Состав прихода по данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 385)
Троицкая церковь на Медяне известна с 1629 года. В 1764 учитывается как село с 112 жителями. В 1777 году построена новая каменная церковь (после закрытия и использования в качестве мастерских церковь пустует и подвергается дальнейшему разрушению). В 1873 году отмечается Медянский погост с 3 дворами и 9 жителями, в 1905 как село, где имеется 7 дворов и 33 жителя, в 1926 22 и 62 соответственно, в 1950 54 и 82. В 1989 году проживало 560 человек.
Церковь каменная с такою же колокольнею, построена в 1770 г. усердием прихожан. Престолов два: в холодном храме во имя Живоначальиые Троицы, в теплом в честь Покрова Пресвятые Богородицы. Церкви Медянской принадлежат три часовни: 1) на источнике, поправлена в 1850 г. для освящения воды в праздники Богоявления, преполовения и происхождения честных древ, 2) на берегу р. Вятки, при писчебумажной Фабрике г. Первушина, в 7 верстах от с. Медяны, совершенно перестроена в 1869 г. по усердию владетеля; в ней останавливается приносимая из г. Вятки в с. Великую Реку чудотворная икона Святителя Николая и 3) в 10 в. от Медяны, в лесу, на пути в с. Великую Реку, построена в давния времена для отдыха богомольцам, отправляющимся в с. Великую Реку на поклонение чудотворной иконе Божией Матери.
Причт церковный состоит из двух священников, одного диакона, двух дьячков и одного пономаря. Один священник, диакон, дьячек и пономарь имеют квартиры в церковных домах, у прочих собственные дома. Земли при церкви удобной и неудобной 37 десятин, которые находятся во владении духовенства. Духовенство пользуется от прихожан ругою, осенним и петровским сборами.
В приходе 104 деревни и починка, прихожан 3226 душ м. п. и 3519 душ ж. п. Раскольников в приходе 68 чел. обоего пола. Дальные приходския деревни отстоят от села на 16 в.
Ближайшия села: на восток Загарье в 15 в., на юг Бахта в 20 в., на запад Горохово в 15 в., на север Монастырское в 15 в.
Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/71833
Церковь закрыли в конце декабря 1939 года.
Постановление президиума Кировского областного исполнительного комитета №2249 от 21 декабря 1939 года «О закрытии Медянской церкви Кировского района».
Ввиду того, что о закрытии Медянской церкви ходатайствует абсолютное большинство трудящихся и учитывая, что община верующих (двадцатка) распалась, руководствуясь ст. 36 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 года «О религиозных объединениях» президиум облисполкома постановляет:
Договор, заключенный с общиной верующих на сдачу ей Медянской церкви, расторгнуть и здание церкви согласно ходатайства трудящихся передать райисполкому для использования под культурные мероприятия.
Зам. председателя Облисполкома Смирнов
Секретарь Облисполкома Новиков
(Дело «О закрытии Медянской церкви Кировского района». КОГКУ «ГАКО». Ф. Р-2169, оп. 44, д. 275)
История Свято-Троицой церкви села Медяны
По писцовой книге Доможирова 1629 года значиться церковь теплая Димитриевская и холодная Ильинская на Медяне. По переписи Толочалова указана церковь холодная, да церковь теплая Димитрия Солунского.
Село Медяна значится в переписной книге писца Караулова за 1654 год. Церковь деревянная во имя святого Димитрия, с пределом святого пророка Ильи. По истечении времени вместо нее, пришедшей в негодность, была построена вторая деревянная церковь в честь святого Дмитрия с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы .
В 1754 году по прошению причта и прихожан указом духовной Консистории ветхую церковь разобрать (19 июня указ № 633)
В 1753 году прихожане обратились с просьбой к Епархиальному начальству о дозволении построить каменную церковь. К марту 1754г. были заготовлены материалы. Указом Духовной Консистории от 11 марта 1754 года (за № 398) позволено приступить к закладке каменного храма . Постройка храма разрешена 4 августа 1754 года (за №509). Чтобы кладка крепче схватилась, в известь добавляли сырые яйца. Их по всей округе собирали на стройку.
Каменная церковь была построена в 1770 году с дозволения епископа Варфоломея. Церковь была построена на средства и усилиями прихожан. Храм построен в виде корабля. Автор проекта неизвестен. Каменная пристальная церковь по построению освещена во имя Покрова Пресвятой Богородицы 26 октября 1771 г протоиереем Спасского собора г. Вятки Федором Маракулиным.
В 1774 году за построением каменной церкви старую деревянную церковь разрешено разобрать.
В 1777 году была построена главная холодная церковь и освещена 26 октября 1777г. протоиереем Кафедрального собора г. Вятки Лукою Юферевым в честь Святой Троицы.
По указу от 06.12.1829 года отведено в 1836 году 33 десятины пашенной и сенокосной земли (плана и межевой книги не сохранилось). Дома у служителей собственные деревянные, один казенный дом и 3 часовни.
В 1878 год теплая церковь расширена. После перестройки в теплой церкви устроено в приделах 2 престола: левый в честь Покрова Пресвятой Богородицы и вновь устроенный в честь Сретенья Господня. Главный престол - во имя Живоночальной Троицы. Все престолы штукатуренные, летний - украшен живописью и фресками.
На колокольне свято - Троицкой церкви было 3 колокола, которые были вылиты заграничными авторами. На каждом колоколе была надпись: 1) Anno 1639. Assuerus Hosttr me fecit», 2) «Аnnо Domini MDCLVIII» 3) «1657. Ivrien Balthvsar. heft. my. ghe Goottn in. Leevwa erden». Колокольня была соединена с трапезной. Окна украшены железными узорчатыми решетками. Огорожена церковь была забором.
Земли у церкви было 4 десятины, пахотной и сенокосной 88,1 десятины и неудобной - 6 десятин. Эту землю обрабатывали сами, церковнослужители. Дома у причты стояли на церковной земле. Утвари и ризницы было достаточно. На содержание притчи жалование не было выделено, они содержались на добровольном пожертвовании.
Дом священника находится напротив церкви (существует легенда, что от церкви к этому дому ведет подземный ход. Так вот, никаких подземных ходов там нет). Позднее в поповском доме был госбанк, а еще позднее школьный интернат. В настоящее время в здании расположен молитвенный дом. Церковная лавка находилась в палатке паперти храма.
В 1938 году церковь была закрыта. Решением райисполкома передана под культурные нужды. Были сброшены колокола, снесены купола, В последствии здание было приспособлено под тракторные мастерские колхоза.
В 1989 году мастерские перевели в специальное помещение. Сейчас церковь пустует и подвергается дальнейшему разрушению.
Священнослужители Свято-Троицкой церкви
Штат причты на период 1889 год: 2 священника, диакон, 1 псаломщик: Мальгинов - священник, Медведицин - священник, Леонтьев - диакон, Агафонников Владимир Яковлевич - псаломщик, Агафонникова Мария Андреевна - просфирица.
Последнюю службу отслужил в Свято-Троицкой церкви 2 февраля 1898 г. Николай Зубарев. Отец Николай в 1885 г. являлся попечителем церковно - приходских школ с. Медяны.
В 1904 году настоятелями Свято-Троицкого храма были протоиерей Владимир Замятин, вторым священником - отец Димитрий Южаков, а третьим - отец Василий Зубарев (годы службы в Свято-Троицкой церкви 1904 - 1922 гг.).
С 1991 года возобновились службы. Первые из которых проводились отцом Геннадием в пристрое церкви.
С 1992 службы проводятся в молельном доме им. Святой Троицы.
С октября 2013 года настоятелем назначен протоиерей Андрей Дудин. Под его руководством планируется восстановить церковь в ее величии.
Из книги Любимова В.А. "Старая Вятка. Квартал за кварталом.", Вятка, 2014, ООО "Кировская областная типография": "Дозорная книга посадов и тяглых деревень Вятских городов и уездов..." 1615 года (РГДА. Ф. 1209. Кн. 1029)
Стан Великоретцкой
Погост Меденской А на погосте церковь во имя страстотерпца Дмитрея Селунского теплой с трапезою А в церкве Божье милосердие образы и книги и всякое церковное строенье мирское Да на погосте ж двор попа Семена Трещилова Двор церковного диачка Бориска Гвоздева Двор пономаря Филки Дмитреева Двор просвирницы Матренки Двор трапезника Ивашка Козлова Да на погосте ж (стали) дворишка бобыльские на церковной земле Во дворе Игнашка Киселев В келье нищей Савка Вычегжанин Во дворе Омелко Онтонов Во дворе Пиянко (Корасков) + Руской + Во дворе Ситко Сидоров В келье старица Оленка Во дворе Томилко Веселой В келье нищая Василиска Вычегжанка В келье нищая Оносьица + Вычегжанка + (Да место дано под келью поставити Захарку Угличанину) Во дворе Агейко Вылегжанин (И всего на погосте церковных пять дворов да четыре кельи да бобылских шесть дворов А давати тем бобылем к Дмитрею страстотерпцу в церковную казну на церковное строенье з двора по пяти алтынъ на год +) А даютъ те бобыли к Дмитрею страстотерпцу на церковное строенье з дворишка по пяти алтынъ... (л. 313; 313 об.)
" Христов угодник из Медян. Жизнь и подвиг священномученика Николая Агафонникова ... Священномученик Николай Агафонников родился 1 сентября 1876 года в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Яковлевича Агафонникова... С шести лет он с матерью ходил в Медянскую Троицкую церковь и пел вместе с нею на клиросе. В 1887 году Николай поступил в Вятское духовное училище, а в 1898-м был зачислен воспитанником Вятской Духовной семинарии. В 23 года он женился и в том же году был рукоположен в сан священника. Первый приход отца Николая находился в селе Загарье, здесь он прослужил 17 лет. В конце февраля 1923 -го он был арестован как член группы из шести человек, "препятствовавшей деятельности обновленцев". Вся группа была этапирована в Москву, на Лубянку. Просидев в Лубянской тюрьме до июля, отец Николай был отпущен за недоказанностью обвинения. Осенью 1923 года епископ Уржумский Авраамий (Дернов), викарий Вятской епархии, определил отца Николая на священническое место в Царево-Константиновскую Знаменскую церковь города Вятки. Однако уже в конце 1926 года отец Николай покинул город... В 1927 году отец Николай перебрался в Подольский район Московской области, ближе к своим взрослым детям. Сначала он служил в селе Ворсино, а позже, с 1930 года, являлся настоятелем Покровского храма в селе Ерино и благочинным Подольского округа... Осенью 1937 года по инициативе Подольского районного отделения УНКВД по Московской области начались массовые аресты "антисоветского и контрреволюционного элемента" в самом Подольске и районе... 16 октября 1937 года был арестован и отец Николай по обвинению в "тесной связи с контрреволюционно настроенной группой лиц и проведении антисоветской деятельности"...По обвинительному заключению...3 ноября 1937 года... Агафонникову Николаю Владимировичу... назначена высшая мера наказания - расстрел... 5 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне под Москвой, где священник был погребен в общей могиле. 21 февраля 1994 года Николай Владимирович Агафонников был реабилитирован прокуратурой Московской области. В августе 2000 года протоиерей Николай Агафонников был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. В 1937 году были расстреляны и два брата отца Николая - протоиереи Александр и Василий, а также их отец Владимир, служивший причетником в Троицкой церкви села Медяны. Память священномученика Николая совершается в день его мученической кончины 23 октября (5 ноября) и 25 января (7 февраля) в день Собоной памяти новомучеников и исповедников Российских". Материал подготовила Татьяна Южанина.