Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Горшок чугуну не товарищ.

Ишлык с. Петропавловская волость Яранского уезда Вятской губернии.

Назад

Кладбища с. Ишлык Петропавловская волость Яранского уезда Вятской губернии.

Петропавловская церковь с. Ишлык Петропавловская волость Яранского уезда Вятской губернии.



В живописнейшем месте на берегу р. Вятки расположи­лось село Ишлык (Петропавловск). Возможно, здесь когда-то проживало население волжских булгар или удмуртов, так как в переводе с тюркского слово "ишлык" означает: иш — семья, лык — полная. Первое письменное упоминание о селе отно­сится к 1620 году.

Сохранившиеся письменные документы сообщают нам о строительстве церквей в с. Ишлык в 1684 и 1695 годах.

В храмозданной грамоте Преосвященного Иоасафа Мит­рополита Казанского и Болгарского о построении вместо вет­хой церкви во имя Петра и Павла таковой же новой в селе Ишлык значится: "В нынешнем 1684 году марта в 11 день били челом нам Кукарского уезда села Ишлыкова церковной ста­роста Сенька Тимофеев, да рядовые крестьяне Ульянко Мал-ков, Гришка Малков и все того села и разных деревень прихо-жаны..." А в челобитной их написано: "В прошлых годах по­строена у нас церковь Божия во имя верховных апостолов Петра и Павла. И ныне та церковь стала ветхая, стоит на бе­регу и вешнею водою подмывает".

Прихожане просят благословить готовить лес и на том ме­сте, где ветхая церковь, построить новую, а остатки старого строения перевезти к берегу реки Вятки и там с осторожное-

 

тью сжечь, а пепел сгрести в реку...

На вторую церковь во имя Великомученицы Параскевы от 27 июня 1695 года дает разрешение архиепископ Иона. "...Били челом нам Кукарского уезда села Петропавловского староста церковной Микишка Шуколюков с прихожанами своими..." В этой второй грамоте также говорится о ветхой церкви, которую нужно разобрать.

Церковь во имя Петра и Павла стояла на горе метрах в 200-300-х к реке Вятке от руин каменной церкви, а вторая во имя Параскевы была внизу около бывшего здания волостного прав­ления и перевоза через рею/ Вятку. Сколько времени стояли эти обветшавшие церкви и были ли они первыми, неизвестно.

По преданиям, церковь св. великомученицы Параскевы построена в честь иконы Параскевы, которая приплыла по р. Вятке и приткнулась к берегу в том месте, где находится де­ревня Притыка (потому и деревня так названа). На самом бе­регу у реки стояла часовня, указывая, где именно была обна­ружена икона. Икона имела большую ценность, она была на дереве в серебряной ризе весом 2 кг. С 12-ю клеймами, раз­мером 80 х 50 см. Из Казани был даже прислан регламент, учиненный митрополитом Тихоном об охране и ответствен­ности церковных служителей за ее сохранность. Как долго существовала церковь во имя Параскевы, данных нет, но на ее месте у здания волостного правления была построена ча­совня, где хранилась икона. А когда в 1840 году к каменной церкви на горе был пристроен особый теплый придел во имя св. великомученицы Параскевы с северной стороны, икона была перенесена в каменную церковь.

Построена каменная церковь во имя Петра и Павла в 1750 году. А колокольня высотой 40,5 метра по проекту казанского архитектора Кафтырева возводилась в 1780-1784 годах. В 1789-1797 годах церковь была обнесена каменной оградой с воротами византийской архитектуры,

За многие годы существования в церкви скопились исто­рические, культурные, культовые ценности. В архиве имелись указы времен Петра I. В библиотеке церкви 155 названий книг. Обращает на себя внимание белая серебряная риза с тремя позлащенными венцами иконы святых апостолов Петра и Павла. Вес ризы около 3 кг. Серебряный позлащенный крест весом 1700 граммов, привезенный из Казани во времена об­разования села

 

На колокольне десять колоколов наполняли медным гулом окрестности села в воскресенье и праздничные дни. Глав­ный — вестовой колокол весил 76 пудов (1216 кг). Еще один со специальным паспортом (метрикой) с рельефным изобра­жением Иисуса Христа и апостола Павла отлит в 1771 году в Чебоксарах мастером Григорием Ивановым. Ризницей и ут­варью церковь была снабжена достаточно. Многое было по­жертвовано псаломщиками Анцыгиным и Кибардиным, кре­стьянами Шишкиным, Голомидовым, Перминовыми, священ­ником Стефаном Ермолиным...

По количеству верующих приход был довольно крупным, из него образовались: Атарский — 1687 г. (с. Атары), Суводский —1748 (с. Суводь), Богословский — 1859 г. (с. Ситёмка).

В 1900 году в Петропавловском приходе числилось 1285 человек мужского пола и 1358 женского. Всего 2643 верую­щих. В селе существовало удельное училище (дата открытия неизвестна). С 1859 года священник Михаил Кунаев, псалом­щик Алексей Левагин и его жена Любовь Ивановна при цер­кви безвозмездно обучали детей, преимущественно девочек. В 1877 году Яранским земством в селе открывается второе начальное народное одноклассное училище.

С 1917 года после октябрьских событий церковная жизнь кру­то меняется. Хотя церковь согласно Декрету отделена от госу­дарства, церковное имущество перешло в собственность госу­дарства. В апреле 1919 года был составлен список церковного имущества, которое передано в пользование общине верующих по акту (соглашению). В 1927 году передача имущества снова подтверждается другими договорами с общиной верующих.

С 1927 года старостой церкви был Иван Тимофеевич Пер-минов. Из-за гонения на членов церковного совета, который состоял из 20 человек, к началу 1937 года осталось только 6 человек. Но уже ив 1936 году полноценной службы в храме не было. Последняя опись имущества церкви была произве­дена 4 февраля 1937 года. Далее идут хронологические мо­менты ликвидации общины и имущества, которые свидетель­ствовали о жизни края более трех веков.

В 1938 году состоялся суд с общиной верующих по факту недостачи церковного имущества. При описи была обнару­жена недостача 16 серебряных предметов весом 6865 г и 36 предметов другой церковной утвари, как то: потир, крест, ков­чег позлащенной бронзы и др. Из материалов суда следует,

 

что церковь была ограблена в 1932 году, и список украденно­го был передан председателю сельсовета Пуртову. Но он мер к розыску не принял. Общине верующих был предъявлен иск на сумму более 9 000 рублей.

В конце 1936 года после смерти сторожа церкви Пермино-ва Т. А. из д. Черепанове ключи от церкви держал у себя пред­седатель сельсовета

7 июня 1938 года в Советский РИК поступило заявление группы верующих Петропавловской общины об отказе от церкви. На заседании в РИК от этой группы присутствовал В. А. Менщиков. Под постановлением РИК стоят подписи: председатель — Фролов, секретарь — Созин.

15 июня все имущество передается ст. инспектору Советс­кого райфо Г. В. Ситникову. 21 июля 1938 года постановле­нием №1316 облисполкома объявлено о расторжении дого­вора с общиной, и здание церкви передано для использова­ния под культурные мероприятия. Председателем сельсовета в это время был И. И. Пластинин.

Затем производится изъятие части имущества из церкви на склад райфо инспекторами райфо Бусыгиным М. И. и Сит­никовым Г. В. в несколько приемов. А со склада райфо бого­служебные принадлежности сдавались на заводы ОЦМ и в утиль — в заготконтору.

Но еще негласно в церкви служились молебны и прочие службы во время Великой Отечественной войны и после. Но в конце 40-х годов в церкви была организована льноперера-ботка, потом склад. В колокольне стояла электростанция для геологов. В самом начале 60-х церковь начали ломать, а из кирпича построили ферму у д. Чернопенье.

Стена церковной ограды была разрушена бульдозером, об­ломки кладки стены, заросшие бурьяном, видны и теперь. Плиты с церковного кладбища растащили местные жители на строительство. Разъехалось во все концы света и населе­ние округи. Если в 1900 году здесь проживало 2643 человека, то в 1999-м — 37. Не стало и названия — Петропавловский. Когда-то по названию церкви существовала Петропавловс­кая волость, потом сельский Совет, а 30 августа 1996 года — Греховский сельский округ.

Вот так закончилась история церкви, связанная с историей села.,. Не стало и Притыки с Чернопеньем, теперь это все вместе называется Ишлык.

Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/71004

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов