Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Ласковый теленок двух коров сосет. (мордовская)

Церковь Василия Великого с. Байса Байсинская волость Уржумского уезда Вятской губернии.

Назад

Состав прихода Церкви Василия Великого с. Байса по данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1535)



16 февраля 1760 г. – починок Байсинский посетил свияжский миссионер архиепископ Евмений, которого марийцы просили разрешения на устройство клети для хранения мертвых тел. Позднее клеть была превращена в часовню, а потом и в церковь.

В книге О.Н. Виноградова «Храмы Уржумского района» сказано, что деревянная церковь во имя свт. Василия Великого села Байса построена в 1838 г., а в 1865 г. вместо нее тщанием прихожан был сооружен каменный трехпрестольный храм (строительство началось 18 января 1865 г.). В приход входили деревни нынешнего Лебяжского района, да и в XX веке, когда приход церкви села Байса был передан в Уржумский район, в него по-прежнему входили деревни Кокоревского и Индыгойского сельсоветов Лебяжского района.

Престолов в теплом храме два: во имя Святого Василия и Преподобного Сергия Радонежского; холодный храм устроен и освящен в честь Вознесения Господня.

Дмитрий Казаков писал, что саратовская купчиха Татьяна Потапова пожертвовала для церкви большой колокол весом 256 пудов 1 - фунтов. Везли его из Саратова до пристани Цепочкино на барже, а затем на лошадях. Экипаж, перевозивший колокол был оставлен при церкви, бережно хранился в сарае и исчез во время коллективизации. После доставки колокол 6 лет висел на столбах около церкви и был поднят в день праздника Вознесения Господня. В этот колокол звонили по воскресным и праздничным дням. В тихую погоду его звон был слышен вниз по р. Байсе до д.Н. Байса на 15 верст. Второй колокол, весивший 156 пудов, звонил по субботам, и потому назывался субботником. В состав сплава этого колокола входило серебро, и потому он звучал очень мелодично. Третий колокол, висевший на южной перекладине колокольни, весил 100 пудов. В него звонили перед службой, и потому он назывался часовым колоколом. В 1921 году этот колокол был снят и увезен в пожарное отделение в д. Посенур. Четыре колокола весом по 60 пудов были на восточном окне, еще двенадцать по 10-20 пудов – на северном.

Как и любая церковь, Байсинская церковь имела свои престольные праздники, которые отмечались 14 января, 8 октября (по новому стилю) и Вознесенье.

Церкви села Байса дважды было суждено сыграть в истории лебяжской земли особую роль. До революции она являлась опорой в христианизации края. В сороковые-шестидесятые годы XX века, когда в Байсе действовала единственная в округе церковь, именно ее священники окормляли жителей Лебяжского района, которые добирались в Байсу пешком или на лошадях. Может быть, не случайным было и то, что последним батюшкой здесь был священник Лебяжской церкви отец Петр Марамзин, ему помогал по службе уроженец д. Курановщины Матвей Лихачев, а пели и читали здесь женщины из д. Елизарово.

Еще до революции заезжие в Байсу гости отмечали, что здешний храм «самый лучший в уезде». Необыкновенная архитектура, сохранившаяся старинная стенная живопись и резной иконостас.

Церковь села Байса до революции находилась в составе второго благочинного округа Уржумского уезда. По «Клировой ведомости» 1872 года в приходе насчитывалось 33 селения. По нынешнему административному делению в него входили территории Байсинского и Адовского сельсоветов Уржумского района, Кокоревского, Изиморского и Индыгойского сельсоветов Лебяжского района.


Источник: http://isupov69.ru/sites/default/files/family/region/Baisa.htm

Приходы Вятской епархии за 1872 г.

Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
Село Байса Васильевская церковь Уржумский уезд 3-й благочиннический округ
№17, с. 576-577

385. Васильевская в селе Байсе.

Построена в 1838 г, на сумму, ассигнованную Св. Синодом из капитала Коммиссии Духовных Училищ, деревянная, с одним престолом во имя Св. Василия Вел.

При церкви два священника, диакон и два причетника. Один из священников имеет свой дом, у прочих казенные квартиры. Земли церковной, кроме 4 дес. усадебной, не имеется. Причт получает из казны 111 р. 91 к. в год.

В приходе 33 селения, расстоянием от церкви от 3 до 16 в., прихожан 2425 м. п. и 2779 ж., в том числе Черемис, в 13 селениях, 963 м. п. и 1035 ж. Раскольников-81 м. п. и 74 ж.

Село Байса от г. Вятки в 175 в. Ближайшия села: Ветошкино в 17 в., Лаж в 19 в. и Бийский завод в 17 в.

 

Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
Байсинская - Васильевская, церковь приходская Уржумский уезд 2-й благочиннический округ
Число прихожан — муж.п.: 3319, жен.п.: 3774. Штат — священников: 2. диаконов: 1. псаломщиков: 2. Рукописное примечание — 1838.
 

Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
Байса Васильевская Уржумский уезд 2-й благочиннический округ
 

Приходы Вятской епархии за 1912 г.

Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
Село Байса Васильевская церковь Уржумский уезд 2-й благочиннический округ

1) Село Байса – Васильевская церковь, каменная, построена в 1865 г.; расстоянием ог г. Вятки в, 190 вер., от уездного города в 33 вер., от благ. в 40 вер.; часовни деревянные: на приходском кладбище и в деревне Часовенной Косьмодамианская; причта по штату положено: 2 св., 1 д., 2 пс.; священник Редников имеет свой дом, диакон Мышкин живет в наследственном доме, а остальные члены причта пользуются казенными квартирами; земли: ус. 5 дес., под церк. площ. 260 с.; братский денежный доход: св. 570 р., диак. 380 р., псал. 190 р., содержание от казны: св. 33 р. 57 к, диак. 22 р. 38 к., пс. 11 р. 19 к.; руги 100 п. ржи и 200 п. овса: прихожан: правосл. рус. 2360 м. п., 2637 ж. п., крещ. чер. 1437 м. п., 1473 ж. п., язычн. черем. 9 м. н., 11 ж. п.; старообр. 220 м. п., 259 ж. п.; приход состоит из 37 селений, расст. 1 – 10 вер.

Село расположено в низменной, очень красивой, даже живописной местности. Около села тянется большой Бушковский лес, из которого протекает по селу, за одворицами, небольшая речка Газговойка. Более же значительная река Байса, впадающая в реку Вятку, находится в 5 вер. от села. В приходе семь школ: две в селе и пять в деревнях на расстоянии 6, 8 и 10 вер.; в селе одна министерская мужская, а другая церк. прих. женская, а в деревнях все земские смешанные. Главное занятие прихожан земледелие, а некоторые прихожане занимаются садоводством и пчеловодством. Многие из прихожан ходят на заработки, главным образом в Пермскую губернию и Сибирь, где плотничают и столярнпчают. Вол. прав. при селе; мед. пун. в с. Лаже в 20 вер. Пар. пр. Лебяжье в 25 вер.; ст. ж. д. Котельнич в 180 вер. Село стоит на тракту, пролегающем между г. Яранском и Уржумом.

 

Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

с. Байса Васильевская церковь Уржумский уезд 2-й благочиннический округ
Число населённых мест в приходе: 40
По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1535)
Справочник по составу приходов церквей Уржумского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

 
 

Каталог метрических книг

Нас.пункт (село) Церковь Годы Виды актов  Место хранения Координаты дела Листы
с. Байса
Вятская губ., Уржумский уезд
ц. Васильевская 1880—1882 Р? Б? С? КОКМ (Киров) Ф.КОМК Ед.хр.38427
№ на сайте 843
с. Байса
Вятская губ., Уржумский уезд
ц. Васильевская 1885—1886 Р? Б? С? КОКМ (Киров) Ф.КОМК Ед.хр.38428
№ на сайте 844
с. Байса
Вятская губ., Уржумский уезд
ц. Васильевская 1887—1888 Р? Б? С? КОКМ (Киров) Ф.КОМК Ед.хр.38429
№ на сайте 845
с. Байса
Вятская губ., Уржумский уезд
ц. Васильевская 1893—1894 Р? Б? С? КОКМ (Киров) Ф.КОМК Ед.хр.38430
№ на сайте 846
с. Байса
Вятская губ., Уржумский уезд
ц. Васильевская 1895 Р? Б? С? КОКМ (Киров) Ф.КОМК Ед.хр.38431
№ на сайте 847
с. Байса
Вятская губ., Уржумский уезд
ц. Васильевская 1896—1897 Р? Б? С? КОКМ (Киров) Ф.КОМК Ед.хр.38432
№ на сайте 848

Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/96187

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

БАЛЕЗИН Симеон Андреевич, священник, родился 25.01.1870 г. в слободе Кукарке  в крестьянской семье. Окончил 2-х классное училище Министерства просвещения. Служитель культа с 1892 г. С 1914 по 1920-е г.г. – священник Троицкого собора г. Уржума, обновленец, был помощником «архиепископа» Иннокентия (Копейкина), позднее – священник с. Байсы. 28.02.1938 г. арестован, особым Совещанием при НКВД СССР 12.05.1938 осужден по ст.58-10,58-11 ч.2. УК РСФСР. Приговор 5 лет ссылки в Звездинский р-он Кировской обл., считая срок с 28.02.1938 г. Из обвинения: "В течение ряда лет 1933-1937 гг. высказывал свое недовольство мероприятиями, проводимыми партией и Советской властью, распространял клевету на Советскую власть". Места заключения: г.Уржум, тюрьма; Звездинский район. Новый арест в ссылке 10.1938 г. Особым Совещанием при НКВД СССР 14.10.1938 осужден по ст.58-10,58-11 ч.2. УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания - расстрел. Групповое дело "Дело священника Агафонникова В.Д. и др. Киров, 1938 г." Кончина - 14.10.1938. Реабилитирован 28 марта 1989 г.

БУЕВСКИЙ Аполлоний Иоаннович - Сын священника, он решил избрать стезю отца и окончил в 1852 г. Вятскую духовную семинарию. Сначала несколько лет занимал должность учителя в селе Косолапово Уржумского уезда, а 9 августа  1858 г. был рукоположен в диакона церкви села Верхошижемье Котельничского уезда. 26 июля 1860 г. отец Аполлоний стал священником и 14 лет прослужил в селе Верхо-Куринское. В январе 1878 года батюшка переведён в Байсу. В 1880 году отец Аполлоний был назначен благочинным 2-го округа Уржумского уезда, в этой должности он пребывал до своей смерти в 1888 году. Жена - Татьяна Константиновна, священническая дочь. Дети: Александра (1856) - вышла замуж за будущего священника Иоанна Падарина, Лидия (1864) - вышла замуж за псаломщика байсинской церкви Василия Мышкина; Михаил (1874) - окончил Вятскую духовную семинарию и недолго служил священником в с. Исть Яранского у., перед революцией он решил продолжить учёбу и поступил в университет; Константин (1869) - глухонемой, учился в С.-Петербурге в училище для глухонемых (в 16 лет в III классе училища), вернувшись из столицы, жил при матери. [6]

ВИНОГРАДОВ Владимир. В 1917 г. был псаломщиком  Байсинской церкви.

ДОМРАЧЕВ Василий Иванович: родился в 1872 г. в семье крестьян Уржумского уезда. Окончил в 1895 г. Уржумское городское училище. В 1896 году он был определен помощником учителя церковно-приходской школы с.Токтайбеляк Уржумского уезда, а в 1897 году сам стал учителем, определенный в Больше-Мумомарскую школу грамоты. Интересно, что в 1898 году он был перемещен обратно в церковно-приходскую школу Токтайбеляка и проработал там несколько лет. С 1901 по 1905 годы Василий Иванович работал в церковно-приходских школах сел Томьюиучаш и Больших Нолишек Уржумского уезда. 11 декабря 1905 г. рукоположен в сан диакона к церкви с. Зашижемье того же уезда, 6 июля 1910 г. рукоположен в сан иерея к церкви с. Байсы. В начале 1920-х годов уехал в г. Омск. Дальнейшая судьба не известна. Жена -Ксения Георгиевна. Дети: Александр (учился в гимназии г. Малмыжа, Герой Советского Союза), Мария, Михаил. [6]

ЕРГИН Владимир, до 1916 г. – псаломщик с. Байсы, 3 марта 1916 г. перемещен на диаконское место к церкви с. Казанского. Упоминается там и за 1918 г. [9]

ЗАРНИЦЫН Александр. Псаломщик с. Байсы в 1916-1917 гг. Был определен в храм 23 мая 1916 г. [9]

КАЗАНСКИЙ Павел Петрович, священник, родился в 1852 г. в духовной семье в Костромской губернии, рукоположен в сан диакона в 1886 г., в сан иерея – 29 июня 1908 г., перемещен в Вятскую губернию, в с. Колково 18 июля 1888 г., с 21 июня 1909 г. по 1919 г. – диакон с. Красноярского, с 1913 по 1918 гг. – священник с. Космодемьянского, в 1917 г. лишен избирательных прав. Последнее место служения – с. Байса (1930-е годы). Упоминается в списках лишенцев за 1930 г. Награды: серебряная медаль в память царствования Александра III, юбилейный крест в память 300-летия Дома Романовых, набедренник  (1915). Семья: к 1910 г. был вдов; дети: Александра, Ольга, Константин, Геннадий, Николай, Вера.[9]

КОСТАРЕВ Дмитрий Александрович, диакон, родился в крестьянской семье в Уфимской губернии, посвящен в сан диакона в 1924 г. 21 ноября 1927 г. назначен на псаломщическую вакансию к церкви с. Байсы. Обновленец. [9]

КУРОЧКИН Николай Гаврилович, родился 27 июля 1880 г. в с. Макаровка Пижанского района. Прошел духовный путь от псаломщика до священника, смог избежать репрессий. 3 класса Яранского духовного училища и учитель двух церковно-приходских школ Яранского уезда. 28 августа 1901 года 20-летним юношей в качестве псаломщика Николай Курочкин впервые приехал в Байсу. В 1916–1919 гг. (по другим данным с 1908 г.) – диакон на псаломщической вакансии в с. Байса. В мае 1919 г. уволен за штат по прошению и до 1949 г. нигде не служил, находясь на гражданских работах, за что получил правительственную награду. Заслуженный пчеловод Уржумского района, имел государственную медаль за "Доблестный труд".  28 мая 1949 г. при условии регистрации был назначен псаломщиком церкви с. Рождественского, 1 июня 1949 г. назначен диаконом, а 9 декабря – священником, служил примерно до 1955 г. [15] С 1956 по 1961 гг. – диакон и священник в с. СырчаныНолинского района, переведен в с. Сырчаны в порядке наказания – за допуск к службе священником своего племянника Николая Покровскогов с. Шурма без ведома епископа и без согласия Уполномоченного [16]. В 1963 г. вышел в за штат. Отошел ко Господу 28 августа 1965 г. на 85 году жизни. Жена - Евгения Дмитриевна, учительница. Дети: Серафим (1905 [6] или 1895 [15]). В «Послужном списке» за 1910 год о псаломщике Н.Г. Курочкине сообщалось: «Поведения весьма хорошего. Недвижимости не имеет». В апреле 1911 года псаломщик Курочкин был определен учителем пения в церковно-приходскую школы с. Байса. В 1915 году он получал пособия от казны 100 рублей в год, за требоисправления – 138 рублей в год. [6, 7]

ЛИХАЧЕВ Матвей Павлович, диакон, родился 31 августа 1900 г. в д. Курановщина Лебяжской волости в крестьянской семье. Закончил 3 класса земской школы, до 1934г. служил псаломщиком и диаконом в Лебяжской церкви, позднее в селах Окунево, Лаж Лебяжского района (примыкал к обновленцам, лично был знаком с уржумским обновленческим «епископом» Иннокентием (Копейкиным), с 1949 по 1963 гг. – в с. Байса Уржумского района, затем после закрытия церкви несколько лет сторожем в Успенской церкви г. Нолинска. Отошел ко Господу 30 ноября 1976 г. в с. Окунево, похоронен в п. Лебяжье.

МАЛИНОВСКИЙ Анатолий Васильевич (на фото справа 11.10.1952) Родился 11/24 ноября 1908 г. в с.Учка Велико-Устюжского уезда Вологодской губернии в семье учителя Малиновского Василия, который позже стал дьяконом и священником. До принятия сана был репрессирован и участвовал в ВОВ. После мобилизации с фронта. Служил в Васильевской церкви с.Байса Буйского района (ныне Уржумский район): с 17 марта 1947 г. по 11 мая 1947 г. псаломщик, с 11 мая 1947 г. по 21 марта 1948 г. диакон, с 21 марта 1948 г. по 06 сентября 1951 г. священник (рукоположен в сан иерея архиепископом Кировским и Слободским Вениамином), и вновь после Троицы 1952 г. до 20 декабря 1955 г. священник в Байсе. С 20 декабря 1955 г. переводится на должность настоятеля к Вознесенской церкви в с.Рождественское Уржумского района. 25 апреля 1967 г. архиепископ Владимирнаградил ко дню Святой Пасхи саном протоиерея. С 28 мая 1968 г. переведен настоятелем в Покровский храмг.Советска. С 29 июня 1970 г. переведен настоятелем Рождества-Богородицкой церкви г.Халтурина (нынег.Орлов). С 28 февраля 1972 г. переведен вторым священником в Успенский собор г.Нолинска. Позже был настоятелем Успенского храма в Нолинске. 1 июня 1984 г. согласно прошению выведен за штат.

МАРАМЗИН Петр Иванович, см. ПИТИРИМ.

МИХАЙЛОВ Николай Константинович, священник, родился в духовной семье. Закончил в 1886 г. один класс ВДС. Рукоположен в сан иерея в 1900-х годах, после революции примкнул к обновленцам. С 1923 г. священник в с. Байса. Умер 8 августа 1928 г. (по данным актовой записи от паралича сердца). Награды: набедренник (1909), скуфья (1916), камилавка (1922). Жена - Елизавета Петровна. [9]

МЫШКИН Василий Александрович,  родился 10 апреля 1850 г. в с. Лаж в семье (дьячка) диакона Александра Мышкина. Окончил курс в Вятском духовном училище и был определён псаломщиком к церкви села Байса. В «Послужном списке» за 1899 год про Василия Мышкина писали: «Чтение, пение и катехизис знает очень хорошо. Поведения очень хорошего. Жена - Лидия Аполлониевна, 35 лет, священническая дочь». 4 июня 1900 года в возрасте 40 лет Василий Мышкин был рукоположен в сан диакона. Рукоположен в сан диакона 4 июня 1900 г. к церкви с. Байсы, но на вакансии псаломщика. Отошел ко Господу  21 апреля 1916 г. Жена - Мышкина (Буевская) Лидия Аполлоновна заведовала женским приходским училищем и руководила церковным хором. В 1910 г. учительница Байсинской церковно-приходской школы Лидия Апполоновна Мышкина признана самым ревностным учителем уезда, причем не в первый раз. Лидия Аполлониевна прожила 90 лет. [6]

ПАЛКИН Иоанн Михайлович, священник, родился 25 марта 1858 г. в с. Ильинском Нолинского уезда в семье псаломщика. Окончил Вятскую противораскольническую школу в 1886 г.  До 1897 г. - учитель Карсавинской противораскольнической школы Глазовского  уезда. Рукоположен в сан священника 14 июля 1902 г. С 1902 по 1908 гг. cлужил в с. Байса - числится в 1908 г. членом съезда 2-го округа Уржумского благочиния. 14 марта 1908 г. перемещен в с. Северское Глазовского уезда. Жена - Вера Яковлевна (1875 г.р.). Дети: Иван, Екатерина, Зоя.

ПИТИРИМ, игумен (в миру Марамзин Петр Иванович), родился 19 декабря 1883 г. в д. Марамзино Лебяжской волости в крестьянской семье. До 1922 г. – учитель, в августе 1922 г. рукоположен во священника к церкви с. Красноярского, с 1923 по 1934 г.г. – священник с. Лебяжье; примыкал к обновленцам. По приговору Кировского краевого суда от 22 марта 1936 г. осужден на 7 лет тюремного заключения в Карелии. С 1947 по 1949 гг.- священник молитвенного дома в с. Окунево. По постановлению особого совещания при НКВД СССР от 8 октября 1949 г. повторно осужден бессрочно и сослан на поселение в д. Лапино Красноярского края. С 1956 по 1963 гг. – настоятель церкви с. Байса Уржумского района, после закрытия церкви перешел в Нолинский приход: с 1963 по 1965 гг. – священник Успенской церкви г. Нолинска. 5 июня 1964 г. епископом Иоанном пострижен в монашество с именем Питирима, 27 апреля 1965 г. удостоен возведения в сан игумена. 1 мая 1965 г. вышел в за штат. 5 мая 1973 г. отошел ко Господу, похоронен на кладбище г. Нолинска.

ПОКРОВСКИЙ Николай Тимофеевич, диакон. Род. 10 ноября 1861 г. в г. Вятке в семье губернского секретаря. Окончил Вятское уездное училище в 1878 г. Поступил в послушники Вятского Успенского монастыря и был певчим в Архиереском хоре с 17 февр. 1882 г. За благочестное поведение и хорошее пение 8 мая 1882 г. посвящен в стихарь. В 1883-1886 гг. на военной службе. С 1886 г. псаломщик. С 1894 по 1896 гг. - псаломщик с. Мелянда. 29 июля 1896 г. перемещен в с. Байсу. Рукоположен в сан диакона 20 июня 1899 г. 27 июля 1904 г. перемещен в Глазовский уезд.  21 авг. 1901 г. назначен экономом НДУ. Отошел ко Господу 27 янв. 1907 г. Семья: Клавдия Гавриловна, 1868 г.р.; дети: Николай (1890 г.р.), Александр и Павел (1893 г.р.), Иван (1896 г.р.), Мария. [9]

РЕДНИКОВ Иаков Иоаннович, родился в 1840 г. в семье причетника Иоанна Редникова. В 1864 году он окончил Вятскую семинарию с аттестатом второго разряда, а 28 февраля 1865 года был рукоположен в священники села Колобовское Нолинского уезда. 12 июня 1879 г. по собственному прошению отец Иаков был переведён в село Байса, где так же, как и отец Аполлоний, включился в постройку церкви. В 1887 г.он был назначен на должность духовника во втором благочинном округе Уржумского уезда, а 19 июня 1891 года – на должность благочинного и пребывал в ней до своей смерти. Отец Иаков Редников умер 23 сентября 1899 г. Жена - София, дочь умершего в 1878 г. священника Васильевской церкви Лаврентия Бехтерева. Семья отца Иакова имела собственный деревянный дом. В семье Редниковых было 5 детей: Михаил, Павел, Василий, Александра и Анна. Награды: набедренник (1867), Указом Вятской консистории от 10 апреля 1872 года «за ревностное и полезное служение на пользу святой церкви» было объявлено благословение Св. Синода с внесением в послужной список; награжден скуфьей (апрель 1878 г.); камилавкой (1887). [6]

РЕДНИКОВ Михаил Иаковлевич, родился 30 сентября 1860 г. в с. Колобовском Нолинского уезда в семье священника Редникова ИаковаИоанновича. Окончил курс в Нолинском духовном училище, а затем 6 классов Вятской губернской гимназии и в ноябре 1887 года был определён учителем земской школы в село Окунево, которое находится недалеко от Байсы. 29 апреля 1890 года Михаил был рукоположен в сан диакона к церкви села Рождественское Уржумского уезда и в тот же год – в сан священника к Троицкой церкви села Холуница Слободского уезда. Отец Михаил был женат, но овдовел уже в молодости. [6] Рукоположен в сан иерея 9 июня 1891 г.[?] С 26 февраля по 6 октября 1899 г. – священник с. Космодемьянского, затем после смерти отца – и до конца 1920-х гг. с. Байсы. Отец Михаил был законоучителем Байсинского одноклассного, а затем Изиморского и Посенурского училищ. В 1902 году дом, оставленный отцом, он пожертвовал для женской церковно-приходской школы, а сам поселился в казённой квартире. В 1927 г. был лишен избирательных прав, позже был репрессирован и увезен в неизвестном направлении. [6]

СБОЕВ Георгий Корнильевич, протоиерей, родился 27 апреля 1863г. в д.Овсянниково, в крестьянской семье (по другой версии 1 апреля 1853 г. в семье отставного унтер-офицера). Закончил Вятское Александровское реальное училище (1883 г.). Состоял учителем в с. Куршаково (1885–1893 гг.) и с. Байсе (1893–1896 гг.). Рукоположен в сан диакона к церкви с. Байсы 23 июня 1896 г., в сан священника той же церкви 26 октября 1897 г. Служил в с. Байса (диакон, 1896–1899 гг.), с.Космодемьянское (1899–1907 гг.), с.Актыгаево (с. Актыгашево Уржумского уезда, ) (1907–1910 гг. и 1913–1915 гг.), с 1910 по 1913 гг. – с. Колобово Нолинского уезда, в 1913 г.-Холунице-Ильинском Слободского уезда, с. Михайловском Уржумского уезда (1915–1929 гг.), Уржумского Воскресенского собора (с 12 июня 1929 г. по 1930 г.), Митрофаньевской церкви г. Уржума (с сентября 1930 г. по 1936 г.). Сторонник Патриаршей (Сергиевской) ориентации. Дальнейшая судьба не известна. Награды:  набедренник (1901), скуфия (1907), камилавка (1914). Жена - Анна Евстафьевна (1859 г.р.). Дети: Надежда (1892 г.р.), Анастасия (1899 г.р.), Николай (1902 г.р.). [9]

 

СЫРНЕВ Николай Михайлович, священник, родился в 1882 г. В 1904 г. окончил семинарию с аттестатом первого разряда и сразу был рукоположен в иерея к церкви с. Байсы, в тот же год о. Николай был назначен на должность законоучителя Адышевской и Гаринской земских школ, а в 1908 году – законоучителя Кокоревской земской школы. В 1911 году о. Николай Сырнев был назначен следователем по 2-му благочинному округу Уржумского уезда и уже в следующем году получил «за рвение» свою первую награду – набедренник, а в 1915 - скуфью. Отошел ко Господу 1 февраля 1923 г. Жена - Александра Павловна, в 1926 г. лишена избирательных права. Жили в казенной квартире. Дети: Авенир (24.03.1906). [6, 7]

ТИХВИНСКИЙ Феодор Васильевич, священник, родился 7 (1 по [6]) февраля 1861 г. в семье диакона с. Пектубаево Яранского уезда Василия Тихвинского. учился в Вятской духовной семинарии, окончил её в отличием в июне 1885 года, был определён псаломщиком к Успенской церкви слободы Кукарки. Рукоположен в сан иерея к церкви с. Байсы 29 августа 1888 г. и прослужил в ней 17 лет, из них 10 лет – противораскольническим миссионером по Уржумскому уезду (назначен 11 марта 1895 г.). Жена отца Феодора - Афанасия Петровна была дочерью священника. У них было четверо детей. В доме батюшки  жила и его овдовевшая пожилая мать. В 1905 г. назначен настоятелем Троицкого собора г. Уржума. Знаменитый миссионер в области старообрядчества, автор нескольких трудов, депутат Государственной думы. Впоследствии лишен духовного звания (1907 г.). [6]

ТОЛЧИН Иоанн Семенович. Родился в 1869 г. в с. Буйский завод. Священник, последнее место служения – с.Байса. В 1940 г. закрыта церковь в с. Байса, а ее последний священник Иоанн Толчин арестован. Приговорен Кировским облсудом 11 декабря 1940 г., обвинение по ст. 58 п. 10 УК РСФСР. Приговор: 10 лет лишения свободы. Реабилитирован 6 июня 1990 г. Дальнейшая судьба не известна.

ШАБРУКОВ Георгий Григорьевич, священник, родился в 1882 г. в д. Кулынск Марий-Эл в семье крестьян-марийцев. Рукоположен в сан священника к церкви с. Кукнурского в августе 1911 г. Служил: Кукнурское (1916–1918 гг.), с. Лебяжье (1918 г.), с. Байса (1918–1937 гг.). Служил до первого закрытия церкви, был репрессирован, 19 июня 1937 г. осужден на 8 лет лишения свободы.

ЯРЫМОВ Иоанн, диакон, до 1927 г. - при церкви с. Байсы на вакансии псаломщика. 16 ноября 1927 г. перемещен в другой приход. Обновленец.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2018-03-04 22:34:34 | Отредактировано: - |

Священники Васильевской ц. часто становились благочинными Лажского благочиния:

1880-1883 с.Байса Апполоний Буевский

1885-1888 с.Байса Апполоний Буевский

1891-1899 с.Байса Иаков Редников

3 октября 1880 г. - переложен купол Байсинской церкви, на куполе работал сам настоятель храма и благочинный Аполоний Буевский, вложивший в маковицу креста памятную табличку о сем.

В 1908 г. прошел съезд 2-го округа Уржумского благочиния - см. фото справа.

В 1917 г. в церкви служил следующий причт (на фото слева возможно данный клир - фото с сайта fotoplex.ru/photos/urzhum/dorevolition/):

Священник Редников Михаил

Священник Сырнев Николай

Священник Домрачев Василий

Диакон Курочкин Николай

Псаломщик Виноградов Владимир

Псаломщик Зарницын Александр

Осенью 1937 г. это была единственная церковь в районе, но и она была закрыта в 1940 г.

Вновь открыта в 1945 г., но проработала недолго. Церковь была закрыта в 1963 г.

Церковь простояла до своего пожара в ноябре 1975 года. А в Байсе в память о прежней церкви выложили часовенку.

Приходской совет возобновил работу в 1992 году. Священник приезжает из Уржума. На службу приходят 40-50 человек (ДМИТРИЙ Казаков, пос. Лебяжье).

ПСАЛОМЩИКИ:

29.07.1896–20.06.1899  – ПОКРОВСКИЙ Николай Тимофеевич

1901 – ?  – КУРОЧКИН Николай Гаврилович

04.06.1900–21.04.1916 – МЫШКИН Василий Александрович, диакон на вакансии псаломщика

1916 (08) – 1919  – КУРОЧКИН Николай Гаврилович, диакон на вакансии псаломщика

?  – 1916 – ЕРГИН Владимир ? - 1917 - 

?  – ВИНОГРАДОВ Владимир

23.05.1916 - ? – ЗАРНИЦИН Александр

? – 16.11.1927 – ЯРЫМОВ Иоанн, диакон на вакансии псаломщика

21.11.1927 – ?  – КОСТАРЕВ Дмитрий Александрович, диакон на вакансии псаломщика

17.03.1947–11.05.1947  –  МАЛИНОВСКИЙ Анатолий Васильевич

ДИАКОНЫ:

23.06.1896–26.10.1897 – СБОЕВ Георгий Корнильевич

20.06.1899–27.07.1904 – ПОКРОВСКИЙ Николай Тимофеевич

11.05.1947–21.03.1948  – МАЛИНОВСКИЙ Анатолий Васильевич

1949 – 1963  – ЛИХАЧЕВ Матвей Павлович

СВЯЩЕННИКИ:

1878 – 1888  – БУЕВСКИЙ Аполлоний Иоаннович, благочинный, протоиерей,

1888 – 1905  – ТИХВИНСКИЙ Феодор Васильевич

1897 – 1899  – СБОЕВ Георгий Корнильевич

1879 – 1899  – РЕДНИКОВ Иаков Иоаннович

1899 – конец 1920-х гг.– РЕДНИКОВ Михаил Иаковлевич, протоиерей

1902 – 1905  (1908) –ПАЛКИН Иоанн Михайлович

1904 – 1923  –СЫРНЕВ Николай Михалович

1910 – 1920-х гг. – ДОМРАЧЕВ Василий Иванович

1918 – 1937  – ШАБРУКОВ Георгий Григорьевич

1918 – 1930-е гг.  – КАЗАНСКИЙ Павел Петровичч

1920-е – 1938  – БАЛЕЗИН Симеон Андреевич


1923 – 1928


 –


МИХАЙЛОВ Николай Константинович


? – 1940


 –


ТОЛЧИН Иоанн Семенович


1948 – 1951


 –


МАЛИНОВСКИЙ Анатолий Васильевич  


1952 – 1955


 –


МАЛИНОВСКИЙ Анатолий Васильевич


1956 – 1963


 –


ПИТИРИМ: игумен


(в миру МАРАМЗИН Петр Иванович) – настоятель

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2018-03-04 22:27:52 | Отредактировано: 2018-03-04 22:33:50 |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов