Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Жена ставит на ноги, и жена валит с ног. (еврейская)

Сая с. Студено-Ключинская волость Казанского уезда Казанской губернии.

Назад

Мечеть с. Сая Студено-Ключинская волость Казанского уезда Казанской губернии. (1896 г.)

Кладбища Сая с. Студено-Ключинская волость Казанского уезда Казанской губернии.



Мечеть с. Сая Студено-Ключинская волость Казанского уезда Казанской губернии. (1896 г.)

 

Село в Высокогорском районе, на р. Саинка, в 17 км к северо-западу от железнодорожной станции Высокая Гора.
     На 2008 г. - 370 жителей (татары).
     Скотоводство, пчеловодство.
     Начальная школа, клуб, библиотека. Мечеть.
     Известно с 1602–03 гг. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Сая функционировали мечеть (построена в 1896 г.), мектеб, кузница, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1867,6 десятин.
     

До 1920 г. село входило в Студёно-Ключинскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Дубъязском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском, с 12.01.1965 г. в Высокогорском районах.
     Число жителей: в 1782 г. - 115 душ мужского пола, в 1859 г. - 850, в 1897 г. - 1127, в 1908 г. - 1182, в 1920 г. - 1069, в 1926 г. - 1219, в 1938 г. - 999, в 1949 г. - 794, в 1958 г. - 675, в 1970 г. - 623, в 1989 г. - 392, в 2002 г. - 387 чел.

 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
Знакомство с селом Сая Высокогорского района РТ, некогда относившегося к упразднённому Дубъязскому району, состоялось благодаря двум обстоятельствам. Первое из них, расположение этого села на пути к сёлам Турнояс, Большой Битамани Таршна. Первое из упомянутых, небольшое село, ныне сросшееся с Дубъязами, родина моей бабушки Биби Кашифы Салахутдиновны. Зур Битаман - место службы муллой её дедушки, а ныне исчезнувшая с карты местности деревня Таршна, общая родина её предков, где родились и её отец мулла Салахутдин, и дедушка Мухаметамин, и предыдущие поколения. Исследуя семейную родословную неоднократно ездил в указанные села, о чём и поведал в соответствующих местах.

Второе обстоятельство,


ставшее основной побудительной причиной посещения села Сая, это то, что здесь родился Гариф Фатыхович Бурнаев (1888-1962), мусульманский общественный деятель Челябинска и Троицка Оренбургской губернии, один из основателей татарского челябинского театра в 1908 году. Переехавший из Казанской губернии на более перспекстивный Урал и работавший приказчиком Торгового дома братьев Яушевых в Челябинске, Гариф Фатыхович вместе с моим дедушкой Закиром Залялетдиновичем, входил в состав правления Челябинского Мусульманского Благотворительного Общества, был одним из инициаторов открытия в Челябинске бесплатной мусульманской народной библиотеки-читальни, был ее пожизненным членом, членом Правления.

В впервые о Гарифе Фатыховиче я узнал от челябинского краеведа В.С.Боже,Казань. Мечеть построенная в 1872 году на средства купца БурнаеваБурнаевская мечеть
построена в 1872г.который передал мне много сведений о челябинском периоде жизни моего дедушки и его ближайшем окружении. Правда, в тот момент я ещё не знал расшифровки инициалов Г.Ф.Бурнаева. Зная, что среди мусульман Челябинска и Троицка, не только мой дедушка был выходцем из Казанской губернии, я заинтересовался фамилией Бурнаева и решил уточнить не является ли он родственником казанского рода Бурнаевых. Чей представитель, Мухаметсадык Курбангалеевич Бурнаев (1826-1898) построил в Казани знаменитую Бурнаевскую мечеть. Как выяснилось впоследствие, Бурнаев – не родовая фамилия Гарифа Фатыховича. Потому он не был родственником казанских Бурнаевых. Но исследуя его биографию я столкнулся с очень интересной личностью, достойной тщательного описания.

Теперь известно, что Г.Ф.Бурнаев женился на младшей дочери Рабиге одного из троицких Яушевых. Жена Гарифа Фатыховича была младшей дочерью в семье Абдуллы Яушева и его жены Мафтухи. Породниться с троцкими Яушевыми, для человека с толикой инициативы, а у Г.Ф.Бурнаева её было предостаточно, как правило означало жизнь в достатке. Однако, революция побудила молодую семью Гарифа и Рабиги, уехать с нажитого места. Они уехали в Среднюю азию, но в Челябинске об этом уже никто не знал. Казалось следы Гарифа Фатыховича окончательно утеряны. Челябинским краеведам до недавней поры ничего не было известно о дальнейшей судьбе как Г.Ф.Бурнаева, так и ряда других известных мусульманах Челябинска: Ш.А.Ахметова, Галеевых, моего дедушки З.З.Ахунова.

Как-то во время изысканий сведений о моих старших родственниках, в архиве казанского ЗАГСа столкнулся с упоминанием о смерти в возрасте 73 лет некоего Гарифа Фатыховича Бурнаева, проживавшего в Приволжском районе г.Казани (тогда ещё не был введен в полную силу драконовский закон «защиты» персональных данных). Под впечатлением недавних просмотров материалов дореволюционного Челябинска, тогда сразу возникло предположение, что это может быть тот самый Гариф Бурнаев из Челябинска. Ведь совпадали не только инициалы, но и примерный год рождения. Хотя в то время мне ещё не был известен точный год рождения челябинского Г.Бурнаева, я рассчитал его лишь предположительно.

Узнать о дальнейшей судьбе Г.Ф.Бурнаева и уточнить, что найденная запись о смерти говорит именно о Челябинском Бурнаеве, помог интернет. Оренбургский историк, кандидат исторических наук Д.Н.Денисов размещал на форумах объявления поиска потомков известных мусульман Урала. Будучи заинтересованным в подобной теме и зная Дениса Николаевича, я активно участвовал в поддержке обсуждения, где упомянул о своём интересе к челябинскому Г.Ф.Бурнаеву. И вот, летом 2010 года нам в форумную «личку» и на e-mail пришли сообщения от внучки Г.Ф.Бурнаева, А.В.Махмутовой. Она подтвердила мои предположения о том, что последние годы её дедушка жил в Казани. Выяснилось и то, что живу не очень далеко от А.В.Махмутовой, почти в шаговой доступности, потому быстро удалось наладить с ней непосредственный контакт. Благодаря её доброй воле были отсканированы фотографии их семейного архива, и от неё же мы узнали, что Гариф Фатыхович женился на Рабиге Яушевой, породнившись таким образом с троицкой ветвью Яушевых. Были получены координаты родственников по линии брата Гарифа Фатыховича, Зарифа Фатыховича, которые в настоящий момент живут на исторической родине в селе Сая. К слову сказать, тетей Рабиги была небезысвестная Фатиха Аитова (в девич.Яушева), открывшая в Казани татарскую школу для девочек, в которой училась и тетя моего челябинского тр.брата, татарский соловей Биби-Сарá Садыкова.
Село Сая расположено на склоне холма. Основные улицы этого села сформированы особенностями местности. Они идут по склону холма ярусами. Село это достаточно старинное, но пока не поднял все известные архивные документы.

Карта местности Дубъязского района до революции (669х600, 190Kb)

https://116.livejournal.com/372536.html
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2017-11-01 08:49:07 | Отредактировано: - |


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов