Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Чужая душа - бездонное море. (татарская)

Вятское с. Вятская волость Даниловский уезд Ярославской губернии. с. Вятская волость Даниловский уезд Ярославской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Ярославская обл, Некрасовский р-н, село Вятское

Воскресенская церковь с. Вятское Вятская волость Даниловский уезд Ярославской губернии.

Успенская церковь с. Вятское Вятская волость Даниловский уезд Ярославской губернии.

Кладбища Вятское с. Вятская волость Даниловский уезд Ярославской губернии.



Вятское – село на территории Некрасовского района, прежде Даниловского уезда расположено к северу от Ярославля на реке Ухтоме. До 1777 года село принадлежало к Любимскому уезду Костромской провинции. С конца XVII века – это Патриаршее село, поставлявшее регулярно на рынок Москвы железоделательный товар – ножи различного вида и размера. С образованием Ярославского Наместничества и преобразованием бывшего дворцового казенного села Даниловского в уездный город, село Вятское вошло в состав вновь созданного Даниловского уезда.

Село Вятское было известно в Ярославской губернии и далеко за ее пределами местными промыслами. «Славятся, так называемые вятские огурцы, которые разводят близ села Вятского и находят сбыт далеко за пределами уезда», - отмечалось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона наиболее распространенные сорта огурцов: муромский, вязниковский и аксельский. Был выведен местный сорт - «вятские».

В разведении огурцов местные жители издавна имели свою технологию, свои секреты. В конце XIX – начале XX веков число лиц, занимавшихся огуречным промыслом, доходило до 600-700 чел., ежегодный сбор доходил до 30 млн. штук огурцов. Скупка огурцов производилась на сельском базаре подрядчиками, как местными, так и иногородними из Вологды, Архангельска. Скупая огурцы, подрядчики нанимали крестьян-продавцов на доставку товара до ближайшей железнодорожной станции Путятино. Лучшие огурцы отправляли в Ярославль, Петербург, переросшие в Вологду, Архангельск. Ежегодно вывозили до 820 тонн. В соленом виде огурцы сбывали в небольшом количестве, но были случаи отправки соленых огурцов за границу, например, в Швецию в 1910 году. Попыткой усовершенствовать систему скупки и сбыта огурцов явилось учреждение в селе Вятском в 1913 году огуречной артели. Это была единственная огуречная артель в России начала ХХ века.

Несмотря на скудность почвы, особое развитие получил не только огуречный промысел, но и молочное скотоводство. Даниловский уезд известен как родина ярославского племенного скота, работы, по разведению которого велись и в крестьянских, и в помещичьих племенных хозяйствах.

Упоминания о Вятских базарах, постоянно действующих по четвергам, известно с конца XVIII века. В описании 1862 год подчеркивалось, что в Вятском «имеются еженедельные базары, о размерах которых можно судить уже из самого числа лавок и балаганов, которое простирается до 96 номеров одних мирских, не считая лавок, имевшихся в собственных домах». В сообщениях местных газет о Вятских базарах начала ХХ века также выделяются базары, приходящиеся на праздник Вознесения, которые сравнивают с ярмарками. Отличительной чертой Вятских базаров, как и Даниловских вообще, была организация выставок крупного рогатого скота и крестьянских лошадей. Корреспонденты газеты «Голос» сообщали в 1913 году: «9 мая в нашем селе была выставка крупного рогатого скота ... Животных было выведено более 200 голов. … Весь скот был очень хорош и производил выгодное впечатление своей однородностью».

На базаре села Вятского окрестные крестьяне продавали много капусты, огурцов, льна, ржи, а в XIX веке и картофеля. В селе закупалось корье, холст, деревянная, гончарная и плетеная из ивовых прутьев посуда.

Огородным промыслом занимались, в основном, женщины. Мужское же население было занято промыслами: местным – кузнечным и отхожим – строительным. Из строительных специальностей преобладали: печники, кровельщики, меньше каменщики, штукатуры. Из среды последних вышли лепщики.

Еще в начале XVIII века село Вятское с округой поставляло каменщиков и штукатуров для «обустройства» новой столицы - Петербурга. Тогда в 1711 году из Вятской волости, Даниловского уезда «на вечное житье» были отозваны и определены в каменщики и кирпичники 99 крестьян, из них 60 с женами и детьми и 39 холостых. Подтверждением тому, что из села выходили замечательные строительных дел мастера, может служить и сообщение в «Ярославских губернских ведомостях» за 1831 год о ремонте уроженцем села Вятского Петром Телушкиным крыла ангела, венчавшего шпиль Петропавловского собора в Петербурге, без возведения строительных лесов. Мастеровые люди села Вятского и округи были известны в столицах. Один из представителей семьи Солодовниковых был старшим печником немецких домов в Петербурге. Штукатуры с. Вятского и округи работали на отделке дворцов Петербурга. В 1904 году из здешних мест уходило на заработки 133 штукатура и лепщика.

Строительный отход позволял безбедно существовать самим отходникам и обеспечивал оставшихся, оседлых, достаточным количеством земледельческих работ. Отходники имели большой достаток в устройстве домов, в домашней обстановке. Характер отхода определял внешний вид села: большое количество каменных домов, две каменные церкви, торговые ряды, мощеные улицы. К 1846 году в селе Вятском было «более пятидесяти каменных домов довольно хорошей архитектуры».

Было достаточно зажиточным и оседлое население села. Из крестьян Вятской волости вышли состоятельные петербургские купцы: С.Л.Кундышев-Володин и Кокин. В 1886 году Кокиным была открыта в селе Вятском богадельня, в которую, согласно уставу, принимались «лица обоего пола, нравственные, престарелого возраста и не имеющие своих средств к пропитанию».

Отхожие промыслы способствовали и развитию образования. Крестьяне, уходящие или собирающиеся уходить на заработки, стремились научиться читать и писать. В начале ХХ века в Вятском для существовавшего училища был построен по типовому проекту комплекс школьных зданий с квартирами для учителей.

К концу XIX века в селе существуют две церкви – Воскресенская, каменная с колокольнею и оградой, построенная в 1750 году и каменная Успенская, построенная в 1780 году, земская больница, 2 богадельни – Кокинская и Кундышево-Володинская, училище, волостное правление, много каменных домов, торговые ряды и мостовые. Ряд улиц – каменные ленты домов с проездными арками. Некоторые из домов украшены лепниной. Село напоминало небольшой уездный городок с населением около тысячи человек. В начале XX века в села Вятском 160 дворов, около 850 чел. жителей, начальная школа при волостном правлении, училище 2-й ступени – Высшее Начальное училище, бесплатная народная библиотека.

В селе Вятском до сих пор сохранились обе каменные церкви. Первая из них, ныне действующая - Воскресения Христова, с престолами во имя Архистратига Михаила и Святителя Григория Богослова, вторая церковь - пяти-престольная, с главным престолом во имя Успения Пресвятой Богородицы, боковыми - в честь Святой Апостолов Петра и Павла, Святого Чудотворца Николая, Святого Тихона Чудотворца и Святых Бессеребряников Козьмы и Дамиана.

Предприимчивость, сравнительно высокий культурный уровень населения района с. Вятского привлекли внимание революционеров-народников 1870-их годов. В 1872–74 годах село Потапово (в 4 верстах от Вятского), имение одного из руководителей московского кружка «чайковцев» А.И.Иванчина-Писарева стало центром пропаганды революционных идей крестьян округи.

Землянская Н.С., М.Д.Данилова, Е.А.Кокорина


Источник: http://www.yaroslavskiy-kray.com/571/vyatskoe.html

 

 

История села

Село Вятское впервые упоминается в документальных источниках 1502 года, как центр митрополичьей Вятской волости, лежавшей к западу от Костромы в бассейнах рек Касти и Соти. Название села, предположительно, связано с проходившей рядом дорогой на город Вятку. По сотной грамоте 1562 года в селе Вятское были двор митрополичьего приказчика, 3 двора церковников и 10 дворов пашенных крестьян. За рекой Вохтомой (ныне — река Ухтомка) против села лежала слободка непашенных, торговых и ремесленных людей, в которой было 17 дворов.

В XVII веке село Вятское, имевшее к тому времени сравнительно крупный размер, — вотчина патриарха Филарета (Фёдора Никитича Романова).

С конца XVIII века известны упоминания вятских базарах, проходивших еженедельно по четвергам, и годовых ярмарках. Основными предметами торга были крупный рогатый скот, лошади, рожь, овёс, овощные культуры, кожи, шерсть, изделия местных ремесленников: сани, телеги, колёса, корзины, молотилки, прялки, грабли, кузнечная продукция, глиняная и деревянная посуда и т. п.

Суглинистые, влажные почвы села, подходящие для выращивания овощей, способствуют развитию с середины XIX векаогуречного промысла. Сбыт солёных огурцов производили на местных базарах, но большую часть вывозили в Архангельск. Только в 1906 году из Вятской волости было вывезено около 8190 тонн огурцов. В меньших масштабах этот промысел существует и в настоящее время. Кроме огурцов вятские крестьяне выращивали лён, продававшийся на ярославскую и костромскую мануфактуры, разводили крупный рогатый скот. Не менее характерным для Вятского был и отхожий промысел (в основном, в Петербург). Традиционными были специальности печников и кровельщиков. Ремесло передавалось по наследству. Так, мужчины семьи Ширкиных и Солодовниковых были печниками, а представители семейств Давыдовых и Постниковых — кровельщиками.

Среди жителей села Вятское были и представители купеческого сословия: ярославские второй гильдии купцы Иван, Николай и Александр Кузьмичи Урловы с семьями; даниловский третьей гильдии купец Иван Васильевич Салов с детьми; даниловский третьей гильдии купец Никита Прохорович Галочкин. Из крестьян Вятской волости вышли и состоятельные петербургские купцы С. Л. Кундышев-Володин и Кокин.

Село Вятское — один из центров старообрядчества в Ярославской губернии. В конце XIX века число старообрядцев в приходе Вятской Успенской церкви составляло 37 мужчин и 180 женщин, Вятской Воскресенской церкви — 11 мужчин, 73 женщины. Среди местных старообрядческих руководителей, пользующихся авторитетом и влиянием среди раскольников, выделялись бывший крестьянин Даниловского уезда Залужской волости деревни Высоково ярославский мещанин Иван Игнатьевич Лапшин, проживающий в деревне Елохове; торговец красным товаром села Вятского Иван Иванович Галочкин.

В 1870-е годы Вятская волость становится одним из центров революционной пропаганды среди крестьян в Ярославской губернии — «хождения в народ». Народники А. И. Иванчин-Писарев (1849—1916) и Н. А. Морозов (1854—1946) в деревне Потапово (в 4-х верстах от Вятского) открыли школу для крестьянских детей и организовали столярную мастерскую. Крестьянским детям и мужикам внушались идеи о несправедливости существующего порядка и необходимости его свержения путём «народной революции». Но даже там, где пропаганда велась наиболее основательно и длительно (как в Потапове), она не дала реальных результатов с точки зрения целей, которые ставили революционеры. Охотно слушая пропагандистов, сочувствуя их речам, крестьяне нигде не проявили инициативы в смысле готовности к самостоятельным действиям. Так и не получилось между ними настоящего «сговора», не было положено даже основания крестьянской организации.

К началу XX века в Вятском насчитывалось 160 дворов и 840 жителей. В селе действовали две церкви начала XVIII века, волостное правление, высшее начальное 4-х классное училище, бесплатная народная библиотека, земская больница, две богадельни. Активная торговая деятельность способствовала появлению более десятка трактиров и постоялых дворов, нескольких пекарен, большого числа купеческих лавок и магазинов. До 1923 года село Вятское входило в Даниловский уезд Ярославской губернии.

Гражданская война 1917—1922 годов не обошла стороной Вятскую волость. Непосредственным поводом к обострению обстановки в Даниловском уезде и в Вятском, в частности, стало объявление о переучёте конского состава, повозок и упряжи для нужд Красной Армии с 1 по 20 июня 1919 года. Нежелание многих крестьян расстаться со своим добром вынудило их, в конце концов, примкнуть к т. н. бело-зелёному движению.

Выступлениями крестьян против этих и других мероприятий советской власти руководили бывшие офицеры царской армии братья Константин и Дмитрий Озеровы и Георгий Андреевич Пашков, учитель Вятского высшего начального училища. Им удалось привлечь на свою сторону значительную часть сельской молодёжи, подлежащей призыву в Красную армию. В общей сложности в Даниловском и Любимском уездах и граничащих с ними уездах Костромской губернии было сосредоточено около 8000 бело-зелёных. К концу июля 1919 года основные военные операции в Даниловском и Любимском уездах закончились. Отряды бело-зелёных рассеялись. Окончательно же ликвидированы они были весной 1920 года. Г. Пашков погиб. Братья 0зеровы бежали. Д. Озеров был расстрелян в 1925 году; судьба его брата К. Озерова неизвестна.

В январе 1930 года в Вятском организуется колхоз «Красный Луч», первым председателем которого был избран крестьянин П. П. Ястребов. В колхоз вошли 150 бедняцких хозяйств, в распоряжении которых находилось 120 га земли, 30 лошадей и 13 коров. Первое время в хозяйстве было три полеводческие бригады, в 1932 г. была организована животноводческая. К 1935 г. в колхозе насчитывалось уже 250 хозяйств, значительно увеличилось количество скота. В 1936 г. доярка Н. А. Зеленкова, получившая от каждой из десяти закрепленных за ней коров 4660 л молока, была награждена орденом Ленина. В 1950 и 1959 гг. были проведены укрупнения колхозов, в результате которых появился объединенный «Красный луч», впоследствии ставший преуспевающим многоотраслевым хозяйством. За период с 1965 г. по 1975 г. чистая прибыль колхоза возросла со 114,4 тыс. руб. до 414 тыс. руб. Колхоз награждался переходящим Красным знаменем Министерства сельского хозяйства РСФСР, многочисленными грамотами и дипломами. К началу 1990-х годов производственных мощностей и соцкультбыта на его балансе было на 12 млн рублей. Большой вклад в его развитие внесли В. Г. Колобенин, Н. А. Коптелков, Б. А. Рыжонков, С. И. Поздняков, Л. С. Переломова и другие. С начала 1990-х гг. колхоз начал испытывать финансовые трудности, и в 2009 г. Арбитражный суд Ярославской области признал его банкротом.

Село Вятское получило широкую известность в Ярославской области в 1950-х годах с образованием здесь училища механизации. Училище готовило вначале трактористов и комбайнёров, затем — механизаторов широкого профиля и водителей. В 1960-х годах в училище обучалось до 700 человек. С середины 1950-х годов до начала 1960-х ежегодно по 120 выпускников направлялось на целину. В разные годы училище возглавляли В. В. Салов, В. В. Тихомиров, Н. В. Бармашов. В конце 1980-х для училища был построен большой комплекс зданий и сооружений, включая учебный корпус, общежитие, два многоквартирных жилых дома для преподавательского состава со всеми удобствами, котельную, автодром для грузовых автомобилей, спортивные площадки и футбольное поле, гаражи, мастерские и прочие хозяйственные постройки, училище было укомплектовано современной автотракторной техникой. Училище просуществовало до 1995 года. С конца 1990-х по середину 2010-х корпуса училища занимал Учебный центр УВД Ярославской области. По состоянию на 2019 г. комплекс зданий пустует.

Население

Численность населения
2007 2010
961 ↘868

Выдающиеся уроженцы и жители

  • Телушкин, Петр (ум. 1833) — мастер-кровельщик, осуществивший в 1831 году сложнейший ремонт крыла ангела, венчавшего шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, был приемным сыном вятскосельского купца Телушкина. На шпиль он поднялся без лесов с помощью одних верёвок, что делает этот случай одним из первых удачных опытов применения промышленного альпинизма в России. 18 мая 2011 г. в Вятском открыт «Музей ангелов», посвященный подвигу Петра Телушкина.
  • Никитин, Фёдор — кузнец, изготовивший центральный купол Спасо-Преображенского собора города Рыбинска.
  • Егоров, Сергей Андреевич (13.09.1899 — 07.1941) — военный политработник, Герой Советского Союза.
  • Сахаров, Николай Иванович (библиограф) (1921—1999) — шахматный библиограф, почетный гражданин г. Химки.
  • Молдагулова, Алия Нурмухамбетовна (1925—1944) — снайпер, Герой Советского Союза, училась в Вятской школе в 1942 г.
  • Поздняков, Сергей Иванович — бригадир тракторной бригады колхоза «Красный Луч», кавалер ордена Ленина, дважды кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

Предприятия и учреждения

На территории села действуют: МОУ Вятская средняя общеобразовательная школа, Музей русской предприимчивости, МУЗ Вятская врачебная амбулатория, Социальный дом малой вместимости для людей пожилого возраста и инвалидов, филиал Власьевской аптеки (г. Ярославль), библиотека, детский сад, почта, отделение «Сбербанка». Значительная часть трудоспособного населения работает в различных учреждениях и предприятиях города Ярославля и посёлка Красный Профинтерн, а также в Григорьевском психоневрологическом интернате (Ярославский район).

С 2007 года ООО «Ярославской инвестиционно-финансовой компанией» реализуется программа реконструкции села Вятское с целью превращения его в туристический центр. В рамках этой программы ведутся работы по реконструкции зданий исторической части села, а также строительство новых сооружений и зданий (в том числе жилых).

Бюст Александра II

Здание Вятского волостного правления. Справа ― бюст Александра II.

В 1911 году в селе Вятском, у здания волостного правления, был установлен бюст Александра II работы А. М. Опекушина. В 1918 году бюст императора был снят, а на его месте позднее установлен бюст Карла Маркса. В мае 2008 года скульптура Александра II, выполненная тутаевским скульптором Всеволодом Алаевым по сохранившимся фотографиям опекушинского оригинала, была восстановлена на прежнем месте. Снятый на этот раз бюст Карла Маркса был передан в дар средней общеобразовательной школе им. Карла Маркса в посёлке Красный Профинтерн Некрасовского района, однако вскоре вернулся в Вятское и по состоянию на 2014 год находился в холле сельсовета.

Музейный комплекс

Основная статья: Вятское (музейный комплекс)

В Вятском находятся следующие постоянно действующие музейные экспозиции:

  • Музей русской предприимчивости
  • Музей возвращённой святыни
  • Музей «Дом Горохова»
  • Музей «Русская банька по-чёрному»
  • Музей кухонной машинерии
  • Музей «Детский мир»
  • Музей-Печатня «Страницы истории печатного дела»
  • Политехнический музей
  • Музей «Дом ангелов»
  • Музей «Нумера купцов братьев Урловых»
  • Музей «Звуки времени»
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов