Кладбища с. Норское Норская волость Ярославский уезд Ярославской губернии.
Храм Живоначальной Троицы с. Норское Норская волость Ярославский уезд Ярославской губернии.
Храм Успенья Пресвятой Богородицы с. Норское Норская волость Ярославский уезд Ярославской губернии.
Но́рское — посёлок на северо-западной окраине города Ярославля, расположенный на правом берегу реки Волги в устье её притока — речки Норы. Ведёт своё начало от древнего рыбацкого села с одноимённым названием.
Норское известно с XV века как вотчина Петровского монастыря в Ярославле. В Средние века — одна из «богатых и цветущих промышленных рыбных слобод» Верхневолжья, наряду со слободами Борисоглебской и Рыбной. В царских грамотах XVII века Норское фигурирует как дворцовая рыбная ловецкая слобода. В 1702 году в слободе 57 дворов посадских и ловецких людей. Наличие в окрестностях болотной руды позволило жителям слободы и близлежащих сёл, деревень в межсезонье заниматься ковкой гвоздей широкого ассортимента и вывозить в столицы. В XVIII веке железо стало поступать через Ярославль с Урала. Оскудение рыбных богатств Волги в конце XVIII — первой половине XIX века заставляет жителей развивать торговлю и промыслы. Помимо гвоздарного появляются жестяной, шубный, штукатурный, лепной, малярный промыслы. В летнее время помимо ловли рыбы жители слободы сгоняли лес по реке Волге.
Экономическое развитие способствовало планировочному развитию Норской слободы и превращению её в городской посад. В 1778 году указом губернатора А.П. Мельгуноваслобода переименована в посад (безъуездный город). В начале XVIII века здесь функционирует ратуша, таможенная изба. Во второй половине XVIII века слобода делилась на 2 части: Заречную — древнюю на правом берегу реки Нижней Норы и Городину — на её левом берегу (граница Верхняя Нора, именуемая в народе Галкой). Среди деревянной застройки возвышались 4 каменных храма: Живоначальной Троицы (1745 г.), Успенья Пресвятой Богородицы (1753 г.), Благовещенья Пресвятой Богородицы (1765 г.), в прилегающем к посаду с северо-запада селе Норском — Святого архистратига Михаила Архангела (1748 г.). Первый план Норского посада с выгоном и на острова по реке Волге (Дуткинские Большой и Малый, Жуковский) был сделан в 1773—1775 годах при генеральном межевании Ярославского наместничества, детальная проработка была осуществлена в 1832 году.
По плану 1851 года посад изображён в тех же границах. Левобережье (Городина) состоит из 12 кварталов, торговой площади близ церкви Успенья Богоматери. Продольные параллельные улицы: Набережная Волги, Успенская, Зайчикова, Поперечная и близ церкви Благовещенья — Ярославская. В Заречье Троицкая и Набережная. На середину XIX века в посаде 6 улиц и переулков, 1 площадь. Население около 840 человек. Среди них купцы — 111, мещане — 618, люди духовного звания — 36, военные — 28, чиновники — 13, дворяне — 10. Домов 164, из них 7 каменных. Общественные постройки: здание ратуши и пожарная часть. Ратушу возглавлял бурмистр — лицо выборное из купечества. Всего выборных по посаду 13 человек: староста, сотский с рассыльными, ценовщик, полесовщик и др. С 1860-х годов ратуша была заменена земской управой, во главе которой стоял староста. Хозяйственную жизнь посада определяли промыслы, торговля и ремёсла. Жители разводили огороды, сады, имели домашний скот. В 1840—1850-е годы в посаде 1—3 постоялых двора, 1 трактир, 1 харчевня, 1 молочная лавка при доме и 20 деревянных лавок на торговой площади. На воскресные базары приезжало от 5 до 10 возов крестьян и иногородних купцов. Торговали в основном съестными припасами. Рыбу сбывали преимущественно в Ярославле на сумму до 2 тыс. руб. серебром за сезон. Рыбный промысел был крепок ещё во второй половине XIX века. Однако, нерациональная ловля, развитие пароходства и сброс в Волгу промышленных отходов предприятиями привели к упадку промысла. Крупная промышленность на посаде и в округе на середину XIX века отсутствовала. На средства посадской думы в 1860-м году открыто двухклассное начальное училище с одним учителем, отведена комната в здании посадской думы на Успенской площади. В 1867 году на набережной выстроено каменное здание, где поселилось уже земское трехклассное училище (ныне школа № 17); в 1888 году — амбулатория. По земской реформе 1860—1870-х годов село Норское стало центром волости, объединявшей 16 сельских обществ с 57 деревнями. Примыкая к посаду, село нередко воспринималось как единое с ним целое. Так по данным краеведа А. А. Титова в Норском на 1880 год 306 дворов, 1925 жителей, 4 каменные церкви, лавки, воскресные базары, волостное правление. Данные же Статкомитета на 1890 год фиксируют в Норском посаде 1008 человек и 218 построек, то есть без села.
В 1859—1860 годах близ Норского посада на Волге открылась льнопрядильная фабрика братьев Хлудовых, купленная позднее К. И. Прохоровым («Товарищество Норской мануфактуры»). Были выстроены трёхэтажные производственные корпуса. Фабрика выпускала ежегодно от 40 до 50 тыс. пудов пряжи и льняного полотна, в том числе по казённым заказам для военного ведомства. В 1870-е годы «Товарищество Норской мануфактуры» расширяет территорию, скупая участки земли близ деревни Пашуково, в пустошах Докучаевской, Корпушинской, Терино, и увеличивает производственные мощности. В 1872 году на фабрике работало до 1700 рабочих. Сырьё закупали в России в Ярославской, Вологодской, Владимирской и Вятской губерниях и на Западе во Франции и Бельгии. В 1872 году развели плантации льна для нужд фабрики в Белозерском уезде Новгородской губернии. В 1897 году Норская мануфактура была переоборудована для хлопчатобумажного прядильного производства. В конце 1890-х годов на предприятии уже числилось 2140 рабочих, сырьё закупали в Египте и Америке, а сбыт готовой продукции осуществляли на 20 ткацких фабриках центра России. Фабрика имела свой газовый завод, свои мастерские, рабочий посёлок: корпуса казарм, начальную школу с 3-летним сроком обучения, с 1860 года — больницу на 30 коек. В конце XIX — территория фабрики стала именоваться посёлок мануфактурной фабрики Норского посада.
Роспись доходов и расходов на 1897 год позволяет представить экономическую основу существования Норского посада. «Общие доходы составили 6874 руб. 51 коп. Из них около 20 % — сборы от торговых и трактирных заведений, около 5 % с документов на право торговли купцам, промысловикам, приказчикам и т. д. Около 50 % дохода принесла продажа участка общественной земли. Остальное — доходы от аренды земель на посаде и островах (под пахоту, огороды, сенокос, под склад лесных материалов, под постройки)». В статьях расходов — содержание посадской управы, пожарного депо, библиотеки, 2-классного училища с библиотекой, государственные и земские налоги.
В конце XIX — начале XX веков активизируется развитие зареченской части посада в сторону Норской мануфактуры. На 1913 год здесь три улицы: Зарецкая набережная, Троицкая, Новая. Однако центр посада по-прежнему в Городине. На парадной Набережной Волги близ церкви Благовещенья располагалось каменное здание посадской управы и думы с пожарным депо. В 1880-е годы головой посада был купец И. Д. Канатьев — торговец лесом, старостой в 1897 году — мещанин Я. М. Тоскин. Братья Тоскины владели трактиром, вели хлебную и бакалейную торговлю, при их трактире размещалась библиотека. На углу улиц Успенской и Ярославской располагалось уездное земство, невдалеке лечебница. В 1912 году в ней — приемный покой на 10 коек и инфекционное отделение на 12 коек. Земским врачом в это время был И. Ф. Смекалов, фельдшером И. М. Лебедев. Набережная Волги и улица Успенская были застроены в основном двухэтажными деревянными домами купцов и зажиточных мещан. На Базарной площади, близ церкви Успенской, стоял трактир Глызина. На улице Ярославской — столярная, сапожная и красильная мастерские. На 1914 год в посаде и рабочем поселке 2100 жителей, в селе — 356.
Весь XX век основным работодателем посёлка продолжала оставаться Норская мануфактура, переименованная в советское время в «Красный Перевал».
ГеографияВ ярославской библиотеке-филиале № 15 им. М. С. Петровых (Ленинградский проспект, 117к2) имеется краеведческий музей, посвящённый истории Норского и его уроженцам.
Северные окрестности Ярославля, из «Атласа Ярославской губернии» 1858 года
Расположено на правом берегу Волги, ограничивающей Норское с востока, выше и ниже впадения в неё Норы. Географические координаты, по данным GoogleEarth, примерно от 57°42sanitized_by_modx& #39 до 57°45sanitized_by_modx& #39 северной широты, от 39°45sanitized_by_modx& #39 до 39°46sanitized_by_modx& #39 восточной долготы.
Делится Норой и её оврагом надвое — на северную, более узкую, часть и южную. Южная часть в основном застраивалась в период строительства Рыбинской ГЭС — в народе переселенцев называли — «мологскими», поскольку это были, в основном, жители с затапливаемых пойменных земель реки Молога. Местные жители, в свою очередь, разделяют южное Норское на «Фабрику» (места, прилегающие к «Красному Перевалу», в основном состоящие из многоквартирных жилых домов) и из частных одноэтажных домиков в местечке «Чёртов угол» (расположен в треугольнике ул. Куропаткова — ул. Большая Норская — речка Нора, назван так за нерегулярность структуры улиц и переулков) и центральное Норское (от ул. Куропаткова до 1-й Норской набережной Волги). Фабричный район разделён небольшим оврагом, по которому протекает ручеёк с громким названием «Дунай». Через этот овраг вместо мостов насыпано несколько дамб, а для ручья проложены трубы.
На юге Норское соседствует с 12м микрорайоном жилого района Брагино, включившим в себя деревню Пашуково, и (за полями между Тутаевским шоссе и Волгой) со Скобыкинской рощей; на западе — с заброшенными сейчас полями, среди которых проходит трасса Р151 Ярославль — Тутаев — Рыбинск. На севере за Норским, сразу за речушкой Галкой, расположен Сельский луг, тянущийся до Михайловского леса. К западу от Норского посада, но к востоку от дороги в Рыбинск, расположены Норский завод керамических изделий (НЗКИ) и (севернее) старый кирпичный завод, за ними расположены старые карьеры. Благодаря этим заводам, практически все многоквартирные дома (за исключением двух девятиэтажных) в Норском кирпичные, панельных «хрущевок» нет. Между НЗКИ и Норой расположено закрытое для новых захоронений Григорьевское кладбище, которое жители Ярославля обычно называют Норским кладбищем. На противоположном берегу Волги расположены посёлки Дудкино и Резинотехника. У дудкинского берега напротив Норского посада в русле Волги намыты полуостров, где также летом ранее бывала пристань, и безымянный остров.
От Большой Норской улицы направо отходит улица Куропаткова
Улица Куропаткова, вид от перекрёстка с Бол. Норской ул.
Самой оживлённой улицей Норского является Большая Норская улица, фактически — окончание Тутаевского шоссе. Она идёт до самого моста через Нору по дороге в Тутаев и Рыбинск. У троллейбусного кольца направо от неё отходит улица 1905 года, идущая до фабрики «Красный Перевал». В 100 метрах после переезда через «Дунай» от Большой Норской отходит вторая по транспортному значению улица Куропаткова (до присоединения Норского к Ярославлю называвшаяся Ярославским шоссе), идущая до спуска на мост, ведущий в Норский Посад. Там она продолжается 2-й Красноперевальской улицей, которую метрах в 400 от моста пересекает ведущий к керамическому заводу и Норскому кладбищу Красноперевальский переулок. От этого переулка есть прямой выезд на пару шоссе, ведущих в Рыбинск. Кроме этих улиц, есть безымянная асфальтовая дорога, ведущая направо от улицы Куропаткова через застроенный новыми домами бывший пустырь, разделяющий фабричную и норскую части посёлка, к 1-й Норской набережной. Та заасфальтирована почти до своего начала. Параллельно этой набережной расположены неасфальтированные Пекарская улица, упирающаяся в здание санаторной школы-интерната № 10, улица Демьяна Бедного, упирающаяся в Парк Победы перед школой № 60, и Большая Любимская улица, идущая до 2-й от Волги дамбы. За улицей Куропаткова в «Чёртовом Углу» параллельно ей идёт только Хвойная улица. В Норском посаде, кроме 2-й Норской набережной, следует выделить 3-ю Красноперевальскую, Садовую, 1-ю Кольцовую, Керамическую и Красноармейскую улицу.
Из центра Ярославля в Норское можно приехать на троллейбусах №№ 3,4 (конечная остановка с кольцом и диспетчерской — «Красный Перевал», расположена на пересечении Большой Норской с ул. 1905 года; линия проведена в 1976), на автобусе № 6 и маршрутке № 96, сворачивающих с Большой Норской на ул. Куропаткова и идущих через Нору в Норский посад до НКЗ, а также на автобусе № 60, идущего до НКЗ более коротким маршрутом. Большая Норская улица является продолжением, а фактически — частью Тутаевского шоссе. После пересечения мостов Ленинградское и Тутаевское шоссе соединяются, у выезда из Ярославля в сторону Тутаева и Рыбинска. Летом у речного транспорта («речных трамвайчиков»), плывущего вверх от Ярославля, есть остановка у Норского посада (иногда её делали в фабричной части Норского).
Линии транспорта, проходящие через Норское
Волга у Норского делает поворот налево, поэтому с берега просматривается на несколько километров: вверх — до Устья, стоящего у впадения в неё Ити, а вниз — до ярославского железнодорожного моста, который, впрочем, уже закрыт новым автомобильным мостом через Волгу. Для информации о повороте на берегу в двух местах (у лодочной станции при впадении в Волгу «Дуная» и у старого спуска грузовиков с набережной к бывшему месту разгрузки древесины в центральном Норском) установлены створные знаки.