Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Если тебе плюют в спину — значит ты идешь впереди. Конфуций

Новое Узеево с. (Янга Узи) Кутушская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Татарстан, Аксубаевский р-н, село Новое Узеево

Мечеть (первая) с. Новое Узеево Кутушская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Мечеть (вторая) с. Новое Узеево Кутушская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Кладбища Новое Узеево с. (Янга Узи) Кутушская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  • Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

История наименования и принадлежности:

  • с. Новое Узеево Кутушская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

Архивы:

  •  

Село в Аксубаевском районе, на р. Большая Сульча, в 19 км к юго-востоку от поселка городского типа Аксубаево. 
     На 2002 г. - 450 жителей (татары). 
     Полеводство, молочное скотоводство. 
     Средняя школа, дом культуры, библиотека. Музей писателя Г. Кашапова. 2 мечети, в т.ч. бывшая 2-я соборная мечеть (построена в 1911 г., памятник архитектуры). Основано во 2-й половине 18 в. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. 

В начале 20 в. в селе функционировали 2 мечети, мектеб, кузница, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2371,2 дес. 
     До 1920 г. село входило в Кутушскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Аксубаевском, с 01.02.1963 г. в Октябрьском, с 12.01.1965 г. в Аксубаевском районах. 
     Число жителей: в 1859 г. - 731, в 1897 г. - 1501, в 1908 г. - 1528, в 1920 г. - 1953, в 1926 г. - 989, в 1938 г. - 1269, в 1949 г. - 841, в 1958 г. - 747, в 1970 г. - 850, в 1979 г. - 720, в 1989 г. - 474 чел.


Интересно село Новое Узеево (Яңа Үзи), расположенное на р. Большая Сульча, в 19 км к юго-востоку от пгт Аксубаево. Жители Старого и Нового Узеево издавна спорят, какое из них старше, ведь обычно населенный пункт с определением «Новый» является вторичным. В таком родстве состоят, например, близлежащие села Старые и Новые Киязлы, Старое и Новое Тимошкино, другие деревни. Логично предположить, что и Новое Узеево основано выходцами из Старого, но в самом Новом Узеево считают, что это не так. Они уверены, что Старое Узеево — это старинное чувашское село, а Новое Узеево — древняя татарская деревня. Всем, кто гостит в Новом Узеево, местные старожилы рассказывают легенду, которая передается здесь из поколения в поколение: «В 1236 году войско хана Бату завоевало булгарскую землю, пострадала от жестокого нашествия и пограничная крепость Марджани. После покорения население крепости было уведено в плен, спастись от которого удалось немногим. Был среди них и молодой джигит Кисы, который вместе со своей дружиной, женой и малолетним сыном нашел убежище на опушке дремучего леса, что на берегу полноводной речки Сульчи. Здесь поставил Кисы свое новое жилище; вскоре рядом появились и дома его соплеменников. Со временем Кисы, ставший уже дедом, начал именовать новое селение «Яна Узием», что в переводе с тюркского обозначает «Мой новый дом»… Однако по выявленным на сегодняшний день письменным источникам (материалы РГАДА), село Новое Узеево основано в середине XVIII в. татарами и чувашами — беглецами из с. Старое Узеево, не хотевшими принимать крещение. Уже к 1755 г. часть из них все же была крещена, и новокрещенные чуваши относились к приходу церкви с. Кутуши, с 1767 г. — к приходу Благовещенской церкви, с 1903 г. — к приходу Никольской церкви с. Старое Тимошкино. До 1860-х гг. жители села относились к категории государственных крестьян. В 1911 г. здесь была открыта татаро-чувашская школа Братства Св. Гурия, в которой в 1911 г. обучались 45 мальчиков и 10 девочек, а в 1916 г. — 34 мальчика и 6 девочек. В начале XX в. в селе функционировали две мечети, два медресе и один мектеб, кузница, четыре мелочные лавки. В 1921 г. православное население переселилось из деревни, основав д. Беловка и пос. Алексеевка. Ныне в селе действуют комплекс школа — детский сад (с 2016 г.), дом культуры, библиотека, фельдшерский пункт, магазин, две мечети: «Вторая соборная» (1911 года постройки, памятник архитектуры) и новая (2008 г.). В 1992 г. в селе открыт музей уроженца деревни писателя Г.С. Кашапова, установлен его бюст. Среди известных уроженцев села также народный поэт Чувашской АССР, член Союза писателей СССР, фольклорист, кавалер ордена «Знак Почета», автор книг «Автономи юрри» («Песня автономии»), «Ача-пăча сăввисем» («Стихи для детей»), «Суйласа илнисем» («Избранное»), «Сăвăсем, легендăсем» («Стихи, легенды»), «Сăвăсемпе юрăсем» («Стихи и песни»), «Çырнисен пуххи» («Сборник трудов»), «Чувашская песня», «Пирĕн юрă» («Наша песня»), «Кушакпа автан» («Кошка и петушок») и др. Николай Иванович Полоруссов (Шелеби) (1881—1945), Герой Социалистического Труда Г.З. Салимзянов, краеведы А.Р. Захретдинов и А.С. Захретдинова, журналист, общественный деятель, заслуженный работник культуры ТАССР Р.Р. Туфитуллова.

https://pravdapfo.ru/blogs/realnoevremyaru/87161-istoriya-rayonnogo/


Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском уезде и прилегающих к уезду местностях. Ответные меры властей сводились, в сущности, к одним только репрессивным мероприятиям. В начале 1840-х гг. «уклонились в магометанство» крещеные татары приходов сел Белая Гора, Красный Яр, Баран, Билярска, Савруш и Аксубаево, Седелькино. Среди отступивших из праволавия отмечены также крещеные татары деревень Татарский Толкиш, Верхняя Каменка, Старое и Новое Никиткино, слобода Георгиевская (Шама) и ряд других. К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана (?), Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана, Аделыпино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).

Источник: http://nailtimler.com/articles_page/tatars_nobility/tatars_nobility_17_in_islam.html


 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов