Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Кто терпит - тому везет. (грузинская)

Свечкино д. Боровская волость Даниловский уезд Ярославской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Ярославская обл, Некрасовский р-н, деревня Свечкино

Кладбища д. Свечкино Боровская волость Даниловский уезд Ярославской губернии.



Год основания:  

Упоминается (ссылка на источник информации):

GPS-координаты:  

История наименования и принадлежности:

  •  

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

  •  

Ближайшие приходы:

 

Архивы:

  •  

Осенью 1839 года в деревне Свечкино Боровской волости Даниловского уезда Ярос лавской губернии в семье крепостных крестьян Михаила Евдокимовича и Алексан дры Евстафьевны Опекушиных родился второй ребенок1. При крещении в Новоспасской церкви соседнего села Рыбницы молодые родители, которым едва исполнилось по двад цать, назвали сына Константином. Как и его брат Александр, родившийся годом ранее, азы грамотности мальчик постигал у священника местной церкви отца Гурия (Орлова). Деревенские дети взрослели рано. С малых лет помогали родителям по хозяйству. Летом работали в огороде, собирали в лесу ягоды и грибы. Зимой расчищали от сне га дорожки, приносили в дом дрова, воду. Не являлись исключением и братья Опеку шины. Хлопот прибавлялось, когда отец уезжал на приработки в Петербург. В его от сутствие сыновья оставались главными помощниками матери и бабушки. Братья были очень дружны. Когда Александра, рано проявившего творческие способности, в 12 лет Михаил Евдокимович забрал с собой в Петербург, младший словно осиротел. С нетерпе нием ждал встреч с братом. Правда, случались они нечасто. Поэтому Константин мечтал уехать в город на Неве. Останавливало чувство ответственности: нужно было помогать женщинам вести хозяйство. Скорее всего, родительский дом Константин Михайлович покинул в начале 1860-х годов, когда в деревню вернулся отец, почти совсем потерявший зрение от работы на бронзолитейном заводе Роберта Кохуна. В Петербург уехал вместе с молодой женой На тальей Степановной (в девичестве Суровениной). В отличие от старшего брата, посвятившего свою жизнь служению искусству, де ловой и предприимчивый Константин Михайлович занялся в Северной столице ком мерцией. Поначалу торговля почти не приносила никаких доходов. Пришлось зале зать в долги и даже обращаться за помощью к отцу. «Костя, право, мне тебя жалко, что ты совсем без средств и пустился в такую торговлю и даже стыдно мне, что я не могу тебе помочь…» – отвечал сыыну 16 января 1866 года Михаил Евдокимович. 28 “Могу оставить еще память о себе...” На сложенном в конверт пожелтевшем от времени листе корявым почерком выведено: «В дом Г. Франка на углу Фонарного переулка в лавку Константину Опекушину в С. Пе тербург»2. Жизнь в столице шла своим чередом. Работа. Домашние хлопоты. Встречи с братом, земляками, которых в Питере жило немало. Собирались по разным поводам: на Пасху, именины, крестины… В 1875 году Константин Михайлович и Наталья Степановна были приглашены к Александру Михайловичу на новоселье: семья переехала в новый соб ственный дом на Каменноостровском проспекте, 52. А вот еще одно приглашение: «Ми лый брат! Ждем Вас с сестрицею завтра к себе, т. е. 1 марта да потрудись захватить с собою полдюжины чайных ложек. Твой А. Опекушин». Это письмо, адресованное Кон стантину Михайловичу и Наталье Степановне, написано скульптором 29 февраля 1888 года. Судя по содержанию, гостей брат ожидал много...3 На какое-то время фортуна улыбнулась Константину Михайловичу. Торговля нача ла приносить прибыль. Появилась возможность снять лавку в более престижном месте города. Известно, например, что в 1880-х годах она располагалась в доме Дроздова на Большой Подьяческой улице, протянувшейся от Набережной Фонтанки до Набережной канала Грибоедова. Именно этот адрес значится на одном из писем Луки Афанасьеви ча Опекушина своему двоюродному внуку4. Красноречиво подтверждает благоприятный период жизни в Петербурге написанный масляными красками портрет, который можно назвать парадным. На нем младший брат известного скульптора запечатлен в сюртуке. На руке – золотой перстень. Несомненно, это 80-е годы XIX века. Имя автора портрета неизвестно. Вместе с тем, исходя из того, что ничего случайного не бывает, можно пред положить: автор – кто-то из друзей Александра Михайловича Опекушина. Возможно, художник Александр Дмитриевич Литовченко, бывавший в гостях у скульптора на Ка менноостровском проспекте, 52. Увидев колоритную фигуру брата своего друга, решил его запечатлеть. Не исключено, что его об этом попросил сам Александр Михайлович. В пользу этой версии говорит «Портрет Шварца Вячеслава Григорьевича» кисти Литовчен ко. Те же краски. Те же тона. Та же манера письма. Можно предположить также авторство Ивана Крамского. Особенно, если сравнить изображение К. М. Опекушина с портретом доктора Сергея Петровича Боткина, напи санным художником в 1880 г. Поразительное сход ство в позе героев, деталях одежды. Один и тот же контрастный прием «черное – белое». Боткин был вхож в семью Опекушиных. Много лет лечил жену Александра Михайловича Евдокию Ивановну. Часть денег супруги отправляли родителям в деревню. «Костя, спешу тебя уведомить, что письмо и деньги, посланные с (Козловым?) я полу чил, за что много благодарю. Кланяемся вам с На тальей и всем родным», благодарил сына Михаил Евдокимович5. Не раз в трудную минуту брат вы ручал Александра Михайловича, в семье которого росло четверо детей. Сохранилось письмо скуль птора: «Милый Костя! Бога ради, если есть какая либо возможность, выведи меня из очень скверно го положения, дело в том, что я до сих пор не мог заплатить за детей в гимназию 105 рублей…»6. Письмо не датировано, но по содержанию можно предположить, что это начало 1880-х годов. Несмотря на то, что в Петербург Константин Портрет Константина Михайловича Опекушина. 1880-е гг. Автор неизвестен. Публикуется впервые 29 Соль земли Михайлович приехал в молодом возрасте, адаптироваться к городу так и не смог. Жизнь в «каменном мешке» тяготила его. Любовь к земле, к Волге, широким деревенским про сторам давала о себе знать всё сильнее. В конце 80-х годов супруги возвращаются в Свеч кино. Городской период жизни завершился. Некоторое представление о жизни Константина Михайловича в Питере дает письмо земляка Опекушиных Павла Степановича Козлова, имевшего в Петербурге скульптур ную мастерскую. Он писал уехавшему в деревню другу: «Любезный друг и приятель Ко стя!! Ах, Костя, Костя! Какие мы прежде были хорошие, в те времена юности, когда ходили одни за другими в гости звать, а теперь какими стали нехорошими и старыми…. Наконец-то я собрался написать тебе несколько слов, а то я перед тобой очень виноват за письмо. Может быть, и теперь бы не написал, если бы не дача и не дурная погода, ну вот и расчувствовался и так-то сгрустнулось о старинном. Ты пишешь, что устроил ся хорошо и не скучаешь о Петербурге. Я радуюсь этому, а мы так часто вспоминаем вас, да и вообще распалась вся наша родня, Александр Михайлович со смертью Авдотьи Ивановны (так близкие называли жену А.М. Опекушина Евдокию Ивановну – прим. ав тора) перестал у нас бывать и к себе не зовет»7. Автор письма немногословен, но как много сказано! Константин Михайлович не лукавил, когда писал, что не скучает по Петербургу. Было некогда: с головой ушел в работу. Тем более, что прожив более 20 лет в городе, в душе он так и остался всё тем же деревенским жителем, крестьянином, который не боится жи тейских трудностей, может всё сделать своими руками и реализовать себя как личность. По возвращении семья поселилась в родительском доме в деревне Свечкино. В том самом, о котором незадолго до смерти Михаил Евдокимович писал сыну в Петербург: «…у нас вода стоит еще в саду, я делаю новый садик и уже кое-что посадил, на про гоне сделал забор и спереди красивые ворота, что дому придает много виду (….) горо да»8. Отец умер в 1867 году и нашел свой вечный покой возле Новоспасской церкви села Рыбницы. По возвращении из Петербурга Константин Михайлович установил на могиле бронзовый бюст отца, выполненный Александром Михайловичем. Сейчас работа нахо дится в Ярославском художественном музее. Более 20 лет прошло после смерти отца. Без заботливой хозяйской руки изба пришла в неприглядное состояние и требовала значительного ремонта, а потому – немалых за трат. Константин Михайлович решил строить новый дом... Вернувшись на родину, свою неуемную энергию Константин Михайлович направил на общественные дела. Если в Петербурге он находился в тени знаменитого брата скуль птора Александра Михайловича Опекушина, то в деревне сам составил себе имя. С 1890 года – староста Новоспасской церкви. Должность обязывала постоянно быть при храме, который находился более чем в километре от деревни Свечкино. Поэтому решил стро иться в Рыбницах. 31 января 1892 года дочь Александра Михайловича Мария писала Константину Михайловичу: «…Бабушка спрашивает, где ты строишься, ближе к За белиным или около мельницы»9. Скорее всего, строительство началось осенью 1891 года. Работа была выполнена в кратчайшие сроки, поскольку в письме от 30 июля 1892 года Мария Опекушина уже спрашивала дядю: «Как вы поживаете в новом доме»10. Старый дом в Свечкино был продан. Некоторое время в нем находилась лавка. Затем дом разо брали на бревна, которые пошли на строительство школы в соседней деревне Яхробол. К проектированию нового жилища Константин Михайлович подошел не только с точки зрения целесообразности, но и удобства проживания для всех членов семьи. А та ковых насчитывалось четверо: хозяин, его жена Наталья Степановна, мать Александра Евстафьевна и бабушка Прасковья Сергеевна (умерла 26 июня 1893 года). Дом совсем не напоминал деревенскую избу. Скорее – комфортную квартиру. Четы ре окна по фасаду обращены к Волге. Со стороны сада – открытая терраса-балкон, где 30 “Могу оставить еще память о себе...” Дом К. М. Опекушина. в теплое время можно было попить чай или просто полюбоваться от крывающимся на сад видом. Чтобы не устраивать из дома хранилище, для хозяйственных нужд был соору жен цокольный этаж. Каждое поме щение в доме имело свое назначе ние: соединенная с кухней столовая, в центре – большая гостиная, к ко торой по обеим сторонам примыка ли небольшие спаленки. Новинкой для деревенского дома стал кабинет, который Константин Михайлович оборудовал для себя. Чтобы никто не мешал хозяину заниматься обще ственными делами, кабинет имел отдельный вход. За домом находился большой огород. В нем были высажены яблони, вишня, смо родина. Конечно же, выращивались и необходимые в хозяйстве овощи: картофель, лук, морковь, капуста, свекла. Для полива огорода хозяин вырыл небольшой пруд, который позднее служил прекрасным катком для ребятишек. Константин Михайлович активно интересовался сельскохозяйственными новинками. Применял их в своей домашней агро номической практике. А потому и урожай с огорода снимали неплохой по меркам сред ней полосы. Варений и солений хватало на всю зиму. Кроме того запасались грибами как в сушеном, так и соленом виде. Мёд тоже был свой – в огороде стояло несколько ульев. Этого сладкого лакомства хватало и себе и брату в Петербург отправляли. «Большое спа сибо, тебе дорогой дядя Костя, за мёд, папа пьет с ним чай и говорит, что «мед этот с родных полей» и еще больше ему нравится поэтому» – писала дочь скульптора Мария11. Хозяйство Опекушиных во всех отношениях можно было назвать показательным. Ко всему Константин Михайлович относился творчески и по-научному. Корова Красавуш ка – не только кормилица семьи, но и любимица, гордость хозяина. Не раз участвовала в сельскохозяйственных выставках. Серебряная медалистка. «Нам Володя (сын А. М. Опе кушина – прим. автора) из Москвы написал письмо, пишет, что ему говорили, что ты, дядя Костя, получил медаль на выставке за корову». Это строки из письма племянни цы Марии от 20 октября 1893 г. дяде12. Константин Михайло вич отправил в Питер несколь ко снимков медалистки. «…Кра савушка нам очень понравилась, какая у нее добрая морда, а глаза какие умные, да она и вся очень красива, так что стоит медали серебряной, мы фотографии по казывали всем, кто был у нас и всем она понравилась», писала в ответ 31декабря 1893 года Ма рия Александровна13. Местные края располагали к охоте. Константин Михайлович любил побродить с ружьем по Фото лета 2011 года К. М. Опекушин с коровой. Фото 1893 года. Из архива семьи Морозовых. Публикуется впервые 31 Соль земли лесу. В архиве отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) со хранилась записка владельца находившегося неподалеку крахмалопаточного завода Ан дрея Понизовкина: «Предъявителя настоящей записки Константина Михайловича Опе кушина допустите охотиться во всех наших лесах и болотах»14. Поскольку жена Константина Михайловича долгое время тяжело болела и не могла управляться по хозяйству, пришлось взять в дом работницу. В Первой всеобщей перепи си населения от 28 января 1897 года таковой по двору К. М. Опекушина числится Госте ва Мария Федоровна. Замужняя женщина крестьянского сословия из Вологодской губер нии. На время переписи ей было 28 лет. Выписка из переписи представляет особый интерес. Например, мы узнаем, что в доме Опекушиных проживала родная сестра жены Константина Михайловича – девица Фелицата Степановна Суровенина (в 1897 году она жертвовала деньги на храм села Рыб ницы). В графе «Где обычно проживает» напротив фамилии Александры Евстафьевны Опекушиной записано: «В Петербурге». После смерти жены Александра Михайлови ча, последовавшей в августе 1889 года, Александра Евстафьевна почти постоянно жила у старшего сына. Умела читать и писать, что в то время было большой редкостью для женщин-крестьянок. Её не стало в январе 1905 года. Похоронена на сельском кладбище в Рыбницах. Немного довелось пожить в новом доме Наталье Степа новне. «Умерла 2 мая 1897 года. Погребена 4 мая в д. Утки но крестьянская жена Наталья Степановна Опекушина 60 ти лет от водянки»15. Константин Михайлович очень тяжело переживал потерю супруги, установил на её могиле над гробный камень - огромный розово-серый валун. Позднее племянник Натальи Степановны выпускник Академии худо жеств Александр Васильевич Курпатов в Петербурге выпол нил и отлил бронзовый барельеф с ее профильным изобра жением. В 1898 году безутешный муж установил барельеф на надгробном памятнике. К сожалению, после революции, скорее всего в 20-х–30-х годах, он был зверски (не побоюсь этого слова) вырван из камня – следы сохранились до сих пор. По счастливой случайности барельеф приобрел первый исследователь творчества скульптора А. М. Опекушина А. И. Скребков и передал в Ярославский художественный му зей, где он сейчас и находится. Барельеф Н. С. Опекушиной, первой жены К. М. Опекушина. Автор – А. В. Курпатов Чтобы заглушить тоску по умершей жене, Константин Михайлович с головой ушел в общественные дела. Как староста Новоспасской церкви занимался строительством бо гадельни для обездоленных стариков. Издал брошюру об истории храма и села Рыбницы и отправил ее в Петербург брату и племяннику в Москву. «Спасибо большое за книжку – она вышла очень хорошо, это будет в деревне долгая память о тебе, дядя Костя, и будет служить хорошим материалом и подспорьем для будущей истории нашей церкви», – от ветил 20 января 1899 г. племянник Владимир дяде16. Общественные заботы оказались хорошим лекарством. Приглушили боль утраты. Жизнь текла размеренно и предсказуемо. Неожиданно всё кардинально изменилось. В конце 1899 года в Москве во время родов умерла Зинаида - жена племянника Владимира. Сиротами остались двое его малолетних сыновей – Николай и Александр и новорожден ная Лидия. Владимир с женой и детьми не раз приезжал на лето в Рыбницы из душной Москвы, где работал в канцелярии Московского генерал-губернатора. Константин Ми хайлович, не имевший своих детей, очень привязался к малышам. Поэтому однознач но решил забрать их к себе. Тем более что Александр Михайлович, окруженный тремя 32 “Могу оставить еще память о себе...” незамужними дочерьми, по ряду причин не мог взять внуков на воспитание к себе в дом, но обещал регулярно помогать деньгами, и пока дети подрастали, слал переводы в Рыб ницы. «Милый, дорогой дядя Костя. Я сегодня получил твое письмо и всею душою, всем сердцем благодарю тебя за истинно родственный и христианский поступок. Бог свиде тель, что я не нахожу слов благодарности за твое великодушие; за все те труды и хло поты, что предстоят тебе, пусть воздаст тебе Господь Бог. Всем сердцем благодарю тебя как за себя лично, так и от имени моей незабвенной Зиночки, принимаю с глубокою благодарностью твое великодушное решение» – писал 12 марта 1900 г. Константину Ми хайловичу в Рыбницы Владимир17. Поскольку Александре Евстафьевне, которой к этому времени исполнилось восемь десят, ухаживать за детьми было нелегко, заботы о детях легли на плечи Марии Федоров ны. В буквальном смысле слова она заменила сиротам мать. К этому времени женщина овдовела, и Константин Михайлович сделал ей предложение. В метрической книге Ново спасской церкви села Рыбницы за 1901 г. в разделе о венчавшихся есть запись под № 23: «19 августа 1901 г. Боровской волости деревни Уткино крестьянин Константин Михай лович Опекушин вероисповедания православного вторым браком 62-х лет и Вологодской губернии Тотемского уезда Никольской волости деревни Баярской (деревня Боярское – прим. автора) 32-х лет крестьянская вдова Мария Федоровна Гостева вероисповедания православного. Таинство брака совершили священник Петр Орлов, дьякон Михаил Корз линский, псаломщик Владимир Вознесенский. Поручители по жениху деревни Овсянни ков Иван Гущин, студент Демидовского лицея Иоиль Запрудский, по невесте села Рыб ницы Павел Пичугин и Александр Шуршихин»18. Примерно в это время, возможно чуть позже, выполнена фотография, которая хра нится у потомков Опекушиных. На ней – Константин Михайлович с Марией Федоровной и племянниками Александром, Николаем и Лидией. На сним ке – счастливая семья. Чего это стоило Константину Михайло вичу, знал только он один. В силу непредвиденных обстоятельств, связанных с выполнением зака зов, Александр Михайлович не редко медлил с присылкой денег. Константин Михайлович торо пил брата: надо было одевать и кормить детей. «Милый, дорогой брат! Прости, что долго не от вечал, читая твои письма, верь мне, я болею вместе с тобою, но, к сожалению, в настоящее время я не в силах тебе помочь, – писал скульптор, – …Я скорблю за тебя, я думал, что ты более обеспечил старость, жаль мне тебя мой Брат до боли. В наших же сердечных к тебе чувствах ты не должен сомневаться. Еще раз прошу, потерпи до ноября месяца; я убежден, что к тому К. М. Опекушин с женой Марией Федоровной и племянниками. Фото начала 1900-х года. Из архива семьи Морозовых. Публикуется впервые 33 Соль земли времени у меня будут деньги, и да хранит Вас Бог, целуем вас крепко»19. Братья никогда не теряли связь друг с другом. Когда в 1890-х гг. Константин Михай лович вернулся на родину, постоянно переписывались. Летом 1909 года Александр Ми хайлович с тремя дочерьми приезжал на отдых в Рыбницы. Гости много гуляли, катались на лодке по Волге. Александр Михайлович живо интересовался делами младшего бра та. Посетил Рыбницкое начальное училище, попечителем которого он был. Константин Михайлович поведал брату о своем желании устроить при училище скульптурные клас сы для сельских ребятишек. Показал дом, в котором планировал их разместить. Скуль птор поддержал идею брата. В 1911 году он передал для училища через приезжавшего в Петербург Константина Михайловича бюст Александра II. 1 ноября 1911 года инспек тор 7-го учебного участка, в который входили Даниловский, Пошехонский и Любимский уезды, Тарас Васильевич Томилов писал попечителю Рыбницкого начального училища Константину Михайловичу Опекушину: «Его Превосходительство г. Попечитель Мо сковского Учебного Округа предложением на имя г. Директора народных училищ Ярос лавской губернии от 27 минувшего октября, за № 37894, изволил выразить Вам благодар ность за пожертвование Вами Рыбницкому училищу бюста Императора Александра II работы Академика А. М. Опекушина. Об этом имею долг Вас уведомить»20. Побывав на родине, Александр Михайлович загорелся идеей построить в Рыбницах дом. Брат помогал ему с поиском участка под строительство. По этому поводу почти на протяжении всего 1913 года между ними велась усиленная переписка. Однако подходя щий участок не был найден. Мечта скульптора построить на берегу Волги свой дом так и не осуществилась, о чем Константин Михайлович очень сожалел и даже предлагал для этой цели часть своей земли. Александр Михайлович не согласился, поскольку нужно было вырубать посаженные братом яблони. Между тем жизнь в Рыбницах шла своим чередом. Племянники подросли и уехали к отцу в Москву учиться. В деревню приезжали на каникулы, а нередко – и на праздники. Радовала своими успехами в учебе и рукоделии Лидочка. Радовал брат. Все газеты напи сали об открытии в 1912 году его памятника Александру III возле храма Христа Спаси теля в Москве. Только вот мечта Константина Михайловича о создании скульптурного класса для сельских ребятишек всё не воплощалась в жизнь. Он верил в её осуществле ние. А пока продолжал добросовестно выполнять свои многочисленные обязанности. В подтверждение – письмо племянниц от 13 февраля 1914 года: «У тебя опять работы и хлопоты, конечно, ведь ты же опять будешь хлопотать о ремонте и открытии шко лы»21. Жительница села Рыбницы Александра Петровна Титова (1904 года рождения), учившаяся в 1912 году, вспоминала, что к ним каждое утро перед началом занятий при ходил Константин Михайлович Опекушин и читал с учениками молитву. Условия для успешной реализации мечты о скульптурных классах постепенно скла дывались в один пазл. В начале 1900-х годов Константин Михайлович приобрел у разо рившегося пароходчика Ивана Петровича Рябинина двухэтажный, украшенный ажурной резьбой бревенчатый дом. Поначалу никаких видов на здание у него не было: скорее всего, сработала коммерческая жилка. Возможно, хотел дороже продать, поскольку нуж но было содержать большую семью. Однако судьба распорядилась иначе. Как человек здравомыслящий, радеющий за родной край, Константин Михайлович находит достой ное применение дому. Предлагает его под ремесленные классы. «Верите, как я тешился этим, что могу оставить еще память о себе, кроме уже сделанного мной – соединения летней церкви с зимней, стоящей более 6 тыс., богадельню женскую на 16 человек около 3 тысяч, хотелось и для детей…», писал он Андрею Андреевичу Понизовкину. – Способ ные мальчики, кончившие (училище – прим. автора) могли поступить в высшие учебные заведения»22. Константин Михайлович обращается с просьбой к председателю Данилов ской земской управы ассигновать 600 рублей из местных средств для организации в доме 34 “Могу оставить еще память о себе...” специальных классов: рисовально чертежного, скульптурно-лепного (для промысла) и для девочек: кройки-шитья и вязания вологодских кружев. Все переделки по дому Кон стантин Михайлович брал на себя, что в результате и сделал. «Пожерт вованный мною дом я передал кре стьянам 13 и 14 обществ, с тем, чтобы было училище, а крестьяне передали дом и землю 500 кв. саж. в собственность Управы. …Учили ще наименовать именем художника скульптора Александра Михайлови ча Опекушина – его специальность на родине». Под прошением подпись: Дом пароходчика И. П. Рябинина. Фото начала 1900-х гг. «Жертвователь дома К. М. Опекушин»23. На общем собрании крестьяне села Рыбницы Боровской волости поддержали идею Константина Михайловича. В связи с этим в начале 1914 года они направили в земскую управу прошение о присвоении ремесленному отделению по скульптурно-лепному делу при Рыбницком начальном училище имени знаменитого скульптора. Одобрил решение жителей и уездный инспектор, приезжавший специально по этому поводу в Рыбницы. Он порадовал сельчан своим сообщением, что мастерская школа будет открыта в Рыбницах, и что уже заготовлены бумаги министру народного просвещения с просьбой дать разре шение присвоить ей по желанию земляков имя академика скульптуры А. М. Опекушина. Положительно решить этот вопрос можно было только при согласии самого Александра Михайловича. 18 февраля 1915 года управляющий отделом промышленных училищ В. И. Рыков направил скульптору письмо, в котором, в частности, говорилось: «Его сиятель ство г. управляющий Министерством народного просвещения признал возможным удо влетворить указанную просьбу при условии Вашего согласия на это»24. «Я глубоко тро нут желанием моих земляков, – был ответ А. М. Опекушина, – и согласен на присвоение моего имени ремесленному отделению по скульптурному делу при Рыбницком начальном училище и вместе с тем прошу, ваше Превосходительство, передать его сиятельству г. Управляющему Министерством народного Просвещения мою глубокую благодарность за внимание к ходатайству моих земля ков»25. Он спешит порадовать брата, о чем в письме от 24 марта и сообщает Константину Михайловичу племян ница Мария: «Папа посылает тебе бумагу от графа Игнатьева насчёт училища (Павел Николаевич Игна тьев – министр народного просвеще ния в 1915–1916 гг. – прим. автора) и папин ответ на его письмо»26. Не сколькими днями ранее Константин Михайлович получил официальный ответ из Министерства народного просвещения, датированный 9 мар та 1915 г.: «Попечителю Рыбницко го Даниловского уезда, начального Современный вид дома, где располагалось скульптурное училище. Ныне здесь дом-музей А. М. Опекушина Фото лета 2011 года 35 Соль земли училища Константину Михайловичу Опекушину. Вследствие прошения Вашего, от 15 января сего года по поводу присвоения ремесленному отделению по скульптурно-лепному делу при Рыбницком начальном училище имени Александра Михайловича Опекушина, скульптора и академика, Отдел промышленных училищ имеет честь уведомить Вас, Милостивый Государь, Его Сиятельство г. Управляющий Министерством Народного Просвещения изволил разрешить присвоить указанному учебному заведению испрашива емое наименование. К сему Отдел добавляет, что вместе с сим в распоряжение Попечи теля Московского учебного округа 17 минувшего февраля переведены 1.500 руб. пособия из казны на содержание отделения в текущем году»27. Боровская волость Даниловского уезда славилась лепщиками. Уроженцы этого угол ка земли Ярославской братья А. С. и П. С.Козловы имели скульптурные мастерские в Москве и Петербурге – их продукция широко использовалась для украшения дворцов и особняков знати, зданий общественного назначения. Хорошим лепщиком был и отец бра тьев Опекушиных Михаил Евдокимович. Одну из его работ «Мальчик с удочкой» можно видеть в Ярославском художественном музее. Константин Михайлович как никто другой понимал всю важность открытия рисо вального и лепного классов для здешнего края. Лепное дело для многих жителей округи было надежным средством к существованию. После окончания училища мальчики могли работать по своей специальности на отделке различных строительных объектов. Талант ливые выпускники получали возможность поступать в высшее учебное заведение. До последних дней своей жизни Константин Михайлович оставался попечителем училища. Старался по мере возможности помогать своему детищу. Умер он скоропо стижно. Рукой священника Николая Орлова в метрической книге Новоспасской церкви в разделе «об умерших» сделана запись: «1917. 10 февраля д. Уткино. Крестьянин Кон стантин Михайлович Опекушин. 78 лет от старческой дряхлости»28. Похоронен Константин Михайлович возле Новоспасской церкви, старостой которой был более четверти века. В последний путь его провожала вся округа. За гробом шли вдова Мария Федоровна, племянник Владимир с детьми… Александру Михайловичу не довелось приехать на похороны брата. Но в вечности они соединились: менее чем через четыре года скульптор, в 1919 году вернувшийся из голодного Петрограда на родину, так же нашел упокоение на семейном участке кладбища возле Новоспасской церкви. Долгое время на могиле Константина Михайловича стоял ажурный металлический крест, выкрашенный в голубой цвет. В 2012 году его сменило гранитное надгробие, пере несенное с могилы А.М. Опеку шина – скульптору благодарные потомки возвели новый, более достойный великого земляка памятник. К счастью, потихонь ку возрождается и церковь в селе Рыбницы. *** Училище ненадолго пере жило своего основателя: за крылось в 1921 году. Скуль птурное дело в нем преподавал Александр Васильевич Кур патов, проживавший рядом с «рябининским» домом. Сей час в здании бывшего учили ща «Дом-музей А. М. Опекуши Могилы Александра Михайловича и Константина Михайловича (справа) Опекушиных. Фото лета 2012 года 36 “Могу оставить еще память о себе...” на» – филиал Ярославского художественного музея. В Рыбницах многое напоминает о Константине Михайловиче. В построенном им доме до начала 50-х жила Мария Федоровна. В 1949 году она сдала в Ярославский музей заповедник некоторые произведения А.М. Опекушина. Скончалась Мария Федоровна 15 марта 1954 г. Позднее дом занимал внук скульптора, директор Рыбницкой школы Нико лай Владимирович Опекушин с супругой Анной Павловной, которая также преподавала сельским детям. Сейчас в доме проживает правнучка А. М. Опекушина Ирина Николаев на Морозова с мужем Владимиром Викторовичем. Летом дом наполняется детскими го лосами – у Морозовых семь внуков и один правнук. Потомки свято чтут память не только своего великого предка, но и Константина Михайловича. В отделе рукописей РГБ хранится большой архив документов, связанных с жизнью и творчеством А. М. Опекушина. Значительную его часть составляют письма, написанные родственниками и друзьями Александра Михайловича. То, что мы имеем возможность их читать, заслуга младшего брата Александра Михайловича. Бесценны сохраненные им шесть писем А. М. Опекушина. По их содержанию понятно, что скульптор считал бра та своим другом. Рассказывал ему не только о семейных, но и о творческих делах. До чери присылали Константину Михайловичу статьи об отце. «Послала тебе № 12 газеты и как только будут еще письма Суворина (публицист и издатель А. С. Суворин – прим. автора) о Думе – опять пришлю»29, писала племянница Мария. На негативные отзывы в прессе о творчестве брата он реагировал болезненно. Племянницы успокаивали. На пример, 19 октября 1903 г. писали: «…мы и не думали сердиться на тебя, да и за что? За заметку в газетах, пусть пишут, что хотят! Папа не обращает внимания на это… Относительно заметки в газете, вырезку которой ты прислал, вздор. Ну что, как Вы поживаете? Как здоровы? Что бабушка Александра? Как она себя чувствует? Что ре бятишки? Колюша учится, я думаю, охотно, а Саня и Лидочка шалят еще охотнее. По целуй их за нас покрепче»30. В отделе рукописей более 20 статей из разных дореволюционных изданий, собран ных К. М. Опекушиным. Константина Михайловича по праву можно назвать не только человеком, вписавшим свое имя в историю родного края, но и хранителем памяти своего старшего брата – вели кого русского скульптора А. М. Опекушина. Примечания: 1 Точная дата и год рождения К.М. Опекушина не установлены. Родные поздравляли его с днем ангела в письмах, датированных 19 и 20 октября. Согласно ревизской сказке, проводившейся 28 июня 1850 г., Константин на год моложе своего брата. На момент переписи ему было 10, а Александру 11 лет. Если учесть, что братья родились осенью, все сходится. Год рождения Константина Михайловича – 1839-й. Вместе с тем, по дан ным Первой всеобщей переписи от 28 января 1897 г., на день ее проведения Констан тину Михайловичу «минуло» 56 лет. Логично, что осенью ему исполнится 57. Согласно этому источнику, год его рождения – 1840-й. Эта дата и указана на надгробной плите, установленной на могиле К. М. Опекушина в селе Рыбницы, что спорно – прим. автора.

 

2ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп.1. Ед. хр. 20. Опекушин М.Е., отец скульптора. Письма к Опекуши ным К.М. и Н.С. Письмо № 1. 16 января 1866 г. 37 Соль земли 3 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 1. Опекушин А. М. Письма к брату Опекушину К. М. Письмо № 1. 29 февраля 1888 г. 4 ОР ГБЛ. Ф.545. Оп. 1. Ед. хр 18. Опекушин Лука. Письмо к Опекушиным К. М. и Н. С. 22 июля 1880 г. 5 ОР ГБЛ. Ф.545. Оп. 1. Ед. хр. 20. Опекушин М. Е. Письма к Опекушиным К. М и Н. С. Письмо № 2. Б/д. 6 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 1. Опекушин А. М. Письма к брату Опекушину К. М. Письмо № 3. Б/д. 7 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 46. Козлов П. Письмо к неустановленному лицу. 21 авгу ста. Б/г. (Неустановленное лицо – Опекушин К. М – прим автора). 8 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 20. Опекушин М. Е. Письма к Опекушиным К. М и Н. С. Письмо № 2. Б/д. 9 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 28. Опекушина М. А., дочь скульптора. Письма к Опеку шиным К. М. и Н. С. Письмо № 3. 31 января 1892 г. 10 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед.хр. 30. Опекушина М. А. Письма к Опекушину К. М. Письмо № 3. 30 июля 1892 г. 11 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед.хр. 30. Опекушина М. А. Письма к Опекушину К. М. Письмо № 2. Б/д (1908? – прим. автора). 12 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 30. Опекушина М. А. Письма к Опекушину К. М. Письмо № 5. 20 октября 1893 г. 13 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 28. Опекушина М. А. Письма к Опекушиным К. М. и Н. С. Письмо № 7. 31 декабря 1893 г. 14 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 56. Понизовкин А. 10 июля 1894 г. Волжский завод. 15 ГАЯО. Ф. 230. Оп. 11. Д. 2689 «а». 16 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 39. Опекушины Зинаида и Владимир. Письма к Опеку шиным К. М. и бабушке Александре. Письмо № 2. 20 января 1899 г. 17 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1 :Ед. хр. 7. Опекушин В. А., сын скульптора. Письма к Опекуши ну К. М. Письмо № 3. 12 марта 1900 г. 18 ГАЯО. Ф. 230. Оп. 11. Д. 2646. Метрическая книга за 1901 г, о венчавшихся, № запи си 23. 19 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 1. Опекушин А. М. Письма к брату Опекушину К. М. Письмо № 5. Б/д. Предположительно 1909 г. 20 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп .2. Ед. хр. 22. Уведомление Опекушину Константину Михайловичу. 1 ноября 1911 г. 21 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 41. Опекушины. Письма к Опекушину К. М. и тете Ма рии Фёдоровне. Письмо № 2. 13 февраля 1914 г. 22 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед.хр. 3. Опекушин А. М. Письма к неустановленному лицу. Письмо № 2. Б/д. (Письмо написано Опекушиным К. М. Понизовкину А. А. – прим. авто ра). 23 ЯрМЗ-30070/3376лп. 1910-е годы. 24 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 2. Ед. хр. 23. Письмо Опекушину А. М. из Министерства народ ного просвещения. 18 февраля 1915 г. 25 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 3. Опекушин А. М. Письма к неустановленным лицам. Письмо № 1. Б/д. (Письмо адресовано управляющему отделом промышленных училищ Министерства народного просвещения В. И. Рыкову – прим. автора). 26 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 41. Опекушины. Письма к Опекушиным К. М. и тете Марии Федоровне. Письмо № 3. 24 марта 1915 г. 27 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 2. Ед. хр. 24. Уведомление Опекушину К. М. 9 марта 1915 г. 28 ГАЯО. Ф. 230. Оп. 11. Д. 2645. 38 “Могу оставить еще память о себе...” 29 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 32. Опекушина М. А. Письма к Опекушиным К. М. и тете Марии Федоровне. Письмо № 10. Б/д. (Предположительно 1906 г. Скорее все го, речь идет о статуе Екатерины II, установленной в Московской городской Думе в 1896 г. – прим. автора). 30 ОР ГБЛ. Ф. 545. Оп. 1. Ед. хр. 30. Опекушина М. А. к Опекушину К. М. Письмо № 13. 19 октября 1903 г.

http://starina44.ru/d/327942/d/solzemli-4.compressed.pdf

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов