Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Попытка не пытка, и спрос не беда.

Историческая справка. 642-й гвардейский.

Назад

 

Общие сведения: 230 скоростной бомбардировочный полк.


Каждый авиационный полк, прошедший Великую Отечественную войну, имеет свою, не похожую на остальные полки историю. 642 гвардейский истребительный авиационный Братиславский Краснознаменный полк имеет не просто особую, он имеет уникальную историю. Созданный 1 ноября 1940 г. в Ростове-на-Дону, как 230 скоростной бомбардировочный полк (230 сбап) войну закончил уже, как 130 гвардейский штурмовой (130 гв. шап). В послевоенный период полк «служил» еще и в истребительно-бомбардировочной авиации, а свое существование в 2003 г. закончил уже, как истребительный. Такой удивительной эволюции не имеет ни один советский авиационный полк

При формировании 230 сбап получил на вооружение малосерийные пикирующие бомбардировщики СБ-РК (Ар-2), которые, как пикировщики в полку, так никогда и не применялись. В 1942 г. после неудачной попытки перевести полк в ночные бомбардировщики он в конце концов стал штурмовым, получив на вооружение легендарные Ил-2, которые после войны были заменены на Ил-10. Во второй половине 50-х после ликвидации штурмовой авиации полк стал истребительно-бомбардировочным. В этот период имел на вооружении уже реактивные самолеты МиГ-15 и МиГ-17. В 1961 году 642 гв. оапиб первым в ВВС СССР получил на вооружение истребитель-бомбардировщик Су-7б. Здесь проводились и его войсковые испытания. В середине 70-х вместе с 722 апиб первым получил на вооружение истребитель-бомбардировщик МиГ-27. Эксплаутируя этот самолет, 642 гв. оапиб стал лидерным не только в 5 Воздушной Армии, но и на всем Юго-Западном ТВД. Возможно это и повлияло на то, что в конце 1988-начале1989 гг. он был перевооружен на «непрофильные» для истребительно-бомбардировочной авиации истребители МиГ-29 и единственный в ВВС СССР, а потом и в ВВС Украины применял их, то, как истребитель-бомбардировщик, то, как истребитель.

Великая Отечественная война – не самый долгий, но бесспорно самый яркий период в истории полка. Он начался 5 сентября 1941 г., на Юго-Западном фронте жестокими боями над немецкими переправами у Кременчуга. Только в период с 6 по 13 сентября 230 сбап потерял 22 человека летно-подъемного состава и 10 (из 20) самолетов. Дальше было отступление, бои за Полтаву, Красноград, Харьков. В середине сентября большинство соединений Юго-Западного фронта попало в окружение. Экипаж командира 1 авиаэскадрильи 230 сбап майора Симонова П. Ф. доставляет из Полтавы в окруженный Пирятин генерал-майора Баграмяна И.Х. с устным приказом командующего Юго-Западным направлением маршала Советского Союза Тимошенко С.К. командующему Юго-Западным фронтом генерал-полковнику Кирпоносу М. П. оставить Киев и выходить из окружения. На обратном пути экипаж Симонова вывез из окружения несколько советских военнослужащих. Уже после войны Иван Христофорович Баграмян в своих мемуарах с большой теплотой вспоминал о перевозившем его экипаже.

Формально весной 1942 г. 230 сбап был отправлен в Чкаловскую область на переучивание. Формально потому, что все самолеты и значительная часть личного состава все же осталась на фронте. Они вошли в состав 10 гвардейского авиаполка. До конца июля 1942 г. в Орске летчики переучивались на ночных бомбардировщиков так как война показала, что днем СБ действуют не эффективно и несут большие потери. Но И. В. Сталин сказал, что фронту нужны штурмовики Ил-2. Начинается массовое формирование новых и переформирование старых авиаполков в штурмовые. 230-й полк становится штурмовым. После переучивания в Куйбышевской области осенью 1942 года его направляют на Калининский фронт, где он входит в состав 232 штурмовой авиадивизии (шад), 2 штурмового авиакорпуса (шак РГК), 3 Воздушной Армии (ВА). В начале 1943 г. всю 232 шад временно перебрасывают на Волховский фронт в состав 14ВА, где она участвует в прорыве блокады Ленинграда. За неполных три месяца пребывания на Волховском фронте 230 шап понес большие потери – 14 человек летного состава и 20 самолетов Ил-2. Очень часто достоверных сведений о судьбе экипажей нельзя было получить так, как самолеты падали в лесистой и болотистой местности. Так 14 февраля 1943 г. из боевого задания не вернулся экипаж мл. лейтенанта Кузовкина А. Н.. Уже в наши дни поисковыми отрядами Новосибирска и Санкт-Петербурга между селами Ивановское и Васкины Нивы Тосненского муниципального района Ленинградской области были найдены обломки самолета, а также останки пилота мл. лейтенанта Кузовкина А. Н. и воздушного стрелка капитана Сарычева В. И.

17 февраля из боевого вылета не вернулась пара Ил-2 в составе экипажей лейтенантов Клишевича Ф. К. и Кравченко Т. Т.. Поисковая экспедиция «Любань-2004» нашла самолет Клишевича в районе населенных пунктов Рамцы – Грустыня. Найденный Ил-2 был одноместным. Однако останков летчика обнаружить не удалось. И не удивительно, – ведь Федор Клишевич выжил. Уже после войны он посещал свой родной полк, а для однополчан оставил рассказ о том, что с ним произошло после падения самолета.

Далеко не каждый полк может похвастаться воздушным тараном, а в 230 шап его совершил мл. лейтенант Литвинов Ф. И.. 15 февраля 1943 г. он ударил бронекорпусом и винтом своего Ил-2, поднырнувший под него «Мессершмитт» Bf-109F. Немец был сбит, а Литвинов благополучно вернулся на свой аэродром.

При прорыве блокады Ленинграда 230 шап нанес немцам ощутимые потери, уничтожив только пехоты до целого полка, не говоря уже о его технике.

В августе 1943 г., после пополнения людьми и техникой, 2 шак переводят на Западный фронт и включают в состав 1 ВА. 230 шап принимает участие в Смоленской операции и освобождении Спас-Деменска, Ельни, Ярцева, Рославля, Смоленска. Яркой, но трагической страницей в истории полка стала операция по уничтожению немецкого бронепоезда на станции Павлиново 11 августа 1943 г.. В 16 часов 18 минут группу из 8 Ил-2 повел на бронепоезд командир 3 аэ ст.лейтенант Соколов В. Г.. Их прикрывала группа истребителей состоящая из 12 самолетов, 4 из которых были французы из полка «Нормандия-Неман». Обнаружив бронепоезд, штурмовики пошли в атаку. Все вокруг превратилось в сплошной ад. Налетели «Мессеры» и «Фокке-Вульфы», зенитная артиллерия зажгла небо. 5 из 8 экипажей были сбиты прямо над бронепоездом. Несколько самолетов упало на этого стального монстра. Когда уцелевшие Ил-2 уходили домой, покореженный бронепоезд уже лежал на боку вдоль железнодорожного полотна. Но не все летчики, сбитых самолетов погибли. Лейтенанту Прокофьеву Б. Г. удалось выжить, хотя и попал он в плен. После войны, как и Федор Клишевич, Борис Георгиевич побывал в своем полку, оставив подробный рассказ о боевой операции по уничтожению бронепоезда.

В начале сентября 1943 г. в 230 шап пришла радостная весть – полк, как и вся дивизия были преобразованы в гвардейские. Теперь они стали именоваться 130 гв. шап и 7 гв. шад, а 15 сентября личный состав полка буквально потрясла страшное событие – над позициями врага, на малой высоте сбит их бессменный командир полка Макар Зиновьевич Гребень. Шансов выжить, практически ноль, но он все же выжил! Утром того дня гв. подполковник Гребень повел на цель в районе Ельни колонну штурмовиков из трех полков дивизии. Естественно, что ведущий такой огромной и маломаневренной колонны был лакомой целью для немецких зенитчиков. Во время одного из заходов на цель они его сбили. Прыгать пришлось с высоты 50–60м. Парашют наполнился воздухом только в последний момент. От удара о землю потерял сознание. Вечером его подобрали немецкие жандармы и отправили в Смоленск в госпиталь для военнопленных. Ночью Макар Зиновьевич и еще 13 пленных летчиков сбежали. До 25 сентября прятались в теплоцентрали, а после освобождения Смоленска его отправили уже в советский госпиталь. Там он узнал, что его наградили орденом Отечественной войны первой степени, – посмертно. Когда в полку узнали, что их командир жив, за ним прислали «кукурузник». Во фронтовой биографии Макара Зиновьевича уже были подобные переплеты. 10 сентября 1941 г., когда он был еще командиром 2 аэ и летал на СБ, его экипаж возвращался домой после успешной бомбардировки цели в районе Кременчуга. Внезапно обнаружилось, что перебит бензопровод. С трудом перелетели линию фронта и аварийно сели. С помощью бинтов устранили течь и благополучно вернулись на свой аэродром в Чугуеве. Тогда об этом случае было рассказано в одном из номеров газеты Харьковского военного округа «Ворошиловец». О случае под Ельней гв. полковник Гребень М. З. рассказал уже сам в своих воспоминаниях. Эти воспоминания охватывают период в истории полка от начала формирования и до окончания войны. Кроме рукописного варианта существует и два экземпляра машинописного, в который Макар Зиновьевич вклеил три схемы: 1. Боевой путь полка как полка штурмовиков на самолетах Ил-2; 2. Схема Будогощского аэродрома и размещение на нем 230 шап. Декабрь 1942 г.; 3. Схема отражения контрударов противника в Будапештской операции. Январь 1945 г. Макар Зиновьевич Гребень пришел в 230 сбап на должность заместителя командира 3 аэ, когда полк только формировался. На фронт убыл уже, как командир 2 аэ, а с февраля 1942 г. после трагической гибели в авиакатастрофе командира полка майора Канатова А. И., заменил его на этой должности. Из летчиков он единственный, кто прошел всю войну. Соответственно, оставленные им воспоминания наиболее полно и содержательно охватывают период от момента формирования полка до окончания войны.

Бесценную память оставил будущим поколениям Николай Александрович Филькевич. Составленная им иллюстрированная полковая «Летопись» уникальна. Уверен, что такого документа не имеет ни один другой советский авиационный полк. К примеру «Летопись» содержит более 500 фотоснимков, 23 схемы, десятки копий различных приказов, огромное количество статистического материала. Для исследователя ее значение, как исторического источника, огромно. М. З. Гребеню Николай Филькевич посвятил статью «Смерти наперекор», опубликованную в газете «Вечерний Киев» за 12 декабря 1985 г. Более полный вариант статьи под названием «Дважды рожденный» был прислан командиру 642 гв. оапиб гв. полковнику Гусеву В. А. в начале марта 1985 г. Писали и о Николае Александровиче. Ему посвящена статья «Призвание на всю жизнь» в газете МО Украины «Народная Армия» за 2 ноября 1999 г. В 2000 году к 60-летию полка он сам написал в эту газету статью под названием «Путь длиной в шесть десятилетий» («Народная Армия» за 11 октября 2000 г.).

После окончания боевых действий на Западном фронте несколько месяцев 130 шап пополнялся людьми и техникой и вот весной 1944 г. его в составе 2 шак перебрасывают на 2 Украинский фронт и вводят в состав 5 ВА (небольшие интервалы времени полк находился в оперативном подчинении 17ВА). Интересна история такого перемещения. Оно связано с ротацией командующих Украинскими фронтами. В мае 1944 г.командующий 2 УФ маршал Советского Союза Конев И. С. был назначен командующим 1 УФ вместо погибшего генерала армии Ватутина Н. Ф.. С собой маршал «забрал» и 1 гв. шак гв. генерал-лейтенанта авиации Рязанова В. Г. Там его включили в состав 2 ВА. На освободившееся место в 5 ВА и прибыл 2 шак генерал-лейтенанта авиации Степичева В. В..

