Александро-Невская тюремная церковь г. Уржум Уржумский уезд Вятской губернии.
Воскресенская церковь г. Уржум Уржумский уезд Вятской губернии.
Митрофаньевская церковь г. Уржум Уржумский уезд Вятской губернии.
Свято-Троицкий собор г. Уржум Уржумский уезд Вятской губернии.
Кладбища Уржум уездный город. (основан в конце XVI века)
Александро-Невская тюремная церковь г. Уржум Уржумский уезд Вятской губернии.
Воскресенская церковь г. Уржум Уржумский уезд Вятской губернии.
Митрофаньевская церковь г. Уржум Уржумский уезд Вятской губернии.
Свято-Троицкий собор г. Уржум Уржумский уезд Вятской губернии.
Одно из первых упоминаний Уржума дошло до нас через Патриаршую (или Никоновскую) летопись. Датируется эта запись 1554 годом. Документ повествует о походе воевод на арских “изменников”. Поход этот был организован по указу царя Ивана IV.
“Того же лета, февраля в чистой понедельник приехал к царю-государю от воевод от князя Семена Ивановича Никулинского с товарищи Назарей Семенов сын Глебов и говорил от воевод, что послал их царь государь на свое дело на Арских людей, и пошли из Казани а с ним по государеву наказу пошли воеводы из Свиязского городу; в большом полку со князем Семеном воевода князь Юрий Иванович Кашин, в передовом полку Федор Иванович Умной-Клычев с теми людьми , которые годовали там. И они, призвали Бога в помощь, пошли из Казани Арьскою дорогою на высокую гору к засеке и направо побережных людей по Чувашской дороге и по Нагайской и по Каме и по Меше послали воевати головы, а налево и наперед по тому-же послали, и во многие места послали головы воевати и сами идучи на Арско и к Нурме и на Уржум идучи, вьевали и жгли во всех местех. А пришли воеводы на Нуржум , от Казани десять днищ ходу...и дал Бог , многие места воевали. И город на Меше сожгли... А война их была от Казани и по Каму, а от Волги за Ошит и за Оржум и на Илит . и под Вяцкие волости, от казани вверх по Каме полтриста верст, а от Волги к Вятке поперег 200 верст, а ходили от Казани четыре недели”.
Три раза упоминается в этом отрывке Уржум (Уржум, Нуржум и Оржум), последний раз это явно река, а первые два раза - местность , которую , наряду с другими московские отряды “воевали и жгли”. Город среди географических названий, использованных в этом отрывке, один - на Меше реке.
Как река, упоминается Уржум и в третьей редакции “Летописца начала царствования…” отразившейся в Оболенском списке Никоновской летописи. Рассказывая о событиях июня 1556 года автор сообщает “…ходил ис Казани боярин Петр же Васильевич Морозов, да с ним воевода Федор Игнатьевич Салтыков, да дети боярские ис Казани и ис Свияжского города обои, и переменные и старые и годовальщики, а татарове и новокрещены и казакы и стрельцы, за Арьское, за Ошит и за Уржум и к Вятке. И не доходили до Вятки за пятьдесят верст и воевали бесчисленно много и полон имали, женкы да робята, а мужиков всех побивали: и пришли в Казань, дал Бог, со всеми людми здорово…”
Вот лишь небольшая часть документов, где впервые можно прочесть об Уржуме, как реке и как местности. К сожалению, пока неизвестны источники, в которых бы шла речь об Уржуме (до 1554 года) как о поселении .
На месте, где сегодня стоит город Уржум, уже в глубокой древности (полторы тысячи лет назад) жили люди. Открытый в 1965 году археологический памятник азелинской культуры тому яркое подтверждение.
В конце XVI столетия был основан город Уржум. На месте этом скорее всего было марийское поселение. Историк В.Савич в свое время писал “…Под владычеством татар культура и быт мари не испытали сколько-нибудь заметных изменений. Казанское ханство сохранило власть марийских князей. И даже позже, находясь под властью Московского государства, мари имели своих князей-ханов. Вятские мари сохранили очень отчетливо предания о своих древних князьях, столицей которых был Уржум…”
Точной даты основания города Уржума до сих пор не выявлено. Существует несколько точек зрения по этой проблеме.
Официальная точка зрения на время основания города Уржума, которую поддерживал кировский ученый-историк, профессор А.В.Эммаусский – время основания Уржума 1584 год. Кстати и А.В.Эммаусский писал в свое время, что “…Уржум… был марийским племенным городком, вошедшим в состав России после подавления Черемисской (Казанской) войны”.
1584 год, временем основания города Уржума, первым назвал известнейший вятский историк А.И.Вештомов. Он, описывая в начале XIX столетия города Вятской губернии, указал, что после взятия Казани “…получили в 1584 году начало свое города Уржум при реке Вятке, Яранск при Пижме, Царев и Шанчурск при Кокшаге”.
Местные уржумские краеведы Н.Н.Арбузова, А.П.Пентин также считали, что Уржум был основан в 1584 году.
Важным моментом первых страниц истории города Уржума является установление имен основателей города. Имена эти зафиксированы в правой выписи Уржумскому Спасскому Цепочкинскому монастырю (“…на владение Жеребцовым полем”). Запись датирована 1649 годом .
Тогда в ходе опроса (“обыска”) 56 местных жителей марийцев-старожилов сообщили, что “…ведают, а иные слышали от отцов своих и от чамские черемисы: как де поставили город Уржум воевода Володимер Головин да Семен Яропкин, и деревни де Сарды у черемисы пахотные земли и сенные покосы отошли все под город и под городовые поля и пашню уржумским детям боярским и стрельцам, а их де черемис, с тех старых отар перевели на новую усадьбу, где они ныне живут”.
Эти сведения совпадают и с документами того времени. Согласно Разрядных книг в 1592 году В.В.Головин возглавил великокняжескую рать, собранную для подавления восстания в двенадцати волостях луговой черемисы. В территорию, охваченную тогда восстанием, входила и уржумская земля.
За 1594 год в Разрядных книгах упоминается Семен Еропкин, который стал уржумским воеводой в марте 1594 года.
Таким образом до нас дошли имена основателей города - ими были воеводы Владимир Головин и Семен Еропкин.
Известно, и кто строил город. Первый историк Вятки А.И. Вештомов в свое время писал, что Уржум рублен был под надзором первых поселенцев солдат (стрельцов) с участием местного населения – марийцев.
До нас не дошло письменных источников с описанием города в первые годы его основания. Очевидно, Уржум представлял из себя укрепленное поселение. Это был город – крепость. Деревянный кремль, выстроенный первооснователями к 1647 году, пришел в ветхость, и возникла необходимость строительства новой крепости. Она в 1647 году была возведена.
Описание этой крепости сохранилось в одном из архивных документов (“Роспись государеву…городу Уржуму и городовым башням…”), который хранится в Государственном архиве Кировской области. Этот документ интересен еще и тем, что в нем упоминаются строители крепости.
Описание города начинается с наугольной башни, которая находилась (по современной стратиграфии) где-то в районе старой автостанции. Наугольная башня была длиной 4 сажени (сажень= 2,13 метра). Причем в документе указывается, что башня находилась “…от мельницы, за старою тюрьмой”.
Следующей была Водяная башня с воротами. Она была меньше Наугольной – 3,5 сажени. Эта башня располагалась вблизи воеводского двора.
Третьей была – Тайнишная башня (длина 4 сажени).
Следующей была Спасская башня - главная в крепости. Она была с большими городовыми воротами. На башне были установлены колокола. Длина башни - 4 сажени. Пятой по счету была башня Нового раската, длиною 3 сажени. Следующей – шестой – была башня с воротами, что располагалась “за разрядом” (за разрядной избой). Эта башня была также оборудована воротами. Длина башни – 3 сажени.
И последней была башня Старого раската (длиной 3 сажени).
Естественно, что башни были соединены между собой рубленой деревянной крепостной стеной. Длина этой стены между башнями колебалась от 17 до 19 саженей.
Всего крепостная стена по периметру была по современным меркам невелика где-то в пределах 190-200 метров. И укладывалась (если наложить на современную территорию) в районе Троицкого собора и горсада.
Среди строителей Уржумской крепости (как указывается в вышеназванном документе) были: монастырские (Спасского Цепочкинского мужского монастыря) и государственные крестьяне, новокрещены ( местное население – марийцы язычники, принявшие христианство), бобыли, лебяжские (русские) крестьяне, стрельцы и посадские люди. Участие в строительстве принимали также площадные подьячие и крестьяне, принадлежавшие толмачам (переводчикам), пономарям и священникам (“поповы и пономаревы крестьяне”).
Итак крепость имела семь башен, трое городских ворот. Внутри крепости были старая тюрьма, воеводская изба, разрядная изба. Из источников конца XVII века известно, что существовала еще и бесприходная воеводская церковь (внутри крепости). За крепостью (на посаде) в начале XVII столетия была деревянная Воскресенская церковь.
Источник: http://urzhum.clan.su