Георгиевская церковь с. Шама Билярская волость Чистопольский уезд Казанская губерния. (1884 г.)
Кладбища Шама с. (Георгиевская слобода) Билярская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Село в Алексеевском районе, на левом притоке реки Малый Черемшан, в 60 км к юго-востоку от поселка городского типа Алексеевское. На 2010 год - 434 жителя (по переписи 2002, чувашей - 45%, русских - 40%).
Полеводство, мясное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано в середине 17 века как поселение отставных солдат. В дореволюционных источниках упоминается также как Слобода Егорьевская. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян (бывшие отставные солдаты). Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века здесь функционировали Георгиевская церковь, церковно-приходская школа (открыта в 1884 года), 2 ветряные мельницы, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2471 десятина.
До 1920 года село входило в Билярскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Билярском, с 01.02.1963 года в Чистопольском, с 04.03.1964 года в Алексеевском районах. Число жителей: в 1859 году - 668, в 1897 году - 1463, в 1908 году - 1632, в 1920 году - 1838, в 1926 году - 1390, в 1938 году - 1179, в 1949 году - 835, в 1958 году - 710, в 1970 году - 669, в 1979 году - 573, в 1989 году - 476, в 2002 году - 468 человек.
Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском уезде и прилегающих к уезду местностях. Ответные меры властей сводились, в сущности, к одним только репрессивным мероприятиям. В начале 1840-х гг. «уклонились в магометанство» крещеные татары приходов сел Белая Гора, Красный Яр, Баран, Билярска, Савруш и Аксубаево, Седелькино. Среди отступивших из праволавия отмечены также крещеные татары деревень Татарский Толкиш, Верхняя Каменка, Старое и Новое Никиткино, слобода Георгиевская (Шама) и ряд других. К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана (?), Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана, Аделыпино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).
Источник: http://nailtimler.com/articles_page/tatars_nobility/tatars_nobility_17_in_islam.html