Пребывая на 2УФ 130 гв. шап принимал участие в ряде стратегических наступательных операций, среди которых наиболее значимые: Ясско-Кишиневская, Дебреценская, Будапештская, Венская, Братиславско-Брновская. Освобождал Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. За успешные боевые действия он был награжден орденом Боевого Красного Знамени, ему было присвоено почетное наименование «Братиславский». 2 шак был преобразован в гвардейский и стал называться 3 гв. шак. Пожалуй наиболее ярким эпизодом в истории полка в этот период был налет 18 экипажей Ил-2 на немецкий аэродром Тапиосентмартон в Венгрии. Этот аэродром разведал и сфотографировал гв. лейтенант Семиряков Н. И.. На нем находилось свыше полсотни «Фокке-Вульфов» FW-190. 2 ноября 1944 г. группу штурмовиков повел на цель командир 1 аэ гв. капитан Пролыгин А. И.. Операция прошла успешно, – 14немецких самолетов было уничтожено. Свои потери составили 4 сбитых Ил-2, 3 человека погибших, среди которых был и Николай Семиряков.

Войну 130 гв. шап закончил в Австрии «Венским вальсом» в «Венском лесу». По итогам боевых действий полк уничтожил: более 10000 солдат и офицеров противника, 41 самолет, 364 танков и бронетранспортеров, 254 орудий разных калибров, 3564 автомобилей, 4 переправы, 15 мостов, 22 судна, 45 артскладов, 463 ж.д. вагона, 502 здания, 1 ангар, 44 места ж.д. полотна, 1 лесопильный завод, 8 мест телефонных и телеграфных проводов, 18 автоцистерн, 2 бронепоезда, 14 паровозов, 21 миномет, 639 пароконных повозок, 763 лошади, создано 487 очагов пожара.

За время войны на самолетах СБ и Ил-2 произведено 5100 самолетовылетов с общим боевым налетом 5544 часа.

Свои потери составили: 111 самолетов, 58 летчиков, 11 штурманов, 61 воздушный стрелок.

Удивительно, но войну 130 гв. шап закончил без Героев Советского Союза. Единственному в полку Герою Советского Союза Самоделкину В. М. это звание было присвоено только через год после окончания войны. Вопрос отсутствия Героев не раз поднимался ветеранами полка. Но достоверных причин их отсутствия не найдено. Существует рукопись книги бывшего летчика 3 аэ Гайдаша Б. Е. под рабочим названием «С боями по пяти государствам, но… без обещанных Золотых Звезд». Пока эта рукопись для публикации недоступна. Борис Ефимович Гайдаш консультировал М. З . Гребеня, когда тот писал свои воспоминания. Об этом свидетельствует письмо Гайдаша Гребеню с ответами на поставленные им вопросы.

В послевоенное время на разных должностях в полку проходили службу Герои Советского Союза: Иванов Л. П., Коряков В. Н., Пащенко И. В., Самсонов П. В., Томашевский И. Г., Юферов Н .П.

Командирами полка в разное время были такие известные в авиации люди, как Коряков В. Н., Самсонов П. В., Фукалов А. И., Закревский А. Н., Селиверстов Н. А., Гусев В. А. и другие. Начальником политотдела полка был Бенов Г. М.

Во второй половине 80-х, когда 5 ВА командовал генерал-майор Шапошников Е. И., 642 гв. оапиб был его «любимым» полком. Здесь он часто и сам летал.

Полковой Су-7б с бортовым номером 40 можно увидеть в фильме «Дни летные»(1965). Звено МиГ-27М и один МиГ-23БМ (бортовой номер 38) «снялись»в фильме «Ответный ход» (1981).

В 1990 г. в состав 642 гв. иап вошла знаменитая «вторая поющая» эскадрилья, расформированного 5 гв. иап. Во время Великой Отечественной войны ею командовали Герой Советского Союза Лавейкин И. П.и дважды Герой Советского Союза Попков В. И. Эта эскадрилья послужила прототипом «второй поющей» в культовом фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».

После войны до 1948 г. полк дислоцировался в Румынии, затем в Одессе и Первомайске, а с февраля 1959 г. и до самого расформирования в 2003 в Вознесенске (станция Мартыновка) Николаевской обл.
 

ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИК СЕРГЕЙ МАКАРЕНКО.


Источник: http://militera.lib.ru/memo/russian/greben_mz01/11.html
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов