Алат (тат. Рус Алаты) — село в Высокогорском районе Татарстана России, административно — Алатское сельское поселение.
Глава муниципального образования Зарипов Раис Каримович.
Лежит на реке Ашит в 33 км к северу от железнодорожной станции Высокая гора. По состоянию на 2000 год население составило 212 человек против 210 в 1989 году.
Крепость Алат была основана в эпоху Казанского ханства и являлась адимнистративным центром Алатской даруги.
С 1558 года заселен русскими. В 1708-1766 годах - город Казанской губернии (окончательно лишен статуса города в 1803 году). В 1758 году в окрестностях был создан ликёро-водочный завод.
В XIX веке деревня прославилась своими кирпичными заводами и гончарными мастерскими.
Население занято животноводством.
В деревне есть средняя общеобразовательная школа и клуб.
Деревенская церковь Успения известна ещё с первой четверти XVIII века.
АЛАТЫ Основание: XVI в. Лишение городского статуса: 1803 (XIX в.)
Село в Высокогорском р-не, на лев. притоке р. Ашит, в 33 км к С. от ж.-д. ст.Высокая Гора. На 2000 — 212 жит. (русские). Скотоводство.
Алатская средняя общеобразовательная школа (здание построено в 1957-58 году), кол-во учителей 21 человек, кол-во учащихся на 2004-2005 год 107 человек. , дом культуры, библиотека. Основано в период Казанского ханства (было центром Алатской даруги). С 1558 стало заселяться русскими. С 1708 город Казанской губернии, с 1766 село, населённое гос. крестьянами. В 18 в. в Алатах действовали медеплавильный, кожевенный и винокуренный заводы.
В 19 в., кроме земледелия и разведения скота, жители занимались кирпичным, гончарным, портняжным, сапожным, столярным и др. промыслами.
В 1712 в селе была построена Успенская церковь (памятник архитектуры).
В июне 1773 неск. дней в Алатах провёл Е.И.Пугачёв, бежавший из казанской тюрьмы вместе с местным жителем П.П.Дружининым.
Уроженцем села был казанский купец и предприниматель И.А.Михляев.
Название Алат происходит от татарского слова ал- возьми, ат -лошадь, или ала- пестрая, тай — гора. Второе толкование отчасти объясняется тем, что при размыве Алатской горы, (тау) обнаруживались разные слои придававшие ей пестрый (ала) вид. Либо Алаты – бома по китайским источникам очень многочисленный народ. Их потомки сохранились в родоплеменном составе тюркских народов от Туркомании до Якутии. Много их было и среди родовых групп монголов. По китайским данным, алаты пахали на лошадях, но не ездили на них. Что позволяет их связывать с курумчинцами, с хазарами, с волжскими булгарами, т.е. тюркскими культурами имевшими земледельческий характер
Известно с конца 16 в. «Алатская дорога» часто упоминается в исследованиях профессора И.М. Покровского о Казанском архиерейском доме и другие, вполне объясняет первое толкование названия Алат, служившим перепутьем из Казани в вятский край; здесь предлагали сменить лошадей.От Казани прямо на север, в близком между собою расстоянии, идут два торговых тракта: Галицкий и Уржумский. Оба сходятся в торговом селе казанского уезда Алатах, из которого один направляется к г. Галичу, а другой — к г. Уржуму Вятской губ.
По этим трактам преимущественно провозятся разные лесные изделия: рогожи, циновки, мочало, береста, деревянная посуда и проч.С начала пароходства по реке Вятка и с проведением через г. Вятку железной дороги, значение Алатской дороги пало, только сохранилась любовь к ямщиченью среди многих жителей Алат.
Татарское название Алат свидетельствует, что здесь сначала было древнее татарское городище. Около древнего городища были плиты с арабскими надписями: сохранилась одна и часть другой, которые представлены в общество археологии при университете. Алаты, по-видимому, были во времена Казанского царства центром Алатской округи.
Во время Петра I территория России делилась на восемь губерний. В Казанскую губернию входили территории соседствующих республик, относящихся в прошлом к Казанскому ханству. Казанская губерния делилась на 72 уезда. Город Алаты был уездным центром при правлении Петра I. Казанская губерния была распределена по бояринам и дворянам. Алатский уезд попал под попечительство друга Петра I Михляева П.А. С появлением большого количества церквей в селах, деревнях, открывались церковноприходские школы, это позволило получить образование даже крещеным.
При царствовании Петра I и в дальнейшем мусульманам запрещалось владеть крепостными крестьянами, а также заниматься кузнечным делом, ибо они могли готовить оружие против завоевателей. Не допускалось объединение мусульман, но не могли запретить им превратиться в торговую буржуазию. Начавшиеся в 13-14 веке базары по понедельникам получили и в дальнейшем свое развитие. Этому способствовали огромное количества природных ресурсов и умение населения.
В Алатах открывается медеплавильное дело. Колокола близлежащих церквей плавлены в Алатах в 1749 г. Наличие в двух местах через речку Ашит запруд позволило открыть мукомольное хозяйство и кирпичный завод, из особого сорта глины делали кирпичи хорошего качество, применяемые только церковными строителями. 1000 штук таких кирпичей стоило 2 рубля 10 копеек, для сравнения: 4 литра церковного вина стоило 1 р. 20 копеек, 3 пуда пшеничной муки 60 копеек, 8 сажен дров - 3 руб. 80 копеек.
Кирпичный завод находился в глубоком лесу на горе, называли эту местность Спасскими пещерами. До сих пор в народе существуют разные сказания, будто в дремучем лесу творились разные казни - за попытку освободиться от русского гнета татар там сжигали. Винокуренный завод был построен в 1720 годах приказчиком Шуваловым, в 1758 году он был перенесен на другое место, к ключу возле реки Ашит - «Нынешнее место спиртзавода». Все это позволило разнообразить рынок. На базары сюда приезжали торговцы с соседних уездов, марийцы, удмурты, чуваши. Беглые черемисы с Царевококшайских лесов привозили много древесного угля для кузнечного дела, из Казани - мануфактуру, бакалейные и разные перекупные товары, гончарные, скорняжные изделия.
Рядом с Алатами начинались Царевококшайские леса, само понятие Царевококшай означает Царский голубой чай. тогда в этих местах росло много очень известной в народе душицы. И она в большом количестве доставлялась с нетронутых полей к царскому столу. Отсюда и название края, лесов. В непроходимых лесах вокруг города Алаты много было зверей, в том числе и соболя.
В начале 17 века город Алаты окружен стройными густым лесом. Когда в Казани строили Адмиралтейство и верфь, то в этих лесах работали круглый год 20000 ламанщиков, т.е. людей занимающихся заготовкой и вывозом леса. Мачтовые сосны вывозились десятилетиями на строительство судов для укрепления русского флота.
При всех работах жестоко эксплуатировалось коренное население края. В Алаты переселились 2 семьи немцев, направленные из Петербурга для организации всяких полезных работ.
Жестокая эксплуатация вызывала сильное возмущение коренных алатцев и послужила одной из причин активного участия нерусского населения уезда в народном движении под руководством Е.Пугачева. Пугачевское движение явилось основной причиной изменения методов колониальной политики правительства в крае. Крестьяне Алатского уезда, не имевшие возможности уходить со своих мест и принужденные работать на своих колонизаторов, начинают уходить со своих мест. Они убегают в города, на Урал, Донбасс и втягиваются в капиталистическое производство. Это уменьшило количество населения Алат. С конца 1803 года Алаты уже пишется как село. До 18 столетия прихожане Алат писались купцами, мещанами и потомки стрельцов - пахотными солдатами.
В конце 18 века в связи с истощением природных богатств, влияние уездного центра Алат снизилось. Купцы и мещане, немцы переезжали в другие края, возможно на это повлияли и социальные потрясения. Село Алаты стало в экономическом развитии отставать от других уездов. Здесь оставались лишь потомки коренных жителей и переселенцев. Остались больница, построенная в 1900 году, и средняя школа в бывшем помещении конюшни. В настоящее время по Алатскому сельскому совету числится взрослого населения 484, детей 165. Жители села Алат занимаются сельским хозяйством, а также работают в Потанишенском карьере.
http://komanda-k.ru