Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Ленивая девка ленится даже замуж выйти. (еврейская)

Обозрение церквей Сычевского уезда Преосвященнйшим Гурием в 1890 году.

Назад

 

Того же 30 мая Его Преосвященство прибыл в село Воскресенск и встречен был множеством народа и окружным духовенством. На возвышении высокий и обширный трехпрестольный храм, снаружи хорошо содержится, внутри чисто, светло, но стены голые; иконостас, только что оконченный позолотою, весьма величествен и замечательно дешево (за 2500р.), устроен иконостасных дел мастером г.Козельска мещанином Василием Гавриловичем Матвеевым. В алтаре все в порядке, утварь и ризница благоприличные, библиотека достаточная и церковное письмоводство ведется исправно. После молебна Архипастырь сказал народу речь, в которой между прочим изъяснил, что Он, как новый Архипастырь, прибыл к ним, чтобы преподать им благословение Божие и выразил им благожелание преуспения : «да ниспослет Господь благодать на ваши домы, поля, на все ваши труды. При этом долгом считаю напомнить, сказал Преосвященнейший Владыка, что как вы заботитесь об удовлетворении временных ваших потребностей, также, и еще более, должны озаботиться об удовлетворении духовных нужд вашей души и преуспевать в добрых делах, чтобы приобресть вам и вечное блаженство в царствии Божием». Благословив множество народа, Владыка посетил дом священника, где имел и ночлег. Здесь представлялись причты сел : Егорья, Муравишников, Спаса на Днепре, Короваева-Кислова и Зилова.
Здесь же представлялся Его Преосвященству строитель церкви в с.Княжине Сычевского уезда с жалобою, что часть прихожан того села не желает оканчивать постройки церкви, прекратила взнос денег и постройка остановилась. Строитель – крестьянин Иван Андреев, он же и старшина Мольгинской волости, составляющей часть прихода села Княжина. Преосвященнейший Владыка, узнав о местоположении с.Княжина, обещал заехать в это село и лично разобрать дело на месте.
На другой день, 31 мая, Его Преосвященство посетил имеющееся в селе Воскресенском министерское училище, помещающееся в собственном деревянном, просторном и удобном доме с квартирою наставника; Владыка испытывал учеников в законе Божием, ответами остался доволен, награждал крестиками и благословил всех, а потом отправился в дальнейший путь.
Отселе, начиная с Сычевского уезда, в деревнях встречали Владыку не только с иконами, хлебом-солью, но и устилали путь от экипажа к столам : холстами, скатертями, большими платками. Первое село, которое посещено Преосвященным в Сычевском уезде было -------

Село Грива. Здесь Преосвященнейшего Владыку встретили – весь приход, окружное и местное духовенство с хором Гривских певчих. На горе, над рекою Вазузою каменная двухпрестольная церковь, снаружи хорошо содержится, окружена большою каменною оградою, внутри стены благолепно украшены священными изображениями, все в чистоте и порядке; св. Дары и миро в достаточном количестве, в должном виде, утварь и ризница достаточные, библиотека очень порядочная, церковное письмоводство исправно. После молебна Преосвященнейший Владыка сказал речь народу, в которой похвалив усердие к церкви и к нему, как своему пастырю, заповедывал иметь и хранить любовь, как основную Евангельскую заповедь. «Любовь подвигла Господа Бога создать мир и нас в нем, не имея ни какой в нас надобности; любовь побудила Господа послать Сына Своего на землю для спасения погибавшего в грехах мира; любовь вознесла Сына Божия на крест – в искупительную о нас жертву от вечной смерти; любовь научила и укрепила Апостолов исходит весь мир с проповедью Евангелия и положить души свои за истину. Эта-то любовь должна руководить нас в мыслях, чувствах, стремлениях, в делах наших по отношению к Богу и ближним; из-за любви надобно помогать неимущим, наставлял заблудших, из-за любви надобно переносить все недостатки, все огорчения, все обиды. Христос-Господь молился за своих мучителей и врагов, когда они Его распинала».. Преосвященнейший Владыка долго благословлял народ, осмотрел церковь ; особенное внимание обратили на себя киоты, прекрасной работы из мрамора и такие же колонны у предельного иконостаса – дело самих прихожан – крестьян. – Затем песетил дом старшего священника. Здесь представлялись Преосвященному причты сел : Мозжарова, Торбеева и Княжина.
В селе Грива имеется двухклассное земское училище, помещаюшееся в собственном при церкви доме большом, удобном, светлом; учеников свыше 80-ти; из них учитель Иван Недачин устроил очень хороший и стройный хор певчих, прекрасно исполнивших в церкви, в присутствии Его Преосвященства концерт. Преосвященнйший владыка испытывал учеников в законе Божием и ответами остался доволен. Здесь же, в с.Гриве представлена была Преосвященнейшему Владыке школа грамотности девочек, содержимая дочерью псаломщика Анною Филоновою уже 17 лет; учениц 10-ть; по испытании в чтении, знании молитв, заповедей, символа веры и пр., успехи оказались весьма удовлетворительными.

Из с.Гривы по приглашению графа А.Д.Шереметьева, незадолго пред сим приехавшего в свое имение, Преосвященный Владыка ездил в село Высокое. Здесь при входе в церковь Архипастырь был встречен местным священником и графом с графинею Шереметьевыми. На высоком и крутом берегу р.Вазузы прекрасной архитектуры стоит каменная, двух-этажная, двухпрестольная, недавно построенная церковь; внутри она чиста, светла, все в порядке, утварь и ризница изящны; особенно замечательны иконы в иконостасе Византийского стиля; ныне проектируется расписание стен священными изображениями. Преосвященный после молебствия сказал краткую речь, в которой, между прочим, высказал, что село Высокое не было обозначено на пути его следования, но благодаря любезному приглашению графа, истекшего из его христианского чувства, он имеет утешение видеть прекрасно устроенный храм, слышать стройный хор певчих из местной церковно-приходской школы, обязанной своим существованием графу, и в радости за крепко держимую здесь православную веру, возносить свои усердные молитвы к Богу о ниспослании зиждительного благословения Божия на графа и его семейство, а с ним вместе и на всех тех, которые живут в усадьбе графа и пользуются его благодеяниями. После благословения собравшегося здесь народа и учеников местной церковно-приходской школы, Преосвященный в сопровождении графа и графини Шереметьевых осматривал устроенные и содержимые ими на свой счет больницу при селе Высоком, на 20 кроватей и богадельню на 10 человек. Оба помещения помещаются в обширном каменном здании, с высокими светлыми палатами, с аптекой, доктором, там же живущим, смотрителем и проч., - все это устроено с новейшими санитарными усовершенствованиями и содержится в примерной чистоте. Его Преосвященство посетил графов Шереметьевых в их доме. У графа есть так же своя пожарная команда, с которой он лично работает на пожарах.

Из села Высокого Преосвященный снова возвратился в село Гриву, посетил дом второго священника и по изготовлении лошадей отправился далее в село Липецы. Здесь преосвященный Владыка встречен был народом, местным духовенством и владельцами г.г.Хоияковыми. На высоком и крутом берегу над р.Вазузой, каменная трехпрестольная с двумя колокольнями церковь, снаружи хорошо содержится, внутри чиста, светла, благолепна, стены украшены священными изображениями; в алтаре все в порядке; особенно замечательна здесь утварь : Евангелие, крест, потир с принадлежностями, ковчег – все это чрезвычайно массивно и высокой работы; эта утварь одна из самых лучших и дорогих в епархии – устроена предками настоящего владельца Хомякова. Церковная ограда устроена из известняка, циклопическим способом. Известняк здесь, у берегов Вазузы, выклинился наружу. Владыка, входя в храм, любовался прекрасным видом, открывающимся из алтаря и узнав из пения тропаря, что храм устроен во имя Преображения господня, воспользовался этим для своей речи. «Входя в ваш храм, говорил он, я восхищен был видом прекрасно устроенного алтаря и мысль моя невольно перенеслась к той горе, на которой преобразился господь наш Иисус Христос; думаю что и вы, входя в этот благолепный храм, невольно в душе своей подобно Апостолам восклицаете : Господи добро есть нам зде быти и устремляете очи сердец ваших к преобразившемуся в славе Господу. Прошу и молю Господа, чтобы свет славы Господней, просиявший на горе Фавор, в этом храме озарял более и более умы и сердца ваши, прогонял тьму греховного неведения и указывал вам светлый путь хождения по заповедям Божиим, дабы когда Он – Господь снова явится к нам во всей Своей славе и вы явились подобными Ему не только по душе, но и по телу сообразно телу славы Его». После благословения народа Преосвященный посетил дом священника и г.г. Хомяковых, у которых имел ночлег. Здесь представлялся Его Преосвященству Сычевский о. протоиерей Алексей Мирмиков. Здесь же Преосвященный Владыка, при рассмотрении ведомостей и документов, обратил внимание на то, что Липецкий священник Петр Богдановский уже полгода правит должность благочинного за смертью предместника и еще не ………….
1-го июня Преосвященный Владыка выбыл из Липец. Дальнейший путь его лежал в село Дугино, но согласно данному Его Преосвященству слову строителю церкви в селе Княжине, в виду возникших там пререканий, приказал ехать сначала в ------

Село Княжино. Здесь Его Преосвященство встречен был приходом при вновь строящейся церкви. По осмотре оной оказалось : церковь деревянная, на каменном фундаменте, возведена совершенно согласно утвержденному плану и фасаду, из хорошего материала, зданием снаружи совсем окончена, так же и колокольня; внутри окна заставлены рамами со стеклами, полы настланы хорошо, недостает только иконостаса; но и тот уже приобретен в селе Баскакове – остается поставить на место и затем немногое приготовить к освящению, так как утварь, книги и проч. спасены из сгоревшей церкви. Но между тем дело остановилось. При расследовании причин оказалось : приход Княжинский состоит из частей двух волостей : Мольгинской и Торбеевской, почти поровну; строительный комитет из 18-ти человек от обоих частей, но председатель комитета, он же и строитель – старшина Мольгинской волости, крестьянин Иван Андреев. На него-то и ропот и жалобы. Он, как председатель, в заседание комитета приглашает большинство подвластных ему членов Мольгинских, а Торбеевские члены часто и не знают о собрании комитета; подвластные ему члены всегда одобряют то, что предлагает председатель, а на предложения членов Торбеевской волости не обращают внимание; строительный капитал собираемый с обоих частей поровну, расходуется Иваном Андреевым единолично, бесконтрольно и досель, несмотря на многократные требования членов, Андреев не дает отчета в приходе и расходе сумм – что пред лицом Его Преосвященства признал и сам Андреев; материалы для церкви часто покупаются, по мнению членов Торбеевской волости, не выгодно, дорого; на протест о том не обращается внимание. Таково дело по отзыву большинства прихожан. Оттого Торбеевской волости половина прихода и прекратила совсем взнос денег на постройку церкви заявив, что не даст более ни копейки, доколе председатель не даст отчета в суммах, полученных им и израсходованных. И вот дело остановилось. Но окончания построения церкви желают все прихожане. Его Преосвященство, по соображении всех обстоятельств дела, в виду несогласия между собою членов комитета да и множества их, предложил прихожанам : не желают ли они избрать вновь членов комитета из восьми человек и председателя – которому бы комитету прежний комитет и председатель-строитель дал отчет о делах и суммах, а новый еомитет постарался бы скорее окончить постройку церкви? Все прихожане единодушно изъявили согласие на предложение Преосвященного и тогда же заявили, что они просят взять на себя дело председателя-строителя своего соприхожанина Федора Иванова, а Преосвященнейшего Владыку благодарили за решение дела. Затем Преосвященнейший Владыка посетил в селе Княжине временную маленькую церковь, построенную на месте сгоревшей. В ней все чисто, все в порядке; она с удобством может быть, по выстройке новой церкви, обращена в кладбищную.
Благословив народ и посетив дом священника, которому, между прочим, приказал как можно содействовать к водворению согласия между прихожанами и к окончанию постройки церкви, Преосвященнейший Владыка отправился в --------------

Село Дугино. Владыка был встречен здесь местными – духовенством, приходом и владельцами князьями Мещерскими. Церковь близ р.Вазузы, среди сада, каменная, с двумя колокольнями, снаружи хорошо содержится, внутри стены отполированы под мрамор, полы паркетные, чистота и порядок примерные; в алтаре все в должном виде; особенно замечательно евангелие большого формата с богатыми украшениями, издания при царях Иоанне и Петре Алексеевичах; в церкви имеются памятники над погребенными здесь, так как эта церковь домовая, устроенная графами Панинами. После молебна, многолетия и вечной памяти усопших, Преосвященнейший Владыка сказал речь, в которой выразил, что храм этот так благоустроен и благолепен, что остается только молиться в нем усердно как о строителях, так и о благоукрасителях его, а затем – о прощении своих согрешений и о добрых и полезных душам нашим…. Его Преосвященство благословил всех, посетил квартирулу достоуважаемого, 87 летнего, более 60-ти лет священствующего, старца – протоиерея Василия Смирягина, а затем и дом князей Мещерских; здесь в сопровождении хозяев Преосвященный начал рассматривать прекрасные картины, в большом количестве собранные в этом доме, а потом обошел и всю их усадьбу – довольно значительную по величине, любуясь прекрасным видом на реку Вазузу, огибающую усадьбу князей мещерских полукругом или лучше дугою, отчего вероятно получило название и само село.
Из Дугина Преосвященный отправился в ------------

Село Хотьково. На возвышении над рекою Вазузой высокая, обширная, массивной постройки, трехпрестольная церковь, снаружи хорошо содержится, с каменною вокруг оградой; внутри очень благолепна, но темна; по неимению в стенах окон, освещается только из купола; план церкви строителями, графами Паниными, вывезен из Италии и, вероятно, не вполне выполнен, отчего и недостаток света в церкви. На главном алтаре антиминс изветшал, прочее все исправно, утварь и ризница достаточные, библиотека порядочная; церковное письмоводство ведется удовлетворительно. После молебна Преосвященный Владыка сказал народу речь, в которой ввиду величия и благолепия храма, приглашал прихожан усердно посещать Богослужения; ибо здесь они могут научиться устроять и благоукрашать свои внутренние храмы по закону евангельскому и правилам св. отца. Преподав благословение всем, Владыка посетил дом священника, где представился ему и причт села Слизнева.
Из Хотькова Преосвященнейший Владык направился в ----------

Город Сычевку. На границе городской земли Владыка встречен был властями и представителями города, у собора – духовенством и гражданами в таком множестве, что церковь далеко не могла вместить. На горе над рекою Вазузою возвышается каменный, трехпрестольный, но недостаточно для граждан вместительный соборный храм; снаружи недавно хорошо обновленный; внутри стены отделаны и отполированы были под мрамор, но от времени пыль въелась в них и они сильно потемнели, а полировка исчезла; иконостас так же запылился, хотя весь под золотом прекрасной работы; в алтаре когда-то пробила своды упавшая от бури не большая глав церкви, хотя пробоина заделана, но вседствии сильного удара прошли трещины от сводов на стены до самого низа. Порядок в церкви наблюдается, св. мира достаточный запас для уезда, св. Дары содержатся в чистоте; утварь и ризница весьма достаточны и изящны; есть замечательное по величине и украшениям евангелие; библиотека весьма значительная. Преосвященнейший Владыка сказал народу речь, в которой выразил радость о встрече своей с гражданами и удовольствие, что встречен с таким усердием. «Любить их – как своих духовных детей – считает он своим священным долгом, ровно как и молится о них; взаимно просит молит и о себе; призывает на них благословение и благожелание о преуспевании их в жизни духовной и о преумножении их временного благополучия»… Затем долго благословлял народ, посетил квартиру о. протоиерея Мирмикова и дом старосты собора – купца первой гильдии Синягина, где предложена была Его Преосвященству квартира на все время пребывания в городе. Здесь представлялись Его Преосвященству : уездный предводитель дворянства князь Влад. Дмитр. Урусов, почетные граждане, представители разных учреждений и благочинный уездный священник Яков Брянцев, который выразил пред Его Преосвященством свое огорчение, что не был о путешествии Его Преосвященства извещен указом, а явился только по слуху и потому не в состоянии представить духовенства своего округа, а только ближайших сел. Затем Преосвященнейший владыка принимал соборное духовенство, которому преподал наставление, между прочим : о необходимости сказывать народу поучения сколько возможно чаще, о непригодности для священников курить табак, об учреждении при соборе образцовой церковно-приходской школы, о внебогослужебных собеседованиях и об открытии общества трезвости.
2-го июня Его Преосвященство посетил следующие места и учреждения в г.Сычевке : А) градскую Благовещенскую приходскую церковь. Близ собора, среди каменной ограды и сада, прекрасной архитектуры, обширный каменный трех престольный храм, снаружи хорошо содержится, внутри светло, благолепно, чисто, величественный сосновый с липовою резьбою иконостас прекрасной работы, св. иконы в иконостасе очень хорошего письма, стены украшены священными изображениями, утварь и ризница очень достаточны, библиотека порядочная, церковное письмоводство исправно. Преосвященнейший Владыка сказал народу речь, в которой, между прочим, указав на благолепие храма выразил уверенность в их глубоком благочестии и любви к вере православной; поэтому сердечно радуется свиданию с ними, призывает на них благословение Божие и заповедует им хранить чистоту веры и нравов, чтобы и самим сделаться храмами Духа святого… Затем долго благословлял народ. Б) Кладбищенскую, приписную к собору церковь; недавно обнесенную усердием настоящего старосты обширною оградою. Церковь эта снаружи хорошо осмотрена и окрашена, внутри заново отделана и окрашена, светла, чиста и все в ней в порядке. Архипастырь сказал народу речь, в которой выразил, что прибыл в эту церковь и в это собрание верующих, чтобы помолиться о всех прежде почивших и погребенных здесь праотцах, отцах, сродниках их и всех православных христиан; заповедал и всем, во имя союза церкви земной с небесной, возносить усердную молитву о почивших – По пути из этой церкви Преосвященный посетил квартиру г. исправника. В) Земскую больницу, помещающуюся в собственном на краю города доме , состоящем из двух отделений, с большим садом. Камеры ныне ремонтируются, больных всего 5 человек, но бывает обыкновенно до 40 человек всегда, а приходящих - в год несколько тысяч; больные лечатся в больнице и приходящие получают на дом лекарство – даром. Г) Городское четырехклассное училище, помещающееся в собственном, обширном каменном двух-этажном доме. Его Преосвященство встретили : инспектор с учителями и все ученики с пением. Преосвященнейший Владыка испытывал учеников на знание закона Божия и в церковном пении. Последний предмет очень хорошо преподается. Владыка рекомендовал, чтобы ученики непременно не только посещали Богослужение, но и читали и пели в церкви. Всех учеников в училище до 160-ти. Рядом с городским училищем, в каменном же двух-этажном доме – Сычевская женская прогимназия, но Преосвященнейший Владыка лишен был возможности посетить ее : все воспитанницы уже были отпущены. Д) Рукодельную школу княгини Урусовой. Преосвященнейший Владыка осматривал кустарное – ткацкое, швейное и вязальное производства, одобрил представленные образцы и приобрел на память два полотенца. Отсюда по пути Его Преосвященство посетил предводителя Сычевского дворянства князя Урусова в его усадьбе. Е) Сычевский Казанский монастырь. На другой, правой стороне реки Вазузы от города почти в самом еловом лесу, в обширной каменной с башенками ограде помещается этот общежительный монастырь. В нам три храма. При входе в главный – Преосвященнейший Владыка встречен был настоятелем с братией монастыря и множеством народа. Храм этот каменный, обширный, трехпрестольный, снаружи хорошо содержится, внутри в отличной чистоте, величественный дубовый иконостас с иконами прекрасной работы устроен в Петербурге; стены храма украшены священными изображениями; утварь и ризница очень достаточные. Преосвященный Владыка сказал речь, в которой выразил радость, что монастырь, основанный в 1862г., в такое короткое время пришел в цветущее состояние. Это несомненно свидетельствует и о благосостоянии и благоустройстве обители внутреннем. Заповедал продолжать с усилием, настойчивостью и терпением трудное, но великое назначение монастыря – быть светильником православной церкви среди темного и в невежестве упорного раскола… Призвав благословение Господа Иисуса Христа на всех, Преосвященнейший Владыка долго благословлял братию и народ. Второй храм, тоже каменный, двухпрестольный недавно, в 1888г., устроенный вместе с колокольней настоящим игуменом и освященный епископом Нестором, внутри очень вместительный, благолепен, стены украшены священными изображениями, весь теплый. Третий храм трапезный, деревянный, на каменном фундаменте, устроен при братских келлиях с основания монастыря, содержится в чистоте и порядке. Настоящий же игумен построил за оградой монастыря каменный двух-этажный дом – гостиницу для богомольцев и обширные сараи и др. хозяйственные здания. Хозяйство этого монастыря цветущее; поля дают прекрасные урожаи хлеба. Его Преосвященство, осмотрев монастырь, посетил келью игумена. Здесь представлялись причты сел : Короваева-Подгорного, Покровского, Богданова, Никитья, Архангельского, Середы, Субботников, Рождествена, Устья и Песочни.
Рассмотрев церковные документы и сделав наставления духовенству и в частности тем членам причтов, о которых получены были Его Преосвященством неблагоприятные отзывы, Преосвященный возвратился в свою квартиру в г.Сычевке, а вечером того же 2-го июня слушал всенощное бдение в соборном храме, отправленное по уставу с пением всех стихирь. По приходе от всенощного Богослужения, Его Преосвященство в разговоре с хозяином квартиры, старостой соборным Синягиным о недостаточной вместимости собора, между прочим, высказал, что собор г.Духовщины был с таким же недостатком, как и настоящий Сычевский, но попечением и усердием протоиерея и старосты расширен без ломки капитальных стен и ныне сделался одним из лучших соборов епархии. Г.Синягин, вполне сочувствуя мысли о расширении их Сычевского собора, высказал Преосвященному, что он постарается побывать в г.Духовщине – осмотреть там собор, чтобы у себя сделать подобное. Г.Синягин по капиталу очень сильный человек, по семье – одинок, но по характеру – устойчив; если он примет решительное намерение, сделает не менее Духовщинского старосты. Он на свой счет соорудил в Петербурге дорогую серебряную ризу на икону св.Николая чудотворца и приобрел на 300 пудов колоколов.
3-го июня, в воскресенье, Его Преосвященство слушал литургию в Благовещенской церкви; преподав затем народу благословение, посетил дом священника Крапухина и выбыл из города в -------------

Село Писково. На большой дороге из Сычевок в г.Белый, в пяти верстах от города, среди большого селения, большинство дворов которого раскольничьи, обширная, старинная, деревянная церковь, устроенная при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, снаружи удовлетворительно поддерживается, внутри в настоящее время ремонтируется главный иконостас усердиями и средствами местного священника Петровского; церковь содержится в чистоте; в северном приделе, на престоле употребляется антиминс, данный в 1700 году, на парусине и доныне еще крепкий; утварь и ризница не богатые; приходящих к Богослужению бывает мало – село – по преимуществу раскольничье. Преосвященный Владыка в своей речи к собравшимся прихожанам ободрял их словами Спасителя : «не бойся малое стадо, указывал им на то драгоценное сокровище, которое они имеют в православной вере и просил их хранить это сокровище до конца своей жизни и передавать оное целым и невредимым своим детям, внукам и правнукам». Затем Преосвященный посетил дом священника, куда пришли прихожане из православных с просьбою к Архипастырю : во-первых дать им диакона для благолепия службы, чтобы привлекать в церковь народ, а во-вторых : нельзя ли унять дерзость раскольничьих попов, разъезжающих свободно по деревням и служащих обедни и совершающих и другие таинства в простых избах, развесив только полотна и привлекающих к службе свое православных, да там их и совращающих. На вопрос Его Преосвященства, к находившемуся здесь же г.исправнику : так ли это бывает? Последний отвечал, что ему не известно, служат ли раскольничьи попы по избам обедни.
На пути из села Пискова в село Бехтеево много селений, но все почти раскольничьи; только одна деревня Верятино состоит из православных жителей, которые все поголовно – от мала до велика и встречали Архипастыря с хлебом-солью. Преосвященнейший Владыка долго беседовал с ними и заповедал : «твердо блюсти и любить православие , жить самим по закону Христову, чтобы жизнь им служила лучшим опровержением раскольнических клевет на православною верою и была для них светом во тьме их неведенья и упорства». В деревнях, населенных раскольниками, последние – тоже выходили к Преосвященнейшему Владыке, хотя и в небольшом числе, притом больше женщины, с хлебом-солью не встречали и е благословению не подходили. Владыка и с ними беседовал любовно и приглашал их : от чего бы им не присоединиться к православной церкви, где есть священство и совершаются все таинства? Они отвечали что во-первых они держат веру как их отцы, а во-вторых – зачем же им переходить к церковникам, когда у них ныне тоже есть свое : архиереи; когда священники их служат им обедни, причащают из и служат им обедни и совершают все таинства, не только в их моленных, но ,по желанию в их домах, простых избах – для чего только развешивают пристроенные к тому полотна и ставят, каким надобно, столы. Такие ответы давали во всех селениях. Преосвященный говорил им. Что их священники незаконные, что их попы такие же простецы, как и они сами, что они не могут совершать таинств, необходимых для спасения. На все слова Преосвященного был один ответ от раскольников, что они сами – люди темные, живут как жили их отцы.

Самое гнездо раскола в Сычевском уезде село Бехтеево, куда Преосвященный и направил свой путь. В этом селе Преосвященный был встречен Сычевским миссионером, священником Брянцевым известным благочинным, священником Богдановским, местным причтом и множеством народа, среди которого было довольно раскольников. Церковь деревянная, не большая, с наружи обита тесом, внутри ощтукатурена, благоприлична, все в порядке. После молебна Преосвященный сказал народу слово о том, что наша православная церковь есть истинная церковь, так как содержит от самих апостолов непрерывно продолжающееся и до ныне священноначалие и и все таинства – что подробно и развил – что раскольники не имеют церкви, потому что не имеют священства и таинств. А те , которыми они называют священниками и архиереями, не суть священники и архиереи, а самозванцы. Напрасно раскольники ссылаются на то, что их архиереи поставлены православным архиереем Амвросием. Амвросий не мог сообщить благодати священства, поставленным им, потому что он сам был беглец от своего митрополита и лишившись благодати святительствовать; потому что он один не мог рукоположить архиерея, хотя бы был и законный архиерей : архиерея рукополагает только собор архиереев; Амвросий не мог и сам стать и быть раскольничьим архиереем, потому что он призван и поставлен над расколом самими раскольниками, народом, а не высшею церковною иерархией, как требует того закон. Нет церкви у раскольников и потому, что истинная церковь должна иметь иерархию – архиереев и священников – непрерывно продолжающуюся от самих апостолов, а у раскольников, в продолжении 200 лет не было иерархии.. Между слушателями были и раскольники, и их причетники, но никто из них не сказал в ответ ни слова. Г. исправник, как сам доложил Его Преосвященству за день до приезда Владыки в село Бехтеево приказал раскольничьим попам остричь волосы, которые они носили подобно православным священникам и скинуть с себя рясы и оставить трости. Из заявлений православного народа и духовенства видно, что раскольничьи попы свободно носят рясы и трости, как православные священники, невозбранно совершают по деревням все службы и в избах обедни, поставляя из столов престолы, а вместо иконостаса развешивают полотна с изображениями. Кроме известных – открыто моленных в Липках, по заявлению миссионера Брянцева, есть еще, пока недоступная, но известная ему моленная в деревне Яичкине Бехтеевского прихода, где живет и совершает службы и все таинства поп особый. Заявленных попов – три, но есть еще и не заявленные.
Преосвященнейший Владыка препроводил к собравшимся на площади пред церковью раскольникам для дальнейшей беседы миссионера Брянцева, а сам отправился осматривать вновь устроенное Бехтеевское двухклассное церковно-приходское училище с 60 учениками. Здание новое деревянное; двух-этажное; сверху два очень вместительных класса и библиотека, внизу – квартиры для двух наставников, очень приличные и общежитие учеников; прежнее же здание училища обращено в кухню и столовую учеников. В постройке училища много потрудился местный священник Эльманович; много затратил даже своего капитала, возя своими рабочими на своих лошадях лес, так как раскольники не дают подвод. Владыка испытывал в училище учеников; ответы давались удовлетворительные. Очень хорошо в школе поставлено церковное пение; мальчики и девочки все поют, но особо стройно поет устроенный из способнейших к тому учеников хор. Пению обучает местный псаломщик, который свою 27 службу, честно, скромно, трезвою заслужил общую похвалу и уважение. Ученики этого училища – дети православных и раскольников все учатся и поют вместе без всякого различия. При этом Преосвященный заметил, что церковно-приходские школы, хорошо поставленные, могут служить для священников лучшими орудиями для борьбы с расколом. По осмотре училища Преосвященнейший Владыка посетил дои священника и уже поздним вечером возвратился обратно в г.Сычевку.
4-го июня. Утром Его Преосвященство принимал в прощальной аудиенции Сычевское градское духовенство, которому преподал наставление жить между собою и с прихожанами мирно и строго по уставу совершать Богослужение и отпустил всех с миром. Того же числа, выбыв из г.Сычевки, посетил следующие церкви и учреждения : 

а) село Тесово. При реке Каче, среди большого селения каменная трехпрестольная церковь снаружи хорошо содержится, внутри благолепно украшена, чиста, светла, стены расписаны; на престоле все в порядке, только антиминс изветшал. Преосвященнейшего Владыку встретили : местное и окружное духовенство, местный владелец тайный советник С.С.Иванов и множество народа. После молебна, который пел стройный хор из двухклассного министерского училища, Преосвященнейший Владыка сказал народу речь, в которой выразил удовольствие и радость после раскольничьего изуверия и упорства, видеть любовь и усердие прихожан этого села к православной церкви; заповедал твердо хранить эту истинную веру и, насколько возможно, привлекать к ней и словом, и жизнью, и примером заблуждающихся; в заключение просил о себе молитв, обещая и с своей стороны возносить молитвы о их спасении. Преподав всем святительское благословение, Преосвященнейший Владыка осмотрел подробно церковь. Утварь и ризница очень хороши, библиотека значительная, церковное письмоводство исправно; затем Преосвященный отправился в дом священника, где представлялись ему причты сел : Ивановского и Селища.
После ревизии церковных документов этих сел и беседы с духовенством Преосвященный посетил вновь устроенную в с.Тесове земскую больницу, деревянную, на каменном фундаменте, весьма удобную и просторную, на 8 кроватей; а потом посетил С.С.Иванова в его усадьбе.
Из Тесова Преосвященный отбыл в -------

Село Спасское. Преосвященнейший Владыка встречен был местным и окружным духовенством и множеством народа. Церквей здесь две : каменная трехпрестольная и однопрестольная деревянная. Первая церковь снаружи хорошо поддерживается, внутри благолепна, чиста, светла, все в порядке; утварь и ризница достаточны, библиотека порядочная, церковное письмоводство исправно. Его Преосвященство сказал народу речь. В которой, похвалив их усердие, заповедывал им преуспевать в вере и любви христианской. Вторая, Меланьевская церковь снаружи обита тесом, внутри оштукатурена, благолепна, иконы академической работы, утварь богатая. Преосвященный посетил дом священника, где представлялись причты сел : Савенок и Безобразова.

На пути из Спасского в большой деревне Брылеве к встрече Его Преосвященства устроены были высокие, остроконечные ворота с иконою вверху, украшенные зеленью и цветами; все население – мужчины и женщины – встретило Преосвященнейшего Владыку с пением тропарей : Богородице, св.Николаю чудотворцу и великомученице Параскеве; Владыка всю деревню шел пеший и благословлял окружающий его народ.
Не далеко от вышеназванной деревне находится -----------

Село Баскаково. Среди этого большого селения на возвышении над ручьем стоит высокая, обширная, каменная трехпрестольная церковь, снаружи хорошо содержится, внутри стены украшены священными изображениями, которые впрочем от давности по местам пооблупилися; в алтаре все в порядке, утварь и ризница благоприличные и достаточные, библиотека порядочная, церковное письмоводство исправно. В церкви, во время благословения множество народа, пели два хора певчих – мальчиков и девочек – попеременно. Преосвященнейший Владыка сказал народу речь, в которой выпазил удовольствие и благодарность за усердные встречи, хвалил за устройство прекрасных певческих хоров, а еще более – за всенародное пение, заповедал неослабно поддерживать в себе дух веры и благочестия и преуспевать в добрых делах… Здесь представлены были Его Преосвященству два училища : мальчиков и девочек; все были благословлены. Затем Преосвященнейший Владыка посетил отдельно стоящую малую каменную церковь, которая содержится в чистоте и порядке, но несколько сыровата, посетил домы всех трех священников. Здесь же представлялся Его Преосвященству причт села Васильевского, которые просили Владыку дать им диакона для благолепия их Богослужения.

На пути из с.Баскакова в деревне Плоской Преосвященнейшего Владыку встретил народ с иконами, хлебом-солью и всенародным пением тропарей : «Заступнице усердная», «Правило веры» и пр., с пением провожали через селение. То же было и в других селениях.


Источник: http://smolbattle.ru


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов