Храм стоит на четырехугольной площади въ южной части села. Построенъ, по достовѣрнымъ даннымъ, въ 1712 году
1 ) создателемъ Пѳтропавловскаго собора, Духосошественской и Пятницкой церкви
г. Казани, Ианно-Предтеченскаго храма с. Потонихи и села Болгаръ Ив. Аф. Михляевымъ
2 ). Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и свѣдѣній, кѣмъ былъ освященъ храмъ.
Извѣстный в Казани купец и фабриканта Михляев , вѣроятно, для большей торжественности освященія храма в инородческой глуши приглашал ревностнаго храмоздателя и просвѣтителя инородцев митрополита Тихона
Престол в главном храмѣ носитъ ясные знаки архіерейскаго освященія: полное (крестообразное) опоясаніе. Главный храм существует в том видѣ, как он был первоначально построенъ изъ громадныхъ брусьевъ дикаго камня; лишь три окна въ адтарѣ и одно — на правомъ клиросѣ расши- рены. Придѣльный храмъ, за исішоченіемъ алтаря, из-за тесноты и трещинъ и колокольня въ 1897 — 98 г. перестроены и увеличены въ размѣрахъ на средства мѣстнаго уроженца 3. I. Бажанова и других . О посѣщеніи храма Владыками до 1867 года документальныхъ данных нѣт , лишь, какъ выше отмѣчено, на освященіи храма въ 1712 году былъ митрополитъ Тихонъ (Воиновъ), а митрополит Веніаминъ (Пуцекъ-Грпгоровичъ), по преданно, любил жить на дачѣ около приходской деревни Алань-Бексерь, слѣдовательно, мог посѣтнть и храм в Алатахъ. Изъ архіепископовъ въ 1867 и 1869 годахъ посѣтил Антоний и в 1896 г. — Владимир —из викаріев — епископы: Сергій въ 1890 г., Іоаннъ въ январѣ1901, Алексій (Молчановъ) въ іюлѣ 1902 г., 2 сент. 1913 г. Михаилъ, 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 года — Анатолій. Какъ видно изъ напечатанных проф. И. В. Покровскимъ приходо-расходныхъ книгъ Казанскаго Митрополита Тихона за 1 706 годъ, здѣсь до существующаго каменнаго храма были одно- временно, повидимому, деревянный церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанскія и 2) Воскресенія Христова. Изъ надписи на цвѣтной и постной тріоди,, изд. 1660 г., видно, что въ 7170 году въ Казанской церкви былъ придѣлъ «45'дотворца Николы», а въ надписи «попа Дмитрія Ѳедосѣева по реклому Зубарева» на ок- тоихѣ, изд. 1683 г., въ 193 году (послѣ 7000 отъ сотворевія міра: 7193—5508=1685 г. но Р. X.) Казанская церковь названа «соборной». Празднованіе крестьянами, кромѣ Казанской, еще Крещенія, как престольнаго праздника, побуждаетъ предположить, что в Воскресенской церкви был придѣл во имя Богоявленія Господня. На мѣстѣ Казанской церкви саікеняхъ въ 70 ниже на сѣверо-западе от настоящаго храма поставлена каменная стол- бовая часовенка, обнесенная небольшой оградкой. Вывшее около этой церкви кладбище издавна занято подъ жилыя постройки и ограды. Прежде тутъ при копаніи земли встрѣчались черепа и * прочія человѣческія кости, попадаются кости и теперь при перекопе земли въ саду священника. Мѣсто Воскресенской церкви точно не извѣстно и ничѣмъ не отмѣчено. Старожилы говорятъ, что она была на Алатской горѣ. Наружный видъ существующаго каменнаго храма, какъ видно по помѣщенному въ началѣ снимку,
Показываетъ тяжелую, какъ бы придавленную своей тяжестью старую постройку главнаго храма, не вполнѣ гармонирующую с болѣе легкой новой колокольней. Главный храмъ имѣетъ форму куба по 5 саж. Каждая сторона. На этотъ куб опрокинут в видѣ полушарія куполъ съ фонареобразной неудобной шейкой около '5 аршинъ высотою и трех
— в діаметрѣ, съ четырьмя окнами въ сажень вышиною и аршинъ шириною; на шейкѣ большая глава около 7 аршин в поперечникѣ Затѣмъ на шейкѣ новая позолоченная глава н на гаиилеобразной шейкѣ позолоченная маковка. Въ шейку, как в трубу, вытяги- ваетъ тепло изъ храма, такъ что при современной дороговизнѣ дровъ приходится устроить въ ней большую круглую раму. Колокольня въ связи съ храмомъ въ основаніи квадратная, во второмъ и третьемъ ярусах и крыша осмигранная, до позолоченой маковки 14 саж. Кресты надъ храмомъ и колокольней желѣзные, позолоченые.
Надъ храмомъ соотвѣтственно храму массивный, около 12 п. вѣсу, а на колокольнѣ — болѣе легкій, простой, изящный. Вообще при постройкѣ Михляевъ желѣза и камня не жалѣлъ. Все толсто, прочно; хотя не особенно изящно скроено, но крѣпко сшито. Недаромъ въ немъ при нашествіи пугачевцевъ лѣтомъ 1774 г. населеніе надѣялось найти не только одну духов- ную защиту. Въ сѣверной двери сохранилось отверстіе,
Сдѣланное для наблюденія за пугачевцами въ 1774 г. спасавшимися въ храмѣ алатцами . Окна въ старой части храма небольшія въ два яруса, въ новой— болыш'я. Входныя двери — съ запада и сѣвера. Паперть съ одной ступенью крыта до св. воротъ. Ограда каменная съ желѣзной рѣшеткой; кромѣ западныхъ вратъ есть еще с сѣвера такіе же; ограда построена въ 1886—1888 годахъ.
На колокольнѣ семь колоколовъ: первый — -106 п. 13 ф. литъ въ Саратовѣ 1 882 г. на заводѣ Гудковыхъ. На немъ изображенія: Казанской иконы Божіей Матери, Нерукотвореняаго образа Спа- сителя, Архистратига Михаила, свят. Николая чудотворца и ангеловъ, надписи: «Благовествуй день от дне спасеніе Бога нашего. Благовѣствуй, земле, радость велію, хвалите небеса Вожію славу. Господи возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего и мѣсто селенія славы Твоея». Пріобрѣтенъ стараніемъ прот. П. Л. Измайлова и председателя ц.-пр. попечительства И. А. Бажанова. 2-й колоколъ 45 п. 5 ф. литъ 1834 г. въ Казани Ант. Тимоѳеевымъ. Пріобрѣтенъ тщаніемъ свящ. К. И. Фліоринскаго съ прихожанами. 3-й — 15 п. съ надписью: «литъ въ юродѣ Алатѣхъ въ 1749 г.». 4-й около 12 п. надтреснут. 5-й приблизительно 6 п., 6-й — 1Ѵзп. И 7-й — 30 ф. без надписей — 8 .
Внутренній видъ, открытый отъ самыхъ входныхъ дверей до алтаря, производит болѣе цѣльное впечатлѣніе, чѣмъ наружній видъ: хорошая стѣнная живопись, богатые оклады иконъ, 4-хъ-ярусный позолоченный иконостасъ съ иконами древняго новгородскаго письма, прекрасный резонансъ; все это заставляет понимать, почему большинство даже ревностныхъ прихожанъ вто- рой части прихода, не смотря на отдаленность отъ Алат
неохотно говоритъ о постройкѣ храма въ д. Малый Починокъ, хотя храмъ тамъ весьма необходимъ
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4
О причтѣ Успенской церкви с Алаты
Вслѣдствіе обширности прихода, причтъ сначала был четырехштатный, а
потом послѣ построенія храмов в черемисских деревняхъ 2 округа, Царевококшайскаго уѣзда (остался только Уртемъ) и перечисленія Большого Починка въ. Сунгуровскій приходъ съ 1712 года при каменной церкви- двухштатный. Въ 1 706 г. при Казанской церкви было два «попа» , дьяконъ, дьячекъ, пономарь и просвирня.
При Воскресенской — тоже два «попа», дьяконъ, а о другихъ — -запись попорчена. Въ ревизской сказкѣ 1795 г. говорится: «нынѣ въ наличности, какъ и въ прежнюю ревизію (1782 г.) написанныхъ, такъ и посдѣ оной поступившихъ статныхъ (штатныхъ) священниковъ 2, діаконъ 1 , дьячков 2, пономарь 1». Къ метрикамъ 1785 г. подписалось
это штатное число членовъ причта. По ревизскимъ сказкамъ 1815 п 834 года повторяется то же ,ч то и в прежней, что находит подтверждение и въ клировыхъ вѣдомостяхъ. По Высочайше утвержденным 4 апрѣдя 1842 года штатам церковь села Алат была причислена къ 4 классу, и ради экономіи жалованья второй штатъ в 1850 году былъ закрытъ, такъ что въ ревизін 1850 и 1858 г. было по одному священнику, діакону, дьячку и
пономарю, съ назначеніемъ имъ всего 292 р. жалованья въ годъ. При проѣздѣ по ревизіи черезъ с. Алаты архіепископа Антонія въ 1867 г. прихожане, указывая на дальность разстоянія нѣкоторыхъ деревень второй части, просили вновь открыть второй штатъ; Владыкой был опредѣленъ второй священникъ без назначенія ему казеннаго жалованья. По Высочайше утвержденному 16 апрѣля 1869 года журналу дьячек и пономарь были переименованы во псаломщики; съ 1873 года въ клировыхъ вѣдомостях отмѣчалось, что
при церкви два священника и два псаломщика, но старые служаки- — дьячекъ Понятовъ и пономарь Нѣмков продолжали еще цѣлый годъ подписываться по прежнему, и лишь по руко- положевіи Понятова въ сане дьякона, онъ сталъ подписываться: «въ должности псаломщика діаконъ»... «Но такъ какъ прихожане въ обезпеченіе второго штата отказались не только от земельнаго надѣла, но даже не согласились на устройство церковныхъ домов для причта, а также и отъ найма для нихъ общественных квартир, то въ видахъ улучшенія матеріальнаго быта церковнаго причта, епархіальнымъ начальствомъ, по указу консисто- ріи отъ 18 октября 1878 года, за No 4360,
положено второй штатъ временно закрыть, пока не установятся лучшія отношенія прихожанъ къ причту»... Это печальное явленіе объясняется, съ одной стороны, сильной зараженностью второй части прихода бѣгунствомъ, а съ другой — на необезпеченное второе мѣсто назначались штрафованные священники «стомаха ради»...
«Въ февралѣ 1880 г. (по смерти архіеп. Антонія) управлявшему епархіей епископу Павлу, викарію Казанскому, благоугодно было вторую священническую вакансію вновь открыть»... Было назначено казеннаго жалованья по Высочайше утвержденному 17 января 1876 г. расписанію приходов и причтов настоятелю 160 р., помощнику
Его 106 р., первому псаломщику 53 р. и второму — 40 р. въ годъ. На основаніи указа Св. Синода отъ 4 марта 1 885 г. за No 3 причт дополнен діакономъ безъ назначения жалованья . и лишь съ 1895 г. священники стали получать по 300 р!, діаконъ 150р. и псаломщики по 100 в год Во владѣнной записи, выданной крестьянам с. Алатъ,
значилось 33 десятины пахотной и сѣнокосной земли перваго штата. «Поповы
луга» были около села под Верезинской горой. Какъ видно изъ вышеприведенной выдержки из «Извѣстій по Казанск. епархіи» за 1880 г., во второй части отъ земельнаго надѣла отказались. По условию, заключенному с прихожанами 18 іюня 1846 г. и представленному въ Казанское Окружное Управленіе, причтъ получалъ по 2 п. 10
ф. чистой ржи съ вѣнца, а въ1876 г. по новому соглашенію были составлены волостнымъ правленіемъ приговора, утвержденные Уѣздной Земской Управой о замѣнѣ натуральной руги денежной по 90 к. съ вѣнца. Въ декабрѣ 1908 г. были составлены приговора о платѣ по 40 к. съ ревизской души, а также, благодаря земскому начальнику А. Н. Рыбушкину,
Была отмежевана вблизи села хорошая земля въ обезпеченіе исправной платы руги, тѣмъ болѣе, что у о. Измайлова изъ-за' нея уже было судебное дѣло съ д. Алатбашъ. Но послѣ назначения А. Н. членом Губернскаго Присутствія, на основаніи тѣхъ же землеустроительныхъ законовъ, которыми руководился А. Н, въ 1912 году была отмежевана в один отруб земля от Алатскихъ, Мало-Алатскихъ и Алатбашскихъ нарѣзокъ за рѣкой Ашитомъ в 10 в. от села съ песчаной почвой; въ засушливые годы на отрубъ надвигается подвижной песокъ. Не хочется вѣрить, чтобы землеустроители при замѣнѣ хорошей земли плохой вдали руководились печальными пословицами: «что нам не мило, то попу въ кадило» и «что себѣ не гоже_, то тебе, Боже»...; скорѣе можно допустить, что у нихъ была цѣль побудить духовенство подумать о массѣ земли у прихожанъ, совершенно отбивающейся отъ рукъ и обращающейся в пустыню изъ-за передвижки съшучихъ песковъ. Только при этомъ упущено изъ виду, что изъ-за непредвидѣнныхъ треб духовенству неудобно отлучаться за 10 в., кромѣ того, эта земля, между прочим является тѣмъ, чѣмъ служит для земскихъ служащихъ и чиновниковъ независящее от усмотрѣнія населенія, по сравненію с Казенным пособіем духовенства,
очень хорошее жалованье. Но церковный архив свидѣтельствует что когда назрѣвали
культурныя нужды, а средств не было, тогда дѣлались подобные попытки.
Алатское волостное правленіе 11 января 1849 г. за No 74 сообщало, что Казанскій
Окружный Началъник 31 декабря 1848 г. за No 6281 препроводил предписаніе 1-го
Департамента Сель скаго Хозяйства о приглашеніи сельскаго духовенства къ содѣйствію в улучшеніи сельскаго хозяйства у государственныхъ крестьянъ. Въ главѣ о школахъ увидимъ, что Г. Министръ Государственныхъ Имуществъ въ 1861 году просилъ духовенство заложить прочный фундамевт въ дѣлѣ Народнаго образованія. Послѣ величайшей міровой войны для завершенія исполинской борьбы с нѣмецкимъ
засиліемъ потребуется громадный безкорыстный труд всѣхъ просвѣщенныхъ
силъ русскаго 'народа, потому что на дорого стоющих инструкторовъ; не знающихъ
особенностей мѣстных условій, не будет средствъ. Сознавая всю неотложность
такой культурный деятельности, при удорожившемся содержаніи учащихся
дѣтей, духовенство признательно преданному церкви волостному писарю
О. И. Карпову, что онъ смягчалъ ту трагедію, которую отмѣтилъ Толстой въ раз сказѣ '«Отецъ Василій» и ослаблял происки демагоговъ противъ руги и вознагражденій. Духовенство прежде жило въ собственных домахъ, -которые передавались по наслѣдству сьновьям или зятьямъ. Такъ, напр., хотя бы по клировымъ за 1844 г. видно, что почти всѣ были въ родствѣ: «сватъ, шуринъ, дядя, племянникъ»... Высочайше утвержденнымъ 22 мая 1867 года мнѣніемъ Государств. Совѣта былъ отмѣненъ обычай закрѣпленія мѣстъ священноцерковнослужителей за ихъ дѣтьми. При ослабленіи наслѣдственной преем- ственности и частыхъ и перемѣщеніях оно стало жить на квартирахъ. Въ 1894 г. о. Измайловъ продал прихожанамъ свой двухъэтажный домъ для помѣщенія внизу второго священника и діакона, а въ 1896 г. был построенъ домъ и для псаломщиков на
Церковной землѣ, тоіъ и другой при общемъ дворѣ, что очень неудобно. Къ сожалѣнію, война замедлила стремленіе попечительства построить всѣмъ членами причта отдѣльные дома. Изъ духовенства, служившаго при прежнихъ церквахъ, извѣстны лишь
слѣдующіе: по надписи на октоихѣ въ1685 г. «попъ Дмитрій Ѳедосѣевъ
по реклому Зубаревъ».
Въ приходо-расходной ,книгѣ митрополита Тихона за 1706 годъ записано:
B пригороде Алатѣхь. Церковь Пресвятая Богородицы Казанскія с поповъ
Ивана Еѳимова, Корнилія Іаковлева, дьякона Прокоѳья Ильина, дьячка Матѳѣя
Ѳедорова, пономаря Панкрата Ермолаева, просвирни Мавры Никоновы дани и пошлины 4 руб. съ денгою, славленых и нищимъ 8 алт., полонныхъ съ 6 дворовъ 9 алт. Всего 4 руб. 17 алт. с денгою и взято апрѣля въ 3 день. Церковь Воскресенія Христова съ поповъ Василія Степанова, Алексѣя Иванова, съ дьякона... дани и пошлинъ 6 руб. 8 алт. Съ полу денгою, славленныхъ и нищимъ 12 алт. 3 ден., полон- ныхъ съ 4 дворовъ 6 алт. Всего 6
руб. 26 алт. Полчетверты денги взято апрѣля въ 3 день". При существующей каменной Успенской церкви извѣстны слѣдующіе священники: изъ указа Консисторіи отъ 10 іюня 1746 г. за No 880— священникъ Данила Симеоновъ. Этотъ указъ отобразилъ то время, когда слово «попъ» стало замѣняться «священникъ»; въ указѣ встрѣчается то и другое вперемежку. Изъ черновика покорнѣйшаго доношенія 1753 г. в Консисторію изъ Алатскаго духовнаго заказу видно, что къ его, зака- щика іерея Данилы Симеонова,
Заказу принадлежало село Богоявленское Большіе Морки тожъ. Слѣдовательно, нынѣшнее 2 благочиніе Царевококшайскаго уѣзда входило въ составъ Алатскаго заказа. Вѣроятно, о. Данила былъ послѣдним закащикомъ; «умре въ 1786 г». 80 л. Какъ выше перечислены всѣ приходы 1 благочинія, такъ кстати, попутно, отмѣтим всѣхъ благочинныхъ, въ вѣдѣніи коихъ была Алатская церковь.
С 1783 г. скрѣплялъ и свидѣтельствовалъ церковные документы «Арскаго духовнаго Правленія правитель Максимъ протопоп Богоявленскій» и «Благочинный Василій священникъ Вознесенскій», а съ 1787 г. «Благочинный Симеонъ священникъ Каймарскій», съ 1793 г. «Благочинный Сергій священникъ Казанскій»,
С 1800 г. «Благочинный Іоаннъ священникъ Ягодинскій (онъ же Иванъ Макаровъ)», по перемѣщеніи в 1816 г. «Іоаннъ протопопъ Воскресенскій, Бѣльскій» и, наконецъ, онъ сталъ подписываться с 1819 г. «протоіерей Іоаннъ Бѣльскій». Въ 1781 г. книга метрическая была выдана Данилѣ Семенову и Петру Родіонову. По ревизской сказкѣ о. Родіоновъ въ 1782 г. имѣлъ 30 л. и в 1795 г. скончался.
На мѣсто умершаго о. Данилы въ1786г. отъ церкви Захаріи и Елизаветы города Казани перемѣщен священникъ Михаил Андреев , скончался 40 л. в 1796 г.
Григорій Аѳанасьевъ с 1799 г., Алексѣй Васильевъ 1798 — 1805 г.
Андрей Никит. Воскресенскій. в клировых ведомостях за 1833—38 г. отмѣчено, что онъ окончил курс въ Казанской Духовной Академіи в 1800 г.; но в ревизской сказкѣ за 1815 г. малолѣтніе сыновья священника Трофима Аѳанасьева Михаил 11 л и Герасим 13 л., дьякона Ивана Иванова — Василій (Алатов ) 11 лет, бывшій потом здѣсь пономаремъ, значатся учащимися в академіи.
С 1825 г. Воскресенскій принялъ должность благочиннаго от вышеупомянутаго протоіерея Иоанна Бельскаго. По народным сказаніямъ, о. Воскресенскій былъ человѣк
резонный и строгій, но по временам предавался нетрезвости. Его раздражительная жена Елена Иванова, поссорившись с ним , просила Архіепископа Амвросія уволить мужа отъ отъ должности благочиннаго, что и было исполнено в 1829 г.
Должность благочиннаго о. Воскресенскій сдалъ опять Казанскому священнику, а именно Симеону Чернышеву.
В 1845 г. был благочинным свящ. с. Кукмаръ Иоанн Яхонтов ,
В 1846 — 1847 — села Красной Горки Александр Стефанович , села Каймаръ, а потом гор. Казани свящ. Гавріил Ф. Мелановский в 1847 — 1867 г.,
В 1867 г. свящ. Н. Близновскій, 1868—1870 г. гор. Казани свящ. Симеонъ Красовскій и
С 1870 г. — о. Іоанн Флегонтович Черкасов здѣсь до выдѣленія 3 округа и назначенія благочинныхъ о. Измайлова.
О благочинныхъ 2 округа будетъ сказано въ описаніи села Шапшей. Сослуживцы о. Воскресенскаго, умершаго здѣсь 6 іюня 1839 г.: Трофимъ Аѳанасьевъ 1805—1816 г., Терентій Трофимовъ 1816 — 1827 г. и К. И. Фліоринскій 1827—1842 г., по рассказам старожилов , дѣятельный пастырь съ мягкимъ характеромъ. В то время, когда о. Воскресенскій ради отчетности писалъ въ исповѣдныхъ вѣдомостяхъ: «были всѣ, кромѣ малолѣтнихъ», о. Фліоринскій пытался разобраться въ отдѣльныхъ личностяхъ; былъ депутатом , в январѣ 1842 года перемѣщенъ въ село Кукморъ, Мамадышскаго уѣзда, Гавріилъ Ѳеод. Тимоновъ 1841 — 1843 г.,
Никаноръ Семенов. Кордуанскій 1842 — 1857 г..
Сергій Никол. Сизановъ съ 1843 г., а в 1850 г. при закрытии второго штата перемѣщенъ в с. Соловцово.
Зятья о. Никанора: Евангелъ Никит. Сосунцовъ съ 1857 г., в 1864 г. 32 лѣтъ скончался.
Василій Ив. Протодьяконовъ просвященствовал менѣе года и тоже умер молодымъ,
Так что въ приходѣ создалось убѣжденіе, что священникамъ здѣсь не суждено долго служить, да и діаконы въ это время тоже скоро умирали, одинъ сгорѣлъ, а другой утонулъ. Дѣйствительно, только закащикъ Данила Семеновъ и благочинные о. Воскресенскій и бездѣтный Измайловъ долго жили и здѣсь положили свои кости.
Бросалось въ глаза то, что почти всѣ священники сосѣдняго села Потонихи жили
долго, въ Алатахъ— большинство скоро умирало, или уходило.
Павелъ Львов. Измайловъ 14 сент. 1863 г. былъ рукоположенъ во священники с. Кобызева, Свіяжск. у., а 12 янв. 1865 г. перемѣщенъ въ Алаты, какъ знающій татарскій языкъ; по словамъ прихожанъ, его просили по приговорамъ. Хотя крещеныхъ татаръ ему и не удалось удержать отъ отпаденія, но зато онъ успѣшно боролся съ расколом , стремился создать хоръ, участвовалъ почти на всѣхъ епарх. съѣздахъ съ 1870 г. и
на уѣздныхъ земскихъ собраніяхъ 1892 — 1904 г., при выдѣленіи 3 округа изъ 1 и 2 въ 1889 г. был назначен благочиннымъ и в 1911 г. сдал должность свящ. ' Н. Н. Филантропову. По случаю 35-лѣтія пастырскаго служенія представителем прихожан И. А. Бажановым был поднесен золотой с украшеніями наперсный крестъ. Съ1904 г.-— протоіерей. Въ свободное время занимался пчеловодством и другими отраслями сельскаго хозяйства. Вообще жизнь его была сплошным упорным трудом Мечталъ
на свои сбереженія построить храм в д. М. Починок, но оцѣпенѣвшая рука не успѣла
написать такого завѣщанія, исполненіе устной воли зависит теперь от его жены,
написавшей соотвѣтотвующее духовное завѣщаніе. 13 фев-раля 1913 г. скончался и погребенъ за алтарем придѣла около о. Евангела Никитича. 10 авг. 1913 г. на его мѣсто Высокопреосвященнѣйпым Іаковомъ перемѣщенъ свящ. с. Ивановскаго Алексей Кулясов , причем церковнымъ старостой Веселовым были представлены Владыкѣ приговора отъ всѣхъ сельскихъ обществъ 1 части прихода о желаніи этого перемѣщенія. Член Предсъѣздной Коммис«іи и Уѣзднаго Отдѣленія Епарх. Училищн. Совѣта.
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8
На второй части по возстановленіи второго штата Успенской церкви были:
Священники
Иоанн Петович Ключев 1867 — 1870 г.,
Флегонт Ефимович Фаворский в 1870 г.,
Михаил Страгонович Архангельский 1871—1877 г.,
Семеон Андреевич Меньшиков в 1877 г.,
Михаил Николаевич Ивановский 1880—1887 г.,
Илья Николаевич Просперов в 1887 г.,
Петр Васильевич Брежнев 1888 — 1891 г.,
Александр Иванович Цветков 1891 — 1893 г.,
Ипполит Петрович Соловьев в 1893 г. и
Александр Петрович Утяковскій с 1894 г.
Діаконы:
Иван Никитин; его сыновья: Кирилл Иванов 1784—1792 г.,
Иван Иванов 1792—1804 г. (по болѣзни низведенъ во дьячки 1804—1833 г.),
Ефим Васильев 1804 — 1809 г.,
Никита Кириллов 1809 — 1841 г.,
Григорій Алексѣев 1841 — 1843 г.,
Никанор Степанович Лентовский 1843— 1861 г.,
Яков Николаевич Пластов 1861—1869 г.,
Георгий Михайлович Соловьев 1869—1871 г.,
Павел Георгиевич Димитріев 1871 — 1873 г.,
Павел Зиновьевич Понятов 1874 — 1875 г.,
Ст. Иванович Фастрицкий 1884— 1886 г.,
Михаил Петрович Иванов 1887 — 1889 г.,
Константин . Алексеевич Михайлов 1889—1896 г.,
Анатолий Александрович Бакулевский 1897 — 1901 г.,
Алексей Якимович Митрофанов с 1901 г. по 3 сент. 1915 г.;
С 28 окт. 1915 г. Павел Димитриев
Дьячки:
Матвей Калистратов 1778 — 1795 г.,
Иван Васильев 1782—1787 г.,
Иван Ильин 1793—1796 г.
Ефим Васильев 1797—1799 г.,
Иван Васильев 1800—1812 г...
Зиновий Тимофеевич Никольский с 1818—1834 г.,
Димитрий Иванович Озерскій 1836— 1847 г.,
Павел Зиновьевич Понятов 1836—1874 г.,
Пономари:
Симеон Александров 1771 г.,
«поповский сын Филипп Родионов , взятый в 1784 г. во дьячки в г. Арск »,
- Иван Иванов 1784—1792 г.,
Никита Кирилов 1792—1809 г,
Феодор Петрович Алянский 1804— 1850 г.,
Василий Иванович Алатов 1823 — 1853 г.,
запрещенный въ священнослуженіи священник Флегонт Димитриев 1854 г.,
Константин Алексеевич Немков 1857 — 1897 г.
Псаломщики:
Иван Павлович Понятов 1875—1883 г.,
Степан Иванович Фастрицкий 1883 — 1884 г.,
Исиф Антонович Добросмыслов 1886 — 1888 г.,
Пант. Иванович Блахов 1888—1893 г.,
Сергий Иванович Альбинский 1894—1898 г.,
Аркадий Евсигнеивич Степанов 1897—1901 г.
Иван Михайлович Померанцев 1898—1901 г.,
Петр Андреевич Ванаг 1901 — 1902 г.,
Михаил Семенович Соловьев 1901—1906 г.,
Николай Арефович Десницкий 1902 — 1909 г.
Василий Алексеевич Киатров с 1906 г.
Сергей Феодорович Ястребов с 1909 г., по 1 іюня 1915 г.
Оба 20 апреля 1915 г. мобилизованы, съ 2 сент. По 1915 г.
М. П.Тимирчинскій.
Десницкій организовал хор любителей, а Кіатровъ поддерживал его. Хорошіе голоса (тенора) у обоих много помогали пѣнію, нельзя не выразить признательности любителямъ: владѣльцу хлѣбопекарни Гр. Ивановичу съ сыномъ Ив. Гр., А. И. Мольковой, волостн. Писарю 0. И. Карпову, учителю Д. Дикунову и нѣк. др. за содѣйствіе торжественности богослуженія и подъема религіознаго настроенія
молящихся въ храмѣ.
Значительная библіотека свидѣтельствуетъ, что изъ духовенства были серьезно восполнявшіе свои школьный знанія чтеніемъ священнаго писанія, твореній св. отецъ, книгъ по церковной и гражданской исторіи от Георгія Кедрина до Соловьева. Сохранилась память, что даже дьячекъ Павелъ Понятовъ часто читал , горячо и убѣжденно вразумлял прихожан Хотя прежде книги были и очень дороги, но болѣе дешевыя позднѣйшаго времени уже истрепались, такъ что опять начали употреблять старыя минеи, тріоди и октоихи 17 и 18 столѣтій. При дешевизнѣ и общедоступности книги увеличивается небрежное отношеніе къ ней.
Церковные старосты были преимущественно из крестьян с. Алат и д. Малых Алат и служили более долго. До 1775 г. крестьянин д. М. Алат Дмитрій Михайлов . Послѣ него «Феклист Карпов ». Затѣм в 1789 г. Андрей Козмин . По той же книгѣ приказа общественнаго призрѣнія встрѣчается староста Терентій Никифоров 1797 г., Алат — Ларіон Александров . Дер. М. Алат Тарас Родіоновъ, как видно изъ указа Консисторіи отъ 18 марта 1827 г. за No 2324, съ перерывами служил семь трехлетий по 1833 г., Алат — Иван Леонтьев 1833 — 1844 г., М. Алат — Иван Гаврилов 1845 — 1857 г., д. Алатбашъ Яков Филиппов 1857 — 1860 г., д. Алань-Бексерь Зиновій Артемьев 1860—1863 г., д. Бирлей Иван Васильев 1863—1866 г., Байчуги — Прокопій Михайлов 1866 — 1869 г. Малых Алат : Алексѣй Николаев 1869—1870 г., Ѳеодоръ Михайловъ 1870— 1872 г., Топкина Панфилъ Бавловъ 1872—1 875 г., Алат — Иосиф Гаврилович Бажанов 1875 — 1878 г., сохранилась память, что онъ любилъ пѣть на клиросѣ; одинъ его сынъ Иродіонъ былъ священникомъ у четырехъевангелистовской церкви, а другой Зивовій — купец — Алань — Бексерь Павел Иванов 1878 — 1881 г., Малаго Починка Ареѳа Ефремов 1881 — 1884 г., Среднихъ Алатъ Симеонъ Архипов 1884—1887 г., Иван Васильевич Белотелов 1887 г., Данил Пантелеев 1887—1890 г., д Бирлей Козьма Иванов 1890—1893 г., Топкина Сергѣй Аѳанасьевъ 1893—1896 г., Алат Иван . Васильевич Мольков 1896— 1899 г., Алань - Бексерь Максим Яковл. Кислов 1899 — 1902 г., Малаго Починка Mapк Гурьев. Балыков 1902 — 1908 г., Алатбашъ Яким Петр. Панков 1908— 1911 г., Малыхъ Алатъ Макаръ Яковл. Веселовъ 1911 — 1914 г. и Среднихъ Алатъ (Стараго Курманаева) Сергѣй Ив. Лапшинъ. " Начиная с И, В. Молькова, старосты вмѣстѣ съ церк. - прих. попечительствомъ много сдѣлали для благолѣтія храма, а С. И. Лапшин старается, .кроме того, устроить новые церковные дома для членов причта .
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8
Прихожане Успенской церкви в настоящее время всѣ русскіе. Жители Алат в метрическихъ книгахъ за 18 столѣтіе писались купцами, мѣщанами и потомки стрѣльцовъ— пахотными солдатами; крестьяне д. Бексерь, повидимому, временно были архіерейскими, а потомъ вмѣстѣ съ остальными писались ясашными (оброчными), а потом — государственными, только д. Средних Алат (Курманаево)— помещичьими. Когда и кем были просвѣщѳны 'бывшіе прихожане из черемисъ и татаръ, не известно; исторія просвѣщенія черемис ждет такого же исследователя, как Н. В. Никольскій, авторъ труда «Христіанство среди чувашъ». Кончина как бы на перепутьѣ въ здѣшній край — въ Седміозерной пустыни митрополита Веніамина позволяетъ предполагать, что онъ имѣлъ здѣсь громадное вліяніе, да и многоклирный причтъ здѣсь до 1712 г. имѣлт, повидішому, миссіонерское значеніе. Изъ исповѣдных вѣдомостей видно, что во всѣхъ деревняхъ . был раскол . Два Починка, Бирли, Айша, Алатбагаъ, Гарь с Мазиковымъ, Царевококшайскаго уѣзда, составляли главный раіонъ бѣгуновъ-противостатейниковъ. Но в 80-годахъ главные прнставодержатели изъ Малаго Починка и Бирлей переселились в столицу противостатейниковъ— Томск , а изъ д. Алатбашъ— на Новую Стройку гор. Казани. По милости Божіей, какъ въ Почннкѣ, такъ и д. Алатбашъ есть защитники православія. Въ каждой деревнѣ есть глубоко вѣрующіе люди, горячо преданные Церкви,
есть и «паршивыя овцы», портя щія стадо, ибо «въ семьѣ не безъ урода»
Но все таки отчасти чувствуются особенности каждой деревни. Алаты всегда
соприкасались с интеллигенціей и раньше приходских деревень вступили в критическій
общечеловѣческій переходный возрастъ. В Европѣ и даже в Россіи он связан с именем
вольтерьянства. Только, кажется, геніальный М. В. Ломоносов не одобрял в России
«полумное остроуміе». Но «симпатіи Екатерины II к Вольтеру и просвѣтительной
литературе быстро создали моду на «вольтерьянство» в свѣтскихъ кругахъ.
Модные щеголи «вмѣняли себѣ в стыд не быть одного мнѣнія с Вольтеромъ»,
и в свѣтскихъ гостиных даже «пожилые люди, не понимая ни Спинозы, ни Ламетри,
ни Вольтера, щеголяли вольно- думствомъ». Потом эта мода перешла и в провинцію и...
«раздавались насмѣшки над религіей, хулы на Бога, эпиграммы на Богородицу,
от совершенных неучей». Поверхностное религіозиое свободомысліе и «свободоязычіе»,
насмѣшки надъ духовенст вомъ, неблагопристойный извращенія библейских сюжетовъ»...
.как модная шляпка, как высокіе каблуки всюду затаскивались, гдѣ была, так называемая
интеллигенція, особенно молодая, холоста!я, несемейная, задающая всѣм тонъ...
Но время соблазнительности несоблюденія постовъ, легкомысленнаго отношенія
к почитанию икон , к таинству брака и ко всему, чѣмъ крѣпка народная масса, в Алатахъ,
кажется, пережито и миновало, осталось только свойственное молодежи «свободоязычіе»
среди нѣкоторыхъ парней и уродовъ въ духовном отношеніи, болѣе же здоровое населеніе вошло в обычную крестьянскую норму; тѣмъ болѣе, что за послѣднее время
семейныя должиостныя лица не за страхъ, а за совѣсть исполняют свои обязанности и
подают добрые примѣры в религіозно-нравственном отношеніи.
Отрицательное отношеніе болѣе замѣтно лишь в Алатбашѣ. Большинство населенія
Малых Алат ко всему относятся горячо: и к работѣ, и, до закрытія казенокъ и пивныхъ,
к разгулу; они работаютъ сплеча, ругаются сгоряча и пили до упаду.
Бексерь, Байчуга и Ст. Курманаево- — преимущественно простовато—равнодушны с
рѣдкими яркими, рѣзкими исключеніями.Починка, Бирлей и отчасти Топкина коснулось
разлагающее вліяніе бѣгунства, дѣйствуюшаго. Подобно алкоголизму и сифилису, что
бросается в глаза еще в приходѣ сельца Ивановскаго и нѣк. др.
В Топкине всегда было значительное число незаконнорожденныхъ. Для острастки священники давали незаконнорожденным имена Иуда, Елконида и т. п., но прихожане Елкониду называли Елизаветой и т. д.
Новое Курманаево предпріимчиво, но горѣлка все взяла; по запрещен»!
ея овчинники и скорнячники стали поправляться. Почти во всѣхъ деревнях большинство
пожилых сше строго блюдётъ посты, и некоторые даже понедѣлыінчаютъ. Пожившее
на сторонѣ молодое поколѣніе начинает ѣсть скоромное в постные дни.
Но вообще едва ли особенно ухудшилось религіозно-нравственное состояние, если
не считать пронесшейся по всей Русской Земле за время между японской и великой
міровой войной эпидеміи хулиганства. Вездѣ еще держится наслѣдіе татарщины и
прочей кабалы, отмѣченное переписными книгами 17 и 18 вѣка: «Ванька, Васька»...
Статистическія свѣдѣнія о движеніи народонаселенія показываютъ сильное
дробленіе дворов (семей) из-за ослабленія родительскаго авторитета с 70 годов 19 столетия В рабочее время весной и лѣтомъ, по обычаю, в храмѣ бываетъ мало
молящихся; а в зимнее, особенно в великій пост – очень много, конечно, если не задержитъ вьюга и распутица. Нѣкоторые опасаются причащаться — «не снесутъ» — могут прегрѣшить и послѣ принятія св. Таинъ; ради соблюденія себя в чнстотѣ 40
дней говѣютъ, главнымъ образомъ, на первой недѣлѣ великаго поста, отчасти на второй
и на крестопоклонной, на прочих — мало, не смотря на чтеніе канона св. Андрея критскаго в четвертокъ и акаѳиста въ субботу пятой недѣли.
В храмѣ еще блюдется то благочиніе, про которое И. С. Аксаков сказал
„Службы Божіи богато справлены, Иконъ подножія свѣчми уставлены,
И стар, и млад войдетъ: Сперва помолится, Поклон земной кладет , Кругом поклонится"...
Послѣ Пасхальной недѣли начинаются общественныя молебствия по приходу.
Перед выгоном скота и началом пашни служат полевые молебны жители Алат и М.
Алатъ. В Ивановъ день 8 мая бывает ход с иконами в Топкино и служатся молебны в
иоляхъ, на ключах и по домамъ; на другой день — 9 мая — в сосѣднемъ Малом Починкѣ.
В Вознесенье — в Бирляхъ. В Пятидесятницу — Посреди Межевой Ключъ, Старое Кур -манаево, Малые Ала'ты и Алатбашъ. В Духов день — Бексерь и в Петров дань — в
самых дальних деревняхъ прихода — М. Починкѣ и Байчугѣ. Мѣстно чтимые праздники,
в которые съѣзжаются гости: в Алатахъ, М. Алатахъ, Ср. Алатахъ (Ст. Курманаево),
Алат башѣ, Межовомъ Ключѣ и Бексери — Богоявленіе, Троица и осенняя Казанская
(22 октября); в Топкинѣ и Бирляхъ — Рождество Христово, кромѣ того, в первом еще
Иванов день вешній, а во вторых — Вознесеніе Господне; в Малом Починкѣ и Байчугѣ
— Петров день и Никола (9 мая, а в Байчугѣ — зимній) и Казанская — в первом )
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8 , 11/12
Этнографическій очерк Алатскаго прихода напечатан в «Извѣстіяхъ общества археологіи, Исторіи и этнографіи при Императорском Казанском Университетѣ».
Материальное состояніе большинства населенія подорвано той же водкой, и пожарами,
напр., в Маломъ Починкѣ хорошей земли много, но проклятый кабачек сдѣлал многихъ
крестьян малосильными, безхозяйственными и безлошадными, первый же неурожай
заставил их бросить кормилицу-землю и искать новой доли по бѣлу-свѣту...
Пожар в 1840 году уничтожил почти всю деревеньку, въ 1877 году— Алаты, в 80-хъ годах Бексерь и проч. Почти во всемъ приходѣ поля имѣютъ глинистую почву, и лишь
в Бексери и на, нарѣзкахъ за Ашитомъ почва песчаная. Много силы положили бексерцы
при расчисткѣ Алатскихъ, Мало-Алатскнхъ и Алатбашскихъ лѣсовъ за Аши томъ,
особенно когда в 60-хъ годахъ распространился слухъ, что всѣ нерасчищенные лѣса
отойдут въ казну; на нови по чищебам прекрасно родился хлѣбъ, гумна были полны
копенъ; множились населеніе и увеличивалось благосостояніе этой деревни во второй
половинѣ 19 вѣка.. . Но почва вездѣ выпахалась, при истрёбіьніи лѣсовъ участились
засухи, прерывагощіяся ужасными ливнями.
Рѣки, озера обмелѣли и даже пересохли. Занесло их землей из разодранных оврагов
в бурное половодье и разрушительные ливни. Расчищенная изъ-под лѣса песчаная почва
вокруг винокуреннаго завода при постоянной посадкѣ картофеля для выгонки спирта
распылилась и въ сухое время вѣтеръ гонитъ песокъ, как снѣгъ в метель, наносит
на посѣвы Необходимо улучшение почвы при помощи посѣва лупина и закрѣпленіе
посадкой деревьевъ, тѣмъ болѣе. Что цѣна лѣса сильно поднимается.
Благодаря водкѣ, истощенііо почвы, недородамъ, пожарамъ, роскоши молодежи и
нѣкот. друг, неблагопріятным обстоятельствам благосостояяіе прихожан понизилось.
Ашитскіе луга тоже начинаютъ ухудшаться. Можно надѣяться, что великая война
прекратит выкачиванье денег при помощи водки нз деревень необъятной матушки Руси
и утучненіе русским золотом Германіи; а средства, перекачивавшіяся насосами надменнаго сосѣда, быть может , пойдут на премированіе всѣх сельско-хозяйственных
улучшеній культурных однночек из предпріимчивых , трудолюбивых и вдумчивых
крестьянъ.
В связи с истощеніем почвы, участившимся засухами и нѣк. др. неблагопріятными условіями особенно замѣтно наступление обѣднѣні-я и отчасти вырожденія в дер.
Алань-Бексеръ, дробленіе семей (дворовъ) сдѣлало их малосильными. К сожалѣяію,
оправдывается пословица, что «отъ тяжелой (крестьянской) работы не будешь богатъ,
а будешь горбатъ». Состоятельнѣе живут тѣ прихожане, которые, кромѣ земледѣлія,
занимаются еще торговлей, или в качествѣ мельников и крупчатников сберегли копѣйку
на черный день и принесли со стороны деньги домой и имѣющіе какое-либо подспорье
из кустарных промысловъ: плотничества, выдѣлки кирпича, овчинъ, глиняной посуды,
валенной обуви и» т. п.
Но нездоровое валяльное ремесло удобно лишь при чередованіи с оздоравливающимъ
сельскнм хозяйствомъ; оторвавшіеся же от земли валяльщики во всѣх отношеніях
ненормальный народъ. Вліяніе оздоравливающаго благодѣтельнаго запрещенія пьянства
и войны было отмѣчено в «Извѣстіяхъ» за 1915 г.
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8 , 11/12
По понедѣльникам в Алатах бывают болышие базары. Черемисы привозят из
Цраревококшайских лѣсов много углей и вообще лѣоныхъ матеріаловъ; татары, эти до
мозга костей торговцы, из Казани- мануфактурные, бакалейные, москательные и разные
другіе перекупные товары, русскіе — продукты земледѣлія, гончарныя, шорныя, скорнячныя, и другія свои издѣлія. Это дѣйствительно «базаръ»: какое-то смѣшеніе
языковъ, племенъ и костюмов .
Татарин на базарѣ, какъ рыба в водѣ, всюду успѣваетъ, все продаетъ, все покупаетъ.
Можно быть вполнѣ увѣреннымъ, что со временем получивший коммерческое образованіе Казанскій татарин вытѣсннит из торговли и нѣмца, и армянина. Тут постоянно видишь подобныя тѣмъ сцены, какія мастерски схвачены Горьким на
ярмаркѣ в Голтовѣ. Как въ Малороссін кружит хохла цыганъ и ярославецъ, так здѣсь
черемисина — татарин . Вот татарин торгует перекупными санями.
Смотрят одни сани черемисинъ, другіе — русскій. Татарин вертит санями такъ, как
не повернет их потом черемисская лошаденка и так и сыпетъ русскими, татарскими и
черемисскими словами: «Кара, кара (смотри, смотри)! Игрушка»!...
То и дѣло хлопает по рукам то русскому, то черемисину. Глаза русскаго говорятъ:
«не надуешь меня, князь»!., а черемисин послѣ тиши Царевококшайских лѣсов не можетъ
скоро разобраться в этой лихорадочной сутолокѣ, усиливаемой татарами — перекупщиками, тупо смотрит и переминается с ноги на ногу. Как пулеметы трещат за
прилавками говорливые приказчики— татары. Болѣе богатые торговцы начинают ,
подобно мулламъ, держать себя важно, солидно и чинно. Если идет важно, как бы
плывет по базару татаринъ, то это либо мулла, либо кандидат в купцы
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8 , 11/12
О школах Лучшіе мѣстные (земскіе) дѣятели говорят , что хотя и «отпраздновали
50-лѣтіе мѣстныхъ учрежденій , но еще почти не притрагивались к мѣстной исторіи»...
Сознавая глубокую справедливость этихъ словъ, в описании перваго по алфавиту
прихода Казанскаго уѣзда рѣшаемся привести нѣкоторые матеріалы церковнаго архива
по исторін народнаго образованія не только в приходѣ, но отчасти и внѣ его, дабы дать
нѣчто в родѣ общаго обзора по уѣзду и не повторяться в других описаніяхъ.
Как безпристрастно отмѣтили проф. Ключевскій, Демковъ, Капгеревъ и. нѣк. др., русское
трудовое, практическое спасительное просвѣщеніе шло сначала из монастырей, а потом
и от приходскихъ церквей. Такое же просвѣшеніе, по мѣрѣ надобности, было при существованіи храмов и в Алатахъ.
При обиліи богатств природы и скромности потребностей прежде всего старались
научиться читать божественное, душеспасительное от членовъ клира, келейницъ
и даже на зарѣ земской школы от пчеловода Ивана Степаныча на пасѣкѣ Бажанова. Такъ
что почти в каждой деревнѣ было по-нѣсколько человѣкъ, умѣющих читать, удовлетворявших духовные запросы населенія. До сего времени от них сохранились
старо –печатныя книги, апокрифическія лицевыя сказанія и даже цвѣтникъ, изд. «типомъ
в друкарни Его Королевскаго Величества в Вильнѣ, во академіи». Умѣющихъ писать
было гораздо меньше. Такъ, в предбрачныхъ документахъ, начиная съ 1802 г., нѣсколько
лѣтъ рукоприкладчиком за жениха, невѣсту и поручителей был Алатскій мѣщанин
Никифоръ Парфеновъ. Лишь иногда встрѣчаются яранскіе, слободскіе купцы, казанскіе,
Симбирскіе и муромскіе мѣщане в качествѣ рукоприкладчиковъ; въ 1807 г. встрѣчатся
Графа Петра Андреевича Шувалова служители и в 1808 г. архіерейскаго хора пѣвчій.
С 1809 г. стал подписываться села Алатъ крестьянскій сынъ Степан Тимоѳеевъ,
торговавшій калачами, и он поперемѣнно с отставным солдатом Васильем
Иконниковым доходы за рукоприкладства получал 40 лѣтъ.
Вступил было в соперничество с ними «Казанской Академіи информаторіи ученик
Герасим Однооков , в риторикѣ и піитикѣ именовавшійся Кристалловымъ, а в
философіи — Хрусталевым . Но при ревизіи в Консисторіи обыскной книги в 1826 г.
было запрещено ученикам рукоприкладствовать.
Поэтому иногда рукоприкладствовали крестьянскіе сыновья Василій Кузьминъ, Петр
Алексѣевъ, Ипат Дмитріев и солдатскій сын Василій Никитин .
Затѣм начали встрѣчаться рукоприкладчики и из д. Малых Алатъ Егор Михайлов ,
Макар Михайловъ и нѣк. др., преимущественно из людей торговыхъ. Наступил 1861 годъ.
Памятником от него осталось знаменательное обращеніе к духовенству Г. Министра
Государствен ных Имуществ от 22 февраля за No 439. Судя по указу Консисторіи
От 17 мая 1861 г. за J6 4073, в нем «изъяснено, что принимая мѣры и указывая способы к развитію между государственными поселянами нравственнаго и умственнаго
образованія, онъ, Г. Министръ, постоянно обращал вниманіе ввѣреннаго ему управленія
на распространеніе между ними религіозныхъ понятій, как главнаго для успѣха этого
дѣла условія.
В виду этой же цѣли, онъ призналъ в послѣднее время нужным сдѣлать по вѣдомству
Государственных Имуществ распоряженіе относительно приглашенія сельскаго духовенства к обученію дѣтей государственных крестьян молитвамъ, чтенію, письму
и счету. Но эта, столь важная по значенію и послѣдствіямъ, мѣра можетъ принести действительную пользу лишь при полном содѣйствіи ей со стороны православнаго
духовенства, в участіи котораго он не сомнѣвается, основываясь в данном случаѣ на
полученных уже от нѣкоторыхъ Палат Государственныхъ Имуществ свѣдѣніяхъ.
Вслѣдствіе того, руководствуясь увѣренностію в готовности Его Преосвященства
Оказать М. Г. И. необходимую с Его стороны в предлежащем дѣлѣ помощь, онъ
Г. Министръ, считает обязанностію предпроводить к нему копію с циркулярнаго по этому
предмету предписанія Управляющим Палатами Г. И.
В предписаніи сем Г. Министръ предписывает принять по предмету обученія
крестьянских дѣтей слѣдующія мѣры:
1) пригласить священниковъ, діаконовъ, причетниковъ и их жен производить обученіе
крестьяских дѣтей, как мальчиковъ, так и дѣвочекъ: молитвамъ, чтенію, письму и
счету, а дѣвочек сверх того и свойственнымъ в крестьянскомъ быту рукодѣліямъ.
2) Обученіе производить или в собственныхъ домах священнослужителей, или в зданіяхъ
по отводу крестьянъ.
3) Расходы по пріобрѣтенію самых необходимыхъ книгъ, какъ-то: букварей, молитвенниковъ, прописей и проч., а также учебныхъ принадлежностей относить, с
разрѣшенія Управляющихъ Палатами, на остатки от училищных сумм по губерніи,
оставляя буквари в собственность тѣхъ, которые окажутъ наиболѣе успѣховъ.
4) Предоставить крестьянским обществамъ, по добровольному их согласно, выраженному
в приговорѣ, надлежащим образомъ утвержденномъ, назначить по своему усмотрѣнію
мірскіе сборы для увеличенія средств к устройству и упроченію подобных первоначальяых школ и для выдачи усердным преподавателям вознагражденія, которое
однако же не должно превышать двух рублей серебром на каждаго, дѣйствительно
обучающагося мальчика или дѣвочку»...
Его Высокопреосвященство предложил , «чтобы свяшенноцерковнослужителп и
жены ихъ, желающіе обучать крестьянских дѣтей, как мальчиковъ, так и дѣвочекъ,
не далѣе, какъ черезъ мѣсяц прислали отзывы с объясневіемъ, в собственных домахъ
желают производить обученіе, или в зданіяхъ, отведенных .крестьянами»
В 1861 —62 уч. Году о. Ев. Н. Сосунцов открыл школу в своемъ домѣ. Потом она
перешла в церковную сторожку, причетники, по неимѣнію азбукъ, буквы написали
на потолкѣ. Чиновник особыхъ порученій Казанской Палаты Госуд. Имуществ Ловейко
2 марта 1862 г. за Л 1 » 271 прислалъ 25 экз. русской азбуки и примѣров чистописанія.
В 1863 г. было 19 учеников Питомцы школы не помянули лихом церковную сторожку;
краснорѣчивымъ свидѣтельством признательности перваго ученика, вышеупомянутаго
3. I. Бажанова, Адр. Петр. Гришина (Атасова) и нѣк. др. служить расширенный храм ,
а также усердіе к храму представителя от прихожан Мих. Петр. Миронова и др.
По смерти о. Сосунцова школа перешла в дом Ос. Гавр. Бажанова при волостном
Правленіи намѣстѣ, занимаемом теперь причтовымъ зданіемъ, а заниматься стал о.
Протодьяконов . Сем. Ив. Ловейко часто навѣщалъ школу, испытывал познанія
учеников и привозил цѣлые кульки гостинцевъ для учащихся.
Добрым словомъ поминаютъ «Ловейкина» не только бывшіе ученики, но, как упомянуто, цѣлая дер. М. Алаты за содѣйствіе их ходатаю Храмцову по дѣлу осушенія
луговъ. Высочайше утвержденное 14 іюля 1864 г. положеніе о начальных народных
училищах узаконило и упорядочило' существующая школы. Для завѣдыванія ими попечителем округа П. Д. Шестаковым 17 октября 1866 г. был открыт Казанскій
Губернскій Училищный Совѣтъ в составѣ предсѣдателя архіепископа Аѳанасія (9 ноября
1866 г. уволен на покой), и. д. губернатора Ем. Андр. Розова, членов от земства профессоров A. M. Бутлерова и Арк. Ив. Якобія, директора Ос. Ант. Иышенпка и съ
Высочайшаго соизволенія приглