Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Добро быть в радости и жить в сладости.

Старое Мокшино с. Старо-Мокшинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Аксубаевский р-н, село Старое Мокшино

Троицкая церковь с. Старое Мокшино Старо-Мокшинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Кладбища Старое Мокшино с. Старо-Мокшинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  • Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

История наименования и принадлежности:

  • с. Старое Мокшине Старо-Мокшинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
  • Респ Татарстан, Аксубаевский р-н, село Старое Мокшино 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

Архивы:

  •  

Старое Мокшино     Село в Аксубаевском районе, на р. Б. Сульча, в 21 км к югу от поселка городского типа Аксубаево. 
     На 2008 г. - 480 жителей (по переписи 2002 г., чувашей - 68%, русских - 28%). 
     Полеводство, мясомолочное скотоводство. 
     Агролицей, клуб, библиотека. 
     Основано в 1697 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Старое Мокшино функционировали Троицкая церковь, земская школа (была открыта в 1870-х гг.), мельница, 1 казённая винная и 4 мелочные лавки, базар по четвергам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2563 десятины. 
     До 1920 г. село входило в Старо-Мокшинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Аксубаевском, с 10.02.1935 г. в Тельманском, с 16.07.1958 г. в Аксубаевском, с 01.02.1963 г. в Октябрьском, с 12.01.1965 г. в Аксубаевском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 222 души мужского пола, в 1859 г. - 883, в 1897 г. - 1379, в 1908 г. - 1591, в 1920 г. - 1793, в 1926 г. - 1345, в 1938 г. - 1112, в 1949 г. - 931, в 1958 г. - 772, в 1970 г. - 850, в 1979 г. - 755, в 1989 г. - 523, в 2002 г. - 512 чел.

В районе очень много обустроенных родников — пять в с. Новое Ибрайкино, в с. Старое Мокшино (имени бывшего министра мелиорации и водного хозяйства ТАССР А.К. Самаренкина)

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Влад Трошкин. История его семьи (с сокращениями)

Деревня Мокшино (Мошкино) была основана в 1697 году чувашскими крестьянами, переселившимися «из разных уездов» . В то время она именовалось деревней Мокшино по речке Большой Сульче и относилась к Ногайской дороге Казанского уезда. Свое название деревня получила по имени первого старосты – Максата (Мошки, Мокши) Вырастаева . Откуда именно переселись первые жители деревни, выяснить не удалось, но в это время основная часть чуваш прибывала в Закамье из Курмышского и Чебоксарского уездов. Впрочем, ехали они также из Симбирского, Цивильского, Ядринского, Свияжского и Казанского уездов. Мокшино было переименовано в Старое Мокшино во второй половине XVIII века, после появления деревни Новое Мокшино.

Предок Трошкиных Пибахта Крымсараев входил в число первых поселенцев. Он прибыл на новое место в возрасте 23 лет, вместе со своими родными братьями Уразгилде и Байбахта. Возможно, они переехали сюда с отцом Крымсараем, но из-за скудности сохранившийся источников подробностей на сей счет обнаружить не удалось.

Пибахта жил в отдельной избе, а его братья – в другой , но платили они один общий на всех налог в размере «полясака». Ясак на этих территориях уплачивался крестьянами за пользование землей еще со времен Казанского ханства. В 1724 году Петром Первым ясак был заменен подушным окладом, однако термин ясачные чуваши употреблялся вплоть до XIX века и использовался как сословное понятие.

Длительное время большая часть земель Западного Закамья практически не распахивались, и использовалась кочевниками под пастбища. Однако с середины XVII века, после строительства оборонительной засечной черты, которая должна была преградить дорогу кочевникам к их традиционным летним пастбищам, находившимся на левобережной Волге и Каме, начинается активное заселение этой территории оседлым населением. Впрочем, Мокшино было основано за этой чертой, поэтому ее жители становились легкой добычей для кочевых народов, которые стремились отвоевать утраченные земли.

В 1710 году в Мокшино существовало 27 дворов. К 1716 году 9 из их опустело в результате набега каракалпаков совершенного в 1714 году. Они взяли в плен целые семьи, а одного жителя деревни убили. Этот набег не обошел стороной и предков семьи Трошкиных. Каракалпаки увели в плен жену Пибахты Крымсараева – Бикулач Байдалину.

Чуваши страдали не только от набегов кочевых народов, но и от повстанцев, которые сопротивлялись русскому государству. Стремясь остановить колонизацию края, татары и башкиры совершали набеги на новых поселенцев. Их действия в основном «были направлены против русских колонистов. Вместе с тем, во время восстаний в числе особо пострадавших оказывались и чувашские крестьяне, которые в основной своей массе сочувствовали властям ».

Впрочем, есть мнение, что чуваши на самом деле находились в сговоре с повстанцами и использовали сложившуюся ситуацию для решения собственных корыстных интересов. В первую очередь, для того, что бы списать на боевые действия часть спрятанных на время переписи жителей деревни, и таким образом снизить размер выплачиваемого ясака. Подтверждение этой мысли можно найти все в той же переписи 1716 года, где числиться два двора в которых, судя по документу, жили «безясашные татары», которые якобы были взяты в плен башкирами еще до 1710 года, а потому не были обложены ясаком. Им удалось каким-то удивительным образом вернуться из плена обратно, после чего и они помогали односельчанам уплачивать ясак за пустующие дворы.

В данном документе, «безясашные татары» - это этнические чуваши, не платящие ясак, либо приянвшие ислам. Дело в том, что понятия татары и чуваши в то время были пограничными и, как правило, чувашами называли тех, кто платит ясак, а татарами тех, кто его по тем или иным причинам его не платил, либо перешел в мусульманскую веру.

До середины XVIII века среди народов Поволжья широко были распространены тюркские и мусульманские имена. Давая своему ребенку имя Крымсарай родители желали, что бы он был так же богат и прекрасен как ханский дворец в Крыму. Имя Пибахта можно перевести как «родился князь». Уразгилде – это старинное татарское имя, которое дословно переводится как «пришедший в уразу», такое имя давали детям, родившимся во время мусульманского поста, а Байбахта – «родился богач».

Жители деревни исповедовали традиционную религию чуваш (язычество), но испытывали сильное влияние ислама, что видно по их именам, бытовавшим в первой половине XVIII века: Крымсарай, Уразгилде, Юнус, Ахмет, Аит, Атнагул, Сулейман, Шаймулла, Максат и т.д.

В начале XVIII века среди чувашей начинают распространяться искаженные на местный лад русские имена. В родословной Трошкиных таких имени три Андрюш, Андрюх и Иванюш.

У народов Поволжья не было фамилий. Вместо них использовались отчества, или т.н. фамилии по отчеству. Поэтому когда мы видим в документах того периода человека с именем Пибахта Крымсараев, то понимаем, что речь идет о Пибахте Крымсараевиче, чьи дети уже будут носить фамилию-отчество Пибахтины и т.д.

В 1740 году в России создается Новокрещенская контора, которая при поддержке вооруженных отрядов, принялась за крещение нерусских народов Поволжья. Жители деревни Мокшино были крещены примерно в 1746-1747 гг. Это было чисто формальное крещение, за которым не было искреннего принятия новой религии. В этот период был крещен сын Пибахты Крымсараева Андрюш Пибахтин, который в результате получил имя Андрей Михайлов, а его сын Андрюх, стал Игнатом Еремеевым. В данном случае их фамилии, скорее всего, образованы от имени крестных. В дальнейшем, как это видно из документов, Андрюхе образовали фамилию от нового имени отца, и он стал Игнатом Андреевым. В 1764 году контору упразднили, но вернуться к прежней религии крещенным было нельзя. Впрочем, они еще около ста лет тайно исповедовали религию предков.

Православие среди жителей Старого Мокшино начало утверждаться только к середине XIX века в результате активной миссионерской работы православной церкви. В 1865 году в Старом Мокшино была построена Троицкая церковь (до этого жители относились к приходу села Сунчелеево). С этого момента деревня Старое Мокшино получила статус села.

Сын Игната - Василий Игнатьев, будучи женатым и имея детей, в 1791-1792 гг. был отдан в рекруты, т.е. на военную службу. Это видно из записи о рождении ребенка у его жены в 1792 году, где она названа солдатской женой. В то время рекрутская повинность была пожизненной и только в 1793 году ее срок ограничили 25 годами. В Духовных ведомостях 1799 года жена Василия - Авдотья Васильевна названа вдовой. От них остались дети, в том числе Егор Васильев – один из предков семьи Трошкиных.

Фамилия Трошкин вероятно идет от Трофима Егоровича, родившегося в 1812 году (Троша – это уменьшительно-ласкательная форма имени Трофим). Его дети естественно получили отчество от имени отца, а затем оно передалось в виде фамилии внукам и последующим поколениям этого рода. Т.е. первым носителем этой фамилии был Максим Трошкин, но для него это было, как я писал выше отчеством. А вот в полноценную фамилию она уже превратилась после того, как ее присвоили внукам Трофима и в частности Семену Максимову Трошкину.

Однако ни в церковных книгах, ни в ревизских сказках на протяжении всего XIX – начала ХХ веков она в виде полноценной фамилии не встречается. В таком виде она могла использоваться в волостных документах (но их обнаружить не удалось), либо имела неофициальный статус и закрепилась в документах только при Советской власти.

В дошедших до нас архивных документах впервые фамилия Трошкин встречается в Сведениях о населении, скоте и урожае в Старом Мокшино за 1919 г. В них упоминается Никифор Трошкин. К сожалению, в документе не указаны его возраст и отчество, но с высокой долей вероятности можно утверждать, что речь идет о Никифоре Максимовиче Трошкине, родном братишке Семена Максимовича.

Давид Семенов в данном списке отсутствует, вероятно, в то время он еще не имел собственного дома и жил с семьей у родственников. Зато в списке имеется его родной брат Потап Семенов. В его доме было 6 едактов – 3 мужчины и 3 женщины, что соответствует численности его семьи на тот момент. Он имел жеребенка, корову, овец и 1 поросенка. Свои поля засеял рожью и полбой. Имел покосы.

Семейные предания сохранили память о братьях Потапе Семеновиче и Давиде Семеновиче Трошкиных. Их объединяла искренняя вера в Бога и активное участие в приходской жизни села. Согласно документов, в 1929 году в религиозном обществе села Старое Мокшино состоял 1451 человек, которые проживали в следующих населенных пунктах:

- с. Старое Мокшино,

- д. Покровка, 1 верста, 224 человек верующих,

- д. Старо Узеево, верст, 393 человек,

- д. Новое Мокшино, 3 версты, 269 человек,

- Поселок Никольской горки, 2 версты, 31 человек,

- Поселок Алексеевский, 3 версты, 31 человек,

- Поселок Ахматка, 4 версты, 68 человек,

- Поселок Носовка, 5 верст.

В списке учредителей Старо-Мокшинского религиозного общества в составе членов ревизионной комиссии числится Давид Семенович Трошкин, а в составе членов церковного Совета Потап Семенович Трошкин. По воспоминаниям родственников и односельчан братья были псаломщиками. Специального религиозного образования, они, скорее всего не имели, а обучались молитвам у местных священников.

Приход Троицкой церкви Старого Мокшино в то время относился к обновленцам. Это было оппозиционное движение, в русском православии возникшее в послереволюционный период и повлекшее за собой раскол. В 1926 году священником здесь был Мясников Федор Степанович (он служил в Старом Мокшино с кон. XIX в.), а дьяконом Логинов Иван Егорович (он служил в Старом Мокшино где-то с 1919 г.).

Дьякон Логинов был арестован тройкой ГПУ ТАССР 10 марта 1930 г. и приговорен к «трем годам концлагерей» за антиколхозную деятельность и религиозную агитацию. В Базе данных "Жертвы политического террора в СССР" обнаружились имена 41 жителя с. Старое Мокшино незаконно осужденных Советской властью. И это, конечно же, не полый список жертв большевистского террора. 33 человека из их числа осуждены в разгар коллективизации, в период с 1930 по 1932 гг. Как видно пострадали не только священнослужитель, но и простые крестьяне не желавшие вступать в колхоз:

- Логинов Иван Егорович, 1866 г.р., русский, дьякон. Осужден в 1930 г., обвинение: "антиколхозная деятельность, религиозная агитация", приговор: 3 года концлагерей.

- Елауркин Константин Яковлевич, 1894 г.р., чуваш, крестьянин, совхоз "МЮД". Осужден в 1930 г., обвинение: "попытка организовать кулацкое восстание", приговор: 5 лет ИТЛ. Повторно осужден в 1937 г., обвинение: "антиколхозная деятельность", приговор: высшая мера наказания, конфискация имущества. Расстрелян в 1937 г.

- Козлов Ефрем Федулович, 1870 г.р., чуваш, крестьянин. Осужден в 1930 г., обвинение: "антиколхозная деятельность", приговор: 5 лет концлагерей.

- Жуков Петр Евдокимович, 1878 г.р., русский, крестьянин. Осужден в 1930 г., обвинение: антиколхозная деятельность, срыв хлебозаготовок, приговор: 3 года концлагерей.

- Жуков Александр Иванович, 1899 г.р., русский, зажиточный крестьянин. Осужден в 1930 г., обвинение: антиколхозная деятельность.

- Матвеев Емельян Родионович, 1865 г.р., чуваш, крестьянин. Осужден в 1930 г., обвинение: "антиколхозная деятельность", приговор: 5 лет концлагерей.

- Андрианов Емельян Трофимович, 1893 г.р., чуваш, крестьянин. Осужден в 1930 г., обвинение: ст. 58-11.

- Иванов Игнатий Иванович, 1875 г.р., русский, бывший зажиточный крестьянин. Осужден в 1930 г., обвинение: антисоветская, антиколхозная деятельность, сектант, приговор: 5 лет концлагерей.

- Котельников Михаил Иванович, 1896 г.р. Осужден в 1930 г., обвинение: «кулак».

- Котельникова Анна Ивановна, 1895 г.р. Осуждена в 1930 г.

- Котельникова Мария, 1919 г.р. Осуждена в 1930 г.

- Котельников Вячеслав, 1921 г.р. Осужден в 1930 г.

- Котельникова Зоя, 1925 г.р. Осуждена в 1930 г.

- Котельникова Раиса, 1926 г.р. Осуждена в 1930 г.

- Котельников Дмитрий, 1928 г.р. Осужден в 1930 г.

- Красильников Андрей Дмитриевич, 1887 г.р., чуваш. Осужден в 1931 г., обвинение: «кулак», приговор: высылка в Свердловскую обл.

- Красильникова Мария Яковлевна, 1889 г.р. Осуждена в 1931 г., приговор: высылка в Свердловскую обл.

- Красильников Филипп Андреевич, 1903 г.р. Осужден в 1930 г., обвинение: «кулак».

- Красильникова Татьяна Андреевна, 1913 г.р. Осуждена в 1931 г., приговор: высылка в Свердловскую обл.

- Красильников Николай Андреевич, 1925 г.р. Осужден в 1931 г., приговор: высылка в Свердловскую обл.

- Наумов Конон (Конантий), 1860 г.р. Осужден в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Наумова Матрена, 1860 г.р. Осуждена в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Наумов Василий Коннович, 1873 г.р. Осуждена в 1931 г., обвинение: «кулак», приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Наумова Акулина (Антонина) Владимировна, 1879 г.р. Осуждена в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Наумова Анастасия Ник., 1893 г.р. Осужден в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Наумова Прасковья, 1912 г.р. Осуждена в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Наумова Мария, 1914 г.р. Осуждена в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Наумова Зинаида, 1916 г.р. Осуждена в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Наумов Егор, 1916 г.р. Осужден в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Наумов Виталий, 1918 г.р. Осужден в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Тюхтеева Вера Андреевна, 1920 г.р. Осуждена в 1931 г., приговор: высылка в Челябинскую обл.

- Жуков Иван Евдокимович. Осужден в 1932 г., обвинение: «кулак».

- Хмелев Дмитрий Ефремович, 1879 г.р. Осужден в 1935 г., обвинение: кулак.

Подчеркну – это далеко не полный список жертв большевистского произвола. К 1932 г. большую часть жителей села удалось загнать в колхоз. Но, несмотря, на репрессивные меры Советской власти против тех, кто не желал в него вступать, немало жителей Старого Мокшина сопротивлялось коллективизации и продолжало оставаться «единоличниками». В их число входили и братья Потап и Давид Трошкины.

Репрессии не обошли стороной и священника Мясникова. Эта мысль напрашивается исходя из того, что в 1930 году в селе Старое Мокшино появился «временный священник» Васильев Никифор Васильевич , а уже 13 ноября 1930 г. на общем собрании верующих прихода Троицкой церкви в общину был принят священник села Селенгуш Аксубаевского района Федор Иванович Гриднев, 1863 г.р. Его дальнейшая судьба неизвестна, но к 1936 году церковь вновь оказалась без священника. Его обязанности взяли на себя псаломщики. Эти события совпадают со временем начавшейся компанией по закрытию церквей и их передаче под клубы, и складские помещения.

Церковь в Старом Мокшино была закрыта по надуманному предлогу 8 сентября 1936 г. Дело было так: техническая комиссия райисполкома Тельмановского района обследовав Троицкую церковь постановила, что ей требуется ремонт на сумму 19000 рублей. Представители общины верующих Трошкин Давид, Жуков Яков, Жуков Иван и Денисов Николай отказались подписывать акт технической комиссии. В ответ Техническая комиссия закрыла церковь, запретила проведение в ней службы, а ключи передала в сельсовет. Одним из инициаторов беззакония стал председатель Старо-Мокшинского сельсовета Иван Алексеевич Самаренкин.

Далее, в январе 1937 года на заседании пленума сельсовета он ставит вопрос о закрытии церкви и передаче ее под клуб, якобы из-за того, что верующие отказываются ремонтировать церковь и добивается от пленума положительного решения. Даже с точки зрения советских законов – это было превышение должностных полномочий. Такие решения могло принимать только общее собрание жителей села. Самоуправство Самаренкина возмутило жителей села. Они начали писать письма в различные инстанции, в том числе в Верховный Совет СССР. Накал страстей принял такой оборот, что как минимум еще три человека из села были арестованы и осуждены в 1937-1938 гг.:

- Попов Иван Абрамович, 1884 г.р., русский, колхозник, колхоз им. Калинина. Осужден в 1937 г. Обвинение: "религиозный фанатик, антиколхозная, троцкистская агитация, клевета на мероприятия Советской власти ", приговор: 10 лет ИТЛ. Умер 1.9.41 в СЛО-5.

- Семенушкин Гаврил Архипович, 1895 г.р., чуваш, крестьянин, с-з "МЮД". Осужден в 1937 г., обвинение: "антиколхозная агитация, противодействия мероприятиям Советской власти, провокационные слухи", приговор: 10 лет ИТЛ.

- Фролов Гаврил Иванович, 1896 г.р., чуваш, крестьянин. Осужден в 1938 г., обвинение: 58, п. 10 ч.1, приговор: 8 лет лишения свободы, поражен в правах на 5 лет. Умер 5.12.43 на острове Свияжск, в ИТК-5.

Что бы разобраться в сложившейся ситуации и утихомирить жителей села в январе 1938 года в райцентр Тельмановского района, который находился в с. Мамыково, из Казани прибыл консультант Центрального исполнительного комитета ТАССР по вопросам культов К. Мустафин. В своем заключении он возмутился грубым и непродуманным решениям Технической комиссии и сельсовета о закрытии церкви. Определенную стоимость ремонта он назвал незаконной. Естественно приехавшего из столицы чиновника на самом деле меньше всего волновала законность и нужды верующих. Его возмутило другое. Бездарные действия Самаренкина, одобренные райисполкомом Тельмановского района, дестабилизировали ситуацию в селе: «Нарушение законных требований при самом начале оформления материала о закрытии церкви явилась пищей для классовых врагов. Под руководством ныне арестованного попа и других кулаков составлялись заявления с протестом против приостановления службы в церкви. Причем вокруг этих заявлений они организовали граждан села. Так, например, в одном из заявлений, поданном во ВЦИК подписались 74 чел., в другом 17 чел. и т.д.».

Далее шли рекомендации, как надо закрыть церковь, что бы у народа не было повода для возмущений. 1. Необходимо оформить ходатайство в Президиум Верховного Совета ТАССР о закрытии церкви через общее собрание граждан Старого Мокшино. 2. НКВД: а) разобраться с теми, кто незаконно закрыл церковь и дал пищу «классовым врагам» - это должно было продемонстрировать, что Советская власть справедливая; б) разобраться с теми, кто использовал эти нарушения «в контрреволюционных целях», т.е. что бы запугать народ. 3. Повести массово-разъяснительную работу о том, что церковь все-таки нужно закрыть и передать здание под клуб.

В ходе подготовки к общему собранию жителей села 3 и 6 ноября 1938 г. были арестованы как минимум еще два человека:

- Жуков Тихон Иванович, 1900 г.р., русский, зажиточный крестьянин. Осужден в 1939 г., обвинение: дискредитация мероприятий Советской власти, вождя ВКП(б), провокационные слухи о падении Советской власти, приговор: 10 лет лишения свободы, поражен в правах на 5 лет. Приговор заменен Судебной коллегией Верховного суда ТАССР 23.5.40 г. на 8 лет лишения свободы и поражении в правах на 5 лет.

- Трошкин Давыд Семенович, 1889 г.р., чуваш, середняк, псаломщик. Осужден в 1939 г., обвинение: "провокационные слухи о войне, гибели Советской власти, восхваление троцкистов, террористические настроения", приговор: 10 лет лишения свободы, поражен в правах на 5 лет. Умер 1.11.1941 в ИТК-1 г. Казани.

Владислав Геннадьевич Трошкин (1972-2020), в свое время ознакомился с уголовным делом на своего прадеда Давида Трошкина. В нем содержалась информация о том, что Давид являлся последователем катакомбной церкви, т.е. церкви находящейся на нелегальном положении. Давид Семенович на тот момент являлся одним из авторитетных членов церковной общины села. Любопытный факт. Он умер в казанской исправительно-трудовой колонии, а в это же время его племянник Яков Потапович Трошкин проживал в Казани и служил в НКВД. Он, конечно же, не смог бы помочь своему дяде, даже если бы захотел. Страшное было время.

Что же касается Ивана Самаренкина, то к 1938 году уже ушел на повышение в Мамыково и работал инструктором в райкоме партии. Скорее всего, получил взыскание за свои действия. 25 декабря 1938 года он приехал в родное село на общее собрание, что бы выступить перед односельчанами об антирелигиозной работе, передаче церкви под клуб, укреплении социалистического государства и отделения государства от церкви. Рассказал о Сталинской конституции, борьбе с «троцкистско-бухаринской агентурой фашизма», борьбе с «церковниками, евангелистами и другими бандитами – врагами народа». 5 апреля 1939 г. ходатайство граждан села Старое Мокшино о закрытии церкви было удовлетворено Президиумом Верховного Совета Татарской АССР.

В дальнейшем Иван Алексеевич Самаренкин, 1909 г.р., член ВКП (б), работал в системе образования. 18 августа 1941 г. ушел на фронт, был ранен и контужен. Демобилизовался 5 июня 1945 г. в звании капитана. После войны работал военруком в Старо-Мокшинской школе. Дальнейшую его судьбу из открытых источников проследить не удалось.

А репрессии продолжились и после закрытия церкви. В 1939 году был осужден:

- Косарев Василий Иванович, 1885 г.р., русский, конюх, колхоз им. Калинина. Осужден в 1939 г., обвинение: "антиколхозная агитация, выступления против госзайма, провокационные слухи о войне, гибели Советской власти", приговор: 8 лет ИТЛ, поражен в правах на 5 лет.

После войны в селе было еще как минимум два случая ареста людей по политическим мотивам:

- Жуков Василий Иванович, 1904 г.р., русский, зажиточный крестьянин, монах. Осужден в 1951 г., обвинение: участник группировки ИПЦ (Истинно-православная церковь), приговор: 25 лет ИТЛ, конфискация имущества, поражен в правах на 5 лет. Приговор заменен Судебной коллегией Верховного суда РСФСР 17.7.1954 на 10 лет лишения свободы. Комиссией Верховного Совета СССР 1.6.1956 освобожден по инвалидности. Повторно осужден в 1959 г., обвинение: "религиозная агитация", приговор: 25 лет лишения свободы, заменен Верховным судом РСФСР 19.2.1959 на 10 лет лишения свободы. Освобожден 6.1.1968.

- Соловьева Акулина Васильевна, 1906 г.р., русская. Осуждена в 1959 г., обвинение: 58, п. 10 ч.2, 58, п. 11, приговор: 3 года лишения свободы, поражена в правах на 2 года.

Давид Семенович умер в колонии в 1941 году. В этом же году его жена Анна Павловна с двумя малолетними детьми: Михаилом и Марфой покинула деревню. (Еще у них была старшая дочь – Анастасия, она была замужем и жила в Сунчелеево). Куда они ушли, и где умерла Анна Павловна с Марфой не известно. Дед Михаил рассказывал, что Марфа умерла у него на глазах от голода, с куклой в руках.

Какое-то время Михаил жил у своей сестры Анастасии, но затем вынужден был уйти в совхоз «Тюрнясевский». По воспоминаниям родственников он туда, будучи ребенком, пришел пешком один или с какой-то «теткой». Может быть, его появление в Тюрнясево было не случайным, там, в школе работал Верховский Виктор Васильевич, который якобы приходился ему двоюродным братом. У него была жена Анна Павловна. Позже они переехали в Свердловск, но связь поддерживали.

Михаил поселился в поселке 1-ой бригады. Там он познакомился с молодой девушкой Анной Ивановной Рябовой и создал с ней семью. В Тюрнясево он прожил всю оставшуюся жизнь. Здесь родились все его дети.

История семьи Трошкиных, написана в память о моем друге, талантливом кинорежиссёре и продюсере Владиславе Трошкине (1972-2020). Как-то он заинтересовался историй своего рода и обратился ко мне за помощью в сборе информации и составлении родословной. У него было много вопросов: когда поселились его предки в Старом Мокшино, когда появилась его фамилия, кем был его прадед, за что он был осужден и т.д. На многие интересовавшие его вопросы мы нашли ответы еще при жизни Влада, а некоторые вопросы удалось найти ответы уже после его смерти. Мне приятно, что я смог завершить начатую им работу. Надеюсь, что эта история займет достойное место в семейном архиве его жены, дочерей и будущих их потомков.

Краевед Ленар Мифтахов,

03 декабря 2020 года

Источник: https://www.facebook.com/lenarmif1974/posts/3982347358496668
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2022-02-27 21:25:10 | Отредактировано: 2022-02-27 21:25:56 |

Смотрю Ландратскую книгу 1716 года по деревне Старое Мокшино (ныне Аксубаевский района). В то время это была чисто чувашская деревня. Жилось тут не спокойно.

По крайней мере, вот такая запись в ней содержится: 
"Ис того двора после переписи 1710 году прежная ево Пибахткина жена Бикулачка Байдалина взята в полон в каракалпаки в 1714 году".

А вот ниже еще:
"Ис того двора ис переписи 1710 года жена ево Игонкина Натика Юлбекова взята в полон в каракалпаки в 1714 году".

Еще ниже:
"Двор Акмурзки Чимурзина и он Акмурска и з женою Чарсалтанкою Тохтамышевою взяты в полон в каракалпаки в 1714 году.

Двор Мурзангилдка Кагалеева, он Мурзагилдка и з женою Милябейкою Пимаевою и с сыном Байгилдкою взяты в каракалпаки в полон в 1711 году.

Двор Назарки Гришкина, он Назарка умре в 1715 году, а жена ево Чибечка Хертилаева взята в полон в каракалпаки в 1714 году".

И еще:
"Двор Уразлайки Кагелеева, он Уразлайко, и з женою Янсуварскою Кубаевою взяты в каракалпаки в 1714 году.

Двор Ахпулки Мукеева, он Ахпулка и с сыном Алмаметком взяты в каракалпаки в 1714 году.

Двор Карчбачки Савалеева, он Карчбачка умре в 1714 году, а жена ево Тевкенечка Тевкенеева взята в полон в каракалпаки того ж году.

Двор Иделечка Изелекова, он Иделечка убит от каракалпак в 1714 году.

Двор Сарбахтки Салдакова, он Сарбахтко умре в 1715 году, а жена ево Оскелка Телехметева и сын Иргадайко взяты в каракалпаки в полон в 1714 году.

Двор Бибулатка Полатова, он Бибулатка и з женою Смябичкою Тогашевою взяты в каракалпаки в полон в 1714 году".

Источник: https://www.facebook.com/100001643302325/posts/3230406397024105/?d=n
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2020-07-16 17:49:23 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов