Xaйлигeнбайль был взят советскими войсками 24 марта 1945 гoдa. При штуpме Xaйлигeнбайля принимали участие штуpмовики 74-гo гв. ИАП под командованием Гeроя Coвeтcкoro Союза майора Д.В. Каприна. С апреля 1945 на аэродроме базировалась 240-я ИАД гeнерала Г.В. Зимина. По прикaзy командующегo 86-й полк этой дивизии (командир - подполковник Чистяков) был поднят ночью для нейтрализации ночных немецких лётчиков из эскадры «Удет». Ввиду oтcутcтвия ночногo старта на аэродроме, командующий разрешил лётчикaм после выполнения задания покинуть самолёты Як-3 на парашютах. Для обеспечения ночногo вылета вдоль всей металлической взлетной полосы, с интервалом 50 м, были разведены костры и установлены факелы. Однако парaшюты не понадобились, задание было выполнено, самолёты приземлились без потерь. (В. Цветков «Авиация Восточной Пруссии»).
Аэродром некоторое время использовался по назначению, затем на eгo территории располaгaлaсь танковая часть, в настоящее время (2002 г.) - саперный батальон. До настоящегo времени сохранились два aнгapa, некоторые здания и сооружения, которые хорошо видны с правой стороны от шоссе, при въезде в город. Рядом с дорогoй, ведущей к аэродрому, сохранились бетонные сооружения в виде двух длинных рядов свай, вкопанных в землю, на которых в верхней части установлены перекрытия в виде плит. Это сооружение использовалось в качестве защиты для зенитной батареи аэродромногo прикрытия (аналогичные сооружения были обнаружены и в районе пос. Синявино, старое название Гpocc Хубникен на Земландском полуострове, кoгдa безуспешно пpeдпринимались попытки обнаружить следы cтapoгo аэродрома Люфтваффе. По ошибке эти сооружения были приняты за остатки кaкoгo-тo здания). (В. Цветков «Авиация Восточной Пруссии»).
Авиаремонтный завод в Халигенбайле – Мамоново, по-немецки, "Industriewerk Heiligenbeil G.m.b.H.":
"Начало строительных работ относится к 1935-1936 годам. К 1 декабря 1937 года были возведены административное здание, цеха № 13 и 14, а также здание для охраны. Далее последовало расширение строительных работ. Строились цеха № 44,33,38, здание столовой, лагерное здание №15 и другие...
Строительством авиаремонтного завода руководило министерство авиационной промышленности. Работы производила фирма "Ф. Шихау" из Эльбинга (Эльблонга) (вот откуда так много в городе крышек люков этой фирмы : https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f= ... 150#p56147). В Германии эта фирма была достаточно известна. Основана она была в 1837-1838 годах и объединяла ряд судостроительных и машиностроительных предприятий. В довоенные годы для Советского Союза эта фирма построила пять сухогрузных пароходов.
Первые специалисты прибыли из Эльбинга. С 1939 года подготовкой и обучением персонала завода стали заниматься в Хайлигенбайле. Для этого было создано профессионально-техническое училище. Теоретические занятия проводились в городской профессиональной школе, которая находилась на месте нынешнего производства по выпуску тротуарной плитки. Практические занятия велись в тесной пристройке к цеху №18. Занятия продолжались до десяти часов в день.
Завод не специализировался на выпуске новых самолётов - он занимался проведением текущего и капитального ремонта, а также восстановлением повреждённых машин. Позже стали осуществлять ещё и монтаж оборудования на самолётах специальных типов. Первоначально работали с простыми учебными самолётами ФВ-44, Хе-72, КЛ-29 и 30, В-33 и 34, позже - с бомбардировщиками, истребителями, транспортными и самолётами-разведчиками, такими как Ю-52, ФИ "Шторх", Ме-110 и 190, До-17 и 217, Хе-111, ФВ-190 и с другими.
Рабочие завода жили в специально построенном посёлке в районе нынешних улиц Партизанской, Офицерской, Красноармейской. Представлял он собой район из 150 небольших домов с садовыми участками по 10-15 соток с хозяйственными постройками. На работу рабочие доставлялись автобусами. На окраине посёлка располагался спортивный планерный клуб." Источник - "Самый западный город России" ,Г.Н. Лебединцев, 2012 г.
В советское время территорию завода занимала звероводческая фабрика, затем агрофирма "Мамоновская", а сейчас территория под охраной, но частично пустует, частично занята какой-то фирмой...
Т.к. объект был секретно-режимным, то старых фотографий немного (всего одна и то, только учебной мастерской... зато здания сохранились, удалось их "вычислить").
Про запрет фотосъёмки написано в короткой инструкции на обратной стороне пропуска.
Так же сохранились горшки Коха по периметру завода: (https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=38&t=2691).
О начале Второй мировой войны жители города узнали ранним утром 1 сентября 1939 года, услышав гул множества бомбардировщиков До-17, взлетавших с аэродрома... Уже на следующий день на авиаремонтный завод прибыл первый повреждённый самолёт... В феврале 1941 года было закончено строительство новых учебно-производственных мастерских на авиаремонтном заводе. Это было современно обустроенное сооружение с большим учебно-производственным залом, кузницей, сварочным и закалочным отделениями, инструментальной, с бытовками и душевыми, с бюро и клубным помещением. В боковом крыле здания располагалось несколько классных комнат для теоретических занятий. Число учащихся достигло двухсот человек. Учились не только юноши из Хайлигенбайля, но и из других городов, причём не только Восточной Пруссии, но и Германии... Директором учебного процесса был сначала Шрёдер, а впоследствии Покар.
Один раз в неделю после обеда проводились спортивные занятия на стадионе или в бассейне. В августе 1939 года для учащихся был организован велопробег в Танненберг... Почти все учениеки профтехучилища были увлечены планеризмом. Обучение проводилось в дни летнего отдыха в планерной школе Драхенберг (под нынешним Озёрском). Продолжалось обучение в планерном кружке по воскресеньям. На берегу залива у Розенберга проводились практические полёты на планере.
16 июня 1941 года органы государственной безопасности СССР информировали ЦК ВКП(б) об авиаремонтном заводе в Хайлигенбайле, со ссылкой на сведения, полученные от надёжного источника, работающего в штабе германской авиации. Завод характеризовался, как особо важное предприятие в подготовке вооружённого выступления против нашей страны...
На завод стало всё чаще и больше поступать повреждённых самолётов. Учащиеся старших курсов работали в цехах вместе с рабочими, численность которых достигла пяти тысяч человек. Самую трудную и грязную работу выполняли рабочие, вывезенные с оккупированных территорий Польши, Советского Союза и других стран. Продолжительность рабочего дня достигал двенадцати часов...
Работа авиаремонтного завода стала невозможной из-за бомбардировок, носивших систематический характер... В здании администрации завода разместился полевой госпиталь. Последние 25-30 человек персонала завода укрывались в бункере "Гамбург". 25 марта они приняли решение, пользуясь сумерками, бежать а направлении порта Розенеберг...
В ночь на 24 марта разведывательными, а днём штурмовыми отрядами 331-я дивизия овладела авиаремонтным... заводом... Ворота авиационного завода были окутаны колючей проволокой и заминированы. Последние три дня на завод не пригоняли из лагеря военнопленных и рабочих. На нём хозяйничали лишь немецкие сапёры, выполняя приказ по уничтожению предприятий при приближении к ним фронта. Наши штурмовики превратили крыши цехов в жестяные лохмотья, под ними стояли на конвейере ещё не собранные, но уже подбитые "мессершмидты"...
В соотвествии с приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР №395 от 6 марта 1960 года и Калининградского управления сельского хозяйства №18 от 26 января 1961 года на базе Ладушкинской РТС был организован зверосовхоз "Мамоновский"... На развалинах авиаремонтного завода и на рядом расположенном пустыре начали создавать материальную базу для звероводства". Источник - "Самый западный город России", Г.Н. Лебединцев, 2012 г
В здании администрации завода разместился полевой госпиталь. Немецкий военный хирург Питер Бамм в мемуарах описывает о своем госпитале, располагавшемся на территории авиаремонтного завода: «Когда я узнал о том, что в Хейлигенбейле скопилось большое количество раненых и им не оказывают необходимую медицинскую помощь, я отправился туда. Мы нашли заброшенный авиационный завод и на его территории открыли наш госпиталь. Никто не задавал мне никаких вопросов. Хотя авиационный завод больше не работал, на его территории находилось здание, построенное, судя по всему, совсем недавно и, как мы позднее выяснили, из огнеупорных материалов. Таким образом, несмотря на то, что после начала боев здание сильно пострадало от нескольких прямых попаданий, мы, по крайней мере, могли не опасаться пожара. В течение некоторого времени территория завода использовалась в качестве транзитного лагеря для русских военнопленных, они довели его до такого антисанитарного состояния, что никто не осмеливался заходить внутрь. В течение 2 дней мы очищали и отмывали ее и только после этого приступили к работе. Первым делом мы привели в порядок административное здание. В его подвалах были оборудованы бомбоубежища, которые произвели на нас сильное впечатление своей надежностью и безопасностью. Хейлигенбейль находился в пределах досягаемости артиллерийских орудий русских, так что нам толком так и не пришлось воспользоваться этими помещениями… За первый месяц пребывания в Хейлигенбейле мы приняли в нашем госпитале – подумать страшно – 13 тысяч больных и раненых. Это означает, что ежедневно нам приходилось принимать от 200 до 400 человек. А затем их еще приходилось эвакуировать. Я до сих пор не могу понять, как нам удалось со всем этим справиться… Раненые, прибывавшие в Хейлигенбейль, доставлялись туда из дивизионных полевых хирургических госпиталей. Затем один за другим полевые хирургические госпитали стали переводить в Хейлигенбейль, пока в конечном итоге на крошечном пятачке не скопилось до 20 медицинских рот. Госпитали были постоянно переполнены – до такой степени, что раненые солдаты были вынуждены сидеть просто на ступеньках. Обеспечивать их питанием стало исключительно сложно, но еще сложнее стало обеспечивать им должный уход. И эти проблемы с каждым днем только усугублялись; водители машин скорой помощи иногда часами были вынуждены ездить от одного госпиталя к другому, чтобы сдать раненых… Большинство из этих госпиталей работало в непосредственной близости от линии фронта и почти все время находилось под обстрелом. На территории авиационного завода располагалось большое число мастерских и различных подсобок, которые вполне можно было привести в порядок, но наш полевой госпиталь был слишком маленьким подразделением, в нем всего служило около 60 человек, и нам постоянно не хватало людей… Мастерские и подсобки были разграблены русскими военнопленными, которых охраняла только горстка солдат. Оконные и дверные рамы были выбиты и использованы в качестве топлива, и даже какой-то легкий металлический сплав, который в больших количествах лежал на территории завода, был сожжен замерзающими заключенными… Один из русских докторов, работавший при этом лагере, был родом из Краснодара … Ему выделили палату с больными в нашем госпитале, и он получал столько еды и лекарств, сколько ему было нужно. Тех русских пленных, которые получили ранения во время авиационного налета, мы разместили по двум нашим госпиталям… Мы отремонтировали очень удобные заводские кухню и столовую, заменили все разбитые окна, завезли несколько машин соломы и приобрели дюжину печек, чтобы обогревать подсобки…
Я распустил роту, которая охраняла территорию завода. Кухня и столовая были разрушены прямым попаданием бомбы во время авиационного налета, и все повара погибли под их развалинами… Бамм П. Невидимый флаг. Фронтовые будни на Восточном фронте. 1941-1945. (Гл. 32-35).
Восточная Пруссия славилась своей авиаисторией. Из всего этого многообразия довоенных аэродромов до наших дней дошли 3 действующих и с десяток заброшенных, от остальных вообще ничего не осталось…
В апреле 1945 года при взятии Хайлегенбайля инфраструктура аэродрома была сильно повреждена налётами 86 гвиап, в том числе и взлётное поле.
Важным стратегическим пунктом Хайлигенбайля был аэродром — "первоклассная авиационная база", по словам летчика "Нормандии—Неман" Франсуа де Жоффра. Потеря немцами последнего оборудованного аэродрома обеспечила советской авиации полное господство в воздухе. Здесь же, в Хайлигенбайле, французские летчики из "Нормандии" встретили День Победы. В советское время там располагались наши авиационные части, количеством до дивизии лётные и части технические и вспомогательные. Базировалась 1-й эскадрилья 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) в июле-августе 1945 года. В начале 50-х на аэродроме базировались ИЛ-28. А потом МИГ-17 летали с железной ВВП. Она была одна. Так же была вертолетная площадка. Так же были построены капониры, хотя истребители ими не пользовались. В 50-х годах ВПП была покрыта железом, 1850 м длиной. МИГ 17-е 4-го гвард.истр.авиац.полка КБФ. 1955 год.
http://forum.evvaul.com/index.php?topic=63.210.
Причина ухода авиаторов неизвестна. С 90-х годов XX века был расквартирован, 69-й отдельный гвардейский морской инженерный Могилёвский Краснознамённый, ордена Кутузова полк (в/ч 51061) , в состав которого входил 37 ОИСБ - отдельный инженерно-сапёрный батальон.
https://vk.com/club27273028
В казармах располагались холостяцкая гостиница, где в основном жили лейтенанты, до капитанов. Остальные казармы занимали срочники. Все здания были немецкой покраски пятнами серо-зелёного цвета, как маскировочная сетка. Столовая одноэтажная, очень красивое здание внутри и снаружи. При входе налево питался лётный состав, справа технический. Для служб и персонала под гарнизоном была сеть подземных помещений, сообщающихся ходами, которые также вели и за пределы, на АРЗ и в город, к разным объектам.
На территории имеется 7 казарм, столовая, спортгородок, большое количество складов и боксов. Имеется вертолётная площадка. Часть расформирована, ориентировочно, в середине 2014 года. При уходе военные забрали всё имущество, вплоть до последнего плаката.
На объекте базировался 37 ОИСБ - отдельный инженерно-сапёрный батальон. В 2014 году техника грузилась на эшелоны и уехала в неизвестном направлении. Казарма. Совершенно типовое строение немецких военных зодчих. Кованная лестница. На чердаке спортзал и клуб. Подвалы казармы. Подземные коммуникации. Ни в одном аналогичном объекте не видел подобного. Внутри. Высота 170, ширина примерно 150 см. Сбоку закладные для труб. Скорее всего - технические помещения. Такими тоннелями опаясана вся часть. И есть легенда, что неподалёку есть подземный авиазавод.
Как выяснилось в разговоре с Г. Бойченковым, эти башенки "сторожки" были устроены на входах в подземелья, имевшие сообщения между важными военными объектами. Говорят, во времена 50-х годов их было штук восемь в округе. http://forum.evvaul.com/index.php?topic=63.210.
Выход из подземных коммуникаций в одной из казарм. Повсюду манящие входы в подземелья. Ни на каком другом объекте подобного типа подземных уровней не встречал. Второй ангар. Аналогичные ангары стоят и в Нивенском, и на Балтийской косе, и в Пионерском.
(https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=38&t=2691).