Вознесенская церковь г. Данилов Даниловский уезд Ярославской губернии.
Никольская церковь г. Данилов Даниловский уезд Ярославской губернии.
Кладбища Данилов г. Даниловский уезд Ярославской губернии.
В органической связи с природными условиями Даниловская слобода очевидно уже содержала в зачаточном состоянии структуру будущего города, одновременно сохраняя многие черты сельского поселения. Это и определило уникальность градостроительной эволюции города Данилова.
До XIII века, по преданию, здесь существовало поселение Пелендово, предположительно, заселенное финскими племенами. По мере продвижения славянских племен с юга, финские племена были отнесены на север. В начале XIII века поселение перешло во владение Московского князя Даниила Александровича – младшего сына Александра Невского. В одну из своих поездок по северным монастырям, князь Даниил остановился для отдыха на берегу реки Пеленды. Сочные луга, возвышенное правобережье, живописная природа привели к решению основать здесь конный завод, а также отстроить княжеские палаты. С тех пор местечко с палатами, жилыми домами, конюшнями стало называться Даниловской слободой. Первое упоминание о Данилове как о Даниловской слободе или селе Даниловском имеется в исторических документах конца XVI века.
Сожженная в 1608 году поляками Даниловская слобода не перестала существовать. На высоком месте (ныне площадь Преображенская) в 1626 году был заложен мужской монастырь, основанный старцем Сергием Булычевым. Найденная на месте сожженного дворца Казанская икона Божьей Матери послужила началом возведения монастырских сооружений. Позднее в 1640 году монастырь был перемещен в село Троице-Колясники, т.к., как указано в грамоте о перемещении монастыря, «... на дворцовом месте монастырю быть не пригоже». А на месте алтаря церкви Предтеченской была возведена Преображенская церкви с часовней. Судя по архивным материалам, упоминающим Преображенскую церкви в 1764 году, вплоть до возведения в 1806 года каменного храма, это была деревянная церковь при бывшем монастыре.
В описании голландского путешественника Корнелия Бруни, проезжавшего через Даниловскую слободу из Архангельска в январе 1702 года, говорится о прекрасном местечке, где ведется торговля и находится большой конный завод с 2000 лошадей, принадлежащими царю.
По описанию Людвига Бакмейстера, относящемуся к середине XVIII века, село называлось Дворцовой Даниловской волостью. Здесь были в то время в центре две приходские церкви – каменная Смоленской Иконы Божьей Матери 1713 года и деревянная – Благовещенская (обе не сохранились), деревянные торговые ряды, на окраине села Преображенская церковь. Жителей в 1766 году насчитывалось 520 чел., из которых 72 чел. занимались торговлей. До 1780 года поселение не имело регулярной планировки. Застройка складывалась кварталами неправильной формы вокруг храмовых сооружений.
На самом древнем плане отчетливо читаются кварталы с деревянными строениями, вытянутые большей частью с севера на юг. Три квартала на левом берегу реки обрамляли Романовскую дорогу. Центром села являлась Соборная площадь с торговыми рядами и церквями Смолнской и Благовещенской (ныне пл. Карла Либкнехта). Еще одна площадь (ныне Преображенская) ограничивала поселение, с северной стороны примыкая к лесному массиву и Вологодской дороге. На плане также просматривается водное зеркало пруда (ныне сущестествует).
Село увеличивалось численно и территориально после пожара за рекой в 1773 году, когда все жители из «Заручья» вынуждены были переселиться на правобережье.
Первый наместник Ярославской губернии А.П.Мельгунов в своем донесении императрице Екатерине II пишет, что селу Даниловскому городом быть надлежит, так как стоит оно на большой от Ярославля дороге, ведущей в Вологду и Архангельск. По его представлению, согласно указу Екатерины II от 3 августа 1777 года село Даниловское было переименовано в уездный город Данилов и вошел в состав Ярославской губернии. Через 3 года, 21 марта 1780 г. Императрицей был разрешен для реализации новый регулярный план города.
План этот предусматривал квартальную застройку, изменение границ Соборной площади и размещение двух новых площадей – Торговой и Конной. Торговую площадь намечалось застраивать зданиями присутственных мест и обывательскими домами и лавками.
Таким образом, по регулярной планировке общественно-композиционный центр переносился на новое место, при этом сохранялось положение старой площади, но функциональное ее использование и фасад застройки резко менялся. Планировочной основой города становится система взаимно перпендикулярных улиц и площадей, часть из которых ориентируется к реке. Измененная на 45 градусов ориентация кварталов перечеркнула исторически сложившиеся направления дорог – Любимской, Костромской, Вологодской, Романовской, Ярославской. Также планировалось два земляных вала со рвами с северо–западной стороны.
Такая плановая застройка реально могла воплотиться только в процессе полной замены застройки города. Это и произошло после пожара 1786 года, когда город почти полностью был уничтожен, а восстанавливаться стал уже по регулярной системе, скрупулезно воплощая «екатеринский» план.
Период с 1786 года до конца XIX века характеризовался восстановлением города, новым строительством учреждений центра и развитию производст.
Именно в это время в центре на месте сгоревшей деревянной Благовещенской церкви строится новый, в каменном исполнении, храм в честь Светлого Христова Воскресения (1839 г.).
Всех жителей в городе на конец XVIII века было 1.291 чел., более трети населения составляли купцы и мещане. Купечество продолжало играть ведущую роль. В городе насчитывалось 82 обывательские лавки, 5 питейных домов. Торговали сукнами, шелковыми, бумажными, шерстяными материалами, разными винами. На своих небольших промышленных предприятиях изготавливалась прекрасная юфть, крашеное домотканое полотно, работали 5 салотопленных и свечных завода, за городом размещались три ветряные и одна казенная водяная мельницы, на берегу реки Пеленги размещались кирпичный и кожевенные заводы. Часть жителей занимались ремеслами: серебряным, кузнечным, шапочным, плотничным, печным, скорняжным промыслом.
Нельзя не отметить усиление связи с внешним миром и переориентацией деятельности учреждений территорий центра не только для собственных нужд, но и на обслуживание населения других городов и сел. Такие учреждения центра становятся градообразующей базой города. В 1779 году была учреждена постоянная почтовая связь между Москвой и Архангельском, что способствовало дальнейшему развитию территорий Данилова.
На начало XIX века в г. Данилове проживало 1.558 жителей (693 мужчин, 865 женщин). В 1836 году в городе насчитывалось 465 дворов, в т.ч. каменных 28 строений. Из общественных учреждений в Данилове находились: городская дума, депутатское собрание и квартальная комиссия, с 1864 года появляется Уездная земская управа, два приходских училища для мальчиков и девочек, открыто страховое общество. В 1870 году была осуществлена городская реформа, вследствие чего возникла бессословная городская дума, в ведении которой находились вопросы городского хозяйства, благоустройства, здравоохранения, образования, местной торговли и промышленности. В пореформенный период в городе появились – каменное здание больницы, общественный банк с капиталом 15.000 руб., пожарный двор с каланчей.
В 1870 году утвержден проект на постройку Ярославо-Вологодской узколейной железной дороги, что дало мощный толчок дальнейшему развитию города. Уже в январе 1872 года было открыто пассажирское движение от Данилова до Ярославля, а в июне от Данилова до Вологды.
Вместе с тем, территории центра получали все большее развитие. К культовым действиях прибавились усиленные торговые функции, появились новые места для проведения праздников. Исторически сложились главные композиционные оси. Ими являются улицы Ярославская (ныне К.Маркса) и улица Воскресенская (ныне улица Ленина) закрепленные сугубо капитальной застройкой, состоящей из массы торговых, общественных и жилых строений. В 1873 году были сломаны пришедшие в ветхость деревянные торговые лавки и построены каменные ряды в центре города, которые существуют до сих пор.
Немаловажную роль играли архитектурные доминанты, богато украшавшие город XIX века. Это ансамбль Воскресенского Собора, ансамбль Преображенского собора, церковь Святого Николая Чудотворца, Вознесенская церковь.
На Данилове не могла не сказаться градостроительная практика XIX века, когда симметрия, наличие главной композиционной оси, композиционная взаимосвязь пространств легла в основу генплана города эпохи классицизма. В это время предпочтение стало оказываться главному фасаду, т.е. той части здания, которая выходила на улицу или площадь, и участвовала в ее формировании. Для этого времени свойственна парадность главных фасадов и в то же время неразработанность внутриквартальных пространств. Фронт улицы превращается в «ширму».
Практически все капитальные здания центральной части как объемные сооружения решены в стиле провинциального классицизма с наличием только ему свойственных черт. Это использование простых античных форм, строгого ордера, иногда портика, членение стены пилястрами, карнизами, использование симметрии в решении фасадов.
С конца XIX века неотвратимо надвигающийся промышленный переворот внес изменения в экономическую и градостроительную основу города. Наравне с ремесленными функциями, выступающими в сопровождении торговли, произошел процесс постепенного вывода из жилища производственных функций. Но некоторые все-таки сохраняли связь с жильем (самоварные заводы, лавки при домах купцов, мастерские при домах ремесленников).
Став градостроительным фактором, промышленность не могла занять центральное положение в городе. Оно уже было занято по жесткой регулярной структуре учреждениями центра. Предприятия, требующие больших производственных территорий, размещались на окраине города. Ими были паточный завод, кожевенный завод, сальные заводы, кирпичные заводы. Около завода постепенно формировался поселок, который практически сливался с городской застройкой. Традиционная архитектурно-планировочная структура, ориентированная на один центр, вошла в противоречие с новой системой. Итогом этого противоречия явилась чересполосица функциональных зон – предприятие через несколько десятилетий оказывалось в гуще жилой застройки, наряду с основным центром появлялись новые подцентры.
Данилов XIX века продолжал жить беспокойной, славной и достойной купеческой жизнью. В 50-е годы особенно значительно было производство двух медных заводов, на которых выделывались лучшие в Ярославской губернии самовары, кофейники, чайники и другая медная посуда. Все это отправлялось главным образом, в Петербург, частично в Москву. Производилась патока на немалую сумму и сбывалась, обыкновенно, на ярмарках нижегородской и ростовской.
Сам город славился своими ярмарками. Одна проходила 19 августа в «Преображеньев день», вторая праздновалась в сентябре и называлась «скотопрогонной» на Конной площади (ныне Юбилейная).
Местом для летних прогулок даниловцев служили аллеи, окружающие Преображенский пруд. На многих улицах было заведено праздновать особо чтимые праздники. Главное и более многолюдное гуляние бывало в девятое воскресенье после Пасхи «под елями» в 3 верстах от города.
1895 год принес очередное крупное испытание даниловцам – произошел большой пожар, уничтоживший все казенные и общественные учреждения в центральной части. Обгорели церкви Преображенская и Никольская, остались остовы каменных жилых домов. Уцелели только управление воинского начальника, тюрьма, арестный дом, больница. Осталось лишь 370 домов, в которых на время и разместились погорельцы. Внутренняя духовная сила, труд, упорство помогли вновь городу подняться из пепла.
О Данилове первого десятилетия XX века узнаем, что городу принадлежит земли 1.304 десятины 1.013 сажени, из них в городскую черту входит 186 десятин 400 сажен, а 600 десятин находится под лесом. Население на 1 января 1909 года составляло 4.765 чел., в т.ч. 2.205 мужчин, 2.560 женщин.
На рубеже XIX и XX веков интуитивно пришло осознание обществом социальной роли градостроительства. Это проявилось в выдвижении на первый план задачи по улучшению условий жизни для всех слоев городских жителей.
Данилов лучше, чем многие другие города, мог воплотить градостроительную идею «города-сада», поскольку традиционно отвечал типу малого города с ярко выраженным центром, с низкой плотностью и этажностью застройки, с большими озелененными пространствами и пешеходной доступностью до мест приложения труда. В основу этой планировочной идеи были положены классические идеалы социальной гармонии, и она должна была сочетать в застройке все преимущества деятельной городской жизни с красотой и благами села.
Но на рубеже веков активно формировались и планировочные предпосылки градостроительной идеи «индустриального города». Постепенно промышленные предприятия и фабрики формировались в несколько комплексов и, в конце концов, разместились с северо-западной и юго-восточной сторон города, предопределяя новое функциональное зонирование города с формированием рабочих окраин – будущих «спальных» районов городов.
К счастью, не стал для исторического Данилова советский крен в «индустриальный город» смертельным, как для многих провинциальных городов России. Хотя и не уберегся он от разрушений советского времени – в середине XX века были снесены церкви Преображенская с часовней, домовые церкви Александра Невского и церковь Богородицкая, перестроены и приспособлены под иные функции Воскресенский собор (ДК «Железнодорожник») и церковь Николая Чудотворца, экономическая индустриальная застройка в районе производственных зон еще больше обезличила город.
Сохранил город Данилов, в отличие от многих других исторических малых городов, и функциональное значение исторического центра как центра города, и его общую историческую пространственно-планировочную структуру (сетку улиц, площадей, кварталов конца XVII века, их масштаб и архитектуру зданий). В этом – специфика современной градостроительной ситуации и, главное, – залог жизнеспособности исторической среды малого провинциального города Данилова.
Савинова И.Н.
Истиочник: http://www.yaroslavskiy-kray.com/570/danilov.html
Дани́лов — город (с 1777) в России, административный центр Даниловского района Ярославской области, железнодорожная станция Северной железной дороги. Образует одноимённое муниципальное образование городское поселение Данилов как единственный населённый пункт в его составе.
Население — 14 868 чел. (2017).
Город Данилов (с посёлком Горушка) на карте 2012 года (авторская работа)
Данилов (Ярославская область) расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины на обоих берегах небольшой реки Пеленги, в непосредственной близости от её истока. Находится в 351 километре к северо-востоку от Москвы.
Данилов находится в зоне умеренно-континентального климата.
Основание поселения
Первое документальное упоминание Данилова (как Даниловских пустошей) от 1457 года
Впервые село Даниловское упоминается в документах середины XV века. Так, из жалованной грамоты великого князя Василия II от 20 марта 1457 года следует, что село Даниловское с окрестными пустошами (пахотными землями) принадлежало митрополиту всея Руси Ионе Московскому.
Вскоре, уже при правлении Ивана III село меняет хозяина. В результате обмена оно переходит московскому воеводе Ивану Дмитриевичу Руно В 1592 году упоминается как Даниловская слобода в рукописи «Книга, глаголемая росискихь святыхь».
Всё чаще имя Данилова как Даниловского села или Даниловской слободы начинает упоминаться в документах с первой половины XVII века, в эпоху Смутного времени. В 1607 году один из польских отрядов под руководством литовского шляхтича Александра Лисовского подошёл к Даниловской слободе, начал грабить население, жечь дома и постройки в близлежащих селениях, убивать жителей. Тогда даниловцы организовали ополчение под руководством боярина Фёдора Шереметева.
Произошло кровопролитное сражение, в котором поляки были разбиты. Битва проходила за рекой Пелендой, вправо от дороги, ведущей в Романов. С того времени это место называется Повалишкой. В 2009 году рядом с местом битвы установлены поклонный крест и памятный камень.
В начале декабря 1608 года отряд вологжан с головой Ларионом Монастыревым, направляясь на «воров» к Ярославлю, занял Даниловское село. Дружины поставили в нём острог и укрепились. Даниловцы принимали активное участив в создании укрепления. Однако это народное ополчение было плохо организовано и не смогло устоять против превосходящих сил. В том же году острог был окружён польскими войсками и после непродолжительного боя взят, а село Даниловское и его окрестности выжжены и опустошены. В Никоновской летописи говорится, что захватчики «многих честных людей побиша». Истреблены были многие жители села. До наших дней сохранилось то место, где происходила битва и находился острог, — улица Земляной Вал.
Новое время
В конце XVII века Даниловское село становится крупным населённым пунктом с рынками и тюрьмами.
При Петре I в слободе был конный завод, поставлявший лошадей для армии. В 1713 году взамен старой деревянной церкви был построен каменный Смоленский собор (разобран в 1940-х годах). Поселение считалось дворцовым селом Даниловым, а дворцовая Даниловская волость была причислена к Любимскому уезду Костромской провинции.
В 1777 году при учреждении Ярославских наместничества и губернии Даниловская слобода преобразована в уездный городДанилов (официально — 3 августа 1777 года). Открытие города и присутственных мест состоялось 30 декабря 1777 года. Город располагался (и располагается) на большой дороге, ведущей из Москвы и Ярославля в Вологду и Архангельск, в нём бывал еженедельный торг. Население насчитывало 1290 человек, занимавшихся по большей части торговлей и ремеслом. Было 278 домов, в том числе четыре каменных. В поселении действовало несколько кустарных мастерских, медно-самоварный завод с 35 работниками, два воскобойных предприятия, три свечных, три крашенинных. Имелось два приходских училища, которые ежегодно выпускали по 35-40 человек, три церкви, две из которых деревянные.
В 1787 году в Данилове уже насчитывалось 357 жилых домов, 115 лавок, 8 кузниц, возросло число предприятий. Город в то время имел диаметр в 1 км.
Данилов и его окрестности, из «Атласа Ярославской губернии» 1858 года
Росло значение города как остановки на пути из Москвы в Архангельск. Жители занимались отхожим промыслом, хлебопашеством и огородничеством. Город был известен сбытом холста, который скупался в базарные дни у окрестного населения и отправлялся в Петербург и в Москву. На ярмарке продавались лошади, рогатый скот, мануфактурные изделия. В 1864 году были открыты два приходских училища: одно для мальчиков (около 30 учеников) и одно для девочек (менее 20 мест). В середине XIX века в городе имелось 9 заводов: по 2 самоварных и свечных, кирпичный, кожевенный, паточный, пивоваренный и пряничный. Все вместе они давали продукцию до 250 тыс. руб. в год. На местных медных заводах выплавлялись самовары, кофейники, чайники и другая медная посуда, отправлявшаяся в столицы. Патока сбывалась на Нижегородской и Ростовской ярмарках.
В 1870 году был утверждён проект на постройку Ярославско-Вологодской узкоколейной железной дороги (позднее перестроена в ширококолейную), которую по прошению горожан и местных властей провели около самого города на непригодной для возделывания земле под названием «Козье болото». 29 января 1870 года началось строительство здания вокзала: деревянного с маленьким залом ожидания и керосиновым освещением. В январе 1872 года открылось пассажирское движение от Данилова до Ярославля, а в июне — от Данилова до Вологды. По дороге ежедневно проезжало более 300 человек. Пассажирский состав от Данилова до ярославской станции Урочь шёл около 4 часов.
В 1873 году в городе было 14 трактиров и 36 кабаков. Имелось 20 керосиновых фонарей, 2 мощёные камнем улицы. На базарной площади был выстроен большой каменный корпус для лавок. Местом прогулок горожан служили аллеи вокруг Преображенского пруда, который сейчас уничтожен, и вокзала, особенно во время прихода поездов. В 1892 году в Данилове проживали 3616 человек; всех промышленных предприятий, включая мелкие, было 12. В 1895 году город практически полностью уничтожил пожар. В 1910 году в городе имелись 1 больница на 30 мест, 2 аптеки, 2 врача, 3 фельдшера, 4 ремесленных заведения, 6 низших учебных заведений с 464 учениками. Театров, библиотек, средних учебных заведений не было. В 1917 году в городе было 13 улиц и менее 5 тысяч жителей. Годом позже в строй вступил участок железной дороги Данилов — Буй.
Новейшее время
В 1930 году был построен новый железнодорожный вокзал в стиле конструктивизма. В 1941 году был построен Даниловский завод деревообрабатывающих станков — на то время единственный в стране и работавший в том числе и на экспорт.
Зона отдыха «Горушка»
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1856 | 1897 | 1913 | 1931 | 1939 | 1959 | 1967 | 1970 | 1979 | 1989 |
2900 | ↗4300 | ↗4800 | ↗8700 | ↗15 486 | ↗16 902 | ↘16 000 | ↗17 500 | →17 500 | ↗18 857 |
1992 | 1994 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 |
↗19 000 | ↘18 800 | ↘18 600 | ↘18 300 | ↘18 100 | ↘18 000 | ↘17 245 | ↘17 200 | ↘16 900 | ↘16 600 |
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
↘16 307 | ↘16 100 | ↘15 869 | ↘15 861 | ↘15 813 | ↘15 625 | ↘15 450 | ↘15 187 | ↘15 081 | ↘14 981 |
2017 | |||||||||
↘14 868 |
На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 797 месте из 1115 городов Российской Федерации.