Кладбища с. Атары Рождественская волость Уржумского уезда Вятской губернии.
Спасская церковь с. Атары Рождественская волость Уржумского уезда Вятской губернии.
село Атары: Спасская церковь
Первая деревянная церковь была построена в 1687 году, вторая деревянная холодная и позднее теплая - в 1740 году. В 1809 году освещена каменная церковь.
Храм имел три престола: в честь Нерукотворного Образа Спасителя, в честь Пресвятой Богородицы и во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Стенная живопись выполнена в 1894 и 1900 годах. Приход состоял из 40 селений, в деревне Толстик имелась часовня. Причт состоял из двух священников и двух дьячков. Одним из самых замечательных и выдающихся священников был протоиерей о. Николай Люминарский (1833-1911гг), последним – о. Иоанн Семенов (с 1905 по 1938гг); Последнее место служения – молельный дом д. Дворец. Сын последнего диакона о. Григория Домрачева, Иван Григорьевич, погиб в бою 7 декабря 1941 года.
Престольный праздник был в Троицу, церковно-приходской школы не имелось
Церковь закрыта в 1939 году.
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/71000
1719 (1 рев.) стр193об 350-2-1080 (архиерейские и монастырские вотчины):
Села Спаского Атар тож
Марк,63, Мосей,60 - Алексеевы дети
Лука,Павел - Марковы дети
Федор Мосеев, пасынок Петр
Викул Устинов, у него Илья,40, Михайло,35
У Ильи сын Андрей,5
Андрей Семенов,45, сын Естифей
Алексей Фролов,44,сын Иван
Иван Леонтьев,80, сын Андрей,30
Сава Парфенов,40
Лука Евдокимов,60,сын Исак
Михаил Максимов,45, сын Егор,20
Евдоким Трифанов,30,сын Мартемьян
Степан Кондратьев,50,сын Михайло
Селиван Константинов,60, дети Сила, Патрекей
Борис Филиппов,30
Петр Ларионов,60, сын Харитон,30
Гаврило,35, Логин - Ивановы дети
Роман Васильев,70, сын Иван, пасынок Нефед Якимов
однодворцы:
Андрей,70, Григорий - Яковлевы дети, Андрея дети (имя пропущено),30, Матвей,20
(далее д. Кручинская*)
стр.195 - Села Атар Герасим Кирсантьев,30
(далее из https://rodnaya-vyatka.ru/blog/11208/132290)
(л618) Уржумской округи Кукарской слободы Покровской церкви 1782 года апреля 8 дня
В Кукарской слободе Покровской мужеской монастырь состоял до 765 года а потом упразднен
и за выведением из него монашествующих в другии монастыри учреждена имеющаяся в нем
церковь приходскою при коей вподушной оклад неположенныя
Произведенной в том 765 году Кукарской Спасопреображенской церкви из диаконов священников
Тимофей Иванов сын Самарцов вдов - - 40
У него дети девки
Мария - - 16
Елена - - 12
Анна - - 10
Произведенной в нынешнем 1782 году диакон Филип Лаврентиев сын Олюнин - - 29
(л618об) Сунскаго заказа села Лудяны из поповских детей находившейся при Кукарской Троицкой церкви пономарем
Ево жена Акилина Максимова - - 29
Кукарской же слободы поповская дочь
У них дети
Иван - - 6
Васса - - 4
Определенной в 1774 году из поповских детей дьячек Стефан Максимов сын Кочкин - - 24
в 1764 году находился Вятской епархии в селе Пасеговском
У него жена Марфа Карпова - - 28
Яранскаго заказа села Пачей поповская дочь
У них дети девки
Катерина - - 3
Матрона - - году
Родная ево дьячка мать вдова поповская жена Матрона Павлова - - 63
Определенной в 779 году Кукарскаго заказа села Колобова их поповских детей пономарь Дмитрей Евсеев Добрачев холост - - 19
(л623) Уржумской округи села Атар Спасской церкви 1782 года марта 23 дня
В селе Атарах при Спаской церкви в подушной оклад неположенныя
Священник Мирон Изотиков сын Глазырев 34 умре в 1778 году
Ево жена Евлокия Яковлева 29 умре в 781 году
взятая споездом города Казани Богоявленской церкви дьячковская дочь
У них дети
Григорей 12 – 36 ныне при той же церкви священником, вдовой
Иван - - 7 обучает азбуку
Анна 4 – 22
Ирина 2 – 20
Марина - - 16
Параскева - - 15
Акилина - - 10
Священника Григория сын
Гавриил - - 10 обучает часослов
Диакон Иоаникий Никитин сын Порфириев 27 – 45 ныне в том селе священником
Ево жена Улита Яковлева 28 – 46
взятая споездом того села крестьянская дочь
У них дети
Дмитрий 2 умре в 765 годц
Симеон году умре в 765 году
Максим - - 14 холост, читать и писать обучен
Григорей - - 7
Анна - - 16
(л623об) Дьячек Фома Ермолаев сын Семаков 25 – 43 ныне в том селе диаконом
Ево жена Агафия Яковлева 22 – 40
взятая повыводу Кукарской слободы дворцовая крестьянская дочь
У них дети
Никита - - 9 обучает в часослове великое повечерие
Никита ж - - 6 обучает в часослове
Корнил - - 2
Параскева - - 17
Анна - - 11
У него ж диакона родной племянник дьячковской сын
Феодор Григорьев полугоду – 19 назначен пономарем
Ево жена настасья Федорова - - 20
взятая с поездом Уржумской округи Красноярской волости из деревни Хмелевки крестьянская
дочь
Пономарь Никита Стефанов сын Якимовых 25 – 43
Ево жена Авдотья Зиновьева 22 – 40
взятая с поездом того ж приходу починка Малкова крестьянская дочь
У них дети
Осип году – 19 холост, ныне при той же церкви дьячком
Тимофей - - 17 холост, читать и писать обучен, обучается петь
Иван - - году
Акилина - - 12
Параскева - - 9
Агафья - - 7
Наталья - - 4
Определенной в 774 году Кукарскаго заказа села Ишлыка из дьячковских детей Иван Дмитриев сын Попов вторым дьячком - - 24
Жена ево Федосья Феодорова - - 23
(л624) взятая с поездом Уржумскаго уезда Красноярской волости деревни Фадеевской
крестьянская дочь
У них дети
Николай - - 2
Евдокия - - полугоду
1762 (3рев.) 350-2-1165 стр404 починка Отарок:
Покровского монастыря починка Отарок:
выборный Терентий Семенов Усков,40 (Семена Корнилова сын)
350-1-135 1710 к Кукарской слободе дворцовые кр-не в д. Отары:
Леонтий Фомин,ж Марфа Тимофеевна, сын Никита,5, приемная девка Авдотья Афанасьева,15
с ним в особ. избе сосед Андрон Тихонов, ж Арина Михайлова, дети Ульяна,7, Арина,4
Василий Андреев, ж Агрофена Кондратьева, дети Андрей,7, Степан,1
вдр. избе сосед Карп Агафонов, ж Василиса Мокеева, дочь Катерина,3
Мартын Кириллов, ж Авдотья Савельева, дети Федот,3, Ефим,1
с ними сноха, вдова ум брата Кузьмы Кириллова - Арина Самойлова,дети Артемий, женат, Агафья,10
У Артемия жена Аксинья Афанасьева
Григорий и Афанасий Кондратьевы дети Голомидовы.
У Григория жена Федосья Тимофеевна, дети Иван,12, Алена,10
У Афанасия жена Степанида Игнатьева
сосед их Юда Семенов, ж Матрена Филиппова, сын Пантелей,12, приемыш Марья Ефремова,10, его же дочь вдова Федора Юдина
Еремей Леонтьев, ж Мавра Тимофеевна, дети Кирилл, Трофим, женаты, Ерофей,15, Авдотья,10
У Кирилла жена Дарья Иванова,дочь Татьяна,2
У Трофима жена Ненила Васильева, дочь Катерина,1
Федор Тихонов, ж Василиса Мокеева,сын Федот,7
сосед Калина Яковлев, ж Февронья Дорофеева, стары
Елистрат Софонов (Сафонеев), ж Ефимья Иванова, дети Федор,4, Арина,1
Иван Кириллов Головин, ж Агрофена Естифеева, дети Иван,женат, Авдотья,17
У Ивана жена Анна Трифонова
Тимофей Гаврилов Головин, ж Федосья Фомина, дети Савелий,женат, Прокофий,2, Настасья,17
У Савелия жена Авдотья Петрова
Афанасий Гаврилов,ж Дарья Трофимовна, дети Федосья,15, Маланья,3
Ермолай Патрекеев, ж Анна Трифанова, дочь Фекла,1
брат Иван Патрекеев,8
Итого 9 дворов
тот же фонд, дворцовы крестьяне и оброчные бобыли спаской трети Казанского уезда по Алатской дороге починок на Отарке речке (и рядом речка Руя) где точно располагался пока не ясно:
Андрей Федоров Булдаков, ж Агафья Сидорова, дети Дементий,8, падчерица Устинья,16
с ним племянники родные (брата Антона Федорова дети) : Панкрат, женат, Марк,11, Сысуй,6, Алексей,4, сестра их Марфа Федорова,16
У Панкрата жена Арина Игнатьева
Иван Устинов,стар, ж Анна Алексеева, дети Потап, Василий Бол., Василий Меньш,-женаты
У Потапа жена Анна Гаврилова, дети Степан,5, Игнат,3
У Василия Больш. жена Мавра Логинова, сын Григорий,3
У василия Меньш. жена Матрена Иванова
Фрол Гаврилов, ж Авдотья Петрова, дети Конон,10, Соломанида,7, Акулина,4
брат Исак Гаврилов,25
сосед Семен Емельянов Вот..ков, ж Степанида Еремеева, дети Игнат,10, Илья,4, Наталья,6
Итого 3 двора
Село Спасское Атары тож (архиерейские вотчины, Кукарского Покровского монастыря вотчины) в нем двор монастырский скотный, живут сконтники:
слушка Игнатий Данилов, 30, ж Мавра Степанова,27, сын Филипп,9
дворы крестьянские:
Семен Семенов Колпаков,50,ж Степанида Григорьева,46, дети Никифор,23, Матрена,15
Федор Трофимов,80,ж Ефимья Петрова,70, сын Родион,25, ж Авдотья Иванова,25, дочь Прасковья,8
Лука Антонов Милютин, 70,ж Авдотья Алексеевна,60, дети Сысуй,20, Петр,12, Лисафья,13, Марфа,8,
У Сысуя жена Мавра Иванова,18
пасынок Савелий Софронов,14
починок на речке Суводи, в нем двор монастырский скотный, в нем сконтник Кузьма Леонтьев,90, да вдова Ивана Емельянова - Федосья Тимофеевна,70
дворы крестьянские:
Андрей Яковлев Кормщиков*,25, ж Авдотья Иванова,23
сестра его Акулина,17
отец его Яков Филиппов ум как 4-й год, мать Арина Федотова ум 2 г назад.
Лука Абросимов Калинин,80,ж Матрена Яковлева,70, сын Иван,25,ж Дарья Титова,25
Мосей Филиппов Гребенев, 82, сын Веденикт,33, ж Арина Тимофеевна,30, сын Антип,12
Андрей Степанов Савельев(Савиных),60,ж Прасковья Нифантова,60, сын Савин,15
в починке Корякине:
Семен Логинов Чертищев,70,вдов,пасынок Терентий Фролов,37, ж Манельфа Анорьева(Андреева),35,дети Дмитрий, 18, Василиса,18*, Арина,9, у Дмитрия жена Анна Данилова,20
Василий Корнилов,80, ж Анна Алексеевна,70, дети Федор,40, Петр,26,Григорий,15, Авдотья,30, Прасковья,20
У Федора жена Анна Яковлевна,35,дочь Варвара,8
У Петра жена Акулина Степанова,23, дети Катерина,2, Авдотья,1
с ними в другой избе брат (Семена) двоюродный Никита Данилов Коряков,66, ж Арина Петрова,60, дети Петр,27, Евдоким,25 - женаты, Корнила,20,холост, Анна,17, Дарья,16
У Петра жена Агрофена Никифорова,25
У Евдокима жена Евдокия Кириллова,25
дочь (Василия) Марья выдана в село Ошеть Вятского уезда за Ивана Трифанова
Сава Фомин,56, ж Арина Васильева,60, дети Авдотья,6, Агрофена,2
сосед Сава Устинов,50,ж Федора Федорова,60, дети Семен,18, Наталья,16, Арина,14
по прежней переписи у него во дворе писан Клим Евсеев(ум), ж его Васса вышла замуж в Кукарскую слободу за Макара Телегина (там ум), дочь Катерина выдана в с.Ошеть за Ивана Семенова.
Федор,40, Осип,30 - Епифановы дети
У Федора жена Васса Иванова,38, дочь Агафья,5
У Осипа жена Марья Яковлева,30
Итого за Кукарским монастырем по Алатской дороге 16 дворов
Опубликовано чт, 21/05/2020 - 21:29 пользователем Станислав Туленин
Из воспоминаний И.Я. Порфирьева, профессора русской словесности Казанской Духовной Академии, о селе Атары и свой семье (1886 г.):
"Я родился 23 сентября 1823 года в селе Атарах (Атары) Уржумского уезда Вятской губернии. Батюшка мой был священником этого села: отец Яков Максимович Порфирьев, а матушка – Екатерина Николаевна, урожденная Курочкина.
Род батюшки был крестьянского происхождения. Отец его, отец Максим , хотя тоже был священником, но был сын крестьянина. Между крестьянами Атар еще во время моего детства было много родных батюшки. Из них в моей памяти остался только один – Матвей Иванович Аверьянов, выслужившийся из крестьян офицер. Он еще при мне жил в Атарах. Потом перешел в город Нолинск на должность соляного пристава... Отец Максим прозывался Перфильевым, Порфирьевыми стали называться его сыновья: Иван, Авраамий и Яков . Все они уже учились в семинарии и были потом священниками. Иван Максимыч – в селе Кырмыже, Авраамий Максимыч – в Шурминском заводе. А батюшка Яков Максимыч остался в своем родном селе Атарах.
Об отце Максиме мне мало известно. В живых я его уже не застал или уже не помню; помню только его жену, бабушку Акулину Ивановну, которая жила так долго, что, как говорили тогда, уже выжила из ума, от старости у ней было так много странностей, что ее считали помешанной и ее держали не в самом доме, а в отставной избе. Сердитая и брезгливая, здесь она жила на печи или на полатях. Отец Максим считался богатым человеком.
Село Атары с церковью во имя Спаса Всемилостивого сначала находилось на самом берегу реки Вятки, потом, вследствие того, что вода затопляла берега, было перенесено кверху на гору, более чем на полверсты от берега. Это случилось при отце Максиме. На старом месте села еще в мое время стояла в развалинах старая деревянная церковь, мы, дети, часто бегали к ней играть.
...село находилось на самом берегу р.Вятки. По берегам Вятки тогда был лес и страшная глушь, воровство и разбой в этих местах были делом до того обыкновенным, что им занимались целые деревни, как каким-нибудь ремеслом. Мирным жителям жить было страшно...
Батюшка рассказывал, что даже в то время, когда он был священником, примерно в 20-х годах , в один вечер вдруг к нему в дом является один мужик из разбойничьей деревни и заведомо считавшийся разбойником. Севши за стол, он вынимает из-за пазухи пистолет и, положив его на стол пред собою, начинает просить у батюшки денег взаймы 100 рублей, обещаясь возвратить их в срок. При такой обстановке отказать, конечно, было нельзя. Батюшка не только дал разбойнику денег, но и напоил его водкой. «Ну, о.Яков, – сказал угостившийся разбойник – за твое одолжение и угощение я расплачусь с тобой, беспременно. Приходи ко мне за деньгами в такой-то день». Когда настал этот назначенный день, батюшка долго в сильном страхе колебался, идти или не нет. Но 100 рублей, хотя бы и ассигнациями, в то время для сельского священника были большая сумма, и он решился идти. Разбойничья деревня была недалеко от села, только переехать на другой берег Вятки. Разбойник оказался дома налицо. Завидев батюшку, он встретил его и привел в избу. Посадив за стол на лавку, он спросил его: «Что, батюшка, за деньгами пришел?» А сам, взявши нож, начал точить его. В то время продолжал разговаривать. Батюшка ни жив, ни мертв, как говорится, сказал, что действительно за деньгами, если милость будет, а то он может еще обождать. «Ну, хорошо, хорошо, сейчас заплачу». И действительно вынес ему 100 рублей. «Спасибо, – сказал он, – что тогда из беды выручил».
При отце Максиме село Атары было перенесено на гору; при нем построена каменная церковь , отделана, впрочем, была при этом только теплая церковь, иконостас же в холодной церкви устроен был уже при батюшке. И я уже помню, как резали резьбу и золотили; мне тогда было уже около девяти лет. О.Максим в новом селе построил новый хороший дом деревянный.
Село Атары было двухштатное, с двумя священниками, дьяконом и четырьмя дьячками. Другой священник был старичок о. Гавриил Глазырин, дьяконом был его сын о.Димитрий. Дети его Иван и Алексей были моими сверстниками, мы долго вместе с ними воспитывались дома и долго учились в училище. Жена о.Гавриила была моей крестной матерью.
Несмотря на то, что в Атарах батюшка родился, вырос и был уже девять лет священником, он нашел нужным их оставить и переселиться в другое село. Во-первых, Атары было бедное село и собиравшихся доходов далеко не хватало на содержание уже значительно в это время увеличившегося семейства , во-вторых, приход в этом селе был самый беспокойный, село было на одной стороне Вятки, а приход на другой, противоположной. Так что при всякой требе, при всяких сношениях с приходом нужно было переезжать через Вятку на пароме или на лодке, во всякую погоду и во всякое время.
Другим после рыболовства занятием в Атарах было пчеловодство. В счастливые годы на пчельнике батюшки число ульев доходило до 150. Пчельник находился не в самом селе, а в деревне у одного богатого мужика, который ближайшим образом и заведывал всеми пчелиными делами и за это получал себе половинную часть меду, который собирался со всех ульев.
Заметную черту в хозяйстве батюшки составляла еще обработка хмеля. В капустном огороде был порядочный хмельник, из которого собиралось такое количество хмеля, что его не только хватало для домашнего употребления, но оставалось для продажи.
На Атарскую колокольню приобрели новый, довольно большой для села колокол. Привоз колокола и особенно процесс его поднимания на колокольню подняли на ноги не только все село, но и весь, можно сказать, приход. Особенно сильное они произвели впечатление на нас, детей. Мы стали повторять то, что видели, в своих играх или играть в колокола. Под крыльцом отставной избы в нашем доме лежали кирпичи и булыжники. Мы на веревочках поднимали их кверху, привешивали к потолку, представляли их колоколами и таким образом устроили из камней и кирпичей воображаемую колокольню. Мы, как дети священника, чаще бывали в церкви и, видя богослужение, повторяли его дома. Для холодной церкви делали иконостас.
По слабости моего сложения родители меня уж слишком берегли и держали меня больше при себе и около дома, а не выпускали на все четыре стороны, как это делается с сельскими ребятами. Из крестьянских детей мы сходились только с теми, которые были в родственных отношениях...
Вот и все, что сохранилось в моей памяти о моем первоначальном детстве в Атарах. Несмотря на простоту обстановки и малосодержательность этой жизни, я всегда любил и особенно на старости лет люблю переноситься в это время. Судьба не позволила мне быть потом в Атарах ни однажды, но как часто и сильно мне хотелось взглянуть на старое село, старую церковь, старый дом, на все те места, которые остались у меня в памяти и о которых я упомянул выше. Из Атар мы уехали в 1833 г., когда мне было 10 лет."
Порфирьев И. Я. Краткая записка о моем роде-племени и моем домашнем воспитании и учении в духовном училище, семинарии и академии // Герценка: Вятские записки. Киров, 2006. Вып. 10. С. 150–198. URL: http://herzenlib.ru/almanac/number/index.php?NUMBER=number10