Церковь Рождества Христова с. Прилуки Прилуцкая волость Мышкинский уезд Ярославская губерния.
Памятный крест с. Прилуки Прилуцкая волость Мышкинский уезд Ярославская губерния.
Кладбища Прилуки с. Прилуцкая волость Мышкинский уезд Ярославская губерния.
Прилуки — село в Головинском сельском поселении, Угличского района Ярославской области. Расположено на левом, высоком берегу Волги (Угличского водохранилища)
В летописях упоминается с 1411 года. Есть сведения, что земли эти принадлежали великокняжескому роду Радонежских, в частности Андрею Радонежскому, сыну князя Владимира Андреевича Храброго(Донского).
Село Прилуки в Углицком уезде упоминается в грамоте на вотчины, данные в 6901 (1393)году Троицкому Сергиеву монастырю Великим Князем Димитрием Иоанновичем, супругою его Великою Княгиней Евдокиею и Великим Князем Василием Дмитриевичем . Однако А. В. Горский в работе «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» указывает, что грамота эта, "не более как "записка монастырская", составленная в позднейшее время и притом неверно".[1]. Достоверным А.В. Горский считает сведения полученные из собственных грамот, что Прилуки переданы Троицкому Сергиеву монастырю Ксениею, супругою Ивана Андреевича, Князя Можайского (? − ок. 1485).
В XV веке здесь был основан Рождественский монастырь, ставший впоследствии подворьем Троице-Сергиевой лавры.
В 17 веке нашествие Польско-литовских войск полностью уничтожило село. Впоследствии оно возродилось, но уже как монастырское село и относилось к хозяйству Троице-Сергиевой лавры. После реформы 1764 г. село стало казенным. C 1777 г. до 1920-х гг. Село Прилуки было в составе Мышкинского уезда, затем вошло в состав Мышкинского района. До революции 1917 года Прилуки были богатейшим селом в округе. В селе был свой кирпичный завод, ежегодно проводились ярмарки, в которых участвовали не только угличане, но и калязинцы, кашинцы.
Во времена гражданской войны в Прилуках производились расстрелы офицеров царской армии, богатых селян. Приговорённых к смерти привозили в село со всей округи.
При строительстве Угличского водохранилища половина села была затоплена, ушла под воду часть древнего кладбища, что находилось у стен Рождественского Прилуцкого монастыря. Водохранилище отрезало существовавшие сухопутные коммуникации.
Заполнившееся в 1956 году водохранилище начало наступление на берег реки. За 45 лет вода отвоевала у сельской прибрежной полосы почти 50 метров, вплотную подступив к кладбищу и церкви. В начале 90-х годов местный житель Михаил ШЕЛЕНКОВ, работавший обходчиком в Управлении эксплуатации Угличского водохранилища (УЭУВ), обнаружил, что вода уже подмыла кладбище. В 2002 г в рамках ФЦП «Экология и природные ресурсы» России. начались интенсивные работы по берегоукреплению в Прилуках, которые были завершены в 2009 году.
В начале октября в Головинском поселении состоялся праздник, посвященный Дню села Прилуки. Начался он с воспоминаний о шестисотлетней истории села, которое в летописях упоминается с 1411 года. Тогда прилукские земли принадлежали древнейшему русскому роду семей Радонежских. Рождественский монастырь, находившийся в районе села Прилуки, в памяти православных христиан связан прежде всего с замечательным событием: в его стенах принял монашеский постриг святой Павел Обнорский.
Нашествие польско-литовских войск в XVII веке полностью уничтожило село. Впоследствии оно возродилось, но уже как монастырское село и относилось к многочисленному хозяйству Троице-Сергиевой лавры.
До революции 1917 года Прилуки были богатейшим селом в округе, где был свой кирпичный завод, имелись большие сельхозугодья и ежегодно проводились ярмарки, в которых участвовали не только угличане, но и калязинцы, кашинцы.
Революция оборвала благоденствие села. Во времена гражданской войны в Прилуках производились расстрелы офицеров царской армии, богатых селян. Приговоренных к смерти привозили в село со всей округи.
В тридцатые годы часть сельского кладбища была затоплена волжской водой. В память об утраченных могилах в Прилуках был установлен крест. А вот кладбище со времен Рождественского монастыря сохранилось в селе по сей день.
В Прилуках есть действующая церковь Рождества Христова, которая была построена в 1768 году. Она терпеливо пережила забвение советских времен. В 1979 году молнией и последующим пожаром был уничтожен купол церковной колокольни, считающейся самой высокой на волжских берегах. Разрушенная звонница церкви сегодня является первым памятником земли Ярославской на пути путешествующих по Волге из Москвы туристов.
К сорок первому году в селе была закончена коллективизация. На тот момент там были медпункт, роддом, больница на три койки, милиция - начальник и двое участковых, школа, ветеринарный пункт, пекарня, пожарное депо, чайная, изба-читальня, маслозавод, убойный пункт.
Великая Отечественная война также оставила свой след в душах людей. Немногие знают о подвиге Александра МЯСНИКОВА, который задолго до подвига Александра Матросова, закрыл своим телом вражеский дот. Александр Мясников был комсоргом 4-го батальона морской пехоты Балтийского флота. Совершил свой подвиг 22 сентября 1941 года в боях под Ленинградом.
Главное богатство современных Прилук - люди.
Много замечательных слов было сказано о старейшем жителе Прилук 95-летнем Константине Константиновиче СМИРНОВЕ, его дочери Татьяне Константиновне ГОРЮНОВОЙ (это она собирает историю села), добром ангеле-хранителе села Михаиле Максимовиче ШЕЛЕНКОВЕ, бывшем колхозном бригадире Зое Михайловне КОШКИНОЙ.
Воздали должное и директору агрофирмы «Большая Волга» Наталье ГОНЧАРОВОЙ, механизаторам А.И. БАРБАШОВУ, А.Н. ГУСЕВУ, А.В. МОЧАЛОВУ, С.В. УТКИНУ, животноводам М.Н. СУСЛОВОЙ, Т.А. СМИРНОВОЙ, Т.А. БАРБАШОВОЙ, Э.А. ПОТЕРИНУ и многим другим жителям этого славного села.
Выступление знаменитого ансамбля «Матаня» было таким зажигательным, что зрители не удержались и стали танцевать. Веселились все: и дети, и молодежь, и бабушки-старушки.
- Такие праздники очень важны для нас, - говорит глава поселения Т.Н. МАЛОФЕЕВА. - Они получаются удивительно добрыми и теплыми, мы лучше узнаем историю наших сел и деревень, открываем интересные, ранее неизвестные страницы биографии наших жителей. Каждый год мы проводим День поселения. Такие праздники, которые организуются совместными усилиями поселения, сельхозпредприятий, учреждений образования, необыкновенно сплачивают людей и еще раз напоминают нам, селянам, что вместе мы великая сила, которой не страшны никакие кризисы и катаклизмы.
Марина ШЛЯКОВА, специалист поселения по работе с молодежью
Постоянный адрес статьи http://uglich.ru/publics/?artid=1057