Мечеть (первая) с. Тубылгы Тау Ерлыкская волость Чистопольского уезда Казанской губернии.
Мечеть (вторая) с. Тубылгы Тау Ерлыкская волость Чистопольского уезда Казанской губернии.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Село в Новошешминском районе, на р. Шешма, в 16 км к северу от с. Новошешминск.
На 2008 г. - 618 жителей (татары).
Полеводство, мясомолочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.
Окрестности Тубылгы Тау были заселены в период Волжской Булгарии. В XV - 1-й половине XVII вв. эти места подверглись запустению и посещались татарским населением периодически как объект религиозного поклонения. В русских источниках Тубылгы Тау впервые упоминается в 1680 г. как Починок по речке Шешма. В дореволюционных источниках селение было известно также под названием Старое Никиткино, Верхнее Никиткино (использовалось в официальных документах до 1991 г.). В XVIII - 1-й половине XIX вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, торговлей. В начале XX в. здесь функционировали 2 мечети (были построены в 1906 г. и 1909 г.), мектеб, 7 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2758 десятин.
До 1920 г. село входило в Ерыклинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Новошешминском, с 01.02.1963 г. в Чистопольском, с 26.04.1983 г. в Новошешминском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 118 душ мужского пола, в 1859 г. - 1137, в 1897 г. - 1683, в 1908 г. - 1967, в 1920 г. - 2008, в 1926 г. - 1279, в 1938 г. - 447, в 1949 г. - 401, в 1958 г. - 314, в 1970 г. - 315, в 1979 г. - 204, в 1989 г. - 581, в 2002 г. - 716 чел.
Вблизи Тубылгы Тау сохранились каменные надгробия - эпиграфические памятники XIV–XV вв.
История села уходит в глубокую древность. В те далекие времена, только что образовавшееся молодое Булгарское государство нуждалось в охране своих границ от набегов других племён и от вторжения врагов. На восточной границе, которая проходила по реке Шешма, решено было построить крепость-кальгу. Место для крепости было выбрано очень удачно. С высокого левого берега была видна вся округа. Враг не мог незаметно подступиться к крепости или же вторгаться в Булгарские земли. Крепость была окружена высокими земляными валами в три ряда и глубокими рвами. На валах строили дубовые крепостные стены в два ряда. На углах ставили высокие башни.
На этой горе густо росла таволга - луговой кустарник с упругими ветками, с тёмно-красной корой и светло-жёлтыми или розовыми душистыми цветами. Таволга по-татарски тубылгы.
Крепость стояла среди кустов на этой горе. Отсюда произошло название крепости Тубылгытау (гора, где растёт таволга). Население крепости охраняло границы, а в мирное время занималось земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. С трёх сторон к крепости подступал лес. Много было лесного зверя, ягод, мёда, а в реке рыбы.
Постепенно крепость переросла в город. Об этом говорит топоним «Кала башы» - место, где начинается город. Гора, на которой стояла крепость, до сих пор называется Кала башы. XIV век считается порой расцвета города Тубылгытау. В этот спокойный отрезок времени город разрастался, развивалась торговля.
На схеме района с нанесенными археологическими памятниками, высланной Руденко Константином Александровичем (археолог, научный сотрудник государственного музея республики Татарстан, кандидат исторических наук) Тубылгытауское городище обозначено как Булгарское домонгольское и Золотоордынское. Время существования городища включает в себя IV – VII и XIII – XIV века.
В 80-90 годах XIX века и 60 годах XX века (экспедиция Казанского филиала АН СССР) Тубылгытауское городище было исследовано археологами.
На его территории обнаружили гончарскую керамику булгарского и золотоордынского периодов, другие ценные археологические материалы эпохи бронзы, Волжской Булгарии и Золотой Орды. Учёные археологи, историки связывают памятник с остатками бывшего булгарско-золотоордынского города Тубылгытау.
Городище Тубылгытау – одно из известнейших археологических памятников и требует принятия срочных мер по его изучению и охране.
Кто разрушил город? Ни в одном источнике нет об этом никаких сведений.
Археологически Городище остается мало исследованным. Раскопки 2000 года показали, что город был уничтожен пожаром, скорее всего при осаде врагами. Много следов пожара и погрома.
Само село возникло около городища во второй половине XVII века. Его жителями стали татары-мишаре, переехавшие из Симбирского края. Село официально именовали Верхнее Никиткино. Местные татары именовали село «Тубылгытау».
Верхнее Никиткино относилось к Ерыклинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. По данным 1859 года, в деревне было 84 двора, 250 мужчин и 283 женщины.
Первый колхоз в селе был создан в 1929 году. Записалось в него 12 хозяйств.
Современный Тубылгытау почти ничем не отличается от города и с точки зрения коммунальных удобств и информационной обеспеченности. Народ здесь на редкость трудолюбивый и настойчивый в достижении поставленных целей. И хотя старики вздыхают по поводу того, что молодежь уезжает в город, тем не менее цифры говорят сами за себя. Всего в селе живет 699 человек, из них 198 - те кому нет ещё 18 лет, 116 от - 18 до 30 лет. Солидно представлен средний возраст от 41 до 50 лет - 103 человека.
Село Тубылгы Тау - административный центр сельсовета. Тубылгытауское сельское поселение граничит с Архангельским, Ленинским, Утяшкинским и Шахмайкинским сельским поселением.
Предприятия и учреждения села - отделение ОАО «Агрофирма Татарстан», общеобразовательная школа, сельский Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, детский сад, сельская библиотека.
Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском уезде и прилегающих к уезду местностях. Ответные меры властей сводились, в сущности, к одним только репрессивным мероприятиям. В начале 1840-х гг. «уклонились в магометанство» крещеные татары приходов сел Белая Гора, Красный Яр, Баран, Билярска, Савруш и Аксубаево, Седелькино. Среди отступивших из праволавия отмечены также крещеные татары деревень Татарский Толкиш, Верхняя Каменка, Старое и Новое Никиткино, слобода Георгиевская (Шама) и ряд других. К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана (?), Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана, Аделыпино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).
Источник: http://nailtimler.com/articles_page/tatars_nobility/tatars_nobility_17_in_islam.html