Из газеты Preußische Allgemeine Zeitung:
Небольшой город в бывшей Восточной Пруссии (Хайлигенбайль после прихода русских)
Гражданскую администрацию возглавляет молодой председатель горсовета. Активно работает НКВД, внушая жителям страх. Советско-польскую границу охраняют безжалостные монголы, а гарнизон города состоит из лётчиков военно-морской авиации, прибывших из Ленинграда. До февраля 1946 года также существовало немецкое городское управление, возглавляемое бургомистром, работавшим под контролем советского коменданта.
Новое население начало прибывать железнодорожным транспортом осенью 1946 года. Теперь в старинном городе на берегу Ярфта проживают татары, чуваши и мордовцы, некоторые из которых даже не говорят по-русски. Впрочем, то жалкое существование, которое эти «кулаки» влачат в немногих уцелевших домах, трудно назвать проживанием. Во всех квартирах, как результат «новотворчества», сложены печи высотой приблизительно 1,30 м и площадью 4 квадратных метра, на которых спят по три-четыре человека. Комнаты поменьше превращены, по сути, в хлевы для крупного и мелкого домашнего скота, однако навозная жижа и постоянная вонь не оказывают негативного влияния на общее самочувствие хозяев.
К оставшимся в городе местным жителям неприхотливые переселенцы отнеслись вполне человечно. Они щедро делились с работавшими у них немцами своей скромной пищей – супом, а также снабжали их молоком. Это помогало людям выжить, поскольку голодная смерть являлась тогда повседневностью. До лета 1946 года, отчасти до самой зимы, немцы питались картошкой, затем наступили тяжёлые времена. Многие продавали вещи, включая одежду, пытаясь таким способом заработать денег на покупку подорожавшего хлеба, помимо которого можно было раздобыть несколько картофелин. Продовольственные карточки получали лишь работавшие немцы, старики же, больные и дети не имели права на такую роскошь.
В начале 1947 года в бывшей средней школе организовали школу для немецких детей. Три «учительницы»-немки, преподававшие там, имели за плечами шестинедельное «образование». Причинами плохой посещаемости явились, помимо прочего, недоедание и нехватка одежды для детей. Существовала и специальная школа для детей советских офицеров, а также школа для детей «кулаков», которым вдалбливалась ненависть ко всему немецкому.
Среди переселенцев-стариков было довольно много верующих; практически в каждом доме один из углов был украшен иконами. Распятия из Католической кирхи колхозники забрали в свои жилища, а некоторые из их детей, родившихся в Хайлигенбайле, были крещены.
В истории города оставил свой след человек по имени Bruno Lange.
Из последней книги Лебединцева Г.Н. :" 20 июня 1922 года в городе было основано общство велосипедистов. Его возглавил механик Бруно Ланге. Секретарём назначили Алекса Реха, кассиром Фрица Тиля. Кроме них в парвление вошли ещё три любитнля велосипедного спорта...Общество было зарезервировано в "Союзе германских велосипедистов" и насчитывало около 150-ти членов. Цветами флага общества были голубой, белый и жёлтый. Правление организовывало соревнования для мужчин и женщин в залах и на открытом воздухе и даже матчи по футболу на велосипедах. С приходом к власти нацистов общество распалось."
Также он владел магазином по продаже велосипедов, автомастерской с гаражами и большой автозаправкой (дожили до наших дней), находившихся по Braunsberger strasse.
В телефонной книге города за 1943 год есть ещё одно упоминание о Bruno Lange как пекаре (пекарня/булочная находилась через дом от веломагазина), но это тот же человек или нет информации точной нет...
Заправка сейчас находится в запустении, а автомастеркая/гаражи используется гостиницей "У моста" под склады и всё это в данный момент расположено за временным забором...
https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=29&t=767&start=30#p60580