Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Писатель живет до тех пор, пока читают его книги. (еврейская)

Каракулино с. (Каракулинское) Каракулинская волость Сарапульского уезда Вятской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Удмуртская Респ, село Каракулино

Кладбища с. Каракулино Каракулинская волость Сарапульского уезда Вятской губернии.

Свято-Троицкая церковь с. Каракулино Каракулинская волость Сарапульского уезда Вятской губернии.

Часовня Святителя Николая Чудотворца с. Каракулино Каракулинская волость Сарапульского уезда Вятской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

GPS-координаты

История наименования и принадлежности:

  • с. Каракулино Каракулинская волость Сарапульского уезда Вятской губернии.
  • Россия, Удмуртская Респ, село Каракулино 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

Ближайшие приходы:

 

Архивы:

Село Каракулино перепись 1897, 

  • У мормонов ролик мф 007484979
  • Каракулинская волость Пленка # 007484978
  • В конце село Каракулино Пленка # 007484977

https://forum.vgd.ru/post/593/83839/p2638948.htm#pp2638948


Кара́кулино  (удм. Каракуль) — село в России, административный центр Каракулинского района Удмуртской Республики. Население — 4380 чел. (2021).

Село располагается в юго-восточной части Удмуртии, правом берегу реки Камы, в 53 км к югу от города Сарапул и в 114 км — от столицы республики, города Ижевска.

Впервые дворцовое село Каракулино упоминается в челобитных 1682 года, село называлось пригородом Каракулиным, принадлежало к Уфимскому уезду и состояло в ведении Казанской епархии.

В 1719 году по указу Петра I «Об устройстве губерний и об определении в оныя правителей» в составе Казанской губернии была образована Уфимская провинция, в которую вошла деревня Каракулина.

В 1728 году Уфимская провинция была выделена из Казанской губернии и подчинена особому ведению Сената. В 1744 году Уфимская провинция была включена в состав новой Оренбургской губернии.

В 1780—1796 годах — в Елабужском уезде Вятского наместничества, с 1796 года — в Сарапульском уезде Вятской губернии.

4 ноября 1926 года в составе Вятской губернии образован Каракулинский район и село стало районным центром. В 1929—1934 годах — в Нижегородской области, в 1934—1937 годах — в Кировской области РСФСР. Постановлением ВЦИК от 22 октября 1937 года село, в составе Каракулинского района, передано в состав Удмуртской АССР.

Численность населения
1959 1970 1979 1989 2002 2009 2010 2012
3018 ↗3716 ↗4431 ↗5144 ↘5109 ↗5134 ↘4814 ↘4724
2021              
↘4380              
  • ГОУ НПО Профессиональное училище № 27 (Каракулино)
  • МБОУ «Каракулинская средняя общеобразовательная школа»
  • Каракулинский детский сад № 1
  • Каракулинский детский сад № 2
  • Районная больница на 110 коек
  • Музей истории Каракулинского района
  • Центр декоративно-прикладного искусства и ремесел
  • Дом культуры «Спутник»
  • Мемориальный комплекс участникам Великой Отечественной войны.
  • Памятник труженикам тыла и детям войны (2019) — расположен в центре села на площади возле мемориального комплекса участникам Великой Отечественной войны. Монумент из красного и серого гранита выполнен в виде двух стел на небольшом постаменте с изображением медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и надписью «Труженикам тыла и детям войны посвящается». На самих стелах изображены колосья и годы войны — 1941 и 1945. Памятник был изготовлен в Воткинске. По словам автора композиции Алексея Терентьева.

Люди, связанные с Каракулино

Герои Советского Союза:

  • Девятьяров Александр Андреевич
  • Кирьянов Павел Николаевич
  • Коровин Николай Аркадьевич
  • Котельников Алексей Павлович
  • Маслов Иван Васильевич
  • Сивков Вадим Александрович

Герои Социалистического Труда:

  • Теплякова Анастасия Михайловна

 Из исторических источников известно, что край наш прикамский после падения Казанского ханства в 16 веке начали заселять русские переселенцы. Они «считали себя полными хозяевами всей земли по правую сторону реки Камы» и были людьми предприимчивыми. Место для села выбрали красивое: крутые горы, которые могли защитить от непрошенных гостей, были покрыты дикими непроходимыми лесами, широкий и раздольный берег без озер и болот, пригожий для ярмарок и базаров, судоходная река, изобиловавшая рыбой, много пушных зверей, меда, хмеля, земля плодородная. А там, за Камой, до самого горизонта тянутся леса, озера, речки… Но до сих пор каракулинцы теряются в догадках, кто же основал Каракулино и почему у него такое название. В честь русской фамилии До прихода русских, коренным населением Вятско-Камского междуречья были финно-угорские народы, а юг Удмуртии входил в состав Казанского ханства. Поэтому в языках разных народов село имеет разное толкование. Так, в переводе с башкирского оно означает Черное озеро, у народов Коми - Гнездо водяного черта. И лишь на русском языке название села Каракулино звучит раздольно и понятно: от фамилии крестьянина Каракулин. Да и речка здесь тоже называется ласкательно – Каракулинка.Священник и педагог г. Сарапула Н.Н. Блинов предположил, что Каракулино стало селом в 1682 году на татарском урочище, переведя название этого места как Черное озеро. Он не занимался историей села Каракулино, но подвоха никто не заметил. Да оно и понятно, ведь историей Каракулино не занимался никто вплоть до конца ХХ века. Исследование Н.Н. Блинова всех устраивало и стало основой для последующего изучения Среднего Прикамья. Каракулино, как Черное озеро, фигурирует во всех монографиях публицистов.По мнению историков-краеведов нашего края Е.Ф. Шумилова, А.И. Суханова, В.А. Шадрина, А.В. Буторина, Н.А. Мухачева и других исследователей, названием села послужила фамилия крестьянина-хлебопашца Каракулина. Согласно архивным документам XVII века, жители с фамилией Каракулины проживают в нашем родном селе около 400 лет. Архивные документы подтверждают, что крестьяне с этой фамилией были грамотными людьми (писари), отличались деловитостью и амбициозностью. Они считали за высокую честь, что село носит их фамилию.Примечателен тот факт, что Каракулино возникло не на месте тюркской или финно-угорской старой деревни, а абсолютно на новом, в диком краю, где еще не ступала нога человека. На том крутом месте, где в XVII-XVIII веках стояла крепость и были обнаружены в период археологических раскопок древние христианские захоронения. А как же быть с Черным озером, которое, по мнению Н.Н. Блинова, находилось возле села Каракулино, которое якобы и дало название селу? В том-то и дело, что озера никто не видел.  Сюда во время базаров и ярмарок стекалось до 200 купеческих и торговых судов из Сибири, Новгорода, Астрахани, с Вятки и Урала. И озеро было бы большой проблемой для крупнейшей каракулинской ярмарки в Вятской губернии и Прикамья. На этом месте была большая базарная площадь и стояла Никольская церковь не в 1862 году, как говорит Н.Н. Блинов, а в 1640 году. И еще один факт не в пользу Черного озера – археологические раскопки. Здесь археологи обнаружили древние христианские захоронения. По их мнению, тут было первоначально христианское сельское кладбище, которое впоследствии было перенесено наверх, за каракулинскую крепость: спустя многие годы правда восторжествовала.Нельзя не согласиться с историками-краеведами Удмуртии, что село Каракулино – русское село и названо оно в честь русской фамилии. Водные ворота Урала Село в XVII-XVIII веках сыграло роль форпоста (опорного района) в продвижении первопроходцев на территорию Зауралья и в последующем Сибири. Неслучайно в старину его считали Водными воротами Урала. Самые плодородные и удобно расположенные земли Прикамья в конце XVI – начале XVII века стали дворцовыми. Они принадлежали царю и его семье, а доходы с этих земель и с живущих на них крестьян шли на удовлетворение разнообразных запросов царской фамилии.На территории Прикамья возникли Елабужская, Каракулинская и Сарапульская дворцовые волости, которые были укреплены как города-крепости, и находились на постоянном контроле у царя. Путь для крестьян-переселенцев Каракулиных в Прикамье был новый, и по нему никто не ходил. Им пришлось начинать непривычную жизнь с нуля. Всем обзаведутся, все отстроят они лишь через годы. Крестьяне знали это наверняка, и трудности страшили их, но они все же снялись с насиженных мест и основали село, приложив к этому работящие руки, трезвые головы, сильную волю. Это были сметливые и сноровистые люди, которые умели делать все: растить хлеб, выделывать кожи, тачать сапоги, класть печи и рубить дома, ткать холсты и вязать сети, строить лодки, гнуть дуги и санные полозья, подковывать лошадей, шиновать тележные колеса… Неустанный труд обеспечивал им при непритязательных их запросах благополучный быт, а главное, независимость от властей и свободу. Все это, конечно, не могло не отражаться на складе их характера, на привычках и обычаях, на их языке, в песнях, сказках, былинах. ...И бились за село родное Но неспокойно жилось русским первопроходцам в Прикамском краю. Нередко приходилось им вести борьбу с бывшими владельцами земель. В мирное время крестьяне вступали в переговоры с башкирами, однако – увы! – вспыхивали бунты, инородцы нападали на русские селения, разоряя их.С течением времени правительство, осознавая выгодное и важное местоположение возникшего селения, распорядилось обнести оков деревянным частоколом по обычаю того времени и окружить земляным валом и рвом. Но воевода села Каракулино и Пьяного Бора Степан Тарбеев царское указание не выполнил. Поэтому 18 марта 1678 года Указом царя и великого князя Федора Алексеевича воеводой был назначен талантливый военачальник Семен Пекарский, который за короткий срок с помощью жителей местных деревень соорудил острог для защиты русских поселенцев от инородцев, живших тогда по берегам Камы и Белой.Хлопоты воеводы были не напрасны. Об этом говорит отписка Казанского воеводы П. Шереметьева в Москву к великим князьям Ивану и Петру Алексеевичам о нашествии калмыков на Уфимский уезд от 9 августа 1682 года: «…пришли калмыцкие тайши Аюка да Замса, а с ними де воинских людей, калмыков, и нагайцев, и горских черкасов, и едисанцев 40000, и ныне де стоят на речке Суне под деревнею. Ликовым, а огненно де с ними ружья 3 пушки да мелкого ружья 4000, и хотят де идти по Закамской черте… И многие деревни разорили, и татар и черемису порубили, и в полон поймали… И в том селе Березовке многие крестьяне побиты и в полон пойманы…». Инородцы пытались взять Каракулинскую крепость, но безуспешно.В челобитной царям Ивану и Петру Алексеевичам воевода С. Пекарский пишет: «в прошлом 1682 году он в дворцовом селе Каракулино на приказ построил городок, и сидел в том городке в осаде многое время, и на многих боях бился, и языков на Уфу отсылал… И как к тому городку приезжали иноверцы и он, Семен, выезжал против них, изменников, со крестьянами, и через Каму не пропустил, и с ними, изменниками-иноверцами, бился, не щадя головы своей… Иноверцы воевали за село Пьяный Бор и церковь божию сожгли, а утварь церковную, и евангелие, и крест, и колокола, и иную многую утварь он вовремя отбил». Православие Уже в этот период в Каракулинском остроге была Воскресенская церковь. Древнейшей по времени церковью нужно считать здесь храм во имя Спасителя Чудотворца Николая, который был построен в нижней части села, по тогдашнему выражению, в «пригороде», где позднее расположится базарная площадь. Никольский храм впервые упоминается в 1640 году, и спустя полвека он обветшал. Поэтому в 1687 году Казанский митрополит благословил построить новый храм в 5 глав. Каракулино славилось... Чем же занималось в далеком прошлом каракулинское население? Главным его занятием оставалось земледелие: господствующей системой севооборотов являлась трехполка. Наиболее распространенные сельскохозяйственные культуры: рожь, овес, гречиха, из бобовых – горох, из технических – конопля и лен. Каракулино славилось многими ремеслами, и на его территории часто проходили ярмарки и базары. «…Второй по величине в Вятской губернии, после Алексеевской ярмарки в городе Котельниче, была каракулинская ярмарка. Она отличалась исключительно крестьянскими товарами и крестьянским составом торговцев и покупателей….». Приезжие гости заходили в Никольский храм и ставили свечу за здоровье. Со временем он, гордость каракулинской земли, обветшал и был разрушен. На его месте в 1907 году была воздвигнута Никольская часовня, которая стала не только гербом и символом нашего района, но и жемчужиной каменного зодчества Среднего Прикамья.О селе, которое основали крестьяне Каракулины, можно говорить очень много. История этого русского села, где проживает более 90% православных христиан, богата, интересна и разнообразна. Все жители района любят свой райцентр, гордятся своей малой родиной, ее красотой, историко-культурным наследием.В. Буторин.

 https://prikampravda.ru/rubrics/istoriya/345710-karakulino_russkoe_selo/?ysclid=m2ty7y777g34119549

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов