Церковь Троицы Живоначальной (Троицкая церковь) г. Казани. (утрачена)
Неизвестная Часовня Ямская Слобода
Держатели яма
Организацию почтовой службы переняли у татар
Мы продолжаем рассказывать об истории исчезнувших казанских слобод. Сегодня краевед Ренат Бикбулатов рассказывает о Ямской слободе, о которой знают далеко
Ямская слобода возникла еще в середине XVI века в районе улицы Московской. Тогда здесь проходил Московский тракт, начиналась дорога на Москву, и издавна здесь жили ямщики.
Особая каста
Ям — слово татарское. Оно обозначает селение, станцию, где жили ямщики и содержались лошади для почтовой связи. По свидетельству историков, русские переняли устройство почтовой службы у татар и даже ямщиками в первое время служили преимущественно татары. Их освобождали от подушных податей, а они за это должны были держать лошадей, обеспечивать бесперебойную связь и доставлять чиновников разного ранга во все концы необъятной России.
В Писцовых книгах города Казани за 1565-1568 гг. говорится: «За Булаком, в остроге государева царя и великого князя-,.. слобода Ямская. И всего в Ямской слободе охотничьих 62 двора...». Острог — ограда из заостренных вверху бревен, которой ограждали поселения за городской или посадской стеной, а охотничьими, в данном случае, именовались принадлежавшие лично ямщикам дворы.
В Писцовых книгах разъяснялось, что основная обязанность жителей Ямской слободы — держать ям, то есть развозить почту, грузы и государевых людей, и ни на какие иные посадские работы их отвлекать нельзя.
Постепенно Ямская слобода разрасталась. Помимо Московской, в нее входили прилегающие улицы: Тихвинская, Ямская Большая, Ямская 1-я, Левобулачная, Поперечно-Владимирская, Посадская, Большая Варламовская, Фуксовская. Это нынешние улицы Московская, Шахиди, Тукая, Нариманова, Чернышевского, Левобулачная, Т.Гиззата, Межлаука, Г. Камала.
В1729 г. Ямская слобода вошла в черту Казани
|
Ямщики селились на улицы Московской (сейчас ей возвращено историческое название) |
Ямщики селились на ул. Московской (сейчас ей возвращено историческое название).
В 1729 году была разрушена городская (посадская) стена, проходившая вдоль Булака по самой границе Ямской слободы. С тех пор слобода вошла в черту Казани.
Культовым центром Ямской слободы был Троицкий храм (начало современной улицы Нариманова). С момента его основания, с начала XVII в., в нем был придел во имя Святого мученика Флора. В церкви имелась икона мучеников Флора и Лавра. Они являлись покровителями ямщиков и кучеров. Первоначально храм в Казани был деревянным, а в 1722 г. его перестроили, сделав каменным. Обновленная Троицкая церковь имела уже два придела — холодный, во имя Живоначальной Троицы, и теплый — во имя Знамения Пресвятой Богородицы. После перестроек на звоннице церкви было 8 больших колоколов. Были смутные времена в истории храма. Не раз он страдал от пожара и даже выгорал полностью в 1749, 1815 и 1859 гг. А в 1774 году был подвергнут и варварскому разграблению пугачевцами.
Район ночлежек и казарм
Ямская слобода, где селилась, в основном, люди с небольшим достатком, долгое Время оставалась самым грязным и запущенным районом города (минули столетия, а нынешний район Ямской слободы до сих пор выглядит весьма непрезентабельно). Дело в том, что на низменные болотистые берега в районе за Ямской слободой горожане издавна свозили навоз, мусор и нечистоты в надежде на то, что весеннее половодье унесет все это в Волгу. Дело доходило до того, что к концу лета от жуткой вони у людей случались обмороки. Городская дума занималась, в основном, благоустройством аристократических кварталов, расположенных на Кремлевском холме, а соседние районы оставались рассадниками грязи и антисанитарии. Здесь свирепствовала малярия. Весной и осенью улицы утопали в грязи, а летом за каждой повозкой поднимались тучи пыли. Здесь располагались ночлежные дома и рабочие казармы. Вот как описывает рабочую казарму на окраине Ямской слободы календарь «Волжский вестник» за 1888 год: «Не дается пощады даже женской стыдливости. Вповалку ложатся мужчины, женщины и девушки; ночью представляется безобразная картина разметавшихся, полуобнаженных в духоте и смраде, женских и мужских тел, пересыпанных детьми».
|
На месте Троицкой церкви сейчас - хлебобараночный комбинат (ул. Нариманова, 13) |
В том же календаре разъясняется, что главными обитателями этих казарм были нищие, жулики, пропойцы. Порой попадались даже любители острых ощущений из благородных. Среди женщин преобладали выгнанные за ненадобностью из публичных домов.
С западной стороны Ямской слободы пролегала дорога, которая вела к старейшей казанской дамбе и мосту через Казанку. Именно по этой дороге шли когда-то колодники по пути в сибирскую ссылку и на каторгу.
А с южной стороны Ямской слободы (ныне улица Тази Гиззата) была проложена дамба в сторону старой пристани. Затем, в связи с обмелением Волги, она вскрылась и хорошо прослеживалась. С 1956 года, после прихода Большой Волги, эти места оказались под водой.
Ямская слобода отвечала своему назначению до конца ХГХ века. Вплоть до этого времени на правой стороне Булака находилась так называемая станция вольных почт. Здесь можно было получить за умеренную плату лошадей и экипаж. На левой стороне Булака располагались большие склады, где хранились сено и овес для почтовых лошадей.
В советские годы годы Троицкая церковь была уничтожена. Как и Варлаамовская церковь (стояла на пересечении современных улиц Гаяза Исхаки и Межлаука) и церковь Московских чудотворцев. На месте Троицкой церкви с 30-х годов XX века функционирует Казанский хлебобараночный комбинат (улица Нариманова 13). В последнее время была восстановлена церковь Московских чудотворцев вместе с колокольней (улица Московская 39), там же, рядом, располагается восстановленное подворье Раифского Богородицкого монастыря. Старинное название Ямской слободы сохранилось только в конце улицы Межлаука — в названии короткой улицы Ямской...
Храм на вратах города
На фотографии расположена церковь Живоначальной Троицы (Троицкая), стоявшая на углу улиц 2-й Ямской (ныне - Нариманова) и Посадской (Гиззата). На переднем плане мы видим часовню при кладбище, а поодаль слева - колокольню храма. Справа вдали у обреза фотографии виднеется колокольня уже упомянутого Владимирского собора.
Особую благодарность за творческое отношение к делу мы адресуем Тамаре Куклиной, которая в поисках точного ответа провела целое расследование. В своем послании она справедливо указала, что уничтоженной Троицкой церкви не повезло еще и потому, что ее изображения в специальных справочниках отсутствуют, а имеющиеся письменные сведения о ней в современной литературе скупы и противоречивы. Поэтому Т.Куклиной, чтобы рассеять сомнения, помимо проделанных изысканий в библиотеках, музеях и архивах, пришлось в итоге обратиться за консультациями к экспертам - знатокам православных памятников столицы Татарстана. Таким образом, к участию в конкурсе оказались привлечены весьма уважаемые специалисты и священнослужители, которые, как нам стало известно, одобрили идею нашего конкурса по истории старой Казани.
Судя по исполнению снимка (горизонтальный овал), он был сделан кем-то из первых казанских мастеров, отчего существенно возрастает его историческая ценность. Совершенно точно можно сказать, что съемка делалась после 1876 года, когда была построена каменная ограда храма с железной решеткой. У входа на погост виден керосиновый фонарь. А это четко ограничивает крайний срок появления фотографии - электроосвещения в Казани тогда еще не было.
Известно, что последняя перестройка Троицкой церкви пришлась на 1888 год. Похоже, вскоре после этого снимок и был сделан - в конце 1880-х - начале 1890-х годов.
Как изменилось это место за сто с лишним лет, иллюстрирует современная фотография. Так сегодня выглядит 1-й хлебозавод акционерного общества "Казанский хлебо-бараночный комбинат". В 1931 году именно он был построен на фундаменте разрушенного двумя годами ранее храма.
О том, что здесь было в позапрошлом веке, в наши дни напоминает лишь бывшая кладбищенская ограда с характерными архитектурными деталями. Металлические решетки чебаксинской ковки, которые украшали ограду, были вырваны и уничтожены, а проемы заложены кирпичом или забиты досками. Некоторые капитальные строения церкви ныне едва угадываются в основании некоторых цехов хлебозавода.
До Октябрьской революции Троицкий храм был культовым центром Ямской слободы. Свое название она получила от тюркского слова "ям" - повинность, установленная монголами на Руси в середине ХIII века и обязывавшая население участвовать в перевозках людей и грузов на лошадях.
Возчики, выполнявшие ямскую повинность, обычно селились в отдельной слободе. Ямы в Московском государстве были прообразами почтовых станций, а ямщики - почтальонов. От казанской Ямской слободы начинался Ямской тракт, соединявшийся с Московской улицей и выходивший за пределы города в Адмиралтействе на Московский тракт. Символично, что именно в Ямской слободе, возле старинных "ворот" города, в конце позапрошлого века был построен железнодорожный вокзал. Сегодня старое его здание из красного кирпича и 1-й хлебозавод разделяют каких-то триста метров...
Казанская Ямская слобода была крупнейшей в стране по своим размерам и количеству охотников-ямщиков ("охотник" - согласившийся на повинность по своей охоте, то есть желанию). Уже в 1566 году охотников-ямщиков в городе было 62 человека - очень много для середины ХVI века. По всей видимости, Иван Грозный хотел поддерживать с только что завоеванной Казанью постоянную и быструю связь. Ведь город стоял на пересечении важных торговых и военных путей.
В те времена Ямская слобода была огорожена, попасть сюда можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами. Вот что сообщается по этому поводу в писцовой книге Казани за 1566-1568 годы: "Ворота острожные от Ямские слободы, на воротех башня середняя, Караишевские, а в ней на стороже сын боярской да четыре человека стрельцов, а наряду пищаль затинная, да стрелецких четыре рушницы".
Уже с момента основания Троицкого храма в начале XVII века в нем был придел во имя святого мученика Флора. Об этом в начале прошлого года напоминала икона мучеников Флора и Лавра, находившаяся в церкви до ее разрушения и экспроприированная в 1922 году большевиками.
Связь между святыми мучениками братьями Флором и Лавром и Ямской слободой неслучайна. Именно они являлись покровителями ямщиков, кучеров и вообще людей, так или иначе связанных с лошадьми. Считалось, что и сами лошади находятся под покровительством Флора и Лавра. Будучи каменотесами, братья построили здание, которое первоначально было предназначено для языческого храма. Однако в итоге Флор и Лавр посвятили его Христу, за что подверглись пыткам и мучениям. Позднее мощи братьев были обретены и перенесены в Константинополь.
Первоначально храм в Казани был деревянным, а в 1722 году его перестроили, сделав каменным. Обновленная Троицкая церковь имела уже два придела: холодный - во имя Живоначальной Троицы и теплый - во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Престол располагался в трапезной - небольшая главка в правой части трапезной на фотографии хорошо видна и позволяет понять место его расположения.
После перестройки церкви в 1888 году в храме появился еще один придел - в честь популярной в народе Корсунской иконы Божией Матери. Справа и слева на фотографии мы видим также одноэтажные строения. Это были кельи и жилые помещения для священнослужителей.
По всему видно, что особой нужды храм не испытывал. И неудивительно: конец XIX века - время расцвета Троицкой церкви, когда она была реконструирована, вследствие чего весь храмовый комплекс обрел торжественные черты в русско-византийском стиле. Главный придел и колокольня украшены оригинальными архитектурными и скульптурными деталями, на звонницу подняты новые колокола.
Интересно, что на колокольне Троицкого храма в конце ХIХ века было восемь больших колоколов. Самый большой имел надпись: "Въ царствующем граде Казани ко храму Живоначальной Троицы въ царство благочестивейшаго, самодержавнейшаго, великаго Государя нашего Императора Александра Павловича всея России и при супруге его благочестивейшей Государыне Императрице Елизавете Алексеевне, при Казанском и Симбирском архиепископе Серапионе, того-же храма священникъ Иоаннъ Ионновъ, с прихожанами и прочих приходов прихожанами, всеобщимъ ихъ усердиемъ вылитъ сей колокол во 100 пудовъ. 1802, мая 22".
В 1864 году на средства прихожанина Евдокима Савватеева на углу погоста была построена часовня. Именно в ней до революции хранилась Корсунская икона Божией Матери. Наконец, в 1875-76 годах вместо обветшавшей деревянной ограды на пожертвования прихожан и благодаря трудам церковного старосты Наума Широкова была возведена каменная - с железными решетками и тремя железными воротами.
Но были и смутные времена в истории храма. Не раз он страдал от пожаров. Порой церковь выгорала полностью. Так было, например, в 1749, 1815 и 1859 годах. А в 1774-м перед сожжением храм первоначально подвергся еще и варварскому разграблению пугачевцами.
Однако, как птица Феникс, церковь каждый раз восставала из пепла (и становилась другой - вот почему ее описания в литературе столь противоречивы). А ведь приход храма был небогатый. Прилегающая слобода в ХIХ веке была одним из районов, где селились в основном люди с небольшим достатком.
Помимо икон святых Флора и Лавра и Корсунской Божией Матери, в храме хранились и другие святыни. Например, напрестольные Евангелия - в золотом и серебряном окладах (1701 год написания) и в медном окладе (1858), древний напрестольный крест с надписью: "Дал вкладу казанский жилецъ Исакъ Герасимовъ, сынъ Свешниковъ, въ домъ Живоначальной Троицы въ Ямскую слободу, крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ злоченъ съ каменьемъ, а весу 30 рублевъ, при попе Ондрее Одинцове, и за тотъ вкладъ родители мои поминать и въ сенодикъ написать. Лета 7139 году апреля въ 9 день". 7139 год от сотворения мира - 1631-й по христианскому календарю. Отсюда следует, что Троицкая церковь существовала уже тогда.
И напоследок небольшое лирическое отступление. Потомки Исаака Свешникова стали знаменитыми казанскими купцами, промышленниками и благотворителями. Например, Александр Свешников много сделал для Казани, будучи ратманом городского магистрата и в 1871-1877 годах гласным городской думы. А в 1851 году (тогда Александру Никифоровичу было всего 25 лет!) он построил в Казани знаменитый "Чугунолитейный, машиностроительный, кузнечно-котельный и механический завод А.Свешникова". Кроме прочего, здесь лились чугунные печные заслонки, не уступающие по изяществу исполнения и сюжетам знаменитым каслинским чугунным художественным изделиям. Напомним, что в 1918 году чугунолитейный и механический завод Свешникова был национализирован и переименован в завод "Серп и молот".
Кстати, ныне свешниковский "чугун" предприимчивые москвичи скупают на казанских барахолках минимум по... сто долларов за одну печную дверцу! Говорят, для последующей перепродажи за границу... Понятно, что на черный рынок знаменитые изделия поступают из разрушаемых в центре Казани старинных домов. Как говорится, что имеем, не храним, потерявши - плачем...