Церковь полка в честь Св. мучеников Адриана и Наталии:
Походная (при сформированном полку) церковь учреждена в 1910 году. С переходом полка в 1910 году из Варшавы в г. Шую богослужения для чинов полка отправлялись в отведенной епархиальным начальством заштатной церкви, расположенной рядом с городским собором. Церковь эта была мала, сырая и очень старая (построена в XVII веке). По штату при полковой церкви был положен один священник.
Икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" Точный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.)
Икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке
Этот образ прославился в 1688 году после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой которой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683-1685 годах. Служба иконе «Всех скорбящих радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской Духовной Академии П. С. Казанским.
В 1711 году, при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону «Всех скорбящих радость». Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 году. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе.
Церковные историки уже к началу XX столетия затруднялись ответить, какая из икон – на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге – являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской. Анализ же иконографии дает основания считать, что московский образ является списком с петербургского (см. ниже раздел «Иконография»).
Оставшаяся в Москве икона «Всех скорбящих радость» с 1713 года находилась в устроенном для нее приделе . Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 30-х годах XX века, служба в нем возобновлена в 1948 году. Судьба образа в период, когда храм был закрыт и в нем находилось фондохранилище ГТГ, достоверно неизвестна. Считается, что находящийся там в настоящее время чтимый образ Божией Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, который находится в церкви, был подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во 2-й половине XVIII века.
Икона «Всех скорбящих радость», вывезенная в Санкт-Петербург, была помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой церкви Воскресения Христова при её дворце за Литейным двором на Шпалерной улице.
При Наталии Алексеевне на иконе были закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен. В 1713 году при дворце была устроена богадельня, к которой храм стал относиться после смерти царевны (1716 год). Во время эпидемии оспы в 1768 году императрица Екатерина II ходила к иконе на богомолье, перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817-1818 годах церковь была полностью перестроена (архитектор Л. Руска), икона установлена в особой нише справа от иконостаса.
Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 году исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант). В 1849 году выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы. В 50-х годах по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.
Образ был написан на кипарисной доске (69,0х51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 году – 3-й, золотой, по рисунку Ф. Г. Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 году этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П. М. Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4х226,7 см), написанный в 1858 году художником Ф. А. Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5х124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 году, был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.
В 1932 году храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.
Иконография
Наиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием «Всех скорбящих радость» относится к 1683 году. Этот образ был написан придворным живописцем И. Безминым, его стиль и иконография должны были следовать европейским, вероятнее всего польским, образцам. Нет уверенности, что на первых изображениях присутствовали образы страждущих. По описи арзамасского Алексеевского монастыря 1686 года на иконе с таким названием была представлена только Богородица с 2 ангелами. Изображений страждущих нет и на петербургской чудотворной иконе. Подобная композиция совпадает с западноевропейской иконографией «Gloria» (Прославление Богоматери).
В 80-х годах в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семёна Спиридонова Холмогорца появляется изображение Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к европейской. «Madonna Miserdordia» (Милующая) (наиболее ранний датированный пример – «Богоматерь с Младенцем на троне, с 40 клеймами акафиста», 1687, ГРМ). Богоматерь изображалась без Младенца, с разведенными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в 3 ряда по обеим сторонам от Нее. Не исключено, что подобное изображение групп страждущих стали помещать на иконе «Всех скорбящих радость» после прославления образа в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в 1688 году под влиянием композиции «Умиление и посещение в беде страждущим».
Композиция московской чудотворной иконы с изображением страждущих восходит к «Gloria»: в центре Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окруженная сиянием, по сторонам вверху 2 ангела с рипидами, еще 2 ангела помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы в изображении святых над страждущими: слева – преподобного Сергия Радонежского и свт. Феодора Сикеота, справа – преподобного Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Подбор святых указывает на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где издревле находился придел преподобного Варлаама Хутынского. Над Богоматерью представлено изображение «Святой Троицы» (так называемой новозаветной), под ней – картуш с текстом кондака иконе. Эти особенности указывают на вторичность иконографии образа и косвенно свидетельствуют о том, что петербургская чудотворная икона была первоначальной, а московская – списком с нее.
Точные списки с московской иконы известны с начала XVIII века . Состав дополнительных святых на них мог меняться в соответствии с требованиями заказа, иногда они отсутствуют. Распространению этих списков в XVIII веке способствовали гравированные листы, выполненные с чудотворного образа .
На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть и другие отличия помимо отсутствия страждущих. Так, Богородица представлена стоящей на луне – деталь в сочетании с сиянием, окружающим Ее, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной «в солнце; под ногами ее луна» (Откровения 12, 1). Подобные изображения на Западе известны с XIV века, в Россию пришли в XVII веке, дав начало нескольким иконографическим типам («Солнечная», «Благодатное Небо» и другим). Четки в руках Богоматери и Младенца, также западная по происхождению деталь, характерная для иконографии «Rosarium» (Видение Святого Доминика), в русской иконописи встречается чрезвычайно редко, единственный известный пример – икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» А. И. Казанцева (90-е годы XVII века, МИХМ). Поскольку Богородица держит четки, Ее правая рука не приложена к груди, а опущена. Вместо «Святой Троицы» (так называемой новозаветной) вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе. Точные списки с петербургской иконы очень редки и бытовали только в Санкт-Петербурге.
На рубеже XVII-XVIII веков в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон «Всех скорбящих радость» со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что некоторые из них восходят к 2 гравюрам Леонтия Бунина (конец XVII века), О. Р. Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществленному изданию (очевидно, акафисту), посвященному новопрославленной иконе Божией Матери. В свою очередь они могли стать образцами для московских икон того времени. Известны следующие варианты:
• Богоматерь сидит на престоле (ЦМиАР),
• Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу «Salus populi Romani» (Богоматерь Римская),
• Богоматерь без Младенца по типу «Madonna Misericordia» (1713, ЦАК МДА),
• Богоматерь представлена так же, но с распростертыми ангельскими крыльями (ЦАК МДА),
• Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз,- по зап. типу «mmaculata» (Непорочное зачатие Богородицы) (1703, ЦМиАР),
• Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, которые могут изображаться в развернутом варианте, с «бегами небесными» (ГММК; А. Квашнин, 1707, ГТГ).
В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко.
На рубеже XVII-XVIII веков иконы, на которых изображались Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались «Образ умиления и посещения в беде страждущим». К середине XVIII века на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии «Всех скорбящих радость», перешло название последней. Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семёна Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь – белый плат на главе Богородицы поверх мафория. Этот извод был широко распространен, в том числе в старообрядческой среде (Урал, Вятка). К нему относится чудотворная икона из часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге.
С начала XVIII века на этих иконах появились такие детали, как изображение корабля по западному типу «Мадонны мореплавателей», впоследствии часто присутствующее на многих иконах «Всех скорбящих радость» независимо от варианта их иконографии, а также более редкое изображение радуги в ногах Богоматери, встречающееся в западных изводах «Gloria».
В XIX веке наиболее устойчивыми вариантами иконографии «Всех скорбящих радость» были типы московской чудотворной иконы и «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к Семёну Спиридонову Холмогорцу. В живописной иконе особенно часто встречаются новые, свободные композиции, только отчасти связанные со старыми изводами, что делает невозможной их иконографическую классификацию.
Обновлялся в 1770 году; церковь перестраивалась в 80-х годах XVIII века В. И. Баженовым и в 1834-1836 годах М. И. Бове по проекту О. И. Бове.
Алексей Квашнин, 1710, ЦМиАР.
Ровинский. Народные картинки.
Другие чудотворные и местночтимые иконы «Всех скорбящих радость»
В Тамбове находилась икона, которая была написана в Москве во 2-й половине XVIII века по заказу графа В. П. Мусина-Пушкина как список с московской чудотворной. По преданию, иконописец, окончив работу, привез икону графу утром, когда тот был еще в постели. Ожидая в приемной, показал ее посетителям и слугам, и она всем понравилась. В это же время граф у себя в комнате произнес неуважительные слова в адрес иконы и художника, и когда вышел посмотреть на работу, то увидел на доске только подмалевок, само изображение исчезло. Граф, не веря свидетельствам посетителей и слуг, прогнал иконописца, тот по дороге домой встретил знакомого, московского присяжного А. Дьякова. В доме у Дьякова оба осмотрели икону и убедились, что изображение на ней появилось, после чего художник подарил её Дьякову. Впоследствии сын Дьякова Андрей перевёз икону в свое имение в село Курдюки Кирсановского уезда Тамбовской губернии, а в 1794 году по совету матери, которая, овдовев, стала монахиней Тамбовского девичьего Вознесенского монастыря, передал образ в эту обитель. Более позднее предание добавляет, что Дьякова, не пожелавшего поначалу передавать икону, стали преследовать несчастья, в том числе смерть 2 малолетних сыновей, что было воспринято как наказание. Икона была торжественно принесена в монастырь в день празднования образа «Всех скорбящих радость» и с почестями встречена Тамбовским епископом Филофеем.
Первоначально икона находилась в деревянной церкви, но в том же году была перенесена в новый каменный собор, где ее поставили в приделе великомученицы Екатерины в местном ряду иконостаса. С устройством в 1820 году теплой Скорбященской церкви она стала храмовым образом, однако находилась там только в зимнее время в особом киоте, справа от царских врат, на лето переносилась на прежнее место. В 1-й трети XIX века священником Иониным в монастырской летописи велась запись чудес, происходивших от иконы.
В 1801 году от неё исцелилась малолетняя дочь Тамбовского генерал-губернатора Д. А. Бахметева;
В 1806 году мать монастырского священника Иоанна Андреева, в 1811 году и он сам;
В 1809 году надворный советник Ф. А. Смирнов.
В 1814 году лютеранка Д. Е. Колтиненская;
В 1828 году жена кирсановского казначея Н. Д. Куткина;
В 1829 году послушница монастыря Хиония Волосатова.
В тех случаях, когда смерть больного была неизбежна, от иконы, принесенной к ложу умирающего, был слышен треск.
Древо - иллюстрация: Икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" Точный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. (Последняя четверть XVIII в.) (drevo-info.ru)