Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Любим Любимский уезд Ярославской губернии.
Церкви во имя Живоначальной Троицы г. Любим Любимский уезд Ярославской губернии.
Любимский Спасо-Геннадиев г. Любим Любимский уезд Ярославской губернии.
Богоявленский собор г. Любим Любимский уезд Ярославской губернии.
Кладбища Любим уездный город Любимский уезд Ярославской губернии.
Населенный пункт Любим, возник задолго до присвоения ему статуса города. Известен он стал, в истории, когда Иван Грозный в 1560 году, разгромив ливонский орден, жалует это местечко в пожизненное владение магистру вышеупомянутого ордена Фюрстенбергу.
Как и многие другие города XVI века, Любим, возник и вошел в первую сотню городов в России в результате осуществления прогрессивной программы правительства Елены Глинской по укреплению обороны страны и развитию торговли, как крепость, охранявшая северные рубежи Московского государства. В тоже время, по сохранившимся материалам писцовых книг, ревизских сказок и переписи о занятиях населения города Любима, можно судить о его развитии с древнейших времен как торгово-ремесленного центра.
Архитектурно-планировочный облик города изменялся постепенно и хронологически основные вехи градостроительной истории Любима можно представить тремя этапами.
I этап градостроительного развития города охватывает период с XVI века по 1789 год и характеризуется постепенным угасанием роли крепости, как оборонительного сооружения и значительным ростом к концу XVIII века городского посада, о чем свидетельствуют данные переписной книги 1678 года.
Территориальное развитие городского посада шло по основным торговым дорогам. Сохранившийся план Любима 1764 года представляет особую ценность, так как на нем показана дорегулярная планировка с обозначением жилой и общественной застройки города 60-х годов XVIII века. К этому времени уже освоена левобережная территория реки Учи, от бывшей Афанасьевской пустыни до правого берега реки Обноры. Здесь разместилась слобода, главная улица которой почти повторяла очертание левого берега реки Учи. Через мост пролегала в основную правобережную часть города большая Вологодская дорога.
Правобережные городские территории, когда-то сконцентрированные у стен Крепости в виде нескольких кварталов, теперь распростерлись к юго-западу и юго-востоку от нее многочисленными кварталами вдоль основных дорог внешнего направления. Основная планировочная ось правобережной части города - большая столбовая дорога на Галич (Галицкая) проходила через весь город с востока на запад, почти параллельно правому берегу реки Обноры и правому берегу реки Учи, впадающей в Обнору, и имела выход на три столбовые дороги (Костромская, Ярославская, Санкт-Петербургская).
Вторая дорога правобережной части, почти параллельная первой и правому берегу р. Учи, шла от главных ворот Крепости мимо ансамбля церквей во имя Живоначальной Троицы и выходила на Галицкую, сливаясь с ней.
Роль общегородских доминант в этот период выполняли:
- ансамбль двух соборных церквей с колокольней, расположенных на территории Крепости, который состоял из каменной - во имя Зачатия Святой Анны и деревянной во имя Николая Чудотворца;
- ансамбль двух каменных церквей во имя Живоначальной Троицы, расположенных на правом берегу реки Учи;
- ансамбль двух церквей бывшей Афанасьевской пустыни, на левом берегу реки Учи.
Основные городские дороги - улицы застроены были обывательскими дворами. Кроме обывательских дворов в городе имелись солдатские дворы, расположенные напротив главного входа в Крепость. Солдатские дома размещались и в самой Крепости. В ней же находилась тюрьма и воеводская канцелярия. Городской рынок в 60-е годы XVIII века являлся композиционным центром города и размещался в квартале или точнее сказать, на большой площади, образованной основными дорогами Галицко-Ярославского и Вологодского направления.
К концу I периода градоформирующая роль Крепости начинает несколько ослабевать, а композиционный центр города смещается в юго-западном направлении от ее стен, сохраняя за ней роль главной городской доминанты.
II этап градостроительного развития охватывает период с 1784 по 1930-е года и характеризуется появлением в 1784 году генерального плана. В его основу положена радиально-полукольцевая система улиц, которые предполагалось проложить по существующим торговым путям. Радиальные направления сходились у Крепости и были соединены собой улицами, имеющими очертания полуколец в плане.
По плану 1784 года объемно-пространственная роль главной доминанты - Крепости с соборными храмами была усилена ориентацией на нее всех городских улиц радиального направления. При этом торговая площадь, как новый городской центр, сохраняла свое местоположение в дорегулярной планировке и, согласно новому проекту и предписаниям к нему, должна была формироваться фасадами купеческих каменных домов и зданиями присутственных мест с «лучшим украшением». Места пересечения основных улиц радиального направления и улиц полукольцевого направления планировочно акцентировались небольшими площадями, ориентированными в сторону въезда в город.
В проекте было оговорено местоположение заводов, кузниц, складских помещений: «Кладовые магазинов и амбары - поблизости реки; ряды торговые в нарочитом расстоянии от жилья; кожевенные и прочие заводы и скотобойни по течению реки, ниже города, в таких местах, дабы от них в городе не происходило нечистоты и дурного воздуха; пивоварни по реке, выше скотских боен и заводов; кузницы при въездах в город у больших дорог, и все они строения строить в таком расстоянии от жилья, чтобы были за городом расстоянием от жилья, как указано».
План 1797 года дает представление о конкретной проработке основных положений генплана 1784 года, а именно: на нем показано место под размещение «кожевенных и подобных тому заводов, кузниц, пивоварен и скотных боен». Так, например, кузницы предложено было разместить при основных въездах в город со стороны Галича, Ярославля и Вологды, а «кожевенные и подобные тому заводы», как и скотобойни - за пределами города, в прибрежной полосе, вниз по течению реки Обноры. Дорегулярная планировка на конец XVIII века еще полностью сохранялась, а новое строительство жилья отводилось за пределами существующей планировки в формирующихся в соответствии с проектом кварталах. Начало нового строительства, в основном, велось в правобережной части города, и в первую очередь начали застраиваться кварталы в пределах будущих улиц Ярославской и Галичской.
В 1834 году Николаем I утверждается новый проект, в основу которого положен полностью проект 1784 года, добавляется лишь несколько второстепенных улиц в правобережной городской части и сохраняется единственная оставшаяся улица (дорога на Пошехонье) от дорегулярной планировки, соединяющая Крепость и Троицкую церковь. С появлением новых улиц, кварталы становятся мельче, но в целом, основная планировочная идея - ориентация главных улиц радиального направления на Крепость - сохранилась. В проекте определено местоположение торговых домов - будущих торговых рядов. В отличие от предыдущего генплана, где торговые дома предлагалось разместить вокруг Крепости полукольцом, в проекте 1834 года их планируют в центральной части, в том месте, где две лучевые улицы (Большая Ярославская и Большая Костромская) сходятся к южной стене Крепости. Сама Торговая площадь сохраняет полукольцевую форму, которая планировочно поддерживается дополнительно к перечисленным выше, еще двумя улицами лучами - Галичской (дорога на Буй) и новой - Нижепосадской.
О планировочно-пространственном развитии города после 1834 года можно судить по планам первой половине XIX - начале XX веков. Городская территория сформирована из 34 кварталов, обрамляющих Крепость в три пояса. Улицы, радиального направления (Галичская, Большая Ярославская, Троицкая, Вологодская, Дворянская, Нижепосадская и Набережная) ориентированы на Крепость, тем самым, выявляя ее, как композиционный городской центр. В соответствии с проектом 1834 года, место под строительство присутственных мест, а также домов городничего и казначея определено теперь на территории Крепости, на берегу реки Обноры. По всей вероятности предполагалось формирование еще одной городской площади - Соборной.
План 1909 года фиксирует завершение градостроительной идеи, заложенный в генплане 1834 года. К началу XX века полностью застроены все 34 городских квартала. Город начинает развиваться за границу, определенную проектом 1784 и 1834 годов. А именно: появляются два новых квартала вдоль Троицкой улицы. Сформирована Торговая площадь, которая обрамляет Крепость с юго-запада и юго-востока. Северный фасад площади оформляют два каменных здания торговых рядов и почтово-телеграфного отделения, а юго-восточный - здания Уездной Земской управы и Уездного съезда. Все улицы правобережной части радиального направления выходят на Торговую площадь и визуально замыкаются Соборным ансамблем, расположенным на территории Крепости.
Постановкой в 1893 года каменной часовни в честь Александра II, напротив главного юго-западного входа в Крепость, Торговая площадь композиционно собирается в единое пространство, заключенное между двумя сходящимися к Крепости улицами - лучами: Троицкой и Большой Костромской (Дворянской на плане). Здания общественного назначения формируют фасады основных городских улиц радиального направления. На улице Большой Ярославской построено здание Городской Управы и Уездного полицейского управления; на улице Дворянской - училище, пожарное депо; на ул. Галичской - училище и земская аптека с приемным покоем; на Обнорской набережной - здание больницы.
Адорова Т.В.
Источник: http://www.yaroslavskiy-kray.com/574/lyubim.html