Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Собака лает, а караван идет. (татарская)

Армяне, Армения, Армянская церковь

Назад

 

Армяне, Армения, Армянская церковь


Армения в своем полном объеме почти никогда или только кратковременно находилась, как целое государство, под управлением одного государя. Она лежит между 55 и 67° вост. долготы (от Ферро) и 37 1/2 и 41 3/4° сев. широты. Большая длина ее от В. до Ю.З. равняется 975-1060, большая ширина от С. до Ю. 525 км. Она занимает площадь в 357900 кв. км и тянется от Каспийского моря и персидской провинции Азербейджан на В., до Малой Азии на С. и от реки Куры на С. до Курдистана и Месопотамии на Ю. Настоящая А., или Великая А., разделенная на 150 провинций, 190 округов и 620 меньших округов, занимала большую, восточную часть всей страны до самого Евфрата и Антитавра, пространством в 220000 кв. км. К З. от нее лежала Малая Армения, доходившая до Малой Азии и имевшая сначала 28000, потом 88000 и, наконец, при Юстиниане 138000 кв. км. Арабы, завоевавшие большую часть А., произвели различные разделения, потом страна покорилась сельджукам, и наконец русские, персияне и турки разделили ее между собою. Сев.-вост. часть, вследствие мирного договора 1828 г. при Туркманчае уступленная России Персией, была увеличена до Аракса, и в 1829 к ней был прибавлен Ахалцыхский пашалык, а в 1878 г. в силу Берлинского договора к России присоединен Ардаган, Карс, Батум и несколько пограничных местечек. Юго-вост. маленькая часть, одна шестая, принадлежит персиянам, а западная часть, две трети всей страны, подчинена Турции.
А. лежит в одной из самых возвышенных местностей Западной Азии, плоскогорья которой находятся на 2200 м и представляют роскошнейшие пастбища, но лишены совершенно деревьев, а к З. и Ю. спускаются отлогими террасами. Страна богата большими горными озерами, из которых озеро Геггам и Геван лежат на 1900, озеро Ван на 1480, а озеро Урмиа на 1420 м выше уровня моря. Из гор замечателен в особенности Большой Арарат, 5171 м, рядом с которым Малый Арарат, 3970 м. В А. попадаются обширные низменности, из которых необработанная Мугганская равнина весьма значительна. Равнина эта лежит в восточной части страны, между Курой и Араксом, и простирается до Каспийского моря и Кавказа. Кроме маленьких рек, в А. протекают: Кура, образующая северную границу страны, на Ю.В., Аракс, служащий границей между русской и персидской А., а далее Евфрат, берущий начало в горах санджака Баязета, и Тигр, который неподалеку от Евфрата берет начало в вилайете Диарбекир. Климат А. гораздо суровее, чем можно предполагать. Во многих местах снег лежит по полугоду, многие реки совершенно замерзают, и вся страна зачастую покрыта снегом на 1-2 м вышины, что делает путешествие там опасным. В верхней А. снег падает в продолжение семи месяцев, от октября до мая. В Эривани, хотя снег падает только пять месяцев, но термометр опускается до 25° Ц. Западная же А., южная часть с курдистанскими глубокими долинами, округ Диарбекир и большая плоскость при Каспийском море не так суровы. Снеговая линия, лежащая на Кавказе ниже 8100 м, доходит в А. до 4100 м, и вследствие этого вечными снегами покрыта только вершина Большого Арарата и Арагада (ныне Алагеза, 4040 м в.). Только на горах, лежащих к Ю. от Курдистана и Биньёлы, снеговая линия доходит до 3300 м. В более теплых местах страны весна начинается в марте, но вообще только в апреле, в конце которого и начинается посев. В мае цветут фруктовые деревья, и тогда пастухи выгоняют скот в горы, где и остаются в продолжение четырех месяцев. Но в Эрзеруме случаются и в июне такие холода, что по ночам замерзает вода, в то время как в других местах того же самого пашалыка зреют вишни и хлеб уже готов для жатвы. После долгой зимы наступает в А. короткая весна, переходящая к летнему зною, так что плодородный чернозем в продолжение трех месяцев дает листья, цвет и зрелые плоды. В долине Аракса хлеб созревает ранее, чем в Эрзеруме, и виноград поспевает в Эривани раньше, чем в умеренном Понте, так как в Эривани жар доходит до 38° Ц. и разница между крайним холодом и крайним жаром достигает до 60° Ц. За знойными днями наступает осень, такая же короткая, как и весна, и затем продолжительная зима с массою снега. Зимою дует северный втер, в дождливую весну западный, сухим летом южный и восточный ветры. Так как земля очень быстро сохнет, то еще в древние времена проведены были с большим трудом и искусством каналы для орошения страны. Климат вообще считается здоровым, кроме окрестностей Эривани, и во многих местах жители достигают глубокой старости; только лихорадки и катары считаются обыкновенными болезнями.
Из полезных минералов в А. имеется серый мрамор, болюс, славившийся прежде своим высоким достоинством, квасцы и сера. Из металлов в А. очень много железа и меди, есть мышьяк, магнитный железняк, ртуть в различных местах, далее свинец, серебро и местами в юго-зап. части, в Софене древних, попадаются следы золота.
Вследствие продолжительных зимних холодов южные плоды не могут созревать, но хлеб и разные овощи растут в изобилии, даже в местностях гораздо более возвышенных, чем в Европе. Виноградная лоза, не произрастающая в Европе выше 785 м, дает плоды в долине Арарата на высоте 1340 м, на самом Арарате до 1260 и на Ване до 1600 м. Лесов в Армении немного, и деревья невысоки и нетолсты. Чаще всего попадается тополь обыкновенный, осина, платан (преимущественно в восточной сторон), верба (Vitex), ива и шиповник; изредка встречается орешник и грецкий орех, илим, кедр и можжевельник. В низких местах, особенно с южной стороны, попадается миртовое дерево и бук, лавр и сосна. Лесные местности встречаются в юго-вост. провинциях, прилегающих к Черному морю, частью между Курой и Араксом в Карабагском и Шушском уездах. Горная флора, достигающая до 4100 м, в А. гораздо разнообразнее, чем на Кавказе. Цветы армянских гор превосходят яркостью цветы других стран. Между ними встречаются превосходные розы, тюльпаны, колокольчики на высоких стеблях, голубые лилии, пунцовые бархатные драцены и т. д. Из фруктовых деревьев растут: абрикосы, отправляемые в Европу, сливы, вишни, яблоки, груши, персики, гранаты, тутовые ягоды. В более теплых местах страны растут оливковое дерево и фиговое. Хлопок, кунжут, табак и лен тоже родятся в А. Рис растет в восточной части. В других полезных растениях и лекарственных травах тоже недостатка нет. На всех возвышенностях красуются плодородные луга - пастбища курдов и туркменов.
Животный мир тоже во множестве имеет своих представителей в А. С давних времен страна славилась охотою на разного рода зверей: оленей, кабанов, газелей и буйволов. Кроме рогатого скота, в А. разводят много овец. Карабага и Курдистан знамениты своими быстроногими лошадьми, которыми прежде владетели страны платили дань персидскому двору. Из хищных животных в лесах и пустынях водятся тигры, леопарды, гиены, рыси, медведи, волки, лисицы, дикие собаки и т. д. Львов уже почти не встречается. Из птиц и рыб много видов неизвестных и еще не описанных. Пчелы доставляют прекрасный мед около берегов Черного моря.
История.
Армяне - отрасль иранской группы индоевропейского племени. Древняя история страны почти совсем неизвестна. Имя Арарат, в древности даваемое северной части страны и связанное с Моисеевым преданием о потопе, встречается в клинообразных надписях и у Геродота. Древние персы называли эту страну Арминой. История же, обработанная нынешними армянами, не опирается на древнеармян. национальные памятники; они связывают свою древнюю историю с рассказами Ветхого Завета, что доказывает ее позднейшее христианское происхождение.
По преданиям армян, страна их была центром древнего мира, из которого вытекали 4 величайшие реки (Евфрат, Тигр, Кура и Аракс), раем, и, по сказанию библейскому и ассирийскому, после потопа сделалась вторично колыбелью рода человеческого. Родоначальником своим они называют Гайка, сына упомянутого в Библии (Бытие I, 3) Тогармы, вследствие чего они называют себя гайканами, а страну свою Гаиастаном. Один из потомков Гайка был Арам, увеличивший свое государство завоеваниями и этим вызвавший разделение на Большую и Малую А., что, однако, без сомнения, совершилось гораздо позже. По армянским преданиям, заимствованным от греков, он был современником Нина, который не мог победить его и уступил ему первое место после себя. От него или от Арменака, сына Гайка, армянские историки производят название А., тогда как греки и римляне дают этому имени частью фригийское происхождение, а частью производят его от фессалийца Армения - спутника Ясона при походе аргонавтов. После того, как сын Арама Арай погиб в битве против Семирамиды, правителям А. пришлось признать главенство Ассирии. Паруйра отвоевал себе независимость и принял титул царя, но потомки его, вероятно, опять сделались вассалами вавилонских царей. Единственные прямые исторические доказательства имеются в находящихся в Ване, Палу и других местах клинообразных надписях на древнеармянском языке - в которых встречаются имена Миниаса, Аргистиса. В этих клинообразных надписях Аргистис называется могущественным противником ассирийца Саргона (710).
Другой царь армянский, Гайк II, по армянским преданиям, как союзник Навуходоносора принимал участие в осаде Иерусалима. Между пленниками, приведенными им с собой, находилась знатная фамилия Шамбата, сын которого назывался Багаратом. Умом и ловкостью она достигла власти и наконец в IX столетии по Р. Х. вступила на престол А. и Грузии, и имя ее до сих пор сохранилось в фамилии Багратионов. В половине VI стол. до Р. Х. Тиграну I из рода Гайка удалось свергнуть чужестранное иго. Но вскоре А. пришлось снова покориться власти царей персидских.
В древнеперсидских письменах впервые встречается имя Армина. А. оставалась в зависимости от Персии до тех пор, пока Александр Великий не присоединил к своему государству всю Персидскую монархию, а вместе с нею и А. После смерти Александра А. подпала под власть Селевкидов, наместники которых управляли страной. Двое из наместников - Артаксиас (по-армянски Арташас) и Зариадрес (Дарех) освободились между 223-190 до Р. Х. из зависимости от своего повелителя Антиоха Великого во время войны его с римлянами и разделили между собою страну, разграничив ее на Большую и Малую А. Артаксиас взял Большую А., отделенную с С. от Понта и Колхиды Коронскими горами, от Иберии и Албании - Чорохом, с В. от Мидии - Араксом и Атроппатенскими горами, с Ю. от Ассирии - Нифатскими горами и от Месопотамии - Тигром, а с З. от Малой Армении - Евфратом.
Но династия Артаксидов царствовала недолго, потому что уже в половине II столетия до Р. Х. Великая А. попала во власть ветви парфянских Арсакидов, которая, начиная Валарзасом или Ваггаршаком I, дала Великой А. вторую династию, избравшую Нисибу своей резиденцией. Тигран Великий был самым знаменитым государем этого рода, присоединивший к завоеваниям своих предков в Малой Азии и на Кавказе - Сирию, Каппадокию и Малую А., разбивший парфян и отнявший у них Месопотамию, Адиабену и Атропатакан. Война с римлянами, в которой он принял участие, как родственник Митридата Понтийского, лишила его в 63 г. до Р. Х. почти всех его завоеваний. Сын его Артавазд был вероломно захвачен в плен Антонием.
С этого времени римские и греческие писатели дают целый ряд имен армянских царей, не признаваемых армянскими историками; это разногласие объясняется тем, что армянские историки признают только потомков Арсакидской династии, царствовавших вначале лишь в южной месопотамской части А. в весьма небольшой области и плативших дань как римлянам, так и персам, за что те и другие оставляли их в покое, тогда как настоящая А. служила яблоком раздора между персами и римлянами и получала то от одних, то от других - царей, не признаваемых армянск. историками. По их словам, Эруван соединил (в 68-88 г. по Р. Х.) снова всю А. под свою власть, чему не противился ни Веспасиан, ни Тит, так как он совершенно уступил римлянам месопотамскую часть. Наследники его сохранили престол. Траян объявил в 117 г. А. римской провинцией; но Адриан отозвал римские легионы за Евфрат. Хозрой I долгое время воевал с Арташиром (Артаксерксом), основателем династии Сасанидов. Желая отомстить за смерть своего единоплеменника Артавана, последнего арсакидского персидского царя, Хозрой прогнал его уже до индийской границы, но по наущению Арташира был предательски убит, после чего Арташир подчинил себе всю А.
