Церковь Феодосия Тотемского с. Аксубаево Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Мечеть Аксубаево с. (Аксубай) Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Кладбища Аксубаево с. (Аксубай) Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Посёлок городского типа, центр Аксубаевского района. Расположен в южной части РТ, на р. Малая Сульча, в 58 км к северу от ж.д. ст. Нурлат (линия Ульяновск-Уфа). Расстояние до Казани 210 км.
На 2000 г. — 9,5 тыс. чел. (по переписи 1989 г., русских — 36,1%, чувашей — 35,5%, татар — 26,9%).
Завод верёвочных изделий, маслодельный завод, лесокомбинат, предприятия сельхозтехники, строительства, бытового обслуживания, типография.
2 средние школы, гимназия, детская музыкальная школа, профессиональное училище. Историко-краеведческий музей, кинотеатр, дом культуры, 2 библиотеки, центральная районная больница. Мечеть, церковь.
Основана во 2-й половине 17 в. В дореволюционных источниках известна также под названием Троицкое. До 1860-х гг. жители относились к категориям помещичьих и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, бондарным промыслом, шитьём рукавиц. По сведениям 1859 г., в Аксубаево была церковь, в 1882 г. — земская школа, в 1910 г. — технико-ремесленное училище. В начале 20 в. в Аксубаево располагалось волостное правление, работали сельский банк, фельдшерский пункт, крупообдирка, 3 кузницы, 7 мелочных, одна казённая винная и 3 пивные лавки. По пятницам проводился базар, в июне ежегодно — ярмарка.
До 1920 г. Аксубаево — центр Аксубаевской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. центр Аксубаевского района, с 01.02.1963 г. в Октябрьском районе, с 12.01.1965 г. вновь районный центр, с 1973 г. поселок городского типа.
Число жителей: в 1782 г. — 173 души мужского пола, в 1859 г. — 1016, в 1897 г. — 1675, в 1908 г. — 2015, в 1920 г. — 2244, в 1926 г. — 2385, в 1938 г. — 3401, в 1949 г. — 2850, в 1958 г. — 2911, в 1970 г. — 4751 чел., в 1989 г. — 7,6 тыс. чел.
Как мы знаем из истории, до монгольского завоевания в нашей местности было Булгарское государство. На картах отображающих период Булгарского государство, значится город Биляр (Билярси), но села Аксубаево и других населенных пунктов нынешнего Аксубаевского района на них нет.
Как и когда образовалось Аксубаево мы не знаем. Документов об этом не обнаружено. По слухам, устному повествованию, в Аксубаевской церкви (стояла на том месте, где сейчас возводиться новая), была летопись (говорят, что её некоторые старожилы видели и читали), но когда церковь сломали, эта летопись затерялась. В устном повествовании передавшимся из поколения в поколение, говориться следующее.
Там, где сейчас находится Аксубаево был сплошной лес. По реке Малая Сульча были поляны. Сюда с царским ярлыком на землю прибыл некий чувашский князёк. Здесь он выбрал себе землю и стал жить. Звали его Акспай. Один ряд домов расположился вдоль реки, а другой от реки поднялся вверх, образуя угол. И стал этот угол называться "Князькин угол". (название сохранилось и до сих пор) Правдоподобность этого подтверждают следующие факты. Аксубаево начало свое существование именно с этого места. Остальные улицы образовались намного позже, но о них помнят наши предки. Сохранились фамилии местных жителей-чуваш, напоминающие о прошлом - Князьковы. Другой факт близость древнего кладбища от "Князькина угла". Оно обнаружено в том месте, где сейчас располагается поссовет (каменный дом где сейчас живут Ильины). Там была раньше старая пожарка. Здесь в 1946 году строили пожарную вышку и при земляных работах обнаружились человеческие кости, различные украшения, бусы, кольца, ожерелья и т.д. До нас сохранились ревицкие сказки (переписи) составленные на 4 апреля 1858 года, где значится, что деревня Аксубаево состояла из 114 дворов, 473 человека мужского пола и 543 женского пола. Но Аксубаево там записано не "Акспаево", а "Аксубаево".
В первом упомянутом документе дошедшем до нас, значится, что в Аксубаево проживали одни чуваши, не было здесь ни русских ни татар. Русские были переселены сюда, позже из Пичкасс Спаского уезда специально для того, чтобы чувашское население смешать с русскими, и царской администрации и русскому духовенству было лучше ими управлять.
После принятия христианской веры людьми князя Акспая, русское духовенство сразу же прислало к ним попа.
Стали строить церковь, появились в деревне русские чиновники. Церковь была построена рядом с деревней на берегу небольшого озерца и была открыта в 1749 году. В церковь привлекли всех крестьян чувашей и переселившихся сюда, русских крестьян из окружающих деревень. В центре стал функционировать базар. Стали сюда стекаться люди с разных сторон. Позже волостной центр из старого Ибрайкина был перенесён в Аксубаево. Теперь маленькая деревушка Аксубаево начинает расти и расширяться.
Вокруг Аксубаево были леса, кустарники, болота. В Баланду, Дмитриевку,в Ибрайкино были узкие дороги. До сего времени сохранились названия "Попова поляна" - это на поле в стороне аэродрома, где сохранились сейчас кустарники. Там где сейчас улица Красноармейская, место называлось "Кочкарь", а улица Войкова была непроходимой трясиной. Бывшая улица "Лягушкино" (сейчас улица "Сульча") застаивалась рекой и было там целое лягушкино царство. Река Сульча проходила через село, Была она глубокой, там где сейчас автовокзал купали лошадей.
В 1891 году в Аксубаево был большой пожар. Сгорел весь центр села, тогда сгорела деревянная церковь. после этого начали строить каменный пятиглавый собор. Строили 22 года и закончено оно было в 1910 году.
В 1913 году был построен Госбанк. Первые годы банком руководил Ларионов Кристофор Иванович с сыном Николаем.
В селе первый граммофон появился у попа Александрова Александра. В 1910 году появились первые велосипеды у Александрова Виталия Александровича и у Ларионова Николая Кристофоровича.
В 1910 году в Аксубаево зарегистрировано 1500 жителей, 20 лавок, сюда на ярмарку приводили товары на 20 тысяч рублей.
В начале 1910 года была открыта профессионально-техническая школа. Оборудование, станки, двигатели были марки "Балинзер" - немецкие. В 1914-1917 годах (в годы империалистической войны) профтехучилище вырабатывало военные брички.
В 1909-1910 году через Аксубаево прошла шоссейная дорога.
В 1917 году - революция дошла до Аксубаево. Были организованы комитеты бедноты. Первым председателем комитета в Аксубаево был Голубев Иван Степанович. Первым председателем Сельсовета - Князьков Кузьма Иванович.
Активными коммунистами были: Петров Сергей Егорович, Максимов Владимир Александрович, народный судья Степанов Дмитрий Николаевич.
Начальником милиции был Кузьмин Василий Яковлевич.
В 1920 году в крае было так называемое "вилочное восстание".
В 1921 году - голодный год, много людей умерло.
В 1925-1926 годах - организовано машинное товарищество.
1929 году в Аксубаево организовали колхоз, первым председателем был Рябов Николай Иванович.
Осенью 1927 года была создана пионерская организация. Пионерский отряд состоял из 6 человек (в настоящее время в живых нет никого).
В ноябре 1931 года в Аксубаево была организована МТС.
В 1936-1938 годах из кирпича сломанной церкви простроили РДК, педучилище, чувашскую неполную среднюю школу, магазин и коммунальную баню.
В августе 1930 года на базе волостей Аксубаевской, Новоадамовской, Старомокшинской создан Аксубаевский район.
На территории Аксубаевского района находятся памятники старины, имеющие историческую ценность (Непостредствено близко от Аксубаево).
1. Ново-аксубаевское городище - в км от деревни Ново-Аксубаево.
2. Аксубаевское городище в 1,5 км к западу от р.п. Аксубаево, на правом берегу ручья Ак-Су.
Остальные 21 памятники старины находятся у других населенных пунктов и расположены они по реке Большая Сульча, по реке Малая Сульча, по реке Киреметь, Щербень и Саврушке и ее притокам.
Источник: aksubaevo.kazan.ws
Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском уезде и прилегающих к уезду местностях. Ответные меры властей сводились, в сущности, к одним только репрессивным мероприятиям. В начале 1840-х гг. «уклонились в магометанство» крещеные татары приходов сел Белая Гора, Красный Яр, Баран, Билярска, Савруш и Аксубаево, Седелькино. Среди отступивших из праволавия отмечены также крещеные татары деревень Татарский Толкиш, Верхняя Каменка, Старое и Новое Никиткино, слобода Георгиевская (Шама) и ряд других. К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана (?), Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана, Аделыпино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).
Источник: http://nailtimler.com/articles_page/tatars_nobility/tatars_nobility_17_in_islam.html