Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Слово не имеет крыльев, но облетает весь мир. (татарская)

Липицы (Стенино) с. Сычевский уезд Смоленской губернии.

Назад

Церковь во имя Преображения Господня.

Кладбища Липицы (Стенино) с. Сычевский уезд Смоленской губернии.



 Владельцы села :
Грибоедовы Иван и Любим Андреевичи 1678
Грибоедов Иван Михайлович До 1776
Хомяков Александр Федорович 1776-1797
Хомяковы : Степан Александрович 
Елизавета Александровна 1798-1818
Хомяков Александр Степанович 1860
Хомякова Мария Александровна 1818
Хомяков Николай Александрович 1884

Списки 1804г. – 15 дв. 68 муж. и 80 жен.
Списки 1859г. – 14 дв. 35 муж. и 47 жен. – завод винокуренный
Списки 1904г. – 4 дв. 25 муж. и 30 жен. – ЦПШ, ярмарка 12 июля.

Церковь во имя Преображения Господня –

История – 1600 - построена на средства прихожан с приделом во имя Св. и Чудотворца Николая. Неизвестно, когда второй был построен с тем же приделом, располагался в 10 саженях на юг от тепершнего. 
1796 - завершено богослужение во втором храме. 1818 - разобран второй храм и освящен главный престол нового. . 
1789-1797 - построен третий храм взамен старого ветхого на средства помещика лейб-гвардии поручика Александра Федоровича Хомякова, храм с 3 приделами : во имя Преображения Господня, во имя Св. Николая Чудотворца и Св. архидиакона Стефана. 03.06.1941 - закрыта и отдана под кинотеатр или клуб. 
11.06.1974 - объявлена памятником архитектуры Смоленской обл.

Описание – 1600 - деревянный Второй был построен из топленых сосновых брусов. 1793 - каменный, построен в стиле раннего класицизма с апсидой (прямоугольная), трапезной и колокольней. Церковная ограда устроена из известняка циклопическим способом. Над примыкающими к трапезной двумя приделами возвышаются четырехгранные колокольни (две) со сквозными арками, высокими кровлями со шляпами. Роспись интерьера конца XVIII - начала XIX веков. Высокий четырехъярусный иконостас в форме триумфальной арки, выполнен в стиле класицизма. Между пилонами размещены царские врата. Церковь внутри оштукатурена и выкрашена масляной краской; покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Длина церкви с колокольнями 17 саж 1 арш ширина 10 саж высота до верха карниза 4 саж; на церкви 3 главки; больших окон 16 шт и малых 8 шт; дверей наружных створчатых деревянных 3 шт, внутренних 5 шт. Церковь отапливается 2 изразцовыми и 2 кирпичными обшитых железом печами. Иконостасы : главного храма длиной 11 арш и высотой 10 арш, правого и левого приделов – каждый длиной 6 арш и высотой 4 арш. 
Колокольни в 2 яруса, высотой до верха карниза 24 арш.
Приход - причт двухчленный, храм каменный, теплый, церковного дома нет, казенное жалование священника - 300 рублей в год, церковной земли 47 десятин, прихожан муж. пола 613.

Священно-церковно-служители :

1734. Священник Иоанн Харлампиев
1820 – 1830. Священник Иоанн Смирягин.
1830 – 1854. Алексей Иоаннович Смирягин.
До 1837. Псаломщик Василий Беляев.
1840. Дьякон Косьма Смирягин.
1850. Дьякон Михаил Кузнецов и пономарь Иван Зверев.
1863 - 1864. Священник Иоанн Орлов.
1869 - 1892. Священник Петр Богдановский.
До 1879. Дьякон Димитрий Лызлов.
1879. Псаломщик Димитрий Лызлов (понижен в должности).
До 1893. Псаломщик Василий Воробьев.
1893 - 1905. Псаломщик Николай Скворцов.
1897 - 1908. Священник Григорий Ольховский.
1908 - 1924. Священник Дмитрий Санковский.
До 1910. псаломщик Федор Каменцев.
1910. Псаломщик Тимофей Терентьев.
1914. Священник Сергей Яблонский.
Координаты - 55гр 36м 16,82с СШ и 34гр 10м 29,44с ВД


Часовня с.Липицы (кладбищенская) – построена в конце 1840-х годов; устроена над Святым колодцем, там проходит крестный ход в день празднования образа Божией Матери Троеручницы - 12 июля; деревянная, крыта деревом, длина 4 саж ширина 3 саж 1 арш высота до карниза 1 саж 2 арш, дверей – 1 шт, больших окон – 4 шт, на часовне 1 главка.

Источник: http://smolbattle.ru


 

 

Историко-географическое описание прихода села Липиц. 

Село Липицы Сычевского уезда Гривской волости.


По штату 1887 года причт состоит из священника и псаломщика. Причт получает храмовые деньги 141 руб. 12 коп. Земля при церкви села Липиц. На довольстве причта значится 36 десятин удобной и 11 десятин 650 квадр. саж. неудобной. От уездного города Сычевок село Липицы отстоит в 25 верстах, от Смоленска в 200 верстах, Гривское волостное правление в 7 верстах от села. От станции Ново-Дугино Ржево-вяземской железной дороги и от Почтового отделения Ново-Дугино село находится в 7-ми верстах.
Ближайшие села : Княжино в 4-х верстах; Слизнево, Мольгино и Грива в 7-ми верстах. В приходе раскольников нет. В 15-ти деревнях, расстоянием от 1 до 10 верст прихожане мужского пола 554 и 642 душ женского пола. При селе земская школа. В дер.Абрамихе – школа грамоты. Ближайший медицинский пункт в 12-ти верстах в сельце Никольском.
С какого времени начало свое существование село Липицы и кому оно обязано началом своего существования, на это нет никаких уважительных сведений, равно не содержалось никаких преданий и в том, что было на этом месте до устройства села. Достоверно только одно, что село Липицы есть одно из древнейших сел. За древность этого села ручается сама местность. – местность села Липиц находится на возвышенности, на левом берегу реки Вазузы и чрезвычайно красиво по своему положению : с трёх сторон Южной , Восточной и Северной омывается рекою и издали с восточной стороны представляется как бы полуостровом. На этом полуострове, на левом берегу реки, на котором расположено и село, очень резко выдается курган, возвышающийся над уровнем реки саж. на 40, обработанный как видно некогда рукою человека; подобный же курган поросший уже лесом находится и на противоположном правом берегу речки. Курганы эти называются Городнями и к ним по сие время заметны подъезды. Можно с уверенностью предположить, что эти курганы были ни что иное, как пограничные посты во времена удельных Князей. Курган на правом берегу реки Вазузы вероятно был пост Смоленских князей; так как граница Смоленского Княжества, во времена уделов шла с Северо-Восточной стороны по притокам Выпи; речка же Вазуза впадает в Волгу; а курган на левом берегу речки должен быть пост Тверских Князей. На эту мысль наводит следующий случай : в двух верстах от Липиц, в имении Князя Мещерского, на месте называемом Городня, в пол версте от реки Вазузы есть подобный же курган; в 1869 году Князь Мещерский из любопытства нанял рабочих прорыть крестообразно этот курган, земля оказалась насыпная, а в подошве этого кургана найден сосновый сруб из столетних брусьев, срубленный крестообразно. Вот этот случай и заставляет предполагать, что эти городки насыпаны не без цели и имеют по всей вероятности историческое значение.
Село Липицы прежде называлось – Стенино. Почему и когда оно так названо – не известно. Но этим именем называлось оно, по крайней мере, до семисотых годов. В Евангелии, находящимся при Липицкой церкви, изданном при Царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе в 1668 году, есть по листам надпись : - сие Святое евангелие села Стенина-Липицы тож церкви Преображения Господня, в приделе Николая Чудотворца, а надписал сие Святое Евангелие тогож села поп Иоанн Харлампиев в 1734 году. После этого года о Стенине никогда не упоминается, а по всем книгам, имеющимся при церкви, пишется село Липицы. В настоящие время даже никто из старожилов не запомнит даже и по преданию с письнина. Значит это название Стенино-Липицы носили в начале своего существования. Но в каком году, как село по какому случаю переименовано Стенино на Липицы – достоверно неизвестно. Можно предполагать, что Липицы получили свое название от липовой рощи насаженной в том селе в начале 18-го столетия, вероятно владельцами Грибоедовыми. Можно думать, что и самое название села так же принадлежит Грибоедовым. На Липицком кладбище, при церкви, по сие время видна могила Грибоедовых. На этой могиле, как передают помнящие, лежала от 1820-х годов каменная плита с надписью показывающею, что Грибоедов …….. в Москве Архиереем и тремя Архимандритами были изначены их имена, год и число смерти Грибоедова. Это заставляет предполагать, что это село было издавно родовое имение Грибоедовых. В 1776 году Липицы перешли во владение Александра Федоровича Хомякова женившегося на Грибоедовой.
До устройства Сычевского уезда, то есть до 1787 года, числилось это село в Вяземском уезде и в епархиальном управлении, до окончательного устройства Смоленской Епархии, зависило от Епископов Сарских и Подонских.
Кем был устроен первый храм в селе Липицах достоверно неизвестно. Но нужно предполагать, что он устроен Грибоедовым. Из историко-статистического описания Смоленской Епархии видно. Что он устроен в 1600 году. Но с чего благословения строился этот храм достоверно неизвестно и кем был освещен тоже неизвестно. Верно только одно, что храм был деревянный из толстых сосновых брусьев. Имеет два престола : - главный во имя Преображения Господня, придельный во имя Николая Чудотворца. Служба Божия совершалась в этом храме до 1796 года, замечательных и ценных вещей в себе не имел и как видно не был …. Совершенно разобран этот храм уже в 1818 году. Место, где стоял храм, очень замечательно и в настоящее время. Стоял он в 10-ти саж. на Юг от Нового настоящего храма. Около храма, так же как и теперь, было кладбище, на котором погребались все прихожане с самого, нужно думать, основания села. Других кладбищ в приходе предание нигде не указывает. Вновь отведено кладбище уже в 1845 году, за рекою, в пол версте от села, нужно думать по известному распоряжению правительства : - чтобы кладбища устраивать дальше от селений.
В настоящее время из прежней церкви есть оловянный, не порченый св. потир с прибором и такой же дороности Крест. Из книг : - Евангелие и Октоих, напечатанный в 1663 году при Патриархе Иосифе : оба замечательные по своей древности; а Октоих, напечатанный в 1663 году благословением Преосвященных Митрополитов, Архиепископов и Епископов, - издание второе от новопреведенного Греческого. Из икон осталась одна, нужно думать, храмовая Преображения Господня : - написана она на липовой доске, имеет два аршина длины и полтора ширины; икона представляет историю праздника Преображения Господня; стоит она в настоящей церкви, за левым клиросом, в приличном киоте.
Когда Липицы перешли от Грибоедова во владение к Хомякова, то первый из рода Хомяковых Александр Федорович заложил в 1789 году на собственные средства : каменный, трех-престольный храм о двух колокольнях? Расстоянием в 10 саж. по линии к Северу от прежней деревянной. Благословительной грамоты на закладку этого храма при церкви не имеется. В это время Епископствовал на смоленской кафедре приснопамятный Парфений, преимущественно заботившийся об устройстве и украшении храмов. По всей справедливости Его Архипасторским Благословением воздвигнут и Липицкий храм, один из лучших в уезде. Приписных церквей к Липицкой церкви не было и внастоящее время нет, но в черте прихода, на хуторе Порошино, в 8 верстах от Липиц, предание указывает на существующую там некогда церковь, которую, как говорят у нас крестьяне, разорил Корди Литвин. Значит эта церковь погибла во время литовского нашествия. Правда там по сие время заметны следы могил, а в селе Деткове – в церкви есть образ Божией Матери именуемой Порошинской. Образ этот в особенном уважении в народе.
Часовня есть за речкою, в 0,25 версты от села. Устроена она в конце 1840-го года над колодцем, который называется в народе Святым. Туда ежегодно при многочисленном стечении народа, бывает крестный ход в день празднования обрузу Божией Матери Троеручницы – 12 июля.
Замечательная Святыня Липицкой церкви – это икона Божией Матери именуемой Троеручицей, привлекающая к селу толпы молящихся. Образ этот имеет аршин и три четверти длины и аршин и пять вершков в ширину. Живопись очень старинная : Византийская. Божия Матерь написана в пол роста, с её Божественным сыном; правая рука её поддерживает младенца Иисуса, а левая покоится на её святейшей груди, - третья рука из отражена ниже левой. Лик Божией Матери из отражен крупными чертами; …, умилительный взор её и несколько наклоненная голова, наклоняется на возлюбленном Сыне. Одежда Богоматери темно-коричневого цвета, на чем её позлочен утрус, с золотой протвой в круге чела, на Спасителе одежда светло-голубого цвета, с золотой протвой. Всё это усердием жены ктитора храма – Марьи Александровны Хомяковой. В 1818 году, по времени освящения главного придела, покрыто драгоценной сребро-позлащенной ризой, украшенной крупным жемчугом и дорогими камнями. Происхождение иконы достоверно неизвестно, но есть в народе предание, что эта икона вывезена с Афонской горы. Кем и когда неизвестно; первоначально находилась в доме Васильевной госпожи, которая умерла девицею во 2-й половине 700-х годов уже в престарелых годах; завещала эту икону Липицкому храму как прихожанка села Липиц, жившая в сельце Красном. Это сельцо и в настоящее время состоит в Липицком приходе. Икона эта прославлена чудодейственными исцелениями. Так в документе, хранящимся при церкви, записаны некоторые чудеса, которые и запишу буквально их записью.
Чудеса.
1. Бельского уезда села Щербатовщины помещика Грибского д.Устья, крестьянская жена Домника Иванова в течении трёх лет была расслаблена всеми членами и не могла ни ходить, ни сидеть. В сонном ведении приказано было ей сходить в село Липицы для поклонения Пресвятой Богородице Троеручицы. Она, Домника Иванова, дала обещание поклониться и с того времени почувствовала облегчение, а 20-го февраля 1859-го года, во время худой дороги и погоды, и долго ходя, расспрашивая где находится село Липицы и явившись в село Липицы и поклонившись Царице Небесной получила совершенное выздоровление. Записано причтом.
2. Бельского уезда села Покрова д.Григорьево крестьянка Степанида Агапиева была одержима пять лет кровотечением, и в сонном видении приказано ей ходить в село Липицы для поклонения Царице Небесной. 1861-го года 30-го июня явилась и усердно помолилась означенная Агапиева. Записано причтом.
3. Сычевского уезда Ивановской волости д.Машесино крестьянка Даниила Яковлева, жена Федосия Антонова, четыре года была слепа и в сонном видении приказано ей было сходить в село Липицы отслужить Царице Небесной «Троеручице» молебен и водосвятанье, что было и сделано ей в скорости; по прошествии же несколько времени болезнь её стала мало по малу улучшаться, так что через год она смогла вторично приходить без проводника и заявив благодарность Заступнице Царице Небесной – лично передала сие причту для сведения. Записано причтом.
4. Города Вязьмы смотритель Богадельни Неронов, начиная с 1893-го года, несколько лет подряд приезжал из Вязьмы с женой молится Б.М.Троеручице и рассказывал, что у жены отнялась рука и стал сохнуть, боли были страшные и никакие лечения докторов не помогали; когда же, по совету добрых людей, она приехала в село Липицы и отмолилась пред иконой Б.М.Троеручицы, то боли в руке прекратились и рука стала владеть. Записаны причтом и другие чудеса.
На образе Божией Матери висит сребро-злащенный крест с частицами святых мощей : Василия Великого, Апастола Варнавы, Якова Пермского, Пантелеймона, часть от Гроба Господня, Григория Богослова, Мученика Меркурия, Костмы, Иоанна Златоустого, Первомученицы Феклы, Великомученицы Варвары. Этот Крест, как передают, повешен Марией Алексеевной Хомяковой. Этот Крест так же пожертвован Хомяковыми. Кроме всего этого, замечательна утварь по своей редкости и драгоценности : 1.Св.Потир - с приборами сребро-позлащенный с живописными, с финифтяными изображениями, осыпан стразами и бирюзою, превосходной работы, в нем весу 9-ть с половиной фунтов. 2.Напрестольный сребро-позлащенный крест – с живописными финифтяными изображениями, осыпан стразами и бирюзою, весом 4,5 фунта. 3.Св.Евангелие большого формата облаченное кругом сребро-позлащенной доскою, с финифтяными изображениями, осыпанными стразами и бирюзою, весом 29 фунтов. 4. Ковш для св.даров из чистого серебра, с золотыми пророками, херувимами и небольшим гробиком для св.даров; великолепной работы, в аршин с четвертью высоты, весом 29 с половиною фунтов.
Все эти вещи пожертвованы в 1818-м году, ко дню освещения главного престола, Ктитором Степаном Александровичем Хомяковым и как рассказывают в заклагию 18 тысяч рублей.
Вся прочая утварь и ризница – словом все, что только есть в Церкви – все это есть дар жертвы Хомяковых, строителей этого храма.
1904 года января 18-го дня Села Липиц священник Григорий Ольховский

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов