Общие сведения: 6-й истребительный авиационный полк.
18-й гвардейский истребительный авиационный Витебский дважды Краснознамённый, ордена Суворова и французского креста ордена Почётного Легиона полк «Нормандия-Неман» (18-й гв. иап) — воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых сил СССР, принимавшая участие в боевых действиях Великой Отечественной войны и в Корейской войне, в последующем вошедшая в боевой состав Вооружённых Сил Российской Федерации.
За весь период своего существования полк несколько раз менял своё наименование:
В период с 28 февраля по 15 мая 1942 года 6-й истребительный авиационный полк находился в 5-й запасной авиабригаде Сибирского военного округа (г. Новосибирск), где освоил истребители Як-7б и Як-1.
За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм 6-й истребительный авиационный полк приказом НКО СССР № 70 от 07.03.1942 года преобразован в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк.
1 июня 1942 года полк прибыл в Московский военный округ на аэродром Раменское и поступил в распоряжение 2-й резервной авиационной бригады СВГК. 23 июня полк приступил к боевой работе в составе 234-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта на самолётах Як-7б и Як-1. 18 августа полк принял 7 Як-1 от 91-го иап. С 24 августа 1942 года по 22 февраля 1943 года полк боевой работы не вёл, находясь в резерве 1-й ВА и продолжая оставаться в составе 234-й истребительной авиадивизии. Переформирован по штату 015/284.
22 февраля 1943 года полк передан в состав вновь сформированной 303-й истребительной авиадивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта и возобновил боевую работу на самолётах Як-7б.
С апреля 1943 года в состав полка вошла сформированная на аэродроме в Иваново эскадрилья из французских лётчиков. 5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. История создания эскадрильи: в марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 12 ноября 1942 года СНК СССР утвердил постановление № 1806-850сс «О соглашении между командованием ВВС Красной Армии и Военным командованием сражающейся Франции об участии французских частей ВВС в операциях в Советском Союзе». 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря 1942 года в городе Иваново. По предложениям личного состава новой войсковой части было присвоено наименование «Нормандия», в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от немецкой оккупации.
В июле 1943 года на базе 4-й эскадрильи создан 1-й отдельный истребительный авиационный полк сражающейся Франции «Нормандия». 28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И. В. Сталина полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия — Неман».
В сентябре 1943 года полк полностью перевооружён на истребители Як-9. 23 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР полк награждён орденом Красного Знамени.
С 29 июня по 27 августа 1944 года летный состав полка находился в Саратове на авиазаводе № 292, где получил и освоил истребители Як-3. 6 июля 1944 года за проявленную храбрость, мужество и отвагу в боях по прорыву Витебского укреплённого района немцев южнее Витебска и на оршанском направлении севернее реки Днепр, а также за овладение городом Витебск приказом ВГК № 0175 полку присвоено почётное наименование «Витебский».
В июле 1944 года полк переформирован по штату 015/364. 23 июля 1944 года за успешное выполнение заданий командования в боях за овладение столицей Белоруссии городом Минском и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 18 гвардейский полк награждён орденом Суворова III степени.
С 27 августа 1944 года полк вернулся к боевой работе в составе 303-й иад 1-й ВА 3-го Белорусского фронта на самолётах Як-3. 5 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Ландсберг, Бартенштайн и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР полк награждён вторым орденом Красного Знамени.
В составе действующей армии:
В сентябре 1948 года в составе 303-й иад передан из ВВС в войска ПВО и перебазирован из 1-й воздушной армии Белорусского военного округа в Московский округ ПВО.
В период с декабря 1948 года по июль 1949 года переучился на реактивные истребители МиГ-9.
В марте 1950 года полк освоил самолёты МиГ-15.
В июне 1950 года вместе с 303-й иад перебазировался из Московского округа ПВО в состав ВВС Дальневосточного военного округа на аэродром Галёнки (Приморский край).
С 8 мая 1951 года по 24 февраля 1952 года полк в составе 303-й иад 64-го иак принимал участие в вооружённом конфликте на территории Кореи (на стороне КНДР) на самолётах МиГ-15.
В марте 1952 года по окончании правительственной командировки в составе 303-й иад вернулся в ВВС Дальневосточного военного округа на аэродром Галёнки.
В 1982 году преобразован в истребительно-бомбардировочный авиационный полк в составе 303-й авиадивизии.
В марте 1993 года преобразован в штурмовой авиационный полк в составе 303-й сад.
9 мая 1995 года присвоено почётное наименование «Нормандия—Неман».
В 1998 году полк стал отдельным после расформирования 303-й сад.
14 февраля 2006 года Правительством Франции полк награждён орденом Почётного легиона.
11 ноября 2009 года в связи с проводимой реформой Вооружённых Сил Российской Федерации полк был расформирован, состоялось прощание с Боевым Знаменем полка.
В декабре 2009 года 18-й гвардейский шап расформирован в ходе реформы Вооружённых сил Российской Федерации, все регалии полка переданы 6983-й авиационной базе.
1 декабря 2013 года полк заново сформирован на аэродроме Черниговка.
Период | Фронт (округ) | армия | дивизия | примечание |
---|---|---|---|---|
7.03.1942 г. | Сибирский военный округ | ВВС СибВО | 5-я запасная авиационная бригада | Полк преобразован в гвардейский, Новосибирск, переучивание на Як-7Б, Як-1 |
30.05.1942 г. | Западный фронт | 2-я резервная авиационная бригада РВГК | Як-7Б, Як-1 | |
23.06.1942 г. | Западный фронт | 1-я воздушная армия | 234-я истребительная авиационная дивизия | Як-7Б, Як-1 |
22.02.1943 г. | Западный фронт | 1-я воздушная армия | 303-я истребительная авиационная дивизия | Як-7Б, Як-1 |
30.05.1943 г. | Западный фронт | 1-я воздушная армия | 303-я истребительная авиационная дивизия | На аэродроме Хатенка 28 самолётов Як-7 |
01.09.1943 г. | Западный фронт | 1-я воздушная армия | 303-я истребительная авиационная дивизия | полностью перевооружён на Як-9 |
24.04.1944 г. | 3-й Белорусский фронт | 1-я воздушная армия | 303-я истребительная авиационная дивизия | Як-9 |
27.08.1944 г. | 3-й Белорусский фронт | 1-я воздушная армия | 303-я истребительная авиационная дивизия | полностью перевооружён на Як-3 |
09.05.1945 г. | 3-й Белорусский фронт | 1-я воздушная армия | 303-я истребительная авиационная дивизия | Як-3, Як-7 |
01.06.1946 г. | Белорусский военный округ | 1-я воздушная армия | 303-я истребительная авиационная дивизия | Як-7 |
01.09.1948 г. | Московский район ПВО | 303-я истребительная авиационная дивизия ПВО | Як-7 | |
01.12.1948 г. | Московский район ПВО | 303-я истребительная авиационная дивизия ПВО | переучивание на МиГ-9 | |
01.07.1949 г. | Московский район ПВО | 303-я истребительная авиационная дивизия ПВО | закончил переучивание на МиГ-9 | |
01.03.1950 г. | Московский район ПВО | 303-я истребительная авиационная дивизия ПВО | переучивание на МиГ-15 | |
01.06.1950 г. | Дальневосточный военный округ | ВВС округа | 303-я истребительная авиационная дивизия ПВО | Приморский край, МиГ-15 |
08.05.1951 г. | 64-й истребительный авиационный корпус | 303-я истребительная авиационная дивизия ПВО | МиГ-15, участие в Войне в Корее | |
1952 г. | Дальневосточный военный округ | ВВС округа | 303-я истребительная авиационная дивизия ПВО | Приморский край, Галёнки, МиГ-15 |
01.03.1957 г. | Дальневосточный военный округ | ВВС округа | 303-я истребительно-бомбардировочная авиационная дивизия | Приморский край, Галёнки, МиГ-17 |
01.03.1976 г. | Дальневосточный военный округ | ВВС округа | 303-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков | Приморский край, Галёнки, МиГ-21 СМ, СМТ |
01.04.1988 г. | 1-я воздушная армия | 303-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков | Приморский край, Галёнки, МиГ-21 СМ, СМТ | |
01.10.1994 г. | 1-я воздушная армия | 303-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков | Приморский край, Галёнки, МиГ-27 Д, К; Су-25 | |
01.05.1998 г. | 11-я воздушная армия ВВС и ПВО | 303-я штурмовая авиационная дивизия | Приморский край, Галёнки, Су-25 | |
11.11.2009 | 11-я воздушная армия ВВС и ПВО | Приморский край, Галёнки, прощание с Боевым Знаменем полка |
Всего за годы Великой Отечественной войны полком:
Выполнено боевых вылетов | Сбито самолётов в воздухе | Уничтожено самолётов всего |
---|---|---|
12704 | 407 | 427 |
Свои потери:
Потеряно самолётов, всего | Погибло лётчиков всего | Погибло лётчиков в воздушных боях | Не вернулись с боевого задания | Сбито зенитной артиллерией | Погибло в авиакатастрофах и умерло от ран |
---|---|---|---|---|---|
99 | 73 | 28 | 27 | 6 | 12 |
За войну в Корее полком^
Выполнено боевых вылетов, всего | Проведено воздушных боев, всего | Сбито самолётов ООН | из них бомбардировщиков | из них истребителей-бомбардировщиков | из них истребителей |
---|---|---|---|---|---|
4304 | 105 | 96 | 8 | 39 | 49 |
Свои потери:
Потеряно самолётов, всего | Погибло лётчиков всего |
---|---|
18 | 8 |
Период | Самолёты |
---|---|
1938—1942 | И-16, И-15 бис, Як-1 |
1942—1944 | Як-7Б |
1942—1943 | P-51 |
1944—1945 | Як-3 |
1945—1948 | Як-7 |
1948—1951 | Як-9, МиГ-9 |
1951—1953 | МиГ-15 |
1953—1966 | МиГ-17 |
1974—1982 | МиГ-21БИС, в 3-й аэ МиГ-21БИС-М с 1980 г. С 1982 г. МиГ-21СМ, в 3-й аэ 1 с-т МиГ-21СМТ |
1983—1993 | МиГ-27 Д, К (МиГ-27К — 1-я аэ, МиГ-27Д — 2-я аэ и 3-я аэ) |
1993—2009 | Су-25 |
2013 — н. в. | Су-25СМ |