Мечеть с. Служилая Шентала Красноярская волость Чистопольский уезд Казанская губерния. (1832 г.)
Кладбища Служилая Шентала с. Красноярская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Мечеть с. Служилая Шентала Красноярская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Население села 57 чел. (2010).
Адельшинское сельское поселение Чистопольского района.
Близлежащие города: Казань, Набережные Челны, Ульяновск
Координаты: 55°8sanitized_by_modx& #3957"N 50°23sanitized_by_modx& #3916"E
Перепись 2002 года
Татары 87%
Село в Чистопольском районе, в верховье р. Шентала, в 32 км к юго-западу от г. Чистополь.
На 2008 г. - 63 жителя (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Клуб. Мечеть.
Основано во 2-й половине 17 в. татарами. В 18 в. часть селения отошла в руки русских помещиков. До 1860-х гг. в сословном отношении жители делились на помещичьих и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Служилая Шентала имелись мечеть (с 1832 г.), мектеб, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1379 десятин.
До 1920 г. село входило в Красноярскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском районе.
Число жителей: в 1782 г. - 381 душа мужского пола, в 1859 г. - 878, в 1897 г. - 1165, в 1908 г. - 1460, в 1920 г. - 1447, в 1926 г. - 1239, в 1938 г. - 1067, в 1949 г. - 686, в 1958 г. - 613, в 1970 г. - 516, в 1979 г. - 324, в 1989 г. - 132, в 2002 г. - 88 чел.
В селе Служилая Шентала прошли детские годы химика А.М. Бутлерова.
Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском уезде и прилегающих к уезду местностях. Ответные меры властей сводились, в сущности, к одним только репрессивным мероприятиям. В начале 1840-х гг. «уклонились в магометанство» крещеные татары приходов сел Белая Гора, Красный Яр, Баран, Билярска, Савруш и Аксубаево, Седелькино. Среди отступивших из праволавия отмечены также крещеные татары деревень Татарский Толкиш, Верхняя Каменка, Старое и Новое Никиткино, слобода Георгиевская (Шама) и ряд других. К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана (?), Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана, Аделыпино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).
Источник: http://nailtimler.com/articles_page/tatars_nobility/tatars_nobility_17_in_islam.html