1763 годах, в 1870 году построена и расширена, приход состоял из 36 селений.
Крестьяне округи были государственными, черносошными. Наиболее распространенными фамилиями являлись: Мамаев, Шишкин, Гонин, Лысов, Зонов, Бакулин, Коновалов, Тимофеев, Рубцов, Носков, Масленников. Многие из этих фамилий сохранились и ныне. Основными занятиями жителей были хлебопашество и животноводство, развивавшееся благодаря луговым и лесным сенокосным угодьям.
В 1919 году М. М. Жаворонковым была создана коммуна «Земледелец», наследником которой является современный ПСПК «Луговой». Животноводы хозяйства в 2001 году получили в среднем по 5 927 килограмм молока от коровы. В селе есть школа, музей, культурно — спортивный комплекс, медпункт, центральная котельная. Памятник архитектуры — Троицкий храм.
В 1875 — 1878 годах в селе Быстрица учительствовал А, М. Васнецов, будущий художник создал здесь одну из первых своих работ — карандашный рисунок «Идеальная деревня будущего».