Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Если бы Бог жил на земле, люди повыбивали бы ему все окна. (еврейская)

Архангельская слобода г. Казани.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

г Казань

Арское поле г. Казани.

Церковь Михаила Архангела в Архангельской слободе г. Казань. (утрачена)

Архангельское кладбище города Казани.

Кладбища Архангельская слобода г. Казани.



КАЛУГА

Неподалеку, среди глубоких оврагов и косогоров, расположен один из самых запущенных районов города, называемый в просторечии Калугой. Откуда произошло это название?

В словаре Даля читаем: "Калуга - топь, болото, сплошная мочажина, а также пойма, поемный луг, пожня". Отсюда название болотного растения - калужница, а также "лужа", сокращенное от "ка-лужа". От того же слова, как утверждает Даль, родилось и название города Калуги.

Между селами Кульмаметово и Аметьево издавна находилось низменное болото, мочажина, поросшая болотной травой. Соседняя возвышенность, где стояло село Аметьево, называлась Калугина гора, а жители низменных мест говорили о себе : Мы с Калуги. Впоследствии это название закрепилось и за тем районом, который находится по левую сторону от нынешней улицы Вишневского.

 Эти места никогда не отличались благоустройством. Автор книги "Казанские захолустья и трущобы" (1867) В.П.Невельский писал о них: "Далее тянется Архангельская слобода. Разбросанные там и сям избы стоят на далекое расстояние одна от другой. Не забор, так огород, не огород, так пустопорожнее место разделяют их. Пройти осенью пешком или проехать на извозчике, из конца в коней слободы так же, тру дно, как пройти знаменитый Чертов мост войску с артиллерией".


ИППОДРОМ

Недалеко отсюда, рядом со строившимися казармами Карго-польского драгунского полка (ныне территория танкового училища) за дорогой располагалось место для конных бегов, где 8 сентября 1910 года казанец пилот Александр Андреевич Васильев при огромном стечении народа совершил полет на самолете "Блерио-ХГ с мотором "Гном", получив жетон "Первому казанскому авиатору".

Карта 1918 года показывает, что конские бега начали проводить на новом месте, где сейчас располагается ипподром.

В июне 1993 года состоялось торжественное открытие обновленного и благоустроенного республиканского ипподрома. Не секрет, что появлением этого замечательного спортивного сооружения город во многом обязан Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву - страстному page любителю лошадей и конного спорта. Открытие ипподрома вылилось в настоящий праздник с шумной многолюдной толпой, перерезанием символической ленточки, поднятием флага Республики Татарстан и двадцатью заездами рысистых верховых лошадей.


 

АРХАНГЕЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Хотя захоронения на этом кладбище еще продолжаются, его можно отнести к числу мемориальных. Здесь покоятся известный революционер Мулланур Вахи-тов, классик татарской литературы Галимджан Ибрагимов, рабочий-революционер Александр Павлюхин и целый ряд других видных исторических личностей.

В октябре 1998 года на Архангельском кладбище состоялась официальная церемония открытия памятного знака, напоминающего, что именно здесь в годы кровавых сталинских репрессий происходили массовые захоронения жертв тоталитаризма. Рядом с гранитным обелиском поставлены мраморные стелы, на которых выбиты имена безвинных жертв. Список этот, конечно, далеко, не полон.


КУЛЬМАМЕТОВО И АМЕТЬЕВО

Согласно тем же древним преданиям, вместе с Кабан-беком прибыл его сподвижник имам Кульмамет. Именно он основал на берегу Кабана селение Кульмаметово и построил с помощью правоверных мусульман первую в этих местах деревянную мечеть. Она располагалась на том самом месте, где ныне стоит каменная мечеть, построенная в честь 1000-летия принятия ислама Булгарским государством. Казанцы называют ее Закабанной, или Кульмаметовской мечетью - по имени первого имама.

Еще одна легенда, записанная в начале XX века профессором Казанского университета Н.Ф. Ката-новым, проливает свет на происхождение того района города, который называют Аметьево "Человек по имени Ахмед (Амет) стал жить на этой Аметьевской горе. С течением времен это место стало заселяться мусульманами, отчего и произошло название Аметтавы - Аметьево, видоизмененное из Ахмедавылы".


ЗАКАБАННАЯ МЕЧЕТЬ

Когда-то здесь стояла деревянная Закабанная мечеть, которая к началу XX века окончательно пришла в негодность. Появление мечети по эту сторону озера Кабан свидетельствовало, что унизительная "черта оседлости", введенная для татар после покорения Казани, постепенно размывалась. Татары Архангельской слободы объявили сбор денег, чтобы на собранные средства возвести на "русском" берегу Кабана новую каменную мечеть. В 1922 году исполнялось 1000-летие со дня принятия ислама Булгарским государством, и мечеть решено было посвятить этой знаменательной дате.

Строительство началось в 1912 году по проекту архитектора А.М. Печникова. Но в 1914 году из-за начавшейся мировой войны стройка приостановилась. В начале 20-х годов, несмотря на все трудности, связанные с голодом, разрухой, тяготами гражданской войны, строительство мечети решено было продолжить. Однако инициатива верующих натолкнулась на яростное сопротивление большевистских властей. В 1922 году татары Архангельской слободы направили ходоков в Москву, к наркому по делам национальностей И.В.Сталину. Добились у него разрешения на продолжение строительства, но местные власти проигнорировали его. Пришлось в 1924 году направлять ходоков вторично. В конце концов, народная стройка возобновилась, и в 1926 году Мечеть в честь тысячелетия принятия ислама была, наконец, готова.

 Новая мечеть возрождает старинный тип татарских мечетей с минаретом в углу. Высота минарета превышает длину здания, что придает сооружению легкость и устремленность вверх, к небу. Однако прочитанный при торжественном открытии мечети первый праздничный намаз стал и последним. Новую, с таким трудом построенную мечеть отобрали у верующих, а вместо золотого полумесяца на верхушке минарета вывесили красный флаг.

С тех пор мечеть занимали различные учреждения - детсад, ДОСААФ и др. И только в 1990 году ее вернули мусульманам. Вскоре при мечети открылся мусульманский колледж с начальным религиозным образованием.


ЛЕГЕНДА О КАБАНЕ

Место, называемое ныне Архангельской слободой, стало заселяться одновременно с центральной частью города, еще в булгарские времена.

Согласно древнему татарскому преданию, в те далекие времена, когда на месте Казанского кремля только еще появилось первое татарское поселение, из Великой Булгарии в эти края, спасаясь от вражеского нашествия, переселилось несколько групп жителей. Первая обосновалась на Кремлевском холме, вторая - на восточном берегу озера Ближний Кабан, в районе Закабанной мечети, а третья - в тех местах, где была расположена Архиерейская дача.

Археологические раскопки показывают, что эти легенды имеют под собой вполне реальное обоснование. Так, в районе Архиерейской дачи обнаружены остатки древнего мусульманского кладбиша с захоронениями XIII - XIV веков. Предводителем второй группы, согласно легенде, был один из ближайших сподвижников булгарского правителя по имени Кабан-бек. Именно по его имени, как утверждает легенда, озеро и получило название Кабан.


ЗООБОДСАД

В 2004 году Казанскому зооботсаду исполнится 170 лет. Он не только старейший в Поволжье, но и единственный в нашем регионе. Более того, ни в одном из городов СНГ нет подобного - объединяющего как зоологические, так и ботанические коллекции.

Основанием Ботанического сада в Архангельской слободе на берегу озера Кабан у так называемой Ботанической протоки мы обязаны профессору Казанского университета Карлу Фуксу. Именно по его инициативе ректорат Казанского университета закупил в 1829 году у купца Булычева небольшой пустырь на берегу озера, заросший бурьяном и диким кустарником.

 За устройство сада энергично взялся профессор ботаники Императорского университета А.Бунге. Под его руководством были сделаны первые посадки экзотических растений (к 1831 году их было уже 429), началось строительство капитальной каменной оранжереи. Официально сад открылся в 1834 году.

В 1839 году у купца Рыбникова закупили соседний, более обширный участок земли. Это позволило выстроить новые павильоны и оранжереи. К концу XIX века коллекция Казанского ботанического сада насчитывала уже более пяти тысяч оранжерейных растений из разных уголков земного шара, более 300 видов фруктовых деревьев и до 1700 видов дикорастущих трав и кустарников.


ПАМЯТНИКИ

При всей нынешней неприглядности улица Хади Такташа сохранила ряд достопримечательностей.

Одноэтажный каменный дом номер 30 с двусторонним мезонином построен в начале XX века в качестве жилого дома архитектора А.М.Печникова - того самого, по проекту которого была выстроена Закабанная мечеть.

Дом номер 60 - бывшая дача владельца знаменитого пивзавода О.Э.Петцольда, построенная на берегу Кабана в конце XIX века.

Дом номер 74 - бывшее здание конного обоза Казанской губернской военно-инженерной дистанции. Построено во второй трети XIX века.

Дом номер 116 - бывшее подворье Казанского архиерейского дома. Построено во второй половине XIX века.

Дом номер 123 - собственный дом известного казанского архитектора В.К.Бечко-Друзина. Построен в последней четверти XIX века.


Ренат БИКБУЛАТОВ, Рафаэль МУСТАФИН

Источник: http://www.иске-казан.рф/

 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Гид по Нижнему Кабану: Суконная и Архангельская слободы

Бордели, водочный завод, сталинская мечеть и снесенная церковь. Часть 1

Гид по Нижнему Кабану: Суконная и Архангельская слободы

Фото: наводнение 1926 года в Казани. Ул. Правокабанная, автор — Арнольд Бренинг. Источник pastvu.com

 

За несколько лет озеро Нижний Кабан превратилось из места сбора кальянщиков в пешеходный маршрут, заполненный публикой по вечерам. Корреспондент «Реального времени» представляет гид по набережным главного казанского водоема в первой части.

 

От дегтя к сакуре

Начнем с условно «русской» части набережной озера. Во всяком случае до сих пор в путеводителях пишут, что Булак и Кабан делили город на две части: на одной расположена Старо- и Ново-Татарские слободы (а также Ямская и Мокрая, но к чему эти условности?), на другой — Суконная и Архангельская слободы.

Если начать путь от площади театра Камала, то сначала вы пройдете мимо внушительного парка Тысячелетия. За 16 лет деревья в нем вытянулись, а вот фонтан все так же заливает площадку вокруг. Памятник Кул Гали не приобрел какого-либо большого значения. Это «Дегтярка», о которой «Реальное время» уже писало в гиде по улице Островского.

«Дегтяркой» (еще одно название — «Пески») называлась улица, которая проходит аккурат посередине парка. До начала XX века здесь располагался суровый рабочий квартал и район красных фонарей. Маргинальный дух не выветрился и в советскую эпоху: это были подлинные трущобы в центре города — без канализации, водопровода и дорог. С другой стороны, даже такой колоритный кусок Казани становится жалко, поскольку пришедший ему на смену парк не стал популярным местом. Здесь редко проходят мероприятия, а самый поток случается, когда начинает цвести «сакура» — розовая яблоня, и место превращается в популярный инстаспот.

Начинается парк со сталинки (ул. Николаева, 5), где жили певцы Ильгам Шакиров и Рашид Вагапов, архитектор и сценограф Петр Сперанский, композиторы Мансур Музаффаров, Хуснулла Валлиуллин и Загид Хабибуллин. Кстати, поначалу премию Тукая вручали именно в сквере имени поэта, а потом уже вручение переехало к памятнику у оперного театра.

Улица Дегтярная, 6, автор Сатдаров. Источник pastvu.com

Водка, обувь, «Татфондбанк»

Там, где почти каждый казанец чинил телефон (торговые ряды «Алтын»), перед стоящим ныне «Баскет-холлом» начиналась улица Армянская (с июля 1923 года — Спартаковская).

За «Алтыном» сохранилось здание водочного завода Вараксина. Дмитрий Вараксин — сын мещанина Ивана Вараксина и дочки купца Екатерины Гладиловой, чье наследство семейство сдавало в аренду. Вараксин сначала заработал на торговле вином студентам. Завод он учредил в 1863 году с купцами И.Т. Лихачевым и Г.Л. Саниным, водку поставляли двору князя Николая Николаевича, о чем говорил и герб на этикетке. C 1886-го Вараксин был единоличным владельцем предприятия. Также он был купеческим старостой, ратманом городского магистрата и даже городским головой. Дом его стоял на Галактионова, 12. Подробнее о нем можно прочитать в статье Льва Жаржевского в «Реальном времени».

Завод Вараксина. Видно, что здесь располагалась еще и церковь. Источник pastvu.com

Перейдем к «Спартаку». Сначала обувная фабрика называлась фирмой «Поляр». Основали ее в 1916 году три предпринимателя — Шабанов, Зобнин и Жулин — и разместили на Армянской улице в двухэтажном здании, рядом расположился кожевенный завод. Компанию национализировали в 1920-м, через два года она стала Казанским кожевенно-обувным комбинатом «Спартак». В 1928-м появился первый новый корпус, вскоре открылись и другие. К слову, в ее состав входили фабрики в Зеленодольске, Чистополе и Йошкар-Оле. В 90-е объемы уже не исчислялись миллионами, однако «Спартак» продолжали носить. Кстати, тогда появился бренд спортивной обуви Poliar и оптовый продавец — дочерняя компания ООО «Поляр». После банкротства Татфондбанка крах потерпела и фабрика, ее здания ушли с молотка.

На фасаде со стороны улицы Салимжанова можно увидеть мурал с игроком волейбольной команды «Зенит» Максимом Михайловым.

В прошлом году было объявлено о продаже бывшего производственного здания и земельного участка по улице Спартаковской за 1,5 млрд рублей.

«Сувар» и эпохи

Просто приведем фотографию, как выглядел этот район, если смотреть на него так, чтобы «Сувар» оказался слева. Абсолютно другой город.

Угол Павлюхина и Такташа. Источник pastvu.com

Памятник Такташу

Открывшийся в августе 2017 года при участии президента Татарстана Рустама Минниханова, выполненный, как и многие другие монументальные объекты в городе, скульпторами Андреем Балашовым и Асией Минулиной, а также архитектором Германом Бакулиным, этот памятник запомнился, пожалуй, больше всего спорами между авторами и родственниками поэта.

Минулина тогда сказала, что памятник символизирует время. «Время тогда было неоднозначное. Мы его хотели изобразить, родственники Хади Такташа имеют свое представление о том, как должен выглядеть памятник: кто-то хочет видеть отца, кто-то дедушку, кто-то дядю. А человек уже принадлежит народу своими стихами, значением в истории Казани. Город и республика должны выражать свое мнение о человеке, который оставил след в истории Татарстана».

К примеру, вдова младшего сына поэта Авана, Рамзия Такташ, отметила: «До этого счастливого момента не дожили два сына Хади Такташа — Рафаэль и Аван, но его внуки и правнуки очень хорошо знают творчество своего деда и прадеда. И память о нем будет жить в семье, пока поколение будет расти. У него трое внуков и столько же правнуков. Кто-то проживает в Казани, а кто-то в Москве. Нам сказали, что улица Хади Такташа с его памятником по-новому зацветет. Конечно, хочется иметь в Казани и музей поэта, потому что есть памятные места, связанные с его именем, но там уже мемориальные доски исчезли из-за того, что перестраиваются здания. А дом, в котором он жил с 1925-го и до своей кончины, уже снесен».

Такташ сам жил на улице Университетской, этот дом снесли при постройке УНИКСа. Уроженец Мордовии (неподалеку позже родился Михаил Девятаев), он прослыл «татарским Маяковским» — их судьбы были схожи: романтический экспериментатор в начале поэтической карьеры и певец коммунизма, от которого, однако, осталось немало и прекрасных, и неоднозначных стихов.

Фото: Максим Платонов

Первый снег, не знаю, скоро ли выпадет,
Но
Чувствую я давно:
В день первого снега от вас уйти суждено.
И все же сегодня я эту рваную шапку
Залатать решил все равно.
Знаю,
Рваная шапка меня не спасет,
Чуть станут метели злей,—
Умру я, видно, с приходом морозных дней.
Мир прекрасен,
В нем столько чудесного!
И однако...
Много ли интересного
Для вас останется после кончины моей?

Мечеть 1000-летия принятия ислама

Считается, что на этом месте стояла Кульмаметовская мечеть, названная по одноименной слободе. Мечеть спроектировал в 1912 году архитектор Евгений Печников, в трехуровневном минарете подчеркнув три этапа истории Среднего Поволжья: до принятия ислама, во время и после. Это, пожалуй, самая необычная историческая мечеть, в эклектичном стиле которой проглядывают элементы готики. Местное медресе работало еще в 1914-м, а вот мечеть построили в 1926-м, подпись с разрешением ставил нарком по делам национальностей Иосиф Сталин. В 1930-м ее, как и почти все остальные, закрыли. Здесь работала школа, детский сад и ДОСААФ. Мечеть вновь работает с 1991 года. Это крупный комплекс с межнациональным культурным центром, помогающим людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Источник pastvu.com

Кульмаметова и Архангельская слободы

Основал слободу имам Кульмамет в эпоху Казанского ханства. После взятия Казани татары эти места покинули, их передали воеводе Булгакову, а потом архиепископу Казанскому Гурию. Здесь, на углу нынешних Назарбаева и Такташа, появилась каменная церковь в честь Михаила Архангела, так и слободу начали называть Архангельской. Топоним сохранился благодаря Архангельскому клабищу. В него входит и зооботсад, который превратился в зоопарк. Этот участок Архангельской улицы назывался Дальне-Архангельской, здесь располагался Ботанический сад и дачные дома богачей.

Церковь разобрали в 1933-м. При обсуждении мнения разделились: одни предлагали разобрать церковь на стройматериалы, другие — превратить в клуб «для культурного обслуживания». В результате на этом месте сейчас пяти- и девятиэтажки.

Источник pastvu.com

Радиф Кашапов
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/213110-gid-po-nizhnemu-kabanu-chast-pervaya-sukonnaya-i-arhangelskie-slobody

Источник: Источник : https://realnoevremya.ru/articles/213110-gid-po-nizhnemu-kabanu-chast-pervaya-sukonnaya-i-arhangelskie-slobody
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2023-02-20 14:13:18 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов