Церковь. Не действует.
Престолы: Николая Чудотворца, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Архитектурные стили: Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки: Между 1858 и 1862.
Архитектор: К.А. Тон (образцовый проект)
Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Университетская, д. 2/53.
Координаты: 55.785654, 49.117854
Проезд: Перекресток ул. Левобулачная и Университетская, от площади Тукая пешком - по улице Баумана в сторону Кремля, через 100 метров налево на следующем перекрестке с улицей Университетская. Между 1-м (с улицей Островского) и 2-м (с улицей Левобулачная) перекрестками здание церкви будет слева вдоль дороги.
Объект не принадлежит Православной Церкви
1890-1900-е Казань Булак и Никольская единоверческая церковь
1890-1900-е Казань Булак и Никольская единоверческая церковь
Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI – начало XX веков).
Университетская, 2.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ и ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (единоверческие)
Первые единоверческие храмы в России были открыты в 1800 г. Они принадлежали господствующей церкви, но службы и таинства в них совершались по старым, дониконовским обрядам и по книгам, напечатанным в соответствии со старыми образцами. Единоверие первоначально было компромиссом между наиболее умеренными старообрядцами-поповцами и властями, но позже при Николае стало формой борьбы со старообрядчеством – монстыри и храмы беглопоповцев стали обращать в единоверческие.
На участке нынешней Никольской церкви в годы правления Екатерины II? Когда отношение к старообрядцам было более или менее терпимым, была выстроена каменная церковь в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», принадлежавшая старообрядцам-поповцам. В Казани её чаще называли Коровинской часовней. В храме служили беглые из господствующей церкви священники, наиболее известен служивший здесь в 20-40 гг. XIX в. иеромонах Иларий (ум. 1848), перешедший к старообрядцам из казанского Спасо-Преображенского монастыря.
В годы правления Николая I распространенным способом искоренения старообрядческих храмов было многолетнее запрещение со стороны строительных властей на ремонтные работы, а потом закрытие храмов под предлогом ветхости. Так произошло и в Казани: в 1852 г. «Коровинская часовня» была запечатана. Эту процедуру проводил специально приехавший из Сантк-Петербурга чиновник по делам раскола П.И. Мельников, впоследствии известный писатель Мельников-Печерский. Многие из старообрядцев, виденных им в Казани стали прототипами героев его романов «В лесах» и «На горах».
В 1858-1862 гг. купцы-старообрядцы, принявшие к этому времени Белокриницкую иерархию, Арсений Кондратьевич Подуруев (1821-1863), Иван Игнатьевич Рязанов (1790-1861), Яков Петрович Жиров (1814-1864) построили вместо снесенного новый однопрестольный каменный храм, использовав в качестве основы стоявший на углу улиц Университетской и Правобулачной каменный флигель. Однако храм был фактически конфискован, обращен в единоверческий и освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1870 г. на средства конситории и прихожан рядом выстроен еще один храм, зимний, освященный в честь Преображения Господня и занявший место снесенной Коровинской часовни. Еще в 1878 г. архитектор П.И. романов составил проект придела Спасо-Преображенского храма, фасадом выходящего на ул. Университетскую. Но этот проект осуществлен лишь в 1905 г.
Оба храма сохранились. О былом назначении сильно перестроенной Никольской церкви напоминает лишь сохранившаяся апсида на углу улиц Университетской и Правобулачной. Преображенский храм, расположенный дальше по Университетской тоже потерял признаки культового здания, но его фасад сохранил пышный декор в стиле эклектики псевдорусского направления. В настоящее время в нём расположен Радиокомитет.
В 1884-1908 гг. священником Никольского единоверческого храма служил Михаил Николаевич Мансуров (1852-1918), выпускник Казанского духовного училища в 1871 г. (он был расстрелян красными в Кукморе), в 1908-1918 гг. – Иван Андреевич Чижов (1866-?), сын крестьянина, самоучка, в 1892 г. служивший здесь же дьяконом.