Адрес-календарь — официальный справочник, издавашийся как централизованно, так и в губерниях и областях Российской Империи.
Адрес-календари областные или губернские:
Адрес-календарь представляет собой отдельную часть памятной книжки, включающую перечень всех губернских и уездных правительственных и общественных учреждений с их личным составом. Часто адрес-каленадарь издавался отдельным томом. В некторых областях и губерниях памятная книжка в полном составе не выходила и издавался только адрес-календарь. Зачастую деньги, вырученные от продажи адрес-календарей направлялись на благотворительные цели.
Адрес-календари общероссийские:
В общероссийском адрес-календаре приводились списки чинов придворного штата, государственных учреждений гражданского, военного и духовного ведомств как столичных так и по всем губерниям и областям. А также указывались сведения о должностных лицах других крупных учреждений. Для каждого имя, отчество, фамилия, звание, чин, должность.
Акт (свидетельство) об усыновлении (удочерении) - документ учета гражданского состояния населения, фиксировавший факт усыновления. Содержит сведения об усыновителе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, место крещения, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, факт усыновления. Сведения об усыновляемом, как правило очень краткие: фамилия (не всегда), имя, отчество, возраст и дата крещения.
Усыновитель имел право передать усыновленному свою фамилию, если тот не пользуется большими сословными правами по сравнению с усыновителем. Передача усыновленному фамилий потомственных дворян могла последовать только по царскому указу, по просьбе усыновителя в порядке, установленном законом.
Акт о смерти переселенца - документ административного учета переселенцев, составляющийся в случае кончины переселенца. Содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, место жительства и место приписки, семейное положение, сведения о родственниках, сословие, возраст, место службы, чин, дату смерти, причину смерти, место погребения (не всегда)
Адресные билеты — особый род паспортов, существовавший в России только в столицах (введенный в 1809 г., уничтоженный в 1888 г.), для лиц, занимающихся частным служебным трудом. В Петербурге в ведении общего полицейского управления, но содержавшаяся на счет города, действовала с этою целью особая Адресная Экспедиция, а в Москве при генерал-губернаторском управлении — Контора Адресов.
Адресные билеты в столицах были введены для достижения двух целей:
1) для доставления городу самостоятельного источника дохода, так как установленный при получении лицом адресного билета (или, правильнее, при перемене им своего плакатного паспорта на адресный билет, в Петербурге — в Адресной Экспедиции, в Москве — в Конторе Адресов) адресный сбор шел в пользу города;
2) для установления особого наблюдения за поведением и добросовестностью лица, предающегося частному служебному труду и ставящего себя в отношения нанимаемого к нанимателю. Такого наблюдения предполагали достигнуть возложением обязанности нанимателя при отпуске нанимаемого или при окончании срока адресного билета писать в особой графе, на билете означенной, аттестацию нанимаемому. Эта цель вовсе не могла быть достигнута, а напротив, дурная аттестация повела ко многим затруднениям, и пришлось прибегнуть к разрешению писать только хорошую аттестацию, а не желавший дать таковую получил право, не означая никакой аттестации, написать удостоверение, что такой-то служил у него по найму от такого-то времени до такого-то.
Что касается адресного сбора, связанного с получением адресного билета, то в Москве было установлено только два разряда этого сбора: первого разряда — с мужчин 3 руб., с женщин 1 руб. 50 коп., второго разряда — с мужчин 90 коп., с женщин 30 коп. В Петербурге же этот сбор установлен по пяти разрядам: самый большой — с мужчин 7 руб. 50 коп., с женщин 4 руб. 29 коп. (для учителей, гувернеров, гувернанток, не состоящих в государственной службе), самый малый, пятого разряда, — с мужчин 86 коп., с женщин 29 коп. (для чернорабочих). Но от платежа адресного сбора освобождены, хотя и занимаются частным служебным трудом: 1) ремесленники, временно работающие в столице, мостовщики, землекопы, каменщики, каменотесы, печники, плотники, штукатуры, поденщики, матросы, лоцманы и занимающиеся извозом; 2) нанимаемые в должности нижних служителей в заведениях казенного ведомства; 3) иностранцы дворянск. происхождения, не имеющие чинов; 4) малолетние, не достигшие 15-ти лет, и лица, впавшие в бедность по старости и болезням. Обеспечивая таким образом уплату положенного адресного сбора и вовсе не достигая педагогической цели, которую пытались достигать допущением аттестаций, адресные билеты представляли крайние неудобства, давно разъяснившиеся и вызывавшие отмену этих билетов и создававшихся ими формальностей и помех труду небогатого класса населения.
Наконец в 1888 г. адресные билеты уничтожены, петербургская адресная экспедиция и московская контора адресов закрыты, а адресный сбор сохранен и уплачивается при прописке в полицейских участках плакатных паспортов, к которым и присоединяется получаемая от городских сборщиков податей при посредстве полицейского управления квитанция в уплате предъявителем паспорта городского адресного сбора подлежащего разряда.
"Брокгауз и Ефрон"
Алфавит жителей (лицам) города на год - документ административного учета жителей каждой части города. Велся в виде книги частными приставами. Состоял из четырех частей. В первую заносились сведения о лицах, которым "воспрещено жить в обеих столицах": фамилия, имя, отчество (эти сведения повторялись и в других частях алфавита), сословная принадлежность, чин, звание, подданство. Во вторую заносились сведения о лицах, принадлежащих к 5-ому классу Табели о рангах: имя, отчество жены, имена детей, чин, служебное положение, место жительства, куда выбыл. В третью заносились сведения о лицах, разыскиваемых по приказам и циркулярам оберполицмейстера, а также о лицах, высланных из города: звание, цель розыска, приметы. В четвертую часть заносились сведения о евреях: фамилия, имя, звание, сведения о семье, какой гильдии купец и какого цеха мастер или подмастерье, где проживает (дом), когда прибыл.
Существовали разновидности документа и с более подробной информацией: фамилия, имя, отчество, состав семьи, возраст, место жительства, сведения о перемещениях, где проживает (дом).
Алфавитный список студентов (именная ведомость об учениках (учащихся) - документ учета ведомства народного просвещения, составлявшийся в университетах, институтах, лицеях по отделениям, классам, курсам. В нем сообщались данные: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность и сведения о семье, время поступления, место жительства, где получал подготовительное образование, сведения об успеваемости, куда поступил учится, на какое содержание.
Составлялись списки об учащихся, окончивших курс по годам, месяцам, и пересылались в учебные округа. С 50-х гг. в ведомость была внесена графа о национальности студентов иностранного происхождения. До 60-х гг. XIX в. эти списки имели название "именные ведомости об учениках (учащихся)". С 1874 г. фамилии студентов размещались по алфавиту в пределах факультета и семестра. В 80-е гг. в данный документ добавились следующие сведения: отметки о стипендиях, пособиях и освобождении от оплаты за учение.
Анкета (сведения) о прибывших и выбывших иностранцах - документ административного учета иностранцев, фиксировавший их прибытие и выбытие из Российской империи. Составлялась в годы Первой мировой войны 1914 - 1917 гг. в полицейских управлениях и содержала сведения: фамилия, имя, отчество, вероисповедание, национальность, состав семьи, сведения об имущественном положении, место жительства, подданство.
Анкета политически неблагонадежного - документ полицейского учета. Массовый характер документ приобрел с конца 40-х гг. XIX в. Содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество, звание, время рождения, место постоянного жительства (его самого и родственников), место прописки по званию и по отбытию воинской повинности, привлекался ли к дознаниям, время ареста, время освобождения из-под стражи, настоящее местонахождение. Составлялась в полицейских управлениях, представлялась генерал-губернаторам.
Армения в своем полном объеме почти никогда или только кратковременно находилась, как целое государство, под управлением одного государя. Она лежит между 55 и 67° вост. долготы (от Ферро) и 37 1/2 и 41 3/4° сев. широты. Большая длина ее от В. до Ю.З. равняется 975-1060, большая ширина от С. до Ю. 525 км. Она занимает площадь в 357900 кв. км и тянется от Каспийского моря и персидской провинции Азербейджан на В., до Малой Азии на С. и от реки Куры на С. до Курдистана и Месопотамии на Ю. Настоящая А., или Великая А., разделенная на 150 провинций, 190 округов и 620 меньших округов, занимала большую, восточную часть всей страны до самого Евфрата и Антитавра, пространством в 220000 кв. км. К З. от нее лежала Малая Армения, доходившая до Малой Азии и имевшая сначала 28000, потом 88000 и, наконец, при Юстиниане 138000 кв. км. Арабы, завоевавшие большую часть А., произвели различные разделения, потом страна покорилась сельджукам, и наконец русские, персияне и турки разделили ее между собою. Сев.-вост. часть, вследствие мирного договора 1828 г. при Туркманчае уступленная России Персией, была увеличена до Аракса, и в 1829 к ней был прибавлен Ахалцыхский пашалык, а в 1878 г. в силу Берлинского договора к России присоединен Ардаган, Карс, Батум и несколько пограничных местечек. Юго-вост. маленькая часть, одна шестая, принадлежит персиянам, а западная часть, две трети всей страны, подчинена Турции.
Асессор судебный служащий, присутствующий на совещаниях, собраниях (лат. assessor - заседатель)
- 1) в Древнем Риме должностное лицо, сведущее в законах; назначалось в помощь преторам, пропреторам, проконсулам, начальникам провинций, позднее - префектам для отправления разнообразных судебных функций. В императорский период А. (под разными названиями) состояли при императорах как бы в качестве юрисконсультов, помогая им советами и давая заключения по сложным судебным делам;
- 2) в Средние века и Новое время члены некоторых судов в ряде стран Европы (Франции, Польше, германских княжествах); иногда А. помогали сеньору, отправлявшему правосудие;
- 3) в царской России - административная должность, а также гражданский чин (коллежский асессор).
Аспект - (от лат. aspectus - вид) - взгляд, точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление , понятие , перспектива.
Аттестат зрелости - документ учета учащихся ведомства народного просвещения, свидетельствовавший об окончании учебного заведения (гимназии, училища, пансиона). Содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, сословную принадлежность, сведения о семье, вероисповедание, дату рождения, дату поступления в учебное заведение, дату окончания, перечень предметов, отметки. Состав информации мог быть более сокращенным: фамилия, имя, отчество, происхождение, предмет курса, отметки, дата выдачи документа об образовании. Дубликаты этих документов сохранились в фондах учебных заведений.
Аттестат служебный (аттестационный лист) - документ, отражавший служебные отношения лица и служивший основанием для его награждения, повышения, понижения и увольнения со службы. Содержит информацию: фамилия, имя, отчество, возраст, вероисповедание, национальность (иногда), семейное положение, степень родства (не всегда), сословие, владение землей, недвижимостью, образование, место службы, должность, чин, награды, указание на судимость, оценка характера и способностей.
Существовали различного рода аттестационные документы с примерно одинаковым информационным наполнением.
Бархатная книга — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Составлена в 1687 в связи с отменой местничества (1682) и после прекращения составления разрядных книг. В Бархатную книгу включены: «Государев родословец» 1555—1556, состоящий преимущественно из родословных записей потомков Рюриковичей и Гедиминовичей (царский, княжеские, боярские роды), а также материалы за вторую половину XVI—XVII веков из родословных росписей, поданных представителями этих фамилий в 1682—1687.
Брачные документы - документы учета гражданского состояния населения. Полный набор документов, прилагаемых к обыску состоял из: 1) прошения о вступлении в брак; 2) разрешение начальства (с подписью и печатью); 3) свидетельства или удостоверения о разрешении на вступление в брак жениху, выданного купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим сословиям; 4) паспорта, если жених или невеста были из другого прихода; 5) метрического свидетельства о рождении; 6) свидетельства об исповеди и причастии; 7) свидетельства об оглашении с подписями причта и церковной печатью; 8) свидетельства о номере брака после вдовства или развода; 9) указа консистории о разрешении повенчать 3-й брак (с 1840 г.); 10) указа консистории о расторжении брака и разрешении вступить в новый; 11) свидетельства о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому минул 21 год; 12) показания - обязательства для иноверцев при вступлении в брак с православными соблюдать законы Российской империи. Кроме перечисленных документов в каждом конкретном случае при заключении брака могли потребоваться и другие, поэтому в книгах брачных документов встречаются свидетельства о смерти одного из супругов при вступлении во ывторой брак другого; о принадлежности вступающих в брак к определенным сословиям; об окончании учебных заведений и др.
Брачный обыск (предбрачное свидетельство) - письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак. Был введен в 1765 г. Его форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память, или знамя - так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г. В конце XIX - начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название - предбрачные свидетельства. Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием "брачные документы". Однако в практике небольших приходских церквей нередко можно встретить брачные документы в обыскных книгах. В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись отдельно.
Брак или брачный союз — регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной, как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель создания семьи. Согласно Брокгаузу и Ефрону, «брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж, женщина — жена.
Бродячие инородцы (ловцы) составляют особый класс инородцев сибирских, и со времени издания Положения об управлении инородцев 1822 г. отличаются нашим законодательством от оседлых, кочевых и других сибирских инородцев. К Б. инородцам отнесены те инородцы, кои, не имея никакой оседлости, отдельными родами или же семействами переходят с одного места на другое по лесам и рекам или урочищам, для звероловного и рыболовного промысла (ст. 1209 и 1210, т. IX Св. Законов, по изд. 1857 г.). Они пользуются правами состояния, предоставленными инородцам кочевым, и сверх того еще следующими привилегиями: а) Земли, отводимые им в пользование, не разделяются по племенам и участкам; для удобства, им назначаются целые полосы земли, разграниченные от земель, принадлежащих оседлым и кочевым инородцам. b) Они освобождаются от участия в денежных земских повинностях и расходах на содержание степного управления. с) Им предоставляется, в границах отведенной полосы, беспрепятственно переходить для промыслов из одного округа в другой, из одной губернии в другую без всякого стеснения (ст. 856, т. IX Св. Зак., по изд. 1876 г.). К Б. инородцам причислены: самоеды обдорские, инородцы туруханские, карагасы, низовые инородцы Якутской области (коряки, юкагиры, ламуты и др.), инородцы охотские, гижигинские и камчатские. Самоеды, обитающие в Мезенском уезде Архангельской губернии, в правах состояния приравнены к кочевым инородцам, но, в то же время, им предоставлены некоторые привилегии, в значительной степени приближающие их к инородцам бродячим.
"Брокгауз и Ефрон"
В инфа тут
Билет переселенца - документ полицейского учета, выполнявший функции паспорта для переселенцев. Содержит следующую информацию о переселенце: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, сведения о семье (дети, родители, другие родственники), сословная принадлежность.
Билетный - до реформы 1874 г. солдат, находящийся в отпуске (не в запасе).
Бояре панцирные — вольные военные хлебопашцы в быв. Полоцкой губ., обязанные за надел землею нести военную службу, появляются с XVI века. По возращении западных областей от Польши к России получили права казаков.
"Брокгауз и Ефрон"
Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ) — организация, созданная 28 декабря 1934 г. БРЭМ, сформированное из видных представителей эмигрантских кругов, наделенных особыми административными полномочиями в отношении российских эмигрантов, имело следующие цели:
1) укрепление материального и правового положения российских эмигрантов, проживающих в Маньчжу-Ди-Го;
2) установление связей с правительством Маньчжу-Ди-Го по всем вопросам, касающимся эмигрантов;
3) оказание содействия японской администрации в решении эмигрантских вопросов.
Всего в БРЭМе было зарегистрировано свыше 44 тысяч человек (русских жителей было 100 тысяч)
Документы БРЭМа отражают историю создания, его разностороннюю деятельность с момента его образования с декабря 1934 г.до конца 1945 г.
База данных БРЭМ--- это электронный алфавитный каталог русских эмигрантов с поисковыми данными личных дел.
Находится в ГАХК (Хабаровск)
https://archive.khabkrai.ru/brem/
Генеалогическое дерево — схематическое представление родственных связей в виде дерева, в котором у корня расположен родоначальник, а на ветвях дерева — различные линии его потомков. Генеалогическим деревом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц.
Генеалогическое древо — см. Генеалогическое дерево
Генеалогия (от греческого: genea, «семья»; и logos, «знание») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических деревьев.
Генеалогия (греч.) — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве родов и фамилий. Известная уже многим народам древнего мира, Г. лишь с конца Средних веков принимает точные формы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские ордена. У древних Г. состояла обычно лишь в перечислении отцов от предка до того лица, для которого выводилось родословие; крайне редко к именам отцов присоединяли имена их жен и еще некоторые краткие сведения. Когда же образовались рыцарские ордена и от поступающего в них потребовались доказательства дворянского происхождения, то генеалогические сведения начали принимать условную форму, получившую название генеалогического дерева (древа). Г. древо составлялось таким образом: рисовали дерево, на стволе которого у корня помещали герб лица, вступавшего в орден; ствол делился на две главные ветви, на которых помещали: на правой герб отца, а на левой герб матери. Каждая из главных ветвей снова делилась на две меньшие ветви, на которых помещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны и т. д.; обычно для вступления в орден требовалось восемь гербов (8 quartiers) с каждой стороны (считая и герб вступавшего), реже — 16. Подобные же доказательства дворянства требовались впоследствии для принятия молодых девушек на воспитание в монастыри и т. п. В XVII в. требовались как документы, подтверждающие Г. древо, брачный договор и духовное завещание предков каждого колена. Мало-помалу к изображениям гербов стали прибавлять сведения о рождении, смерти, браке и т. п., а затем начали уменьшать изображение герба и даже совсем не помещать его, заменяя разными сведениями. Таким образом Г. древо обратилось в ряд имен и получило название генеалогической таблицы. Вскоре порядок составления таблицы изменился: вместо того, чтобы начинать его снизу, т. е. с лица, для которого она составлялась, стали писать вверху таблицы родоначальника или старшего предка, от которого и вели роспись. Так как женскую линию проследить было чрезвычайно трудно, то при составлении таблиц стали помещать лишь лиц принадлежащих к данному роду или фамилии. Дети в таблице соединяются с родителями прямой чертой, а между собой — скобкой. Справа всех мужских имен помещается кружок, а женских — квадрат (в западноевропейских генеалогиях иногда встречаются и другие условные знаки). Табличный способ, удобный по своей наглядности, занимает очень много места, и, кроме того, сведения о каждом лице могут быть лишь чрезвычайно краткими. Поэтому теперь обычно означают каждое лицо номером, начиная с родоначальника. Значение Г. заключается в тех услугах, которые она иногда оказывает истории. Многие генеалоги были, однако, вовлечены в грубые, а часто и в умышленные ошибки, желанием разных лиц считаться потомками знаменитых и славных предков. Родословия, особенно в конце X V II-го, XVIII-м и в начале XIX-го столетий, часто составлялись без всяких документальных данных, на основании спорных или ложных преданий. Лишь в последнее время Г. начинает мало-помалу отбрасывать все недостоверное, хотя бы и правдоподобное. Во Франции, где Г. впервые появилась в Средние века, она дала целый ряд деятелей: Гозье, Сен-Март, Дю-Шене, Шиффле, Лабурер, Мальи, Женульяк; в последнее время Г. получила большое развитие и в Германии (Эртель, Гопфель, Фойгтель, Гебгард и др.). У нас лишь за последнее время генеалогия получила некоторое развитие, и в настоящее время имеется целый ряд работ русских генеалогов: Барсукова, Бранденбурга, Руммеля, Селифонтова, Петрова, Милорадовича и др.
"Брокгауз и Ефрон"
Генетическая генеалогия использует ДНК-тесты совместно с традиционными генеалогическими методами исследования. Обычно успех традиционных методов целиком зависит от сохранности и существования документов (например, переписных и писцовых книг, ревизских сказок и т. д.). Каждый человек несёт в себе своего рода «биологический документ», который не может быть утерян — это наша ДНК. Методы генетической генеалогии позволяют получить доступ к той части ДНК, которая передаётся неизменной от отца к сыну по прямой мужской линии — Y-хромосоме.
ДНК-тест Y-хромосомы позволяет, например, двум мужчинам определить разделяют ли они общего предка по мужской линии или нет. ДНК-тесты не просто помощь в генеалогических исследованиях — это современный передовой инструмент, который генеалоги могут использовать для того, чтобы установить или опровергнуть родственные связи между несколькими людьми.
Геральдика (лат. heraldus — глашатай) — гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в Средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщенно назывались блазонами (от фр. blason — щит).
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.
Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз.
Гербовник — книга, содержащая в себе описание и изображение гербов (дворянских родов, городов, местностей и т. п.)
В России: Общий гербовник дворянских родов Российской империи был учреждён указом императора Павла I от 20 января 1797.
Дворянский род — род, основатель которого принадлежит к потомкам древнего княжеского или боярского рода, либо был возведён в дворянское достоинство за личные заслуги с правом передачи дворянства по наследству. Истории дворянских родов вообще и российских дворянских родов в частности посвящено множество книг и специальных генеалогических исследований. Первой книгой, в которой собраны сведения о представителях древнейших дворянских родов в России, считается Бархатная книга (конец XVII века). В Российской империи в каждой губернии существовали родословные книги, в которых также была отражена история дворянских родов.
Исповедная роспись — ежегодно составлявшийся с 20-х годов XVIII века посемейный список прихожан с указанием места жительства и социального положения семьи, главы семьи и отношения к нему других членов семьи, их имён, отчеств, фамилий, «лет от роду» и т. д. Наряду с метрическими книгами является одним из источников в генеалогических исследованиях. Исповедальная ведомость — это поимённый реестр парафиян церкви , которые исповедовались у священника. При составлении ведомости использовался подворовый принцин учёта. Записывались фамилия и имя парафиянина и членов его семьи с указанием возраста и сословия (крестьяне, мещане, дворяне). Если парафиянин не был на исповеди долгое время, указывались причины его отсутствия — переселение, служба в армии и т.п. Указ Синода от 7 марта 1722 года обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии , начиная с 7 лет, у своего священника «. Если прихожанин не был дома больше года, он мог исповедоваться у другого священника , там, где временно проживал, но обязательно должен был предъявить в церковь по месту проживания справку о том, что он в этот период исповедовался. Важность этого церковного учёта в том, что он содержал очень точные данные о численности городского и сельского православного населения , а также его социальной структуре , поскольку в исповедальных книгах за 1737 — 1842 годы представители семи основных социальных групп, не считая раскольников , записывались отдельно: «духовные» — протопопы, попы, дьяки, дьячки, пономари, псаломщики; «войсковые» — генералы, офицеры, рядовые солдаты, украинские казаки; «приказные» — секретари, протоколисты, переводчики, канцеляристы, писари, копиисты, регистраторы; «разночинцы» — приказчики, монастырские служители, наемные работники, мастеровые, кузнецы, ямщики, панские, поповские, козацкие, крестьянские слуги; «дворовые» — дворня шляхетского чина и других чинов; «поселяне» — крестьяне и бобыли. В 1843 — 1860 годах исповедальные книги фиксировали шесть становых групп, а начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне. Исповедальные документы дают точные данные о численности городского и сельского населения того времени. Поскольку переписи населения в отдельных районах Российской империи (например, на Левобережной Украине) проводились нерегулярно, а их итоги зафиксированы неполно — исповедальные ведомости могут стать ценным документом при проведении генеалогических исследований.
Колено — разветвление рода, поколение в родословной.
Точное определение «колена» таково: два человека А и В, не являющиеся прямыми родственниками друг друга, т.е. не лежащие на одной прямой в генеалогическом древе) состоят в родстве в k-ом колене, если k — это минимально число шагов, которое надо пройти вверх по генеалогическому древу от одного из этих двух людей, чтобы встретить их общего предка. Родство в колене представляет собой родство «по горизонтали» в генеалогическом древе (чем ниже спускаемся по древу, тем оно шире, а родственники — дальше по родству).
Отчество (также «патроним» — в специализированной литературе) — часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. Вариации патронимических имён могут связывать их носителей и с более дальними предками — дедами, прадедами и т. д.
В дофамильный период именование по имени и отчеству служило целям более точной идентификации человека, то есть выполняло ту же социальную функцию, что и современные фамилии.
Памятные книжки это ежегодники официальной справочной информации, выпускаемые в 89 губерниях и областях Российской Империи с средины 1830-х до 1917 года. Выпускались местными официальными лицами и органами внутренних дел.
В настоящее время Памятные книжки являются одним из наиболее ценных провинциальных источников информации по истории, важный источник генеалогической информации наряду с такими источниками, как «губернские ведомости», «епархиальные ведомости», «обзоры губерний», «труды губернских ученых архивных комиссий», «списки дворян».
Памятные книжки позволяют получить сведения о составе и занятиях жителей, состоянии природы, экономики, культуры, быта; наблюдать за изменениями, происходящими в губернии или области год за годом, на протяжении более чем 60 лет. Выявлено более двух тысяч памятных книжек.
Поколение — совокупность особей, непосредственные предки которых принадлежат либо некой совокупности родоначальников, либо какому-то предыдущему поколению. Для единообразия терминологии совокупность родоначальников также именуется поколением.
Поколенная роспись (родословная) — документ, в котором в форме разбитого на поколения списка людей (отсюда название) представлены сведения о чьих-то потомках (нисходящая роспись) или чьих-то предках (восходящая роспись; встречается гораздо реже нисходящей). В отличие от генеалогических таблиц, в которые родство отображается в графическом виде (с помощью скобок, линий, выравнивания по горизонталям или вертикалям и т.д.), в поколенных росписях информация о родстве передается через систему нумерации поколений и индивидуумов.
Предок — родители или (рекурсивно) родитель предка (например, дедушка, бабушка, прадед, прабабка и так далее).
Два человека находятся в родстве, если один из них — предок другого, или они имеют общего предка.
По Далю, предок — прародитель, праотец, прадед; родоначальник, предшественник семьи, рода, племени, по восходящему колену. Ушаков описывает это понятие как «родоначальник, лицо, жившее за несколько поколений раньше и принадлежавшее к тому же роду».
Род объединяет всех членов семьи мужского и женского пола, происходящих от одного общего родоначальника, независимо от того, носят ли все они его фамилию. Близость родства определяется линиями и степенями. Связь одного лица с другим посредством рождения составляет степень, а связь непрерывно продолжающихся степеней составляет линию. Степень, от которой происходят две или более линий, называется в отношении к ним коленом, а сами линии по отношению к своему колену — отраслями или поколениями.
Родовое имя — часть полного имени, которая несёт информацию о происхождении человека. В современное время, как правило, используется только одно родовое имя — фамилия, в древности использовались и другие формы записи информации о предках в собственном имени человека. Наиболее простым видом родового имени является отчество, но существовало и матчество (имя по матери) и дедичество (имя по деду) — у арабов, к примеру. Полная цепочка родового имени могла достигать десятка имён. С течением времени имя или прозвище одного из наиболее известных предков отдельной ветви могло закрепиться и стать основным.
Родоначальник — общий предок, от которого ведут своё происхождение все члены одного рода. В случае этнологического толкования рода родоначальником мог быть необязательно человек, но и мифический герой, божество и даже животное. В последнем случае родоначальник являлся тотемом рода.
Родословное дерево (древо) — см. Генеалогическое дерево
Родословная роспись — см. Поколенная роспись
Родственные отношения (родство) — связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях. Существуют два основных вида родства: кровное (биологическое), определяемое естественной генетической близостью, и социальное, представляющее собой санкционированную обществом систему родственных отношений, в частности, родство через брак. Люди, связанные родственными отношениями, называются родственниками (или устар. родичами).
Фамилия (лат. familia — семья) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье.