Церковь Архангела Михаила пос. Сернур пос. Сернурская волость Казанского уезда Казанской губернии.
История Сернурского района
Сернурский район расположен на северо-восточной возвышенной окраине Республики Марий Эл, за Вятским увалом. Он граничит с Ново - Торъяльским, Куженерским, Параньгинским и Мари-Турекским районами Республики Марий Эл, на севере — с Кировской областью. Датой основания района считается 15 января 1921 года, когда был образован Сернурский кантон, включавший часть волостей Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии — современные северо-восточные районы Республики Марий Эл. Территория района занимает более 1000 квадратных километров. Население составляет 27,7 тыс. человек (2004).
Сернурский край называют краем множества рек и речушек, оврагов, уклонов и возвышенностей, между которыми располагаются луга и поля, леса и рощи. Первоначальное заселение территории района происходило большей частью праудмуртскими племенами. Многочисленные топонимы на территории Сернурского района говорят о пребывании здесь удмуртского населения. С XIV века эти территории активно стали осваиваться марийцами.
По мнению исследователей, дальнейшее заселение территории северо-восточных районов республики происходило двумя потоками. Начало первому положили активное освоение бассейна реки Средней Вятки новгородцами и основание в 1374 году города Хлынова. Топонимика Яранского, Котельнического, Уржумского и Нолинского уездов, а также народные предания говорят о том, что основу марийского населения Сернурского района составили выходцы из южных районов современной Кировской области. По местным преданиям, первые жители деревень Ананур, Купсола, а также поселений с основой на Ноля появились со стороны реки Ноли, а основателями деревни Дубники были выходцы со стороны города Яранска. Первыми поселенцами деревни Шудомарий (д. Изи Памаш, Мари-Кугунур, Лавраенер) могли быть выходцы из бассейна реки Шуды, протекающей по территории Кировской области.
В ХXI-ХXII веках, после присоединения Казанского ханства к Московскому государству, Сернурскую сторону стали осваиваться переселенцы со стороны реки Волги. Названия деревень Оно-Морко, Моркинер свидетельствуют о том, что основателями их могли быть выходцы из современного Моркинского района Республики Марий Эл. Дальнейший рост населения края происходил как за счет естественного прироста, так и за счет русских крестьян из Казанской и Вятской стороны, которые поселялись как в марийских деревнях, так и основывали новые починки. В ХXI-ХXII веках для укрепления власти Московского государства среди марийских земель были построены город Уржум (1554) и слобода Кукарка (80-е). Вся северо-восточная часть современной Республики Марий Эл вошла в состав Алатской дороги Казанского уезда. Названия вновь образованных на территории современного Сернурского района поселений, а также письменные документы ХVIII-ХIX веков позволяют более подробно рассмотреть основные направления последующих миграционных процессов на территории края.
Марийские поселения Сернурской стороны возникали преимущественно при родниках, ручьях и реках, относящихся к Вятской речной системе, в долинах которых велось земледельческое хозяйство. Реки и леса изобиловали рыбой, дичью и ягодами, что было весьма привлекательно для первых поселенцев.
Основными занятиями населения были земледелие и животноводство, однако первоначально широкое распространение имели охота, рыболовство, бортничество и другие промыслы. О преобладании земледельческих занятий у марийцев свидетельствует топонимика района: названия значительной части деревень района, в том числе и районного центра, имеют сложное строение с окончанием на -нур («поле»). Марийское население, в отличие от русского, поселялось отдельными семьями или небольшими родственными группами в отдельных усадьбах (илем, сурт, кудо). Постепенно селения разрастались. Из них выделялись самостоятельные семьи и выселялись в новом месте, удобном для земледельческих занятий. Первоначально избы располагались гнездами (кучевая планировка).
В XIX веке марийские поселения получают более четкую планировку: по рядовому плану, и дома стали образовывать улицу. Марийское население обычно засевало традиционные культуры: рожь, овес, полбу, горох, просо, коноплю и др. Русские крестьяне приносили в земледельческое хозяйство марийцев различные новшества, культивируя картофель, лен, пшеницу и т.п.
Сернурцы не оставались в стороне от событий, происходивших в стране. В XVI веке активно участвовали в национально-освободительной войне («черемисских войнах»), в ХVII-ХVIII веках принимали участие в крестьянских войнах под предводительством И. Болотникова, С. Разина и Е. Пугачева. С ХVII-ХVIII веков в письменных источниках начинают упоминаться названия таких деревень, как Лужъял, Кучук- Энер, Кугенер, Макарово, Шукшиер, Тореш-Кубар, Агытан Памаш, Токсубаево и другие.
С 1719 по 1781 годы сернурская сторона входила в состав Казанского уезда Казанской губернии. Территория делилась на сотни и волости: Большая Сернурская, Малая Сернурская, Чукша, Ноли Кукморы тож, Лаж- мари, Руй, Оно Морки и др. В ходе нового административного устройства и создания Вятского наместничества (1775-1780) и Вятской губернии (1796) сернурские земли вошли в состав Царевосанчурского и Уржумского уездов. С ликвидацией в 1802 году Царевосанчурского уезда территория современного района полностью оказалась в составе Уржумского уезда Вятской губернии.
С XVIII века для учета податного населения страны стали регулярно проводиться ревизские переписи. Так, по V ревизии (1795) в селе «Благовещенском Макарово тож» числилось 167 душ, из которых «черемис новокрещен» — 163 и «крестьян ясачных» — 4. По VI ревизии (1811) в селе Макарово Сернурской волости имелось 230 ревизских душ, из которых 226 — «черемис новокрещен» и 4 — «ясачных крестьян». По X ревизии (1858) в селе Макарово Большесернурского сельского общества числилось 360 ревизских душ, из которых 4 солдатских сына и 1 уволенный и неспособный к службе солдатский сын. В этих переписях в состав села включались близлежащие селения Низовка, Нурбсль, Кучанур, Чибыж и Пуланур.
Ревизские сказки села Макарова сохранили некоторые марийские имена и прозвища, позднее преобразовавшиеся в фамилии: Токсыбай, Пибулат, Пияндык, Конак, Чиндубай, Памыдск, Очибай, Токман, Очей, Паим, Миклай, Аптыл, Абли (Аблей), Ердыган (Ядыган), Пидыган, Ситыган и другие.
Марийские крестьяне сохраняли также традиционные верования. Известный исследователь начала XX века М.Н. Янтемир писал: «Сернур известен был среди мари как своего рода Иерусалим для марийского мира. Он всегда претендовал на руководящую роль в религиозном отношении. И язычество здесь держалось крепко...»
В XVIII веке значительно расширилась миссионерская деятельность русской православной церкви. По всему краю начали возводить православные церкви и часовни. Годом основания поселка Сернур считается 1749-й, поскольку 9 мая 1749 года Казанской Духовной консисторией был издан указ о строительстве деревянной церкви в деревне Макарово, возведенной к 1754 году. Это была первая православная церковь на сернурской земле. В 1792 году к церкви пристроили придел в честь Михаила Архангела. Каменный Спасский храм в Макарове был построен в 1825 году с тремя престолами: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела и Рождества Иоанна Предтечи.
В XIX веке православные церкви и часовенки строили в каждой волости. В селе Кукнур каменный храм появился в 1816 году в честь Воздвижения Креста Господня. В Марисоле вместо деревянной церкви, построенной в 1837 году, в 1880-1888 годах из местного кирпича возвели каменный Покровский храм, а в 1894 году завершили строительство колокольни. Наибольший размах строительство храмов в получило во второй половине XIX — начале XX веков. В 1861 году в Токсубаево была построена деревянная, а с 1876 года строилась каменная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. В 1870-1873 годах возводилась церковь Рождества Богородицы в Зашижемье (Табашное). В 1877 году здесь открылось земское народное училище, типовое здание которого построили в 1906-1912 годах. В 1896 году появилась деревянная Козьмодамианская церковь в деревне Кугушень, к приходу которой отошли 11 селений. В 1901 году в Куприянове началось строительство церкви во имя святителя Стефана Пермского. В 1904 году в Большом Шокшеме освятили деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В Серафимовской церкви в Токтамыже начались службы после 1906 года, когда из Сернура перевезли деревянную церковь.
Кроме православных храмов, были построены деревянные часовенки близ селений: Сердежа (1875), Ведоснур (1902), Мурзанаево (1887), Шабыково (1901), между Коростелями и Руймучашью (1884), при починках Шаба (1890), Ершово (1904). В большинстве православных храмов проходили службы до 20-х — 30-х годов XX века, в дальнейшем церкви были разрушены или использовались не по назначению. Важно отметить, что многие священнослужители в то время являлись не только проводниками идей православия, но и наиболее образованными и культурными людьми в округе, распространявшими среди крестьян грамоту.
В середине XIX века марийские крестьяне сеяли в основном рожь, овес, ячмень и пшеницу. Современники отмечали, что марийцы стремились накопить необмолоченные скирды хлеба. Некоторые из крестьян сохраняли до 30-40 и даже 70 скирд хлеба. Обмолоченный хлеб крестьяне продавали на местном рынке или увозили на винокуренные и железоделательные заводы Уржумского уезда, а также в Казань. Каждое воскресенье в Сернуре, Марисоле и Кукнуре проводились торжки и базары. По престольным праздникам в Сернуре проводились ярмарки: в Благовещенский (25 марта), Спасский (1 августа) и Михайловский (8 ноября) престолы. Иногда они затягивались на несколько дней или даже на неделю. На ярмарках и базарах местные крестьяне продавали хлеб, пряжу, лапти, валенки, изделия кузнецов, сапожников, портных, жерновые камни, покупали соль, чай, рыбу, табак и фабричные товары.
Одежда марийцев в XIX веке во многом сохраняла традиционные черты и изготавливалась в домашних условиях. Женский костюм сернурских мари состоял из туникообразной рубахи с правым асимметричным грудным разрезом, холщовых штанов, туникообразного прямоспинного кафтана с клиньями. Среди головных уборов преобладал остроконечный шымакш, который носили с треугольным холщовым платком. Свадебный костюм женщин отличался большей нарядностью и обилием украшений. Он состоял из зеленого суконного кафтана, суконной шапки с лисьим мехом, подвесок и украшений. Мужской костюм, в отличие от женского, подвергся влиянию русского костюма.
В 70-е годы XIX века к некрестьянскому сословию в Сернурской волости относилось лишь 50 человек, из которых насчитывалось 23 мужчины и 27 женщин. К началу 80-х годов XIX века числилось 7 чиновников, в том числе 4 мужчин и 3 женщины, 16 мещан. В 1883 году здесь насчитывалось 11354 человека — 5535 мужчин и 5819 женщин, из них 8558 марийцев, 2729 русских, 38 крещеных татар и 33 из цыган. В сословном отношении преобладали крестьяне.
Большинство сельских поселений были однонациональные. По подворной переписи 1884 года в деревнях Парсаев, Лапка-Памаш, Алдиаров, Верхний Нольдур и Иван-Сола вместе проживали русские и марийцы, а в деревне Средний Торешкюбар — марийцы и крещеные татары. Наиболее распространенным типом поселений в южной части Уржумского уезда были деревни, починки и выселки. В 1881 году из 88 селений Сернурской волости 29 числились деревней (33 процента), 22 — починком (25 процентов), 36 — выселком (41 процент) и 1 — селом. В 1884 году из 89 селений 52 числились деревнями, 34 — починками, 2 — выселками и 1 — селом. К 1910 году численность поселений в волости достигла 92. Селения сернурской стороны, в сравнении с другими местностями, отличались малодворностью. Доля поселений с числом дворов менее 10 составляла в волости 22,3 процента, а по уезду 20,4 процента, более 50 — соответственно 8,2 процента и 8,9 процента. К числу наиболее крупных селений в волости относились деревни Куприан-Сола (66 дворов), Ведоснур (63 двора), Большая Мушка (54 двора), починок Красный Ключ (57 дворов). Малую дворность большинства селений волости можно объяснить тем, что при абсолютном преобладании земледельческих занятий, истощении сельскохозяйственных угодий в местах прежнего проживания, крестьяне переселялись ближе к пахотным и лесным угодьям. Новые поселения устраивали большей частью вблизи источника воды, недалеко от земельного надела и леса. На реках устраивали рыбные ловли.
Еще в 70-е годы XIX века современники отмечали, что сернурские крестьяне из-за сокращения лесных площадей вынуждены были покупать дрова и лесоматериалы даже в Царевококшайском уезде Казанской губернии.
Основным занятием населения Сернурской, Косолаповской, Кукнурской, Кичминской, Кузнецовской и других окружающих волостей являлось земледелие. В Сернурской волости на 1 двор приходилось 15,1 дес. всей земли, из которых 11,2 дес. — пашня (74,2 процента), 1,62 рабочих лошади. На одну лошадь приходилось 6,9 дес. пашни. Крестьянская земля состояла из усадьбы, пахотной земли, лесов, лугов и выгона. Частновладельческой земли у крестьян было мало: 67,5 дес. на всю Сернурскую волость, из которых 62,5 дес. — пахотная земля. Церковному причту Сернура принадлежало 159 дес. 1994 кв. саж., Кукнура — 35 дес. 552 кв. саж., Куприан-Солы— 37 дес., Марисолы — 9 дес. 1900 саж.
К началу XX века изменилась структура сельскохозяйственных угодий Сернурской и окружающих волостей. Площадь пахотных земель увеличилась за счет сокращения сенокосных угодий, подушного леса, выгона и усадебной земли. Сокращение сенокосных угодий и выгона привело к снижению численности скота: лошадей — на 19 процентов, взрослых коров
— на 26,1 процента. Из-за недостатка удобрения постепенно истощались пахотные земли крестьян. Тенденция сокращения крестьянского скота отмечалась хотя и в целом по уезду, но в меньших размерах. Для благоприятного ведения земледельческого хозяйства наиболее оптимальным соотношением сенокосных угодий к пашне современники считали один к трем. Между тем, по Сернурской волости этот показатель составлял в 1884 году один к десяти, а в 1902 году один к двадцати.
В крестьянских хозяйствах из лошадей чаще всего преобладали мелкие беспородные: на них можно было вспахать в день до 1/2 десятины на легких почвах, и чуть менее — на тяжелых. Кроме крупного скота, крестьяне держали также свиней, овец и коз. Свиньи в то время считались признаком зажиточности хозяйства.
В 80-е — 90-е годы XIX века земли покупались как целыми обществами, так и отдельными крестьянами. Среди купчих имелись и неудобные земли, и казенные оброчные статьи. Так, крестьянин Нижнекугенерского общества Филипп Сергеев с товарищами (41 чел.) приобрели у казны 42 дсс., а крестьянин деревни Верхний Торешкюбар Федор Вшивцев с товарищами (34 чел.) — 58 дес. пашни. Крестьяне деревни Большая Коклала Сернурской волости Коклалинского общества в 1899 году получили от казны в свои наделы лесов удобных 53,24 дсс., неудобных — 0,13 дес. Выкупные платежи были назначены им с 1 января 1899 года по I января 1943 года в размере 19 руб. 99 коп. Крестьяне селений Красный Ключ, Кочанур, Чибиж, Тамшинер, Ахмат-Энер, Пирогово, Ведоснур и Нижний Кугенер ходатайствовали в 1879 году о включении в их надел казенных оброчных статей, расположенных внутри их наделов.
Усиливавшееся к концу 80-х годов XIX века малоземелье в условиях экстенсивного земледелия вызывало стремление крестьян к переселениям в Сибирь. Так, крестьяне селений Ведоснур, При Устье Сердежа, Верхнего Кугенера, Парсаева и ряда других деревень без разрешения властей переселялись в Томскую губернию. Главной причиной крестьянских вольных переселений было не столько отсутствие земли, а сильная ее истощенность. Поскольку возвращение на родину этих крестьян привело бы еще к большим затратам, власти разрешили им остаться в Семилужской волости Томской губернии, где они уже обзавелись своим хозяйством.
В 1903 году сельским обществам Сернурской волости принадлежало 32460,25 дес. удобной и 993,5 дес. неудобной земли. Обычно урожай озимых хлебов на крестьянских полях составлял «сам» 3-4, яровых — «сам» 3. К концу XIX века частым явлением в крестьянской жизни были засухи и недороды. Так, в 1887 году урожайность ржи в Сернурской волости составила «сам» 2, яровых — «сам» 1,25.
Недоимки тяжелым грузом лежали на плечах крестьян. К 1 сентября 1887 года их насчитывалось на 7433 руб. 25 коп. На истощенной земле земледелие едва давало крестьянам возможность прокормиться. Все чаще значительная часть надельной земли оставалась без обработки или же сдавалась в аренду только из платежа податей с этой земли. Даже в средний по урожайности год хлеба не хватало для нормального функционирования крестьянского хозяйства.
Единственной системой земледелия в конце XIX века оставалось трехполье. Уржумское уездное земство предпринимало ряд мер для улучшения способов обработки земли и внедрения многопольных севооборотов. Но травосеяние в сернурской округе из-за дороговизны семян распространялось слабо. В 1903 году на Сернурском школьном поле урожай клевера составил на земле, удобренной навозом под предшествовавшие два хлеба, озимой и яровой — 455 пуд., на земле, удобренной алебастром (25 пуд. на дес.), — 420 пуд. и без удобрения — 300 пуд. с казенной десятины. Некоторые крестьяне, учителя и священники в конце XIX — начале XX веков начали заниматься садоводством: в Сернуре — И.К. Новоселов и А.Г. Попов, в Большой Мушке — Иван Веткин, в Староверово — Г.Ф. Новоселов.
Поданным Сернурского волостного правления, в 1881 году в 8 сельских обществах волости насчитывалось 2018 дворов в 88 населенных пунктах. В них имелось мельниц ветряных — 20, водяных — 21, крупяных обдирок — 2, маслобойных заведений — 2, кузнечных заведений — 34, смолокурен — 4, кабаков — 5, лавок — 3, ломок жерновых камней (Нолькин камень) — I. К концу века водяных мельниц стало 21. ветряных — 11, конных — 2, торговых лавок «с продажею мануфактуры и галантерейных товаров, чая, сахара, железа, табаку и съестных припасов» — 3 и «мелочных лавок с продажею чая, сахара и съестных припасов» — 33.
Из 21 общественной водяной мельницы 19 сдавались в аренду. Собственные имели сернурский крестьянин Д.И. Милютин в деревне Бадьиной и уржумский мещанин П.А. Ямщиков в деревне Красный Ключ. Первый арендовал еще водяные мельницы в деревне Кочанур и вблизи Сернура. Водяные мельницы имелись также в селениях Куп-Сола, Большой Торешкюбар, Глазырино, Староверово, починок При Ведексеевской мельнице и других.
Ветряные мельницы размещались в селениях Куприан-Сола, Палашнур (Антропов), Малая Коклала, Кададинер, Нижний Кугенер, Олма Шоиская, Калеево. Конные имелись в деревнях Большая Коклала и Большой Ключ.
Мельницы обслуживали крестьяне близлежащих деревень. Мельниками в большинстве случаев являлись сами владельцы, и лишь на 8 вододействуюших мельницах арендаторы или хозяева нанимали работников. Торговый оборот мельниц Сернурской волости в 1898 году составил 6550 руб., прибыль — 895 руб. Из этой суммы водяные имели годовой оборот 5480 руб. с прибылью 662 руб., ветряные — 1000 руб. и 210 руб., конные — 70 руб. и 23 руб.
К концу XIX века распространенным явлением деревенской жизни стали торговые лавки. В торговых лавках волостных центров имелся более широкий ассортимент промышленных и продовольственных товаров. Так, только в Сернуре в 1898 году имелось 3 торговые лавки: крестьянина деревни Красный Ключ Е.П. Буркова, мещанина города Уржума П.Е. Горбунова и мещанки из Казани А.Т. Кошкиной. Их торговый оборот составлял 7000 руб., прибыль — 240 руб. в год.
В деревнях были распространены так называемые мелочные лавки. Торговый оборот 26 таких лавок в 1898 году был оценен податными инспекторами в 6840 руб., прибыль — 491 руб. Владельцами таких заведений являлись, как правило, крестьяне тех же деревень, где размещались лавки. По 2 торговые лавки имелось в деревнях Кырмыж (владельцы И. М. Орехов и Ф.Я. Орехов), Большая Мушка (В.И. Росляков и Степан Иванов), Кочанур (П.Т. Терехов и Е.Г. Петухова), При Устье Сердежа (З.И. Окулов и Г. И. Окулов). Кроме мелких лавочек, торговлей вразнос съестными припасами и табаком занимались 13 человек. В деревнях Мустаево и Большой Чашкаял имелись лавочки с продажей марийских женских украшений.
В селе Сернур имелось трактирное заведение «с продажею питий», содержащееся Сернурским сельским обществом. Такие же имелись в селах Кугушень, Кукнур, Марисола, владельцами были торговый дом «Вдова и наследники Уржумского купца Л.П. Матвеева», отставной поручик А.П. Садовень и В.А. Депрейс. Кроме того, в разнос время А.П. Садовень содержал в Сернуре постоялый двор, а Д.И. Милютин имел кулеткацкое заведение.
Из местных промыслов важное место занимали гончарное дело и обработка камней, кузнечный и портняжный промыслы, окраска холста и прочих материалов. Некоторые крестьяне занимались чеботным промыслом и обработкой изделий из шерсти. Из отхожих промыслов (далее 30 верст) были развиты распиловка леса, смолокурение, плотничество в Казанской, Пермской и Оренбургской губерниях, извоз и кладка печей.
Эпидемии, болезни, голодные неурожайные годы, а также рекрутские наборы сдерживали прирост населения края. До середины XIX века на сернурской земле не имелось ни одного лечебного учреждения. В 1868 году в Сернуре открыли единственное в северо-восточной части марийского края лечебное учреждение на 10 коек. Первыми врачами больницы были Ивашкевич, Спасский, Драверт, Пересветов, Долгушин, Бодров и другие. Своим беззаветным трудом они заслужили уважение и память жителей края.
Начало школьному делу положило открытие в 1849 году начального народного училища. Открытие в 1867 году земских органов в Вятской губернии значительно ускорило дело народного просвещения. В пореформенные годы стали открываться как земские, гак и церковноприходские, миссионерские школы. В 1874 году в Сернурском приходе открылась Куприансолинская миссионерская школа Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая, позднее переведенная в деревню Шоркинер. Учителем был назначен крестьянин Иван Сидоров, имевший свидетельство на звание учителя начального училища. В 1895 году в Сернуре начала работать библиотека, а в 1903 году открылась земская библиотека.
В Сернуре прошли детские и юношеские годы классика русской поэзии XX века Н.А. Заболоцкого (1903-1958). Им оставлены замечательные стихотворения, выразившие красоту и неповторимость марийского края. Другим известным уроженцем Сернурского района является писатель-просветитель, драматург А.Ф. Конаков (1887-1922), родившийся в деревне Куп-Сола. Имя А.Ф. Конакова носит Сернурский историко-литературный музей.
Сернурская земля, как и вся территория Уржумского уезда, в конце XIX — начале XX веков продолжала оставаться земледельческой. Крестьянское хозяйство в волости во многом носило полунатуральный характер. В отличие от других волостей здесь практически не оставалось свободных для обработки земель, что в условиях экстенсивною земледелия вело к истощению и появлению различного рода неземледельческих занятий и промыслов. Из-за жесткой налоговой политики, участившихся недородов появление многопольной системы земледелия в условиях снижения благосостояния основной массы крестьянства сдерживалось. Тем не менее, в это время происходило укрепление товарно-денежных отношений в деревне.
С установлением советской власти и окончанием гражданской войны изменилось административно-территориальное деление. Согласно Декрету ВЦИК и Совнаркома «Об автономной области марийского народа» в состав автономной области были включены позднее вошедшие в Сернурский кантон волости: из Уржумского уезда целиком Конганурская, Новоторъяльская, Токтайбелякская, Сернурская, Марисолинская, Косолаповская, Ирмучашская, Мари-Биляморская, Мари-Турекская, из Яранского уезда — Кадамская; селения: из Кичминской волости — Осипово, Агапенки, Терентьево, Обалыш (Верхний), Татар-Энгер, Татар - Энгер (Верхний), Короткий Ключ, Яндуя, Чашкер-Сола (Верхняя), из Кокшинской волости — Шаминсола, Митринер, Архипенки, Пуза (Казаковка), Простая Пуза, Прутки, Антоново, Шулепово, Шамово, Волдай, Козлы, Пичужата, Машкер, Кашкарята, Феклисята, из Кузнецовской волости — Чашкаял, Малый, Нижний и Средний Сернур, Тохтамышево, Султанай, Лаптево, Лоскутов Верхний, Лоскутов Нижний, Скулкино, Болотный Ключ, Лопа, из Буйской волости — Вошма, Верхний, Средний и Нижний Руял, Орсюба, Козлоял (Сюба), Сюзово, Ремезово и Крюковский. 15 января 1921 года был образован Сернурский кантон МАО с центром в селе Сернур. В 1924 году в состав МАО вошли 62 селения из Кичминской, 13 — из Кокшинской волостей Уржумского уезда. В связи с разукрупнением в 1924 году Сернурского кантона, упразднением волостей, появились новые кантоны: Торъяльский и Мари- Турекский. Согласно новому административному делению в Сернурский кантон вошли селения Сернурской и Марисолинской волостей, части Токтайбелякской, Ирмучашской, Кокшинской, Кичминской, Кузнецовской волостей Уржумского уезда. Декретом ВЦИК от 6 июня 1925 года в состав Сернурского кантона был включен ряд селений Кокшинской и Кичминской волостей Уржумского уезда. В 1926 году Сернур был переведен в разряд сел. Изменения в административно-территориальном делении происходили вплоть до 30-х годов XX века, когда окончательно установилось районное деление.
Первые годы существования Марийской автономной области оказались нелегкими для жителей края. Продразверстка, сокращение посевных площадей и голод 1921-1922 годов привели к значительному ухудшению экономической ситуации. Голод унес жизни тысяч людей. Несмотря на трудности, в кантоне открывались новые школы и культурные учреждения, строились новые предприятия.
21 января 1918 года в здании Сернурского двуклассного училища состоялся первый уездный съезд мари, на котором приняли решение открыть с осени 1918 года учительскую семинарию. 4 октября 1918 года вышло постановление Уржумского уездного исполнительного комитета об открытии учительской семинарии в Сернуре. Заведующим семинарией и преподавателем математики был назначен М.И. Веткин, уроженец деревни Средняя Мушка (Веткино). По окончании гражданской войны подготовка учительских кадров продолжалась на педагогических курсах, переименованных затем в педтехникум. Преподавателями работали И.Е. Романов, В.П. Мосолов, Ф.Е. Егоров и другие. В 1921 году здесь обучались 187 человек, из них 176 мари, 11 русских. В учебном заведении действовал любительский театр. В 1920 году впервые на сернурской земле педкурсовцы организовали праздник «Пеледыш пайрем». В 1924 году педтехникум закрыли, учащихся перевели в город Краснококшайск. Недостаток учительских кадров в школах заставил руководство МАО открыть в 1929 году на базе сернурской школы 2-й ступени агропедтехникум. Студенты педтехникума, затем педучилища (1931) не только обучались, но и активно участвовали в общественной жизни: устраивали литературные вечера, играли в духовом оркестре, которым руководил учитель музыки Э.А. Гаккельберг. По учебно - воспитательной работе Сернурское педучилище занимало первое место по МАССР, а по Горьковскому краю вместе с Арзамасским педучилищем — 1-е – 2-е место. Новым явлением в районе с середины 20-х годов XX века стали регулярные показы кинофильмов населению.
С переходом ко всеобщему обязательному начальному образованию школы-семилетки преобразовали в школы коммунистической молодежи (ШКМ). При Сернурском техникуме открыли трехмесячные педкурсы по подготовке учителей марийских начальных школ. В 1932 году для подготовки партийных и советских работников в Сернуре открыли совпартшколу для граждан 19-35 лет, окончивших школу 1 ступени. К 1937-1938 годам в районе насчитывалось 27 начальных школ, 15 неполных средних, средняя и педучилище.
Неоценимый вклад в развитие народного образования и культуры в районе внесли В.П. Мосолов, И.А. Шабдаров (Шабдар Осып), А.Ф. Конаков и другие. Мировую известность получил замечательный киноактер Йыван Кырля, сыгравший роль Мустафы в фильме «Путевка в жизнь». На состоявшемся в 1934 году областном слете учителей - ударников Большесердежская семилетняя ШКМ была награждена Почетной грамотой. Наград были удостоены также учительница этой же школы А.М. Кострикова (сестра С. М. Кирова), учительница Мустаевской школы I ступени Е.К. Мамаева.
В культурном и политическом просвещении населения большую роль сыграла районная газета «Коммунар», выходившая в Сернуре с 1930 года на русском и марийском языках. В 1933 году появился радиоузел. Значительно улучшилось медицинское обслуживание населения. В ряде селений района были открыты лечебные учреждения. Так, в 1927 году в селе Зашижемье заложили первый камень новой больницы, а в 1930 году открыли фельдшерский пункт.
Несмотря на трудности послевоенного времени, голод и разруху, в 20-е годы XX века началось восстановление экономики. Крестьяне создавали различные объединения: кредитные сельскохозяйственные товарищества, сельскохозяйственные кооперативные товарищества по совместной обработке земли, артели и коммуны. Так, в 1925 году в Сернурском кантоне имелось 6 кредитных сельскохозяйственных товариществ, 5 потребительских кооперативов и 3 сельскохозяйственных кооперативных товарищества по совместной обработке земли: «Якорь», «Заря» Нурбельского района и «Йошкар Куралше» Мари-Солинского района. В 1928 году крестьяне деревень Нижний Малый Сернур и Пўнчер йымал (13 хозяйств) образовали машинное товарищество. Они приобрели 2 сеялки и 8 плугов. К 1927 году из 11867 хозяйств кантона 27 процентов были безлошадными, а в колхозах, поданным 1928 года, состояло лишь около 1,4 процента всех крестьян кантона. С началом массовой коллективизации каждая деревня была охвачена этим процессом. К 1933 году коллективизировали 75-80 процентов крестьянских хозяйств.
В кратчайшие сроки создавалась колхозно-совхозная организация в деревне. Появление колхозов значительно укрепило материально-техническую базу сельского хозяйства. К 1936 году в районе имелось 124 трактора, 9 комбайнов, 20 сложных молотилок, 8 автомашин, 5 жаток-самовязалок, 5 льнотеребилок и 96 молочнотоварных ферм. Появились первые трактористы-стахановцы, передовики и энтузиасты сельскохозяйственного производства. Значительная часть колхозного крестьянства смогла реально улучшить материальное положение. Труженики колхозов искренне верили в «светлое будущее». С другой стороны, коллективизация проводилась директивно, без учета желания крестьян, зачастую через подавление любого сопротивления, угрозы и аресты. Установившаяся система власти привела к многочисленным жертвам в сталинских лагерях. В ходе репрессий 30-х — начала 50-х годов административному и уголовному наказанию подверглось немало сернурцев. Среди них крестьяне, учителя, священники, партийные работники.
В 30-е годы прекратили службу православные церкви, преследовалось участие и в православной синодальной обновленческой общине, насчитывавшей в 1933 году 2450 человек, а также в языческих молениях. Многие из верующих погибли в лагерях.
Восстановление сельскохозяйственного производства в 20-е — 30-е годы было невозможно без обновления материальной базы и создания промышленных предприятий. Еще в 1923 году началось строительство Сернурской электростанции и мельницы на нефтяном двигателе. Уже 1 мая 1923 года Сернурская электростанция дала первый промышленный ток. В 1929 году в коммуну «III Интернационал» поступил первый трактор «Фордзон», а в 1930 году была создана Сернурская МТС. В этом же году началось строительство аэродрома в связи с открытием воздушной линии Нижний Новгород — Чебоксары — Йошкар-Ола — Ижевск с промежуточной посадкой в Сернуре. В 1931-1932 годах около деревни Староверово построили первое промышленное предприятие в районе — льнозавод, на котором работали более 80 человек.
С началом Великой Отечественной войны на защиту Отечества призвали 9151 жителей района. Многие награждены орденами и медалями. Погибли 5079 сернурца, среди них А. Н. Вершинин, В.Н. Егошин, С.Я. Емельянов, танкист К.В. Попов и многие другие, награжденные орденами. За подвиги, совершенные на фронтах, 5 сернурцев — К В. Новоселов, М.В. Онучин, И.Г. Отмахов, Б.С. Шабалин и А.М. Яналов — удостоены звания Героя Советского Союза. Уроженец деревни Климино Кугушенского сельсовета Кузьма Васильевич Новоселов в годы войны совершил 235 боевых вылетов, сбил 22 самолета противника. Младший лейтенант Андрей Михайлович Яналов из деревни Лапка Памаш проявил героизм в боях за Кенигсберг. Фронтовики И.Е. Пирогов и С.И. Чемоданов стали генералами.
Сернурская земля, как и другие районы МАССР, принимала эвакуированных жителей западных районов страны. Труженики тыла отправляли бойцам фронта теплую одежду, собирали деньги на строительство самолетов и танковой колонны, строили оборонительные рубежи вдоль Волги и Ветлуги. Хотя значительно ослабла материально- техническая база, колхозы и совхозы поставляли для нужд фронта свою продукцию, продолжало работать педучилище. Члены колхоза «Красный прогресс» (д. Шаба, председатель И.В. Шабалин) из личных сбережений отдали на строительство самолета 100000 руб.
Война принесла много горя народу. Практически в каждой семье были погибшие или раненые. Из-за недостатка семенного материла, тягловой силы и мужских рабочих рук в колхозах уменьшалось поголовье скота, снижалась урожайность сельскохозяйственных культур. Несмотря па трудности, люди с честью выдержали все невзгоды и испытание войной. Сотни тружеников района за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны были удостоены государственных наград. Среди них трактористки М. Паймерова из Сернурской МТС, Т. Таныгина из Казанской МТС, А.Е. Тупанова, бригадир 16-й тракторной бригады и многие другие.
В период войны изменилось административно-территориальное деление района. В 1943 году северная часть Сернурского района отошла во вновь образованный район — Казанский.
После окончания войны главной задачей жителей района стало восстановление и увеличение сельскохозяйственного производства, строительство перерабатывающих и ремонтно-строитсльных предприятий. К 1957 году 80,8 процента населения Сернурского района состояли в колхозах. Однако экономическая слабость послевоенных колхозов не позволяла быстро наращивать объемы сельскохозяйственного производства. Требовалось укрепление материально-производственной базы колхозов и их укрупнение. Вместе с тем, личное подсобное хозяйство оставалось важным источником дохода для большинства жителей района.
В 60-е годы были построены маслосырзавод, хлебозавод, автотранспортная контора и автобаза с бензозаправкой, создана межрайонная строительная организация. Машинно-тракторная станция обслуживала 28 сельхозартелей. Началась промышленная добыча щебня в каменном карьере.
В 1966 году село Сернур приобрело статус рабочего поселка. Началась его застройка современными благоустроенными домами.
Значительно укрепилась материальная база учреждений образования и культуры. В 1953 году для организации внешкольной работы в Сернуре открылся дом пионеров. В 60-70-е годы строились новые школы, клубы и детские сады, в районном центре начал работать современный кинотеатр. В 1976 году в Сернуре построили новое типовое здание средней школы. Важным событием в районе стали строительство и пуск новых корпусов районной больницы (1977), здания Сернурской средней школы № 2 (1989) и поликлиники (1991).
Добросовестно трудились на пиве просвещения учителя и руководители учреждений образования. Среди них директор Мустаевской школы, заслуженный учитель МАССР Василий Михайлович Мамаев, учитель и врач Василий Иванович Иванов, директор Сернурского педучилища, позднее профессор Московского пединститута им. В.И. Ленина Иван Андреевич Ведерников.
Наиболее интенсивно развивалось сельское хозяйство Сернурского района в 70-е — 80-е годы. Одним из важнейших направлений развития сельскохозяйственного производства тогда было овцеводство. Промышленное производство шерсти и баранины началось в 1970 году со строительством в совхозе «Марисолинский» комплекса по разведению цигайских овец. В 80-е годы это хозяйство стало базовым для практического обучения овцеводству студентов МарГУ. В годы функционирования племхоза «Марисолинский» здесь были построены детский комбинат на 160 мест, средняя школа на 460 мест, 30 домов усадебного типа, 4 двадцатисемиквартирных дома, фельдшерско-акушерский пункт, другие производственные помещения. Поголовье овец достигло 13,5 тысяч.
В 1985 году в районе насчитывалось 72784 га пахотных угодий, 80 животноводческих ферм и 14 комплексов. Содержалось 25062 головы крупного рогатого скота, 2808 свиней и 15278 овец. В колхозах и совхозах насчитывалось 1057 тракторов, 293 зерноуборочных комбайна, 387 грузовых машин и прочей техники. Урожайность зерновых составила 15,5 центнера с гектара. Работали 32 общеобразовательные школы, 16 сельских домов культуры, 22 сельских клуба, 25 библиотек, 30 фельдшерских пунктов. В 1975 году был пущен Дубниковский пивзавод, продукция которого расходилась не только в районах МАССР, но и в Кировской области.
В 90-е годы населенные пункты района начали подключать к природному газу. Из успешно функционирующих промышленных предприятий района выделялись сырзавод, автотранспортное предприятие, Поланурское РТП, ДРСГУП, МПС «Дубники» и другие. Доказывали свою жизнеспособность и сельхозпредприятия.
Сейчас в Сернурском районе функционируют сельские и районный дома культуры, сельские клубы, кинотеатр. Работают 28 общеобразовательных школ, 13 дошкольных образовательных учреждений, дом народного творчества, детская спортивная школа, которые посещают 3763 детей. В образовательных учреждениях Сернура, деревни Мустаево и села Кукнур работают компьютерные классы. При сернурской средней школе № 2 им. Н.А. Заболоцкого открыт интернет-центр.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Сернурском районе проживали 25280 человек, из которых 12252 мужчины и 13028 женщин. Сельское население района составило 16249 человек, городское (п. Сернур) — 9031 человек. Среднемесячная начисленная зарплата работников в 2002 году достигала 1542,9 руб., в 2003 году — 967,3 руб. Жилищный фонд района включал в 2001 году — 499,1 тыс. кв. метра, в 2002 году — 503,4.
В районе сформировался многочисленный отряд работников с высшим образованием — учителей, медицинских работников, специалистов сельскохозяйственного и промышленного производства, которые сыграли большую роль в укреплении культурного, образовательного и промышленного потенциала района. Весомый вклад в это внесли руководители района: секретари райкома партии, председатели райисполкома, главы районной и сельской администраций.
Несмотря на сложную современную ситуацию, при поддержке руководства республики в районе реализуются меры по стабилизации и развитию социально-экономического положения, социальной поддержке населения и сдерживанию безработицы. К 2006 году в районе проложено 43,1 км газопровода, 441 жителей района возводят собственные дома, в том числе 147 — в поселке Сернур. Собственные доходы муниципального бюджета выросли с 15,2 млн. руб. в 2000 году до 23,9 млн. руб. в 2003 году.
Жители Сернурского района разговаривают на марийском, русском и татарском языках. Многие марийцы остаются приверженцами языческой веры, совершая моления в святых рощах — кюсото, имеющихся около деревень Куприянове, Поланур, Чемеево, Пактаево и других. Некоторые выезжают в Кировскую область почтить святое место марийцев — Чумбулат гору. Немало и отмечающих православные праздники. В последние годы возобновились богослужения в церквах Воздвижения Креста Господня (с. Кукнур), Покровской (с. Марисола), Архангела Михаила (п. Сернур). В 2004 году началось строительство новой церкви в Сернуре. Ежегодно проводятся традиционные национальные праздники «Пеледыш пайрем», «Проводы зимы» и другие. В содружестве с марийцами, русскими и татарами в районе проживают представители других национальностей.
Сернурская земля богата знаменитыми уроженцами, среди которых видные политические и общественные деятели, ученые, актеры, певцы, писатели и генералы. Перед районным домом культуры возведены памятники известному литератору-просветителю Александру Федоровичу Конакову и марийскому писателю Шабдару Осыпу. Родной край прославили композитор Иван Молотов, ученый-этнограф Ксенофонт Архипович Четкарев, краеведы и писатели Ким Васин, Константин Коршунов, спортсмены Нина Петровна Селюнина и Валерий Николаевич Исаев. Их добрые традиции продолжают сегодня ведущая солистка Казанского театра оперы и балета, профессор Казанской консерватории Галина Трофимовна Окунева-Ластовка, музыкант Виталий Шапкин, художник Николай Васильевич Токтаулов, писатели и поэты Валерий Бердинский, Зинаида Ермакова, ученые Семен Яковлевич Черных, Анатолий Степанович и Валерий Степанович Патрушевы, Геннадий Андреевич Сепеев, Елизар Николаевич Мустаев, Аркадий Николаевич Чимаев, ректор МарГУ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл Виталий Иванович Макаров и многие другие.
Статья из книги:
Предисловие [Текст] // История сел и деревень Республики Марий Эл. Сернурский район: сборник документальных очерков. – Йошкар-Ола: комитет РМЭ по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, администрация муниципального образования «Сернурский район», с. 4 - 18.
Эта книга повествует о прошлом Сернурского края, сохранившемся в памяти наших современников благодаря историческим документам, письменным источникам и устному народному творчеству. Это книга об истории сел, деревень, хуторов и починков Сернурского района. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Является центром муниципального образования, расположен на северо-востоке Республики Марий Эл, в 89 км от столицы республики, города Йошкар-Олы. Через поселок Сернур проходит автомагистраль, связывающая города Казань, Чебоксары, Йошкар-Олу, Сыктывкар, Киров, Советск и Уржум, а также поселки Мари-Турек и Параньгу Республики Марий Эл. С северной стороны поселок огибает река Сердяжка, в которую впадает река Безымянка или Лу-Энер, берущая начало в центре Сернура.
Годом основания считается 1749-й, когда по указу Казанской Духовной консистории с благословения Луки, епископа Казанского, в деревне Макарово — марийское название Макарля или Макар-Сола — начали строительство православной церкви, освященной 28 декабря 1754 года во имя Благовещения пресвятой Богородицы. Со временем село Благовещенское стало центром Сернурской волости.
11 декабря 1815 года была дана грамота на построение в селе Макарово каменного храма с приделами во имя Благовещения пресвятой Богородицы, Михаила Архангела и Рождества Иоанна Предтечи. Его построили в 1825 году. Позже головной престол был посвящен "нерукотворному образу Спасителя", правый — Благовещению Пресвятой Богородицы, левый — Михаилу Архангелу. Село Макарове являлось известным в округе торговым центром, через который проходили хлебные обозы в Казань. На ярмарках, проводимых по престольным праздникам — 25 марта (7 апреля), 8 (21) ноября и в приход икон из Вятки, — торговали мукой, зерном, скотом, сукном, ситцем, кожаной обувью, шапками, шляпами, кадками, бочонками, горшками, ременной сбруей и мелким сельхозинвентарем. Ежегодно на пасхальной неделе во время богослужения возле часовни в пятницу проводили "чыве пазар", продавая домашнюю птицу.
Население села Макарова состояло большей частью из марийских крестьян. Так, по ревизии 1811 года из 167 ревизских душ мари составляли 163, русские — 4. Перепись сохранила такие редкие марийские фамилии жителей села, как Токсыбай, Пибулат, Пияндык, Чиндубай, Очибай, Очей, Паим, Аптыл, Ситыган и другие. Русская семья Милютиных состояла из 4 ревизских душ. Как отмечал в 1860 году в своих записках крестьянин села Сернур В.Ф. Милютин, основным занятием жителей было хлебопашество. Сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу. Урожай продавали на винокуренные заводы и в близлежащие города, в том числе в Казань.
В 1849 году Министерство госимуществ открыло в селе начальное народное училище за счет средств Московского воспитательного дома. В 1859 году в нем обучались 17 человек при 2 наставниках. С 1867 года училище перешло на содержание земства. В 1877 году построили собственное школьное здание. В 1880 году обучались 127 мальчиков и 8 девочек, законоучителем состоял священник Павел Пронин. Учителями работали Иван Кординский, окончивший курс в Яранском духовном училище, Алексей Костров и Алексей Кувшинский, студент Вятской духовной семинарии. Помощниками учителей были крестьянин Степан Пирогов, мещанская девица Ольга Стяжкина. В 1914-1915 годах в пяти отделениях Сернурского двуклассного народного училища обучались 141 мальчик и 35 девочек, из них русских мальчиков — 62, девочек — 27. Попечителем училища являлся товарищ прокурора Вятского окружного суда Д.Е. Селюнин, заведующим — П.И. Толстобров. В 1895 году при школе появилась первая библиотека. В 1896 году при церкви открыли церковноприходскую школу, в которой обучался 21 ученик. В 1903 году — земскую библиотеку в двухэтажном деревянном доме Е.П. Буркова.
В 1868 году начала принимать пациентов земская больница на базе "дома призрения", в первое время имевшая всего 10 коек. Первые десять лет работали 2 фельдшера, 1 оспопрививатель и 1 аптекарский ученик. На первом этаже земской больницы размещалось хирургическое, на втором этаже — женское отделение. Позже рядом был построен терапевтический корпус. Вместо сгоревшего в 1901 году терапевтического корпуса в 1905 году началось строительство нового корпуса. Существенный вклад в развитие здравоохранения края внесли врачи В.А. Спасский, А. В. Бодров, Л.И. Долгушин, Н.С. Арбузов, А.С. Черняков и другие. Их добрые дела продолжили заслуженный врач РСФСР С.А. Решетников, СВ. Решетникова, заслуженный врач МАССР А.С. Кожевникова, участница Великой Отечественной войны.
На всю Россию прославился священник Епифаний Гусев. За развитие пчеловодства он был награжден медалями на Вятской выставке 1854 года и Всероссийской выставке 1861 года, золотым кубком Великой княгини Елены Павловны за снаряд искусственного вывода пчелиной матки, а также по ходатайству Московского сельского общества был Всемилостивейше пожалован орденом Святой Анны Ш-й степени. Е. Гусев являлся членом Санкт-Петербургского и Московского вольных экономических обществ, Московского общества сельского хозяйства, акклиматизации животных и растений. Рядом со своей фермой он разбил сад. В начале XX века на базе хозяйства, принадлежавшего наследникам Епифания Гусева, была создана Епифаниевская земская ферма.
В 1874-1877 годах в Сернуре построили новое каменное двухэтажное здание волостной управы, на первом этаже которого разместили вспомогательные отделения управления и филиал Уржумской тюрьмы, а на втором этаже — волостную управу. Одна из комнат была занята почтой. В селе появились торговцы, мещане и купцы. Наиболее известными из них были Е.П. Бурков и Д.И. Милютин, которым принадлежали лавки, водяные мельницы и двухэтажные дома.
В начале XX века село преобразилось внешне. Появились несколько каменных двухэтажных зданий, самыми значительными из которых были дома купцов и местных торговцев, а также волостное правление. На земской ферме применялись передовые агротехнические приемы, были организованы пчеловодческие курсы для крестьян, опытная пасека, склад пчеловодных принадлежностей и пчеловодческий музей. В 1913 году фермой заведовал Е.Ф. Морилов, пасекой — С.М. Татауров. В 1910 году в Сернур в качестве участкового земского агронома прибыл Алексей Агафонович Заболотский, отец известного русского поэта Н.А. Заболоцкого.
Со второй половины XIX века Сернур стал местом политических ссылок участников польского восстания 1863-1864 годов, революционных событий 1905-1906 годов в Грузии и Армении. В годы первой мировой войны в Сернуре были размещены 20 военнопленных из Австрии. Сернурская земля не оставалась в стороне от революционных потрясений начала XX века. Весной 1905 года в Сернуре начала действовать революционно-демократическая организация "Крестьянский союз". В этом же году была организована первая маевка в Епифаниевском саду.
В 1917 году в селе проживали около 500 человек. После установления советской власти в 1918 году был избран Сернурский волостной исполком во главе с Ф.К. Волковым в составе Г.Н. Новоселова, В.И. Бирюкова и Р.С. Канышева. В 1918 году начала работать Сернурская контора связи, в 1921-1922 годах построили первую телефонно-телеграфную линию Уржум — Мари-Турек и Уржум-Сернур. С февраля 1919 года волостной съезд советов переизбрал членов исполкома, председателем стал В.И. Бирюков. В июне 1920 года председателем был избран И. Баранов. 27 февраля 1920 года на общем собрании членов коммунистического союза молодежи села Сернур был избран комитет комсомола, в который вошли Шубин, Пигалина и другие. 27 мая 1920 года по инициативе А.Ф. Конакова в Сернуре впервые в истории Марийского края провели праздник "Пеледыш пайрем". В начале 20-х годов в доме Милютина была организована выставка музейных экспонатов.
После создания Сернурского кантона в 1921 году Сернур как центр кантона получил статус города. Для временного административного управления кантоном, куда позднее вошли 10 волостей, был учрежден революционный комитет в составе С.М. Волкова, И.Е. Рожкова, И.Е. Романова, Ф.И. Малинина, П.Т. Дружинина и председателя Т.М. Ямбоса-Короткова. Во всех образуемых волостных единицах создавались ревкомы в составе 3 человек до созыва I волостного съезда советов.
Кантонному ревкому принадлежала вся полнота власти до созыва I съезда советов. Ревкому поручалось немедленно приступить к организации кантонного управления и приему отходящих волостей от Уржумского уездного исполкома и закончить прием к 1 февраля 1921 года. Помимо ревкома, 20 января в кантоне было образовано кантонное бюро РКП(б). Его членами были избраны П.Т. Дружинин, Ф.И. Малинин, Н.Ф. Казанцев, И.Е. Нехорошков, В.В. Швалев и Ф.А. Смирнов. Сернурская кантонная партийная организация насчитывала 192 члена партии и 50 кандидатов. Для подготовки партийных кадров были открыты парткурсы, слушателями которых являлись 60 человек.
14 января 1921 года на заседании комсомольских активистов кантона было создано кантонное бюро РКСМ. Членами бюро избрали В. Швалева, И. Соколова, Г.В. Лихачева. В 1921 году комсомольская организация Сернура состояла из 22 человек. В 1924 году под руководством М.Т. Янгабышева в Сернуре создали пионерский отряд.
После создания кантона в январе-феврале 1921 года в селе сформировали отдел управления, совнархоз, отделы труда, коммунального хозяйства, продовольственный, земельный, народного образования, здравоохранения, управление милиции, профсоюзное бюро, в апреле — женский отдел. С 1 февраля начала работу комиссия по ликвидации безграмотности.
11-13 июня проходил I Сернурский кантонный съезд советов. На нем заслушали отчет ревкома, сдавшего дела кантонному исполнительному комитету. Первым председателем исполкома стал Т.М. Ямбос-Коротков. Становление кантона проходил в сложных экономических условиях. Из трех кантонов области от голода больше всего пострадал Сернурский, в котором с января по сентябрь 1922 года умерли 5382 человека.
Экономика Сернура, число жителей которого в 1920 году составляло 512 человек, была представлена артелями, кооперативами, крестьянскими комитетами взаимопомощи, позже колхозами и МТС. В 1921 году была создана чрезвычайная строительно-ремонтная комиссия. К работе стали привлекать население, "нуждающееся в продовольствии и труде", вводилась трудовая повинность. В 1922 году в Сернуре были созданы сельхозартели "Якорь" и "Заря" на базе конфискованных в 1918 году у Сернурского духовенства 258 дес. земли. В 1925 году кооператив "Красный инвалид" открыл в Сернуре сапожно-башмачную и швейную мастерские, пивную лавку и карусель.
28 августа 1924 года постановлением ВЦИК территория МАО была разделена на 9 кантонов вместо 3. В соответствии с Общим положением о городских и сельских поселениях РСФСР в 1926 г. город Сернур переведен в разряд сел.
В конце 20-х годов XX века сернурцы организовали коммуну "III Интернационал". В 1931 году она объединилась с товариществом по обработке земли, образовав сельскохозяйственную артель. В 1929 году на митинге, посвященном прибытию в Сернур первого трактора "Фордзон", выступил поэт Шабдар Осып. Этому событию он посвятил поэму "Трактор". В 1934 году на территории Нурбельского сельсовета Сернурского района находились колхозы "III Интернационал", "Коммунар", "Куэр", "У памаш", "Первомайский", "Мукш", "У корно", "Комбайн", "Красная зорька", "У вий", "Ялнерка" и имени Калинина.
В 1921 году было учреждено Сернурское отделение областного отдела здравоохранения, который возглавил Новоселов. Отдел состоял из двух подотделов: лечебного и санитарно-эпидемиологического. Медикам приходилось бороться с эпидемиями тифа, оспы, малярии. Благодаря их самоотверженному труду, в 1936 году оспа в районе была ликвидирована.
В 1922 году был заключен договор о строительстве в Сернуре мельницы на нефтяном двигателе. 27 апреля 1923 года зажглась первая лампочка, а 1 мая электрический ток подали населению. В 1923 году в городе проживали 778 человек, из них мужчин — 391, женщин — 387. Для обслуживания электростанции летом 1924 года из Казани в Сернур приехал техник-механик на автомобиле. В 1924 году было построено 7 новых деревянных зданий, мост, произведен капитальный ремонт 2 каменных зданий. В 1924 году прекратились службы в Спасской церкви, а в 1936 году были сняты 9 колоколов, самый большой из которых весил 111 пудов.
После открытия в 1918 году учительской семинарии в Сернуре, преобразованной позднее в педкурсы, продолжалось дальнейшее совершенствование системы образования. В 1921 году начал работать отдел народного образования под руководством Г.Н. Агачева, и на основе педкурсов был создан педтехникум. В его стенах трудились А.Ф. Конаков, Шабдар Осып, М.И. Веткин, И.Е. Романов. В 1924 году Сернурский педтехникум закрыли и вместо него открыли школу-семилетку, преобразованную в 1926 году в девятилетку, школу II ступени. В октябре 1928 года школа была переведена в педтехникум, который размещался в новом здании по улице Красноармейской. В сентябре 1930 года при педтехникуме открыли трехмесячные курсы по подготовке учителей. Постановлением Марийского областного исполнительного комитета от 3 октября 1936 года в Сернуре была открыта средняя школа. В 1931 году педтехникум переименовали в педучилище. Кроме названных учебных заведений, ликвидацией неграмотности активно занимались общества "МОПР", "Авиахим", "Долой неграмотность" и "Радиолюбитель".
В 1925 году в Сернуре появился памятник В.И. Ленину. В 1927 году жители Сернура впервые смогли посмотреть кинофильм, а через год в народном доме установили стационарный кинопроектор. В 1929 году на месте базарной площади комсомольцы соорудили стадион, а в 1934 году спланировали прекрасный сад из акаций с симметричными дорожками и скамейками.
В сентябре 1930 года в Сернуре открылась типография, а 17 октября уже вышел в свет первый номер районной газеты "Коммунар". С 1934 года газета выпускалась на русском и марийском языках.
В 1930 году вышло постановление Нижегородского крайкома ВКП(б) и крайисполкома об организации Сернурской МТС. Она получила 3 трактора "Фордзон", 1 автомобиль, 6 молотилок. Для подготовки трактористов в 1931 году открыли курсы, на которые стала записываться местная молодежь, в том числе женщины. Самоотверженным трудом прославились трактористки М. Иванова и А. Тупанова.
С 1930 года в Сернуре стали производить промежуточную посадку самолеты, летавшие из Нижнего Новгорода до Ижевска, а в 1931 году в селе появился первый самолет "Марийский трудящийся", построенный на средства, собранные жителями края.
В 1933 году в Сернуре был создан радиоузел, а в 1937 году открыта межрайонная мастерская капитального ремонта (директор Г. П. Софронов), занимавшаяся ремонтом двигателей, машин и тракторов. В 1938 году открылась артель "Стахановец", а Сернурская МТС перевыполнила план и заняла 2-е место в республике. В 1940 году приказом Наркомзема МАССР и СНК в Сернуре открылась двухгодичная сельскохозяйственная школа для подготовки животноводов, полеводов, бухгалтеров колхозного учета, которая просуществовала до 1957 года. 2 мая 1931 года торжественно был заложен фундамент первого промышленного предприятия в районе — льнозавода. Он вступил в строй в июле 1932 года, а с 3 ноября стал давать продукцию.
В годы Великой Отечественной войны из Нурбельского сельсовета были призваны около 500 человек, из них более 300 не вернулись. В первый день войны было подано 20 заявлений добровольцев. Вместо ушедших на фронт мужей и братьев на тракторы сели их жены и сестры. Самоотверженным трудом в годы войны отличились М.С. Эльмеметова, А.П. Петрова, Р.А. Шарнина, А.Е. Тупанова.
После войны началось восстановление народного хозяйства. В то время из промышленных предприятий работали промкомбинат, пищекомбинат, леспромхоз, лесхоз, льнозавод, ММКР, артели "Труд инвалидов" и "Стахановец". В 50-е годы начали действовать маслосырзавод, автотранспортная контора (директор Дорофеев), автобаза (директор B.C. Скулкин). В 1953 году построили бензозаправочную станцию с суточной заправкой 250 машин. Сернурская МТС, оснащенная новой техникой, обслуживала 28 сельхозартелей. В 1952 году комбайновый парк МТС возрос до 34 единиц. В 1957 году был организован дорожный участок № 246, обслуживавший дороги пяти районов: Мари-Турекского, Параньгинского, Косолаповского, Куженерского и Сернурского.
Некоторые изменения произошли и в области образования. После закрытия в 1953 году Сернурского педучилища его материальная база перешла Сернурской средней школе, где в 1957 году обучались 800 человек. В 1954-1955 учебном году на базе Сернурской МТС открыли вечернюю среднюю школу для рабочей молодежи. В 1953 году для организации внешкольной работы с детьми открыли дом пионеров. В 1948 году при библиотеке появилось детское отделение, а в 1955 году — передвижной отдел.
Из года в год рос и развивался поселок. В 1958 году была организована ремонтно-техническая станция (РТС), впоследствии переименованная в Сернурское РТП. В 1966 году начали работать хлебозавод, межрайонная строительная организация № 2 (МСО), в 1969 году — МСО № 1, приступили к добыче щебня в каменном карьере. В 1971 году начала деятельность агропромхимия. В 1975 году открылись Дубниковский пивзавод, передвижная механизированная колонна № 9. В 1977 году начало выдавать продукцию Поланурское ремонтно-техническое предприятие. В конце 60-х годов в северо-восточной части поселка строили микрорайон № 2, а в центре поселка появилось современное здание кинотеатра. В 1976 году возвели новое здание Сернурской средней школы, а в 1989 году открылась средняя школа № 2. В 1977 году сдали в эксплуатацию новый корпус больничного отделения на 120 коек, в 1991 году — здание районной поликлиники. В 1994 году была построена АГЗС.
Площадь поселка сейчас составляет 6000 кв. м. Промышленный потенциал представлен такими предприятиями, как ОАО "Сернурский сырзавод", ДРСГУП, МУП "Бриз", Сернурводоканал, ЖКУ "Служба заказчика", тресты "Мехмонтаж" "Северовостокстрой", Тужилинский завод, Сернурсксельхозхимия, ПМК "Сернурская", ПЭС, СВПТЭС, лесхоз, Сернургаз и рядом других. 15 марта 1966 года Сернур получил статус рабочего поселка, в 80-е годы XX века — поселка городского типа.
В настоящее время Сернур застроен одно, двух, трех, четырех и пятиэтажными кирпичными и деревянными домами. Начиная с 90-х годов начал разрастаться частный сектор, где преобладают кирпичные одно и двухэтажные дома, некоторые из них индивидуальной планировки. Жилые строения покрыты большей частью шифером или оцинкованным железом, реже — черепицей. Северо-восточная часть Сернура — микрорайон — застроена двухэтажными, трехэтажными и пятиэтажными благоустроенными домами.
Многие семьи имеют от 4 до 10 соток в садоводческих товариществах "Спутник", "Дружба", "Урожай", "Мир", "Мичуринец", "Юность", "Заречный". В частном секторе приусадебные участки достигают 15 соток. Жители выращивают как традиционные для нашей местности овощи, так и новые. Садовые участки украшают яблони, сливы, вишни, облепиха и даже виноград. В частном секторе содержат домашний скот и птицу, что является хорошим подспорьем семейному бюджету. Сернурцы имеют различные модели автомобилей, которые содержатся в гаражных автокооперативах "Любитель", "Юбилейный" и "Ветеран". Большая часть поселка в 2003-2005 годах охвачена кабельным телевидением.
Улицы поселка имеют твердое асфальтовое покрытие, за исключением нескольких окраинных. Ежегодно дорожное полотно в поселке ремонтируется или частично обновляется. Поселок богат зелеными насаждениями. Совсем недавно в центре заложен новый сад. Рядом с поселком имеется парк имени 20-летия Победы, любимое место отдыха сернурцев. Осиновые, березовые рощи, еловые, сосновые и лиственничные посадки являются истинным украшением Сернура. В центре парка имеется стадион с футбольным полем, беговой дорожкой и трибунами. Здесь нередко проходят спортивные мероприятия республиканского уровня, на которые собирается много болельщиков. Солнечная поляна на севере парка ежегодно становится местом проведения праздника Пеледыш пайрем.
Сернурцы бережно хранят культурные и литературные памятники своего края. В Сернуре жили и работали умные и талантливые люди. Жители поселка и гости отдают дань памяти известному русскому поэту Н.А. Заболоцкому, талантливому марийскому писателю Шабдару Осыпу, просветителю и драматургу А.Ф. Конакову. Перед районным домом культуры каменные бюсты запечатлели облик выдающихся людей Сернурской земли Шабдара Осыпа и А.Ф. Конакова.
Не забыты и те, кто сражался в годы Великой Отечественной войны. В их честь на центральной площади поселка возвышается памятник павшим за Родину воинам скульптора Ф. Шабердина. На территории Сернурской средней школы № 1 установлен бюст Героя Советского Союза Андрея Яналова. В его честь названа одна из улиц поселка.
Жители поселка чтят обычаи и традиции предков. Ныне действует церковь Архангела Михаила, в 2003 году заложен новый православный храм. Марийцы до сих пор поклоняются языческим божествам в святых рощах (кусото) около деревень Куприянове, Поланур, Чемеево, в часовне близ Пактаево. С 1991 года укрепилась традиция поездок в Кировскую область на Чумблат гору, где происходят традиционные моления. Марийцы бережно относятся к святым местам — языческим и православным.
Сернурцы разговаривают на марийском, русском и татарском языках. В последнее время в поселке совместно проживают переселенцы из Казахстана, Азербайджана, Чечни, Украины. Спад промышленного и сельскохозяйственного производства в 90-е годы XX века привел к возрастанию миграции населения поселка и района в другие регионы страны, в том числе в Москву, Нижний Новгород и Тюменскую область.
Значительная часть трудоспособного населения работает в бюджетной сфере: в милиции, больнице и школах. В 2 средних общеобразовательных школах поселка трудится около 150 человек. Однако в связи с уменьшением рождаемости в последнее время укрепилась тенденция на сокращение образовательных учреждений. Из 7 детских садов сейчас работают 3. Кроме вышеназванных предприятий, жители поселка трудились на хлебозаводе, мясокомбинате, сырзаводе, пивзаводе, АТП, Поланурском РТП, ДРСГУП, СВПТЭС, базе "Сернургаз", НПС "Дубники".
На Сернурском сырзаводе, основанном в 1973 году, сейчас перерабатывается от 50 до 60 тонн молока. Продукция завода пользуется спросом не только в Республике Марий Эл, но и в других регионах, в том числе в Сыктывкаре, Екатеринбурге и Москве.
В поселке функционирует современная поликлиника на 600 человек, оснащенная рентгенографией, УЗИ, новейшей зубоврачебной техникой и лабораторией. В 2003 году при поликлинике был открыт дневной стационар. Известными специалистами в своем деле являются хирурги В.Е. Пуртов, А.В. Ямбулатов, В.Е. Патрушев, О.Т. Токгаулов, гинекологи Л.М. Ток-таулова, Г.К. Шабдарова, терапевт Л.Д. Ахтерякова.
Подрастающее поколение имеет возможность получить качественное образование в 2 средних общеобразовательных школах на 1500 ученических мест каждая. Школа № 2 построена в 1989 году, в ней имеются плавательный бассейн, 2 спортзала, блок шестилеток. Обе школы оснащены компьютерами, школа № 2 имеет Интернет-центр. В 2003 году школе № 2 присвоено имя выдающегося русского поэта XX века Н.А. Заболоцкого, который жил и учился в Сернурской земской начальной школе с 1910 по 1913 годы и увековечил в своих стихах природу Сернура. В поселке работают школа искусств, дом детского творчества, спортивная школа. Среднее специальное образование молодые люди получали в профессиональном, училище № 30.
Свободное время население проводит в библиотеках, доме культуры, историко-литературном музее имени А.Ф. Конакова, кинотеатре имени Йывана Кырли, на стадионе.
В последнее время значительное развитие в поселке получило торговое предпринимательство, открылись новые магазины и торговые точки. Копченая, вяленая и соленая рыба, произведенная в Сернуре, находит своего покупателя по всей республике.
В 90-е годы XX века поселок был подключен к природному газу. Население пользуется услугами связи, в том числе мобильными и радиотелефонами. Местные новости узнают из газет "Край Сернурский" и "Шернур вел". На 1 января 2005 года в поселке проживали 9100 человек.
За 256 лет существования Сернур из захолустной деревни превратился в современный поселок с развитой инфраструктурой.
Се́рнур (мар. Шернур) — посёлок городского типа, административный центр Сернурского района Республики Марий ЭлРоссийской Федерации и административный центр одноимённого городского поселения.
Расположен на реке Сердяжка, в 90 км к северо-востоку от Йошкар-Олы.
Преобразован в село из деревни Макарсола, основанной XVII веке с началом строительства церкви в 1749 году. Название Шернур произошло от мар. «Шер» — гидроним от реки Шердеж (рус. Сердяжка), на которой стоит населённый пункт, и «нур» (мар. поле). Население села состояло большей частью из марийских крестьян. Так, по ревизии 1811 года из 167 ревизских душ мари составляли 163, русские — 4. Перепись сохранила некоторые марийские имена жителей села, позднее преобразовавшиеся в фамилии: Токсыбай, Пибулат, Пияндык, Чиндубай, Очибай, Очей, Паим, Аптыл, Конак, Памыдек, Токман, Абли (Аблей), Ердыган (Ядыган), Пидыган, Ситыган и другие.
После создания Сернурского кантона в 1921 году Сернур как центр кантона получил статус города. В 1926 году город Сернур переведен в разряд сёл. В 1966 году преобразован в посёлок городского типа.
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2009 | 2010 |
3362 | ↗5836 | ↗8425 | ↗10 196 | ↘9031 | ↗9077 | ↘8686 |
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
↘8481 | ↘8421 | ↘8313 | ↘8227 | ↗8365 | ↘8300 |
Многоэтажные кирпичные дома в 2—5 этажей распределены на всей территории посёлка. Имеется немало деревянных жилых домов.
В Сернуре имеется сыродельный завод и другие предприятия пищевой промышленности.
Исследователь начала XX века М. Н. Янтемир писал:
Сернур известен был среди мари как своего рода Иерусалим для марийского мира. Он всегда претендовал на руководящую роль в религиозном отношении. И язычество здесь держалось крепко…
В посёлке действует церковь Архангела Михаила, в 2003 году заложен новый православный храм.
Марийцы до сих пор поклоняются языческим божествам в святых рощах (кӱсото) около деревень Куприяново, Поланур, Чемеево, в часовне близ Пактаево. С 1991 годаукрепилась традиция поездок в Кировскую область на Чумбылатову гору, где происходят традиционные моления. Марийцы бережно относятся к святым местам — языческим и православным.
В посёлке есть дом культуры, библиотеки, историко-литературный музей имени А. Ф. Конакова, стадион.
Краеведческий музей, памятник павшим за Родину воинам, бюст Героя Советского Союза Андрея Яналова.