Кладбища с. Новое Ибрайкино Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Церковь (первая) с. Новое Ибрайкино Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Церковь (вторая) с. Новое Ибрайкино Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Мечеть с. Новое Ибрайкино Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Православные:
Мусульмане:
Архивы:
Село в Аксубаевском районе, на р. Малая Сульча, в 25 км к востоку от поселка городского типа Аксубаево.
На 2002 г. - 1532 жителей (татары).
Полеводство, мясомолочное скотоводство, птицеводство, нефтедобыча.
Гимназия им. М.И. Абдрахманова, дом культуры, библиотека. Мечеть (бывшая 2-я соборная мечеть; построена в 1909, реконструирована в 1990; памятник архитектуры). Основана в 1-й половине 18 в. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, мукомольным промыслом, торговлей. В начале 20 в. в деревне Новое Ибрайкино функционировали 3 мечети, 3 мектеба, 2 водяные и 2 ветряные мельницы, 6 крупообдирок, кузница, 10 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4337 дес.
До 1920 г. село входило в Аксубаевскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Первомайском, с 10.02.1935 г. в Аксубаевском, с 01.02.1963 г. в Октябрьском, с 12.01.1965 г. в Аксубаевском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 204 души мужского пола, в 1859 г. - 3051, в 1897 г. - 2924, в 1908 г. - 3495, в 1920 г. - 3327, в 1926 г. - 2688, в 1938 г. - 2760, в 1949 г. - 2486, в 1958 г. - 2499, в 1970 г. - 2931, в 1979 г. - 2484, в 1989 г. - 1653 чел.
Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском уезде и прилегающих к уезду местностях. Ответные меры властей сводились, в сущности, к одним только репрессивным мероприятиям. В начале 1840-х гг. «уклонились в магометанство» крещеные татары приходов сел Белая Гора, Красный Яр, Баран, Билярска, Савруш и Аксубаево, Седелькино. Среди отступивших из праволавия отмечены также крещеные татары деревень Татарский Толкиш, Верхняя Каменка, Старое и Новое Никиткино, слобода Георгиевская (Шама) и ряд других. К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана (?), Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана, Аделыпино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).
Источник: http://nailtimler.com/articles_page/tatars_nobility/tatars_nobility_17_in_islam.html
Чентрель (Новое Ибрайкино)
Одно из древних селений является Чентрель, ныне называемая Н. Ибрайкино, основанное еще в XVI - в конце существования Казанского ханства. Деревня Новое Ибрайкино не вышла из Старого Ибрайкино. Как утверждают многие, образовалась белыми крстьянами из разных деревень Черемшанской и Шешминской волостей, и была названа она по имени речки Чентрель, что означает шумная река. Люди этой деревни жили вольно в уединении, далеко от глаз царских чиновников и русского духовенства. Об этом свидетельствует записи местных краеведов, составивших историю своей деревни.
https://vk.com/wall-152939167_54470?ysclid=m2g63j9g1r310684236