Год постройки:
В приходе состояли населённые пункты:
Состав прихода по данным: ЦГА УР, ф.245, оп.4, д.130, лл.119-119 об.; клировая ведомость за 1916 г., ф.245, оп.3, д.387, лл.59-60; план прихода, состав-ленный в 1896 г.
№ п.п. | Тип | Наименование |
---|---|---|
1 | поч. | Александровский (Бургызо, Буркыс) |
2 | с. | Большая Пурга (Юрук, Большая Бодья) |
3 | поч. | Башмаково (Сурт) |
4 | поч. | Белявский |
5 | поч. | Беньшур |
6 | поч. | Большой Шишур |
7 | поч. | Верхний Четкер (Гурезъил Четкер) |
8 | поч. | Вукобер (По речке Ите) |
9 | поч. | Губино |
10 | поч. | Заречный Четкер (Тупал Четкер) |
11 | поч. | Ивановский |
12 | д. | Итыдур |
13 | поч. | Кедзя |
14 | поч. | Красный Яр (Горд Шур) |
15 | поч. | Куштошур |
16 | д. | Малая Пурга |
17 | поч. | Малый Шишур (Паськыт-Кож) |
18 | поч. | Митроки |
19 | поч. | Нижний Кожой |
20 | поч. | Николаевский |
21 | поч. | Новоглазовский (Микола-Луд) |
22 | поч. | Новолудянский (Бечейлуд) |
23 | поч. | Новонолинский |
24 | поч. | Новый Четкер |
25 | поч. | Палым (Палым-Пурга) |
26 | д. | Сепож (Пурга-Сепож) |
27 | поч. | Старый Четкер (Средний Четкер) |
28 | поч. | Сюрсовайчик |
29 | поч. | Троицкий |
30 | поч. | Четкер |
Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)
Центральный государственный архив Удмуртской Республики
Архивы:
Приходы Вятской епархии за 1872 г.Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24 |
|||
Село Большепургинское | Покровская церковь | Сарапульский уезд | 4-й благочиннический округ |
№22, с. 739
486. Покровская в селе Большепургинском. Построена в 1854 г., деревянная. В ней два престола: в честь Покрова Божией Матери и во имя Св. Прор. Илии. При церкви состоят священник, диакон на дьяч. вакансии и дьячек. Имеют свои дома. Земли для причта не отведено. В приходе 24 селения, от 1 до 17 в. от церкви; прихожан 1378 м. п. и 1475 ж., из них Вотяков 1093 м. п. и 1181 ж. От г. Вятки в 310 в. Ближайшия села: Зура в 9 в., Чутырское и Дебесы в 30 в. |
|||
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. |
|||
Большепургинская - Покровская, церковь приходская | Сарапульский уезд | 4-й благочиннический округ | |
Число прихожан — муж.п.: 2220, жен.п.: 2398. Штат — священников: 2. диаконов: 1. псаломщиков: 2. Рукописное примечание — 1850. | |||
Александровская, часовня | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» |
|||
Большая Пурга | Покровская | Сарапульский уезд | 4-й благочиннический округ |
Приходы Вятской епархии за 1912 г.Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 |
|||
Село Большая Пурга | Покровская церковь | Сарапульский уезд | 4-й благочиннический округ |
2) Село Большая Пурга – Покровская церковь, каменная, построена в 1898 г.; расстоянием от г. Вятки в 310 в., от уездного города в 150 в., от благоч. в 60 в.; при церкви часовня: деревянная, постр. в 1880 г.; причта по штату положено: 2 св. 1 д., 2 пс., квартиры для причта казенные; земли: усад. 3 д., братский денежный доход по общей кружке: св. 135 р., диак. 90 р., пс. 45 р., по частной кружке: 1 св. 90 р., диак. 56 р., пс. 30 р., 2 св. 78 р., пс. 26 р., содержание от казны 931 р. на причт; руги собир. на весь причт до 140 п. ржи и 400 п. овса и ячменя; прихожан: правосл. рус. 1319 м. п., 1362 ж. п., крещ. вотяк. 1488 м. п., 1490 ж. п.; приход состоит из 27 селений, расст. ½ – 11 в. Село расположено на возвышении; в полуверсте от села протекает речка Ита; все селения прихода находятся вблизи казенного леса, в котором водятся лоси, куницы, белка, заяц и др. Тысячи бревен ели и пихты сплавляются весною по реке Ите в безлесные местности. В селе имеются: земское училище, дополнительное сельско-хозяйственное училище и столярная мастерская. В приходе четыре школы: церк.-прих. в поч. Новоколинском в 6 вер. и земские в починках: Верхнем Четкере в 9 вер. и Николаевском в 6 вер. Главное занятие прихожан земледелие; побочное – лесная выработка и сплав леса, а также извоз. Волост. правл. Больше-Пургинское и фельдшерский мед. пункт при селе, а больница в 35 вер., в с. Сосновке. Пар. прист. на реке Каме Усть-Речка в 85 вер.; ст. ж. д. Чепца в 45 верстах; от Сибирского тракта и почтовой станции Зура в 9 вер., от почт.-телегр. ст. Дебесской в 23 вер. Около церкви проходит проселочная дорога, в села Дебесы и Чутырь. |
|||
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века |
|||
с. Большая Пурга | Покровская церковь | Сарапульский уезд | — |
Число населённых мест в приходе: 30 (Смотреть список) По данным: ЦГА УР, ф.245, оп.4, д.130, лл.119-119 об.; клировая ведомость за 1916 г., ф.245, оп.3, д.387, лл.59-60; план прихода, состав-ленный в 1896 г. Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР) |
№ (код) | Город или село, церковь | Записей | Уезд | Благочиннический округ | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
187 | Большая Пурга, село. Покровская церковь | 6 | Сарапульский уезд | 4-й благочиннический округ | ||||||||||||||||||||
|
Покровская церковь с. Большая Пурга
Снимок конца XIX века
Ещё в начале XIX века в Большой Пурге была часовенка, построенная в 1781 году от дебёсской Троицкой церкви. По указу Святого Синода от 26 мая 1850 года № 5456 было разрешено пургинцам отстроить свою «временную» деревянную церковь. Строить её заново мужики что-то не захотели или не смогли, поэтому через четыре года купили у дебёссцев старую деревянную церковь, разобрали её по бревнышку, перевезли и поставили у себя на самом лучшемместе.
Деревянная церковь построена в 1854 году на средства прихожан с двумя престолами: первый престол освящен 19 мая 1855 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а второй престол освящен 11 июля 1864 года во имя Святого Пророка Илии. Открытие прихода было вызвано дальностью расстояния селений от местного приходского храма с. Дебёсы (30 верст).
В состав Большепургинского прихода вошли 17 селений, ранее входившие в приход с. Дебёсы: с. Большая Пурга, поч. Тупал Пурга, поч. Кожой, поч. Беньшур, поч. Итадур, поч. Сепож, поч. Палым, поч. Шишур, поч. Юферевский (Вукобер), поч. Новонолинский, поч. Кедзя, поч. Четкер, поч. Костошур, поч. Чумой, поч. Шорни, д. Шудзялудская, поч. Тыловай. Население прихода в 1850 году: русских – 40 мужчин и 35 женщин; вотяков – 757 мужчин и 781 женщина.
В 1900 году в Большепургинский приход (за выделением 15 селений в новые приходы: Тыловайский в 1886 году, Сюрсовайский и Чумойский в 1894 году) входило уже 28 селений: с. Большая Пурга, деревни Малая Пурга, Сеп, Итадур, починки Беляевский, Палым, Ивановское, Беньшур, Митроки, Троицкое, Никольский, Ст. Четкер, Четкер, Александровский, Кедзя, Б Шишур, Новоглазово, Костошур, М. Кожей, Вукобер, Башмаково, Н. Четкер, Кр. Яр, Новолудянский, Губино, Новонолинск, М. Шишур, Сюрсовай.
По документам 1909 года в приходе значится русских – 1172 мужчин и 1226 женщин, вотяков 1437 мужчин и 1430 женщин, все православные, язычников нет.
За время своего 60-летнего существования Большепургинский приход изменился в составе причта и селений. Так, с 1855 года причт составляют священник, дьякон и псаломщик, и с 1899 года в составе причта числятся 2 священника, дьякон и 2 псаломщика.
Первым священником прихода с 1 августа 1850 года по Указу Вятской Духовной Консистории был священник Иоанн Спасский (25 лет), причетнический сын, который служил до 1894 года. По окончании курса Вятской семинарии в 1848 году уволен с аттестатом первого разряда для поступления в Епархиальное ведомство, в 1850 году произведён в священники в с. Больше-Пургинское. Грамоту имеет. Жена его Александра Сидоровна, дьяконская дочь (20 лет). С ним проходили служения дьякон Стефан Смирнов, пономарь Матвей Костров и церковный староста Терентий Корепанов.
Дьякон Стефан Денисович Смирнов (34 года), причетнический сын. В 1850 году переведён в с. Больше-Пургинское. Жена его Татьяна Семёновна (24 года), дьяческая дочь. Дети: от первой жены Алексей, от второй жены Александра. Пономарь Матвей Петрович Костров (20 лет), причетнический сын. Определён в 1850 году в с. Больше-Пургинское. Холост.
Прекрасно служили по приходу священники И.Н. Шкляев, П.А. Главатских, К.В. Никольский, В.И. Мальчиков, В.А. Попов. Все они преподавали в церковно-приходской школе, открытой в 1865 году. Была она поначалу в доме одного из священников, а позже под школу приспособили бывшую часовню. Появились первые грамотные среди пургинцев, укрепилась богомольность, возросло и благосостояние.
Здание деревянной церкви ветшало и с конца 1880-х годов прихожане заговорили о необходимости строительства каменного храма.
Начинал проектировать здание вятский губернский архитектор В.М. Дружинин в 1890 году, взявший за основу тот же свой проект, что и для храма села Святогорское Глазовского уезда. Но проект этот существенно изменил крупный вятский зодчий И.А. Чарушин, который считался основным архитектором на территории Удмуртии второй половины XIX века.
С 1889 года прихожане собирали по 50 копеек с ревизской души в течение восьми лет для строительства каменного здания. К началу строительства было изготовлено 280 тысяч кирпичей, выделено церковной казной 3300 рублей и собраны деньги с прихожан.
Фундамент каменного здания заложили 20 июня 1891 года и выстроили за 7 лет трудами нолинского подрядчика П.М. Братухина, потребовавшего за кладку 7150 рублей.
Из воспоминаний бывшего волостного писаря А.Г. Наговицына: «Кирпич для церкви делали в специально сделанных крытых сараях у речки Кузенкарки. Голыми ногами по колено в грязи готовили месиво из глины и песка. Воду брали из речки Кузенкарки. Заполняли деревянные формы месивом, обжигали в громадных печах, сделанного из самого сырца- кирпича. Строительством руководили специалисты, мастера, художники- ваятели по нанесению святых мощей внутри церкви – «богомазы». В строительстве храма участвовало много людей из деревень со своим транспортом. Мастерами на кирпичном производстве были Столбов Афанасий, Шулепов Яков Михайлович и другие. За это Столбова удмурты прозвали «Сарай Офонь». Строили несколько лет с перерывами в зимнее время. Специалисты тщательно следили за уровнем стен, особенно за осадкой. Во время подъема восьми колоколов на колокольню, с площади смотрело множество наблюдателей. Это сопровождалось пением молитв».
Храм получился на славу: пятикупольный, с шатровой двухъярусной колокольней, подражающий московским церквям допетровской эпохи. Замкнули своды нового храма в 1894 году. 16 февраля 1899 года торжественно освятили главный престол во имя Покрова Богоматери, два боковых престола и ещё один – в так называемой «пещерной» церкви.
Побелена церковь в 1899 году, внутри она была выкрашена масляной краской в 1903 году.
В 1907 году с помощью прихожан купили в г. Слободском у купца Бакулева колокол в 107 пудов 38 фунтов за 2358 рублей.
Церковь в 1909 году была огорожена железной оградойстоимостью 2350 рублей, ворота – на деньги Родиона Наговицына на сумму 200 рублей. В 1912 году шесть печей заменены двумя калориферными печами.
Построил печи мастер С. Ерофеев за 2200 рублей и 200 пудов хлеба.
Из воспоминаний бывшего волостного писаря А.Г. Наговицына: «Большепургинская церковь была достроена во время революции (1905 г.). Осенью, в октябре месяце, на колокольню строители подняли и укрепили колокола и около обеда в честь этого ударили в большой колокол, весом в 120 пудов. По-видимому, открытие церкви совпало с покровским праздником – 14 октября. Вот почему её прозвали «Покровской».
Село Большая Пурга превратилось в одно из оживленных торговых пунктов Сарапульского уезда. Из Календаря и Памятной книжки Вятской губернии на 1885 год видно: «В селе проводились ярмарки: Сретенская – с 31 января – 3 дня, Покровская – с 29 сентября – 3 дня и т. д.».
Ежегодно, начиная с 1905 года, в течение двадцати пяти лет, в честь открытия Б. Пургинской церкви, в селе проводились большие базары и конные ярмарки. На ярмарку приезжали жители Дебёсской, Тыловайской, Зуринской волостей.
Для ярмарки отводилось место вокруг церкви, площадью более одного гектара. В основном сюда съезжались крестьяне для производства обмена негодных лошадей: из-за старости, уроса, по болезни и на мясо. Основной базар располагался вдоль села от новоселовского дома до Шулепова М.С. В западной части улицы, накануне Покровского праздника, строились торговые палатки, которые покрывались брезентовым или парусиновым пологом.
На 1 января 1911 года при церкви числились: амбар, дровяник, лабаз, лавка, караульная (сторожка), церковно-причтовый дом, дом священника. Все здания были деревянные, покрытые тесом.
При храме погребены Спасский А.Ф. (16.01.1894 г.), И.И. Замятин, скончавшийся 10 июня 1893 года, Е.К. Алексеев (1907г.), дьякон Попов А.П. (1902г.). По воспоминаниям старожилов Большой Пурги захоронения были у дверей или напротив храма. Надгробий не осталось. На этом месте сейчас огородыжителей.
Есть сведения, что 20 января 1922 года село посетил Его Преосвятительство Преосвященный Алексей епископ Сарапульский.
В 1938 году в храме нес службу Г. Белявицкий. Посещаемость была низкая, кроме праздников (Новый год, Крещение, Масленица, Великий четверг, Пасха, Троица, Иванов день, Ильин день, Покров, Петровки). Церковные расходы платили жители деревень. Краснокирпичный, узорчатый, четырехпрестольный храм был вплоть до 1930-х годов главной гордостью большепургинцев.
Осенью 1939 года были сняты купола, крест, а весной 1940 года – колокола. В архивном отделе администрации МО «Игринский район» хранится «Протокол №30 заседания Президиума заседания Зуринского районного исполкома от 11 июня 1936 года», в котором постановляется, чтобы в приходских церквах с. Б. Пурги и Игры Зуринского района колокольный звон прекратить и имеющиеся колокола при церкви снять и сдать Цветметаллолому. (АО Администрации МО «Игринский район», ф. 14, оп. 1, д.38).
По Большепургинской церкви был довод: «Отсутствие в штате церкви священнослужителя и поэтому невозможность функционирования здания в качестве храма». Храм закрыт на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 16.01.1941 года (протокол № 60/2). Святых отцов репрессировали, иконы сожгли, храм превратили в машинно-тракторную станцию (МТС).
Летом 2011 года казаки и прихожане Игринского района совершили первый крестный ход, очистили храм, вырубили деревья и кустарники вокруг здания. По инициативе Игринского казачества с 2012 года стали совершаться крестные ходы Зура – Большая Пурга. С 2012 года началось восстановление храма. На стенах сохранились некоторые росписи. По инициативе руководителя ветеранской организации Шулеповой Алевтины Арсентьевны создана строительная бригада, в которую вошли Шулеповы Г.М. и А.А., Шулеповы В.М. и Т.Б., Корепановы Ю.А. и Н.А., Шкляев Г.В., Морозов С.И., Галичанин А.В., пенсионеры, учителя, работники культуры.
В последние годы стали проводятся службы в реставрируемом храме. Священники крестят детей. Когда нет священников, люди сами собираются и читают молитвы. Желание видеть храм восстановленным есть у всех жителей.
Источник: Покровская церковь села Большая Пурга: сборник / МБУК «Игринская ЦБС», Игринская центральная районная библиотека им. Кедра Митрея, Большепургинская сельская библиотека; сост. Т.В. Ускова, Н.В. Дубовцева. – Игра, 2015. – 36 c.: фот.