При вступившем в 286 г. с помощью римлян на наследственный престол царе Тиридате Великом, сыне Хозроя, в А. начало распространяться христианство. Вначале христиане, конечно, подвергались сильным гонениям, но когда Тиридат сам принял христианство, оно было сделано государственной религией и, конечно, не без кровавых распрей изгнало совершенно старую религию - видоизмененный парсизм. Но христианство не могло удержать А. от внутреннего упадка и не могло вызвать энергической помощи со стороны византийских греков против нападков персов. Таким образом в 428 г. персидский царь Баграт V (по арм. Врат) обратил А. в провинцию сасанидского государства и с низвержением Арташира положил конец Арсакидской династии и в А. По греческим источникам, Тигран VIII подчинился в 412 г. персу Иездеджерту. При этом небольшая часть западной А. отошла к византийским императорам, которые в то же время владели Малой А. Но и эти императоры уступили ее сначала Сасанидам, а впоследствии арабам.
Династия Сасанидов, царствование которой ознаменовалось особенно кровопролитными попытками персов уничтожить христианство в А., пала уже в 636, и ее заманили завоеватели Передней Азии - арабские калифы. Во время войн между калифами и византийскими императорами А. снова страшно страдала и управлялась частью византийскими, частью арабскими наместниками. Наместники Сасанидов назывались марцпанами и пользовались во многих отношениях неограниченной властью; при господстве калифов наместники назывались остиканами, а при византийских императорах - куропалатами. Ашхот I (+ в 889 году) - потомок древнего и могущественного армянского рода Багратидов, наконец, с соизволения калифа Мутамида Биллаха, в 885 г. получил корону и сделался основателем третьей великой династии Багратидов, или Багратуни, царствовавшей до 1046 г. При царствовании его потомков Великая А. снова поднялась, и только в конце Х и в начале XI веков возникшие распри между членами династии Багратидов и отпадение Арцруни ослабили внутреннее управление в стране настолько, что она не могла противиться одновременному нападению сельджуков и византийцев. Таким образом греки заняли почти всю А. Только несколько армянских князей сохранили свою независимость, которую потеряли в 1242 г., когда монголы завоевали всю А. В 1472 г. Великая А. сделалась персидской провинцией, западную часть которой через 100 лет завоевал турецкий султан Селим II, а восточная часть осталась во власти персиян. Со времени русско-персидской войны (1829) и русско-турецкой (1878) эта восточная часть перешла во владение русской державы.
В Малой А., отделенной с С. от Понта горами Скидисскими.и Париадрскими, с В. от Великой А. - Евфратом, с Ю. от Сирии и Киликии - Тавром, с З. от Каппадокии отрогами Антитаврских гор, в 190 г. до Р. Х. Зариадр (Дарех) занял престол. Династия его царствовала до Вагармашака, основателя династии Арсакидов в А., убившего в бою сына Дареха, Морфиликса. Тиграну II пришлось уступить страну в 62 г. до Р. Х. римлянам, которые отдали ее Деиотару, царю Галатии. После смерти сына этого царя римляне передавали страну различным властителям и потом обратили ее в римскую провинцию. Как римская провинция, она отошла при разделе Римской империи к Восточной империи. В XI веке (около 1080 года) Киликия и часть Малой А., в горах которой с давних пор укрывалось от персов и турок множество армян, были освобождены Рубеном, родственником последнего царя Багратидов, тоже бежавшего в горы от византийского ига. Его потомки распространили свои владения до Каппадокии и во время крестовых походов играли такую значительную роль, что император Генрих VI провозгласил Льва II царем, и 6 янв. 1198 он был коронован в Тарсе.
Маленькое армянское государство долгое время процветало под управлением династии Рубенидов, ловко умевших ладить с монголами и противодействовать мусульманству. Но с вмешательством пап в церковные дела начались внутренние распри, обессилившие страну, так что в 1375 она подпала под власть египетского султана Ша-бана. Последний царь, Лев VI, из дома кипрских царей из рода Лузиньянов, но с материнской стороны Рубенид, освободившись из египетского плена, уехал в Париж, где в 1393 г. и +. С этого времени Малая А. стала зависимым государством и перешла в 1403 г. от египетских султанов под власть туркменов, в 1508 г. персов и, наконец, в 1522 и 1574 г. османов.
Политическая судьба страны была причиною того, что армяне рассеялись по всей Передней и Средней Азии до Китая и даже по берегам Средиземного моря. Около 5000 армян живут в Африке, столько же в Ост-Индии, куда они перебрались, уходя от персидского гнета и преимущественно из Джульфы. В Персии и в соседних областях живет около 100000 армян. В России, где они со времени Петра Великого нашли покровительство, они образовали в Петербурге, Москве и Малороссии целые общины, а в Крыму и Польше их не менее 500000. В Австрии их до 16000, половина которых живет в Трансильвании, а другая половина распределяется между Венгрией и Галицией. В остальной Европе рассеяно не более 1000 арм. В Лондоне, Амстердаме и Марселе есть армянские торговые дома. Братство, или конгрегация, арм. мехитаристов пользуется большим уважением в Венеции и Вене. В Европейской Турции живет 400000 армян, из которых 200000 населяют Константинополь и его окрестности. В самой А. живет, по одним сведениям, 2 миллиона, а по другим - 4-5 миллионов армян, хотя цифры эти сильно преувеличены и более 1 миллиона считать нельзя. Численность всего армянского народа не превышает 2 1/2 миллионов. Ср. произведения армянских историков: Сен-Мартена, "M emoires historiques et geographiques sur l'Armenie" (2 тома, Париж, 1818); Нейман, "Geshichte der Uebersiedelung von 40000 Armeniern" (Лейпциг, 1834).
Армяне на Руси и в Польше
После разрушения сельджукским султаном столицы Великой Армении в 1061 г. около 20000 армян выселилось из своего отечества и отправилось в Крым и в русские земли. Некоторые русские князья приняли беглецов к себе под условием, чтобы они помогали русским в их борьбе с половцами. Так, напр., князь Федор Дмитриевич позволил им селиться в Галицкой Руси. Потом Лев, князь Галицкий, основав Львов, в 1270 г. призвал туда армян и наделил их некоторыми привилегиями; в то же самое время армянские селения начали являться в теперешней Подольской губернии. Польский король Казимир Великий, завоевав Червонную Русь, оставил за армянами прежние их права и привилегии и в то же время позволил им судиться по немецкому праву, наконец в 1367 г. - основал армянское епископство в Львове. Но немецкие мещане притесняли армян, которые в 1379 г. обратились с просьбою к королеве Ядвиге утвердить их права; просьба их была уважена, тем более что и число армянских выходцев в то время сильно увеличилось, так как в 1374 году окончательно пало их государство в Киликии. Часть этих выходцев поселилась во Львове, часть в Каменце Подольском, где в 1398 г. была основана первая армянская церковь св. Николая. В XV в. армяне уже отличаются в военной службе; так, например, известно, что они храбро сражались в литовском войске Витовта при Грюнвальде и Таннеберге в 1410 г. Самое благоприятное для армян время было в XVI веке, когда основано много церквей, а львовским армянам было предоставлено пользоваться почти исключительно собственными законами, свод которых был переведен на латинский язык и с небольшими изменениями утвержден в 1519 г. королем Сигизмундом I на сейме в Петрокове. Эти законы, во второй раз собранные польско-армянским поэтом Симоном Зиморовичем, были утверждены Владиславом IV, а царствовавший после него Ян Казимир тоже много заботился об армянах. Причина этих забот состояла, главным образом, в том, что армяне были посредниками в торговле между Западом и Востоком, вследствие чего в их руках скоплялись громадные богатства и вся страна при них богатела. Армяне тоже отличались образованностью и никогда не уклонялись от общественных тягостей и налогов; они всегда верно служили той стране, в которой находили приют. В XVIII в. над армянами взяли перевес евреи, к которым перешла почти вся торговля, вследствие чего армяне разорились и почти совершенно слились с местными жителями. Армянское Каменецкое епископство существовало до 1816 г., после чего армянскою церковью управляли генеральные викарии; наконец в 1854 г. прежнее армянское Каменецкое епископство было присоединено к католическому Каменецкому епископству. Во Львове же теперь существует недавно основанное армянское архиепископство.
Армянская церковь
Христианство появилось в Армении очень рано, и хотя сведения, оставленные Абгаром, очень неясны, но, тем не менее, первое достоверное известие получается из II столетия. Христианство, сильно преследуемое, иногда совершенно там исчезало, пока наконец епископ Григорий Просветитель не обратил в 301 г. Тиридата и в V стол. Месроп не перевел Библию на армянский язык. С этого времени в армянской церкви началась деятельность, и армяне стали часто посещать школы в Афинах и Константинополе. В церковных распрях о двух естествах Христа армяне примкнули к монофизитам с одобрения персидского царя Хозроя, завоевавшего страну в 536 г., они отвергли на Туинском синоде формулу Халкидонского собора и с тех пор отделились в особую церковь, которую назвали в честь Григория - григорианской. Главою церкви их сделался католикос (т. е. всеобщий епископ), живущий в Эчмиадзине, монастыре около Эривани, древней столицы А. Скоро в среде армян началась богатая научная деятельность, и значительная богословская литература, сохранившаяся на сирийском языке, начала переводиться на армянский язык для того, чтобы сделать ее доступной армянскому духовенству. Нерсес-Клайеци, армянский католикос XII века, сочинения которого издавались много раз, считается армянами величайшим их богословом.
С греческой (православной) церковью григорианцы не сливаются до сих пор. Но римские папы пытались много раз, напр. в 1145, 1341, 1440 гг., когда армяне обращались за помощью к западным государствам против магометан, отторгнуть армян от старой веры. Папам удалось, однако, только образовать раскол в арм. церкви.
Униаты-армяне живут в Польше, Галиции, Персии под властью архиепископа, живущего в Нахичевани, на Дону; кроме того, они живут на горе Ливане, в Риме, Марселе и на острове св. Лазаря около Венеции. Они признают верховную власть папы, соглашаются в религиозных догматах с католиками, но имеют свои особенные церковные правила.
При вторжении персов в Армению в начале XVII ст. многие из армян принуждены были перейти в магометанство; но большинство населения осталось верно своей старой религии. Учение армянской церкви отличается от греко-православной особенно тем, что оно, по монофизитскому учению, признает в Христе только одно естество. Относительно семи таинств арм. церковь держится особых правил, а именно: при крещении младенец трижды опрыскивается и трижды погружается в воду; миропомазание соединено с крещением; при причастии употребляется несмешанное вино и квашеный хлеб, помоченный в вине, соборуют только духовных лиц тотчас после смерти. Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты армяне соблюдают так же строго, праздников у них менее. Богослужение свое в Турции они большей частью совершают ночью; обедню служат на древнеармянском, а проповеди говорят на новоармянском языке.
В иерархическом отношении А. церковь подчинена эчмиадзинскому католикосу и эчмиадзинскому синоду. Католикос избирается на эчмиадзинском синоде, куда приглашаются депутаты от всех русских и иноземных армянских епархий, и утверждается особой грамотой государем императором. Католикос живет в Эчмиадзине на Арарате, куда каждый армянин должен съездить хоть раз в жизни. Католикос приготовляет священный елей и продает его священникам, а частые паломничества богомольцев дают ему средства поддерживать великолепие богослужения и учреждать превосходные учебные заведения. Патриархи Константинопольский и Иерусалимский, армянские архиепископы и епископы могут быть рукоположены только католикосом. Остальное духовенство занимает такое же положение, как духовенство греческой церкви; жалованья оно не получает, а живет исполнением треб; образование его стоит на низкой ступени. Монахи принадлежат к ордену св. Василия.
Вартабиды составляют особенный класс духовенства, нечто вроде монахов с учеными степенями, и иногда назначаются викариями к епископам. Светское духовенство может вступать в брак только один раз, второй брак не разрешается. А. церковь приобрела в Турции политическое значение вследствие того, что Порта, взяв Константинополь, подчинила всех своих православных подданных под именем Rum milleti (римской нации) не только духовной, но и светской власти патриарха Геннадия, а подвластных себе армян соединила, как Ermeni milleti (армянский народ), в церковно-политическое тело и отдала его под попечение армянского патриарха столицы, пользовавшегося значительной светской властью.
В 30-40 гг. настоящего столетия иерархическая власть значительно поколеблена, и патриарх принужден был разделить свою власть с советом из 12 человек светского сословия.
В 1860 году Портой утверждена выработанная на особом народном собрании армян конституция (напечатанная под назв. "Национальной конституции армян" в Revue des Deux Mondes, 1868 г., кн. II), по которой управление гражданское и духовное турецких армян принадлежит двум советам: Духовному (14 членов под председательством патриарха) и Светскому (20 чл.), избираемому собранием представителей (400) армянских общин.
В последнее время духовенство и армянская пресса стараются подчинить патриарха католикосу Эчмиадзина и тем усилить русское влияние на григорианскую церковь в Турции. Но патриарх, поддерживаемый турецким правительством, оказывает упорное сопротивление этим попыткам. В 1835 г. по стараниям Франции униато-армянская церковь в Турции под названием Katoluk milleti (католический народ) получила права как корпорация, и вследствие этого тотчас же возникли затруднения, так как по существующим государственным принципам Леванта духовенству дается право светской власти, а между тем это самое духовенство подчинено в духовных делах римскому папе, не состоящему даже в союзе с Портою. Во избежание этого недоразумения высшая иерархическая власть была разделена и светские дела переданы патриарху, бывшему, так сказать, чиновнику Порты, а духовные - лицу, зависимому от Рима. Римский престол при переходе армян в унию обещал сохранить им древненациональные особенности неофитов - армянскую литургию, юлианский календарь, их святых и т. д., и запретить католическим миссионерам стараться обращать армян-униатов в латинскую церковь. Но, несмотря на это, римский престол надеялся интригами достигнуть своей цели и с этим намерением назначал священниками в церкви лиц, находящихся под его влиянием. Это ему удалось привести в исполнение, и примасом был назначен Гассун, горячий ультрамонтан, стремящийся осуществить идеи Рима. Но против этих козней ультрамонтанов под влиянием мехитаристов поднялась сильная оппозиция, широко охватившая всю нацию. Порта, сочувствующая более народу, чем духовенству, в продолжение многих лет, уступая французскому влиянию, старалась сохранить мир в ущерб армян. Но когда Гассун отправился в 1870 г., как сторонник непогрешимости, в Рим на собор и именем римского престола стал громить своих противников, посылая им упреки и угрозы, армяне восстали под влиянием своих священников, изгнали из многих церквей креатур примаса и утвердили независимую от Рима старокатолическую церковь, но не соединились с григорианской армянской церковью, как надеялись григорианцы.
Порта признала этот совершившийся факт. 2-го июля 1872 г. вновь избранный патриарх Купелиан получил инвеституру и был введен во владение церковным имуществом, после чего непогрешимый патриарх Гассун получил приказание выехать из Константинополя. Это движение, несмотря на государственную поддержку, кончилось, однако же, победою гассунитов. В марте 1879 г. старокатолический константинопольский патриарх, глава антинепогрешимой партии, Купелиан подчинился непогрешимому папе. В сентябре 1879 г. его примеру последовали 16 епископов и 13000 сторонников. Порта снова признала совершившийся факт, вместе с этим признала Гассуна законным патриархом. Спустя год папа наградил патриарха, даровав ему кардинальское достоинство. Протестантские миссионеры различных названий уже лет 50 как действуют в Армении, но до сих пор без всякого успеха. Ср. Малана, "Divine liturgy of the armenian church" (1870).
"Брокгауз и Ефрон"


Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов