Кладбища с. Угодичи Угодичская волость Ростовский уезд Ярославской губернии.
Церковь с. Угодичи Угодичская волость Ростовский уезд Ярославской губернии.
Богоявленская церковь Угодичи с. Угодичская волость Ростовский уезд Ярославской губернии.
Никольский храм Угодичи с. Угодичская волость Ростовский уезд Ярославской губернии.
Угодичи — село в Ростовском районе Ярославской области России. Входит в состав сельского поселения Семибратово.
Находится на восточном берегу озера Неро. Местоположение села довольно живописное: с одной стороны открывается превосходный вид на огромное Ростовское озеро и красивый город, а с другой — на многочисленные прибрежные селения, расположенные по вершине и скатам возвышенности, составляющей восточную окраину озера. Середину села занимает торговая площадь, на которой помещается древняя Богоявленская церковь, а сама площадь обставлена каменными домами.
Доподлинная дата возникновения села как населенного пункта неизвестна, но, судя по археологическим находкам и преданиям, село существовало с очень давних времен.
Во второй половине I тысячелетия н. э. в этих местах проживало финно-угорское племя меряне (меря), от которых и осталось множество наименований нынешних населенных пунктов, в том числе и Угодичи (Угожь). Меря проживали на территории современных Ярославской, Ивановской, восточной части Тверской, южной части Вологодской и западной части Костромской областей России.
Начало слияния меря с восточными славянами относится к X—XI вв. Эта территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества, уничтоженного войсками Батыя в 1238 году.
Земли у озера Неро с начала XIII века вошли в состав Ростовского княжества — русского удельного княжества в составе Великого княжества Владимирского с центром в городе Ростове, существовавшее с 1207 по 1474 год.
Первое документальное упоминание села встречается в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты и относится к 1328 году: «А се даю сыну моему Ивану слободу Угожь ростовци».
По имеющимся данным до 1472-1473 годов село Угодичи относилось к Аврамиеву Богоявленскому монастырю, а после «было взято на время» «и в том замолчали, а из монастыря не били челом».
В XIV—XV веках Угожь была удельной собственностью князей Дмитрия Ивановича Донского, Юрия Дмитриевича Галицкого (с 1389 г.), Василия Юрьевича Косого (с 1434 г.) и др.
С XVI века село носит название Угодичи.
С середины XVI века Угодичи являлись вотчиной князей Глинских.
В 1553 году село посетил царь Иван Грозный, сделавший богатый вклад в Богоявленскую церковь. После смерти Федора Иоанновича село перешло в ведение дворца, а Василий Шуйский пожаловал Угодичи «с деревнями и со всеми угодьи и рыбные ловли» думному дьяку Томиле Юдину Луговскому «за московское осадное сиденье лета 7117 (1609 г.)». Таким образом, Угодичи перестали быть княжеской вотчиной, и перешли в руки частных владельцев. Во время своего похода на Москву летом 1612 года у Томилы Луговского в Угодичах останавливался князь Д.М. Пожарский, войско которого пополнили «охотники-бобыли села Угодич; во главе их был Васька Артемкин-Альтин, прозвищем Вихорь».
В переписной книге 1629—1631 годов про село имеется следующая запись: «За Томилом Юдиным сыном Луговским в вотчине за царя Василья Ивановича московское осадное сиденье по государеве Цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси жалованной грамоте за приписью диока Ивана Грязева 129-го году: Село Угодичи у Ростовского озера на речке на Вороболке. А в селе церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древена, вверх; да церковь с трапезою верховных Апостол Петра и Павла; да на моголицах церковь Архистратига Михаила; да церковь сооружена вновь Николы чюдотворца, древян, клетцки. А церкви, и в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнях колокола, и всякое церковное строенья мирское того ж села Угодич крестьян. А у церквей у Богоявления Господня и у Петпа и Павла поп Леонтей Васильев, дьячек Ивашко Федоров, пономарь Лукашка Попов, просвирница старица Анисья. Да у церкви Архистратига Михаила да у Николы Чудотворца поп Федор Павлов, дьячок Микифорко Павлов сын Папов, пономарь Лукашка Попов, просвирница Матреница, трапезник Ивашко Оксенов.
Пашни церковные середние земли восьми чети в поле, а в дву по тому ж. Сена церковного к церкве Богоявлению Господню попу на пожне Песку тридцать копен да дьячку в лугу от речки Вороболки двадцать копен, пономарю десять копен, просвирнице пять копен, да к церкве Николы чюдотворца попу сена на пожне Момзерихе двадцать копен.
В селе ж двор вотченников, двор конюшенной да дворы деловых людей (19 человек).
Да в селе ж двор скотей, а в нем живут скотники за четверьми вороты, а розгорожены начетверо для того, что скотину большую и мелкую всякую пригоняют порознь по дворам. А по воротам скотников (8 человек).
Да в селе ж бобыли, кормятся рыбною ловлею и огороднею пашнею, а пашни на вотченника и на себя ничего не пашут, полевую пашню в селе исстари и ныне пашут на вотченника деловые люди и из деревень крестьяне наездом…
Пашни паханые середние земли, пашут на вотченника деловые люди, из деревень крестьяне наездом, сорок чети да перелогом одиннадцать чети в поле, а в дву по тому ж. Да меншого поля, что от монастырской деревни Борисовской, в Угодицкой рощи новые распаши четыре десятины да того ж поля на борку лессовой поросли семь десятин. Сена подле Ростовского озера и около Поль, и на пожнях в розных местах семьсот копен. А в государевы всякие подати платить села Угодич бобылем против пашенных крестьян и бобылей против живущие пашни с пяти чети с осминою пашни. Под селом же Угодичами подле берег в Ростовском озере рыбная ловля от межи митрополичья села Воржи от трестяного плаву от Михеева Бачега, а в другую сторону от села от Сулости от грудные ловли, от поддубные тресты села Сулости крестьянина Богдашка Хлудова, что в межах села Угодич со крестьянином Васкою Истомина з грудною же ловлею, в длину подле озера промеж тех меж на две версты. А строят тое рыбную грудною ловлю села Угодич крестьяне в озере, летом мечут хворост, а в осень бъют колвей, а промеж колья мечут хворост можжевеловый, а огораживают кольцами и ловят саками и удами. Да к тому ж селу Угодичам з деревнями по государеве Цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии жалованной вотчиной грамоте написано угодья рыбных ловель в Ростовском озере и в реке во Где и в Устье, и в Котороси, а ловят рыбную ловлю села Угодич ловцы в Ростовском озере летом и зимою неводами и всякими ловлями после государевых подледных ловцов. Под селом же Угодичами прудок старинный, а земля по обе стороны села Угодич, а смежна с пашнею вотчинною Андреевского монастыря деревни Борисовской. Да к тому ж село Угодичам лесу, рощи осиновой, семьдесят десятин, а втом лесу села Угодич и деревень крестьянских и бобылских сенных покосов в разных местах двести копен.
К селу ж Угодичам деревни тяглые: Ухино на пруде, Вороболово на речке на Вороболовке, Тряслово на речке Вороболке, Пустошь что была деревня Глухово на пруде.
И всего за Томилом Юдиным сыном Луговским в вотчине село да три деревни, да пустошь. А в селе четыре церкви, а у церквей девять дворов церковных. Пашни церковные середние земли восмь чети в поле, а в дву по тому ж. Сена восмьдесят пять копен. В селе ж и в деревнях, и на пустоши двор вотчинников, двор конюшенный, двор скотей, тринадцать дворов деловых людей, сорок шесть дворов крестьянских, людей в них семьдесят восмь человек, сто восмь дворов бобылских, людей в них сто девяносто три человека, осмьнадцать дворов пустых, десять мест дворовых. Пашни паханные опричь села Угодич бобылей, что расположены в четверти против пашенных людей, середние земли пяти чети с осминою и с четвериком да наезжие пашни, пахоно на вотченника, девяносто шесть чети, да перелогом сто чети с осминою бес получетверика, да лесом поросло, и с наезжею пашнею середние земли двесте пять чети в поле, а в дву по тому ж.
Сена тысяча сто девяносто копен. Лесу, рощи семьдесят десятин да болота кочковатого семьнадцать десятин. А платить села Угодич бобылем з живущего против добрые земли с пяти чети с осминою пашни. Обоего села Угодич и деревень крестьяном и бобылем платить с живущего в сошное писмо з добрые земли з десяти чети пашни. В пустее сошного писма четь без пол-полчети сохи. И перешло за сошным писмом четыре чети пашни.
А написана за ним та вотчина по государеве жалованной вотчинной грамоте за приписью дьяка Ивана Грязева 129-го году».
После возвращения Томилы Луговского из польского плена в 1620—1627 годах вместо деревянной церкви Богоявления была выстроена каменная. Крестьяне Угодич и окрестных деревень сами обжигали кирпич и производили все строительные работы под руководством приглашенного из Москвы мастера Вторушки Васильева.
В 1646 году Угодичи принадлежали Алексею Ивановичу, сыну Луговскому.
В конце XVII века село перешло во владение дворянского рода Мусиных-Пушкиных. В 1678 году новая владелица Угодич И. М. Мусина-Пушкина устроила при церкви каменную трапезую с двумя престолами: во имя апостолов Петра и Павла и во имя Трех Святителей. Впервые построена шатровая колокольня.
В 1682 году церковь Богоявления была украшена «иконным и стенным письмом вологодскими живописцами Ермолаем и Яковом Селдеевыми и Григорьем Аггеевым».
По преданию, в 1709 году царь Петр I посетил в Угодичах своего сподвижника Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина, которому «за ево службу и воинские походы» присвоил графский титул и пожаловал «Ростовское озеро с втекающими и истекающими из него реками и речками со всеми рыбными ловли владеть впредь без оброку». Кроме того, царь преподнёс И. А. Мусину-Пушкину в дар древнюю икону Владимирской Богоматери из своей походной церкви.
В 1707—1709 годах в Угодичах в северной части села на месте деревянной церкви начала XVII века была сооружена каменная церковь во имя Николая Чудотворца.
С образованием губерний, с. Угодичи вошло в состав Ростовского уезда Ярославской губернии.
В 1740 году село поступило в дворцовое ведомство, а в 1762 году стало имением помещицы Е. А. Голицыной, затем её брата Ф. А. Карра. После смерти Е. А.Голицыной её брат в 1809 году отпустил своих крепостных крестьян на волю «со званием свободных хлебопашцев с правом землевладельцев-собственников».
К Никольской церкви в 1803 году была приложена трапезная (зимняя церковь) и в 1809—1811 годах приложены летние приделы.
Последние угодичские помещики княгиня Е. А. Голицына и Ф. А. Карр также участвовали в распространении Богоявленского храма и, кроме того, соорудили вновь и существующую ныне шатровую колокольню Богоявленской церкви. С 1851 по 1857 года церковь была снова перестроена на сумму прихожан.
По данным за 1861 год в Богоявленской церкви было пять престолов. Церковной земли было 36 десятин.
В приходе находились 2 селения: Угодичи близ озера Неро (155 дворов, 427 мужчин, 523 женщины) и Уткино близ озера Неро (75 дворов, 234 мужчины, 277 женщин).
Никольская церковь каменная, в одной связи летняя и зимняя. Земли церковной — 8 десятин.
В приходе было 3 селения: Угодичи близ озера Неро (142 двора, 469 мужчин, 547 женщин), Тряслово (39 дворов, 144 мужчины, 155 женщин), Вороблово на реке Воробилке(32 двора, 115 мужчин, 155 женщин).
На состояние 1859 года в селе Угодичи было две православных церкви, училище, базар, три завода (паточный, цикорный и мятного масла).
На расстоянии одной версты от села находилась пароходная пристань. По воскресеньям проводились базары. Жителей в конце XIX века было около 3500 человек. Земли, пригодной для обработки, у крестьян было очень мало (около 800 кв. саж. на душу), поэтому они вовсе не занимались хлебопашеством. Главными занятиями были огородничество, рыболовство и колка льда. Обработка земли была доведена до совершенства: гряды не пахались, а копались заступами и руками. Продукты частично сбывались на месте, частично отправлялись в столицы. Часть крестьян уходила из села на сторонние заработки.
В середине XIX века Угодичи представляли из себя крупное село с населением более 1600 человек, с 320 домами (из которых 9 было каменных, 8 — с каменным первым этажом и 14 на каменных фундаментах), расположенными на 6 улицах, волостным правлением, сельским училищем, пожарным депо, трактиром, питейным домом и гостиным двором. По воскресеньям на базарной площади происходил торг. Население занималось рыболовством, огородничеством, некоторыми видами ремесел, был развит отхожий огородный промысел. В селе имелись картофелетерочное и кофе-цикорное производство. Зимой жители Угодич занимались «ледопромышленностью», т. е. снабжали окрестные села и Ростов льдом для погребов и подвалов для хранения продуктов и вин.
В центре села на бывшей торговой площади стояла трехъярусная колокольня церкви Богоявления. Сама Богоявленская церковь, называвшаяся местными жителями «соборной», после перестройки в середине XIX века во многом утратила черты древней архитектуры.
По сведениям 1859 года село Угодичи являлось селом владельческим, находилось у озера Неро, располагалось в 15 верстах от уездного города и являлось становым (позднее – волостным центром). В состав Угодичской волости входило 21 селение.
29 июня 1898 года в селе Угодичах была открыта бесплатная библиотека и читальня. Из-за отсутствия специального помещения библиотека находилась в одной комнате (по соседству с сельским правлением) и имела небольшой читальный зал. Была открыта ежедневно в будни на 4 часа, в праздники на 6 часов. С 19 сентября 1916 года библиотека стала размещаться в комнате при кредитном товариществе.
По состоянию на начало ХХ века Богоявленская церковь зданием была крепка. При церкви земли 28 десятин. Два церковных дома: одноэтажный и двухэтажный, деревянные, под железной крышей. В селе Угодичах прихожан 527 мужчин и 574 женщины. В деревне Уткине 366 мужчин и 375 женщин. Деревня Уткино находилась от церкви в 1,5 верстах. В приходе две земские школы и народная бесплатная библиотека-читальня, содержались на общественные средства.
Никольская церковь также прочна. Земли при церкви усадебной и сенокосной было 8 десятин. Домов церковных два: в одном помещалась церковно-приходская школа, а в другом жил псаломщик. Прихожан: в селе Угодичах 609 мужчин и 599 женщин, в деревне Тряслове 243 мужчины и 240 женщин, в деревне Воробылове 161 мужчина и 172 женщины. Деревни Тряслово и Воробылово располагались от церкви в 2,5 верстах.
Иллюстрация из книги А. Титова "Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-Археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда" 1885 г.
Школ в приходе было три:
Имелось приходское попечительство и народная бесплатная библиотека-читальня, в которой книг разнообразного содержания было свыше 800 томов.
Богоявленская церковь была закрыта в конце 1920-х — начале 1930-х годов. До наших дней она не сохранилась, осталась лишь колокольня.
Никольский храм был сильно поврежден в советское время. Утративший колокольню пятиглавый бесстолпный храм отличается гармоничным соотношением объёмов основного куба и невысокой алтарной части. В интерьере храма сохранились фрагменты стенной росписи I половины XIX века. В настоящее время здание храма восстанавливается.
В 1929 году Угодичская волость была ликвидирована и вошла в состав Ростовского района. В соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 14 января 1929 года Ярославская губерния была упразднена, а создана Ивановская промышленная область.
С марта 1936 года село Угодичи вошло в Ростовский район Ярославской области, где и находится поныне.
Численность населения | |
---|---|
2007 | 2010 |
682 | ↘611 |