Первая соборная мечеть Адмиралтейской слободы, Юнусовская г. Казань.
Вторая мечеть Адмиралтейства (1898 г.)
Кладбища Адмиралтейская слобода г. Казани.
Макарьевская церковь Адмиралтейская слобода г. Казани.
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери в Адмиралтейской слободе г. Казани.
Зарождении судостроения в Казани послужило основанием для учреждения в селе Бишбалта в 1718 году второго в России (после Петербургского) адмиралтейства.
Адмиралтейство - согласно словарю Даля - место и здания, где производятся дела и работы флота; тут верфи, эллинги, доки, мастерские, склады для запасов, иногда и само управление.
Следует особо подчеркнуть, что речные суда в Казани строились и до открытия адмиралтейства. Так, согласно архивным документам в 1710 году из Казани на Балтику отправили иелую эскадру из пяти военных кораблей: "Орел", "Солнце", "Полумесяц", "Северная звезда", "Город Казань". После этого построили еще восемь судов и отправили их для Азовского флота.
По высочайшему повелению императора Петра I под адмиралтейство отвели часть земель казанского Зилантовского монастыря и селения Бишбалта в устье Казанки. Управляющим делами адмиралтейства тем же императорским указом назначили бывшего казанского воеводу (он правил городом с 1697 года) Никиту Алферовича Кудрявцева (умер в 1728 году). В качестве рабочей силы к адмиралтейству приписали крестьян из окрестных селений, преимущественно татар, чувашей, мэрийиев. К концу XVIII века их общая численность превышала 100 тысяч человек.
Вскоре на берегах Волги и Казанки закипела работа. Лесорубы (их на немеикий лад называли лаш-манами) заготавливали лес. Сплавщики сплавляли его вниз по Волге, возчики доставляли на территорию адмиралтейства, пильщики пилили. На особо иенные породы деревьев ставились специальные клейма, и за их сохранность лаш-маны и сплавщики отвечали головой.
Уже в первый год было построено семь эллингов (строений с наклонным фундаментом (стапелем), в котором закладывается и строится корпус судна), здания строительных и провиантских складов, лесные сараи, казармы, чертежная и шлюпочная мастерские. Одновременно здесь открыли и первую в Казани светскую школу, где учеников учили "иифири и геометрии" - для постройки судов нужны были грамотные мастера и подмастерья.
Территорию адмиралтейства оградили глубоким рвом, наполненным водой. В ров возами сваливали каменную соль. Затем в этой воде замачивались и засаливались дубовые плахи. Канал служил также зашитой от нападения разбойников и частых пожаров.
За пределами адмиралтейства стали селиться чины адмиралтейской службы: корабельные мастера, капитаны будущих судов, провиантмейстеры, писари, солдаты, матросы, ученики и подмастерья. Вот эти строения и послужили началом Адмиралтейской слободы.
Параллельно со строительными работами велось сооружение первых судов. Их спуск со стапелей производился раз в году, в первой половине мая, во время весеннего разлива Волги и Казанки. Эти события сопровождались пышной церемонией.
В мае 1722 года Петр I посетил Казань, осмотрел адмиралтейство и остался доволен ходом работ.
Через несколько дней после прибытия в город Петр I на кораблях, построенных в Казани, отправился в поход против персидского шаха Гусейна. Судьба 106-тысячного войска в Персидском походе сложилась трагически. В Каспийском мэре флотилия попала в жестокий шторм, разметавший и потопивший небольшие и плохо приспособленные суда. Подавляющее большинство солдат и матросов утонули. На берегу люди тысячами гибли от иинги, голода, недостатка питьевой воды.
Несмотря на это остатки флотилии под руководством Петра 1 сумели захватить Дербентскую крепость и побережье Терека. Позднее (уже после отъезда Петра I) были присоединены города Решт и Баку. В Персидском походе впервые в истории России был поднят адмиралтейский флаг. Он развевался на боевом корабле "Принцесса Анна", построенном в Казани.
Источник: http://www.xn----8sbarmcoc4a6a.xn--p1ai/clobody/96-admiraltejskaya-sloboda