Кладбища с. Каракулино Каракулинская волость Сарапульского уезда Вятской губернии.
Свято-Троицкая церковь с. Каракулино Каракулинская волость Сарапульского уезда Вятской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Административно-территориальное деление Союза ССР на 1 января 1926 г.
Административно-политическое строение Советского Союза 1927 г.
Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов 1929 г.
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий населённых пунктов.
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
GPS-координаты:
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Ближайшие приходы:
Архивы:
Село Каракулино перепись 1897,
https://forum.vgd.ru/post/593/83839/p2638948.htm#pp2638948
Кара́кулино (удм. Каракуль) — село в России, административный центр Каракулинского района Удмуртской Республики. Население — 4380 чел. (2021).
Село располагается в юго-восточной части Удмуртии, правом берегу реки Камы, в 53 км к югу от города Сарапул и в 114 км — от столицы республики, города Ижевска.
Впервые дворцовое село Каракулино упоминается в челобитных 1682 года, село называлось пригородом Каракулиным, принадлежало к Уфимскому уезду и состояло в ведении Казанской епархии.
В 1719 году по указу Петра I «Об устройстве губерний и об определении в оныя правителей» в составе Казанской губернии была образована Уфимская провинция, в которую вошла деревня Каракулина.
В 1728 году Уфимская провинция была выделена из Казанской губернии и подчинена особому ведению Сената. В 1744 году Уфимская провинция была включена в состав новой Оренбургской губернии.
В 1780—1796 годах — в Елабужском уезде Вятского наместничества, с 1796 года — в Сарапульском уезде Вятской губернии.
4 ноября 1926 года в составе Вятской губернии образован Каракулинский район и село стало районным центром. В 1929—1934 годах — в Нижегородской области, в 1934—1937 годах — в Кировской области РСФСР. Постановлением ВЦИК от 22 октября 1937 года село, в составе Каракулинского района, передано в состав Удмуртской АССР.
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2009 | 2010 | 2012 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
3018 | ↗3716 | ↗4431 | ↗5144 | ↘5109 | ↗5134 | ↘4814 | ↘4724 |
2021 | |||||||
↘4380 |
Герои Советского Союза:
Герои Социалистического Труда:
Из исторических источников известно, что край наш прикамский после падения Казанского ханства в 16 веке начали заселять русские переселенцы. Они «считали себя полными хозяевами всей земли по правую сторону реки Камы» и были людьми предприимчивыми. Место для села выбрали красивое: крутые горы, которые могли защитить от непрошенных гостей, были покрыты дикими непроходимыми лесами, широкий и раздольный берег без озер и болот, пригожий для ярмарок и базаров, судоходная река, изобиловавшая рыбой, много пушных зверей, меда, хмеля, земля плодородная. А там, за Камой, до самого горизонта тянутся леса, озера, речки… Но до сих пор каракулинцы теряются в догадках, кто же основал Каракулино и почему у него такое название. В честь русской фамилии До прихода русских, коренным населением Вятско-Камского междуречья были финно-угорские народы, а юг Удмуртии входил в состав Казанского ханства. Поэтому в языках разных народов село имеет разное толкование. Так, в переводе с башкирского оно означает Черное озеро, у народов Коми - Гнездо водяного черта. И лишь на русском языке название села Каракулино звучит раздольно и понятно: от фамилии крестьянина Каракулин. Да и речка здесь тоже называется ласкательно – Каракулинка.Священник и педагог г. Сарапула Н.Н. Блинов предположил, что Каракулино стало селом в 1682 году на татарском урочище, переведя название этого места как Черное озеро. Он не занимался историей села Каракулино, но подвоха никто не заметил. Да оно и понятно, ведь историей Каракулино не занимался никто вплоть до конца ХХ века. Исследование Н.Н. Блинова всех устраивало и стало основой для последующего изучения Среднего Прикамья. Каракулино, как Черное озеро, фигурирует во всех монографиях публицистов.По мнению историков-краеведов нашего края Е.Ф. Шумилова, А.И. Суханова, В.А. Шадрина, А.В. Буторина, Н.А. Мухачева и других исследователей, названием села послужила фамилия крестьянина-хлебопашца Каракулина. Согласно архивным документам XVII века, жители с фамилией Каракулины проживают в нашем родном селе около 400 лет. Архивные документы подтверждают, что крестьяне с этой фамилией были грамотными людьми (писари), отличались деловитостью и амбициозностью. Они считали за высокую честь, что село носит их фамилию.Примечателен тот факт, что Каракулино возникло не на месте тюркской или финно-угорской старой деревни, а абсолютно на новом, в диком краю, где еще не ступала нога человека. На том крутом месте, где в XVII-XVIII веках стояла крепость и были обнаружены в период археологических раскопок древние христианские захоронения. А как же быть с Черным озером, которое, по мнению Н.Н. Блинова, находилось возле села Каракулино, которое якобы и дало название селу? В том-то и дело, что озера никто не видел. Сюда во время базаров и ярмарок стекалось до 200 купеческих и торговых судов из Сибири, Новгорода, Астрахани, с Вятки и Урала. И озеро было бы большой проблемой для крупнейшей каракулинской ярмарки в Вятской губернии и Прикамья. На этом месте была большая базарная площадь и стояла Никольская церковь не в 1862 году, как говорит Н.Н. Блинов, а в 1640 году. И еще один факт не в пользу Черного озера – археологические раскопки. Здесь археологи обнаружили древние христианские захоронения. По их мнению, тут было первоначально христианское сельское кладбище, которое впоследствии было перенесено наверх, за каракулинскую крепость: спустя многие годы правда восторжествовала.Нельзя не согласиться с историками-краеведами Удмуртии, что село Каракулино – русское село и названо оно в честь русской фамилии. Водные ворота Урала Село в XVII-XVIII веках сыграло роль форпоста (опорного района) в продвижении первопроходцев на территорию Зауралья и в последующем Сибири. Неслучайно в старину его считали Водными воротами Урала. Самые плодородные и удобно расположенные земли Прикамья в конце XVI – начале XVII века стали дворцовыми. Они принадлежали царю и его семье, а доходы с этих земель и с живущих на них крестьян шли на удовлетворение разнообразных запросов царской фамилии.На территории Прикамья возникли Елабужская, Каракулинская и Сарапульская дворцовые волости, которые были укреплены как города-крепости, и находились на постоянном контроле у царя. Путь для крестьян-переселенцев Каракулиных в Прикамье был новый, и по нему никто не ходил. Им пришлось начинать непривычную жизнь с нуля. Всем обзаведутся, все отстроят они лишь через годы. Крестьяне знали это наверняка, и трудности страшили их, но они все же снялись с насиженных мест и основали село, приложив к этому работящие руки, трезвые головы, сильную волю. Это были сметливые и сноровистые люди, которые умели делать все: растить хлеб, выделывать кожи, тачать сапоги, класть печи и рубить дома, ткать холсты и вязать сети, строить лодки, гнуть дуги и санные полозья, подковывать лошадей, шиновать тележные колеса… Неустанный труд обеспечивал им при непритязательных их запросах благополучный быт, а главное, независимость от властей и свободу. Все это, конечно, не могло не отражаться на складе их характера, на привычках и обычаях, на их языке, в песнях, сказках, былинах. ...И бились за село родное Но неспокойно жилось русским первопроходцам в Прикамском краю. Нередко приходилось им вести борьбу с бывшими владельцами земель. В мирное время крестьяне вступали в переговоры с башкирами, однако – увы! – вспыхивали бунты, инородцы нападали на русские селения, разоряя их.С течением времени правительство, осознавая выгодное и важное местоположение возникшего селения, распорядилось обнести оков деревянным частоколом по обычаю того времени и окружить земляным валом и рвом. Но воевода села Каракулино и Пьяного Бора Степан Тарбеев царское указание не выполнил. Поэтому 18 марта 1678 года Указом царя и великого князя Федора Алексеевича воеводой был назначен талантливый военачальник Семен Пекарский, который за короткий срок с помощью жителей местных деревень соорудил острог для защиты русских поселенцев от инородцев, живших тогда по берегам Камы и Белой.Хлопоты воеводы были не напрасны. Об этом говорит отписка Казанского воеводы П. Шереметьева в Москву к великим князьям Ивану и Петру Алексеевичам о нашествии калмыков на Уфимский уезд от 9 августа 1682 года: «…пришли калмыцкие тайши Аюка да Замса, а с ними де воинских людей, калмыков, и нагайцев, и горских черкасов, и едисанцев 40000, и ныне де стоят на речке Суне под деревнею. Ликовым, а огненно де с ними ружья 3 пушки да мелкого ружья 4000, и хотят де идти по Закамской черте… И многие деревни разорили, и татар и черемису порубили, и в полон поймали… И в том селе Березовке многие крестьяне побиты и в полон пойманы…». Инородцы пытались взять Каракулинскую крепость, но безуспешно.В челобитной царям Ивану и Петру Алексеевичам воевода С. Пекарский пишет: «в прошлом 1682 году он в дворцовом селе Каракулино на приказ построил городок, и сидел в том городке в осаде многое время, и на многих боях бился, и языков на Уфу отсылал… И как к тому городку приезжали иноверцы и он, Семен, выезжал против них, изменников, со крестьянами, и через Каму не пропустил, и с ними, изменниками-иноверцами, бился, не щадя головы своей… Иноверцы воевали за село Пьяный Бор и церковь божию сожгли, а утварь церковную, и евангелие, и крест, и колокола, и иную многую утварь он вовремя отбил». Православие Уже в этот период в Каракулинском остроге была Воскресенская церковь. Древнейшей по времени церковью нужно считать здесь храм во имя Спасителя Чудотворца Николая, который был построен в нижней части села, по тогдашнему выражению, в «пригороде», где позднее расположится базарная площадь. Никольский храм впервые упоминается в 1640 году, и спустя полвека он обветшал. Поэтому в 1687 году Казанский митрополит благословил построить новый храм в 5 глав. Каракулино славилось... Чем же занималось в далеком прошлом каракулинское население? Главным его занятием оставалось земледелие: господствующей системой севооборотов являлась трехполка. Наиболее распространенные сельскохозяйственные культуры: рожь, овес, гречиха, из бобовых – горох, из технических – конопля и лен. Каракулино славилось многими ремеслами, и на его территории часто проходили ярмарки и базары. «…Второй по величине в Вятской губернии, после Алексеевской ярмарки в городе Котельниче, была каракулинская ярмарка. Она отличалась исключительно крестьянскими товарами и крестьянским составом торговцев и покупателей….». Приезжие гости заходили в Никольский храм и ставили свечу за здоровье. Со временем он, гордость каракулинской земли, обветшал и был разрушен. На его месте в 1907 году была воздвигнута Никольская часовня, которая стала не только гербом и символом нашего района, но и жемчужиной каменного зодчества Среднего Прикамья.О селе, которое основали крестьяне Каракулины, можно говорить очень много. История этого русского села, где проживает более 90% православных христиан, богата, интересна и разнообразна. Все жители района любят свой райцентр, гордятся своей малой родиной, ее красотой, историко-культурным наследием.В. Буторин.
https://prikampravda.ru/rubrics/istoriya/345710-karakulino_russkoe_selo/?ysclid=m2ty7y777g34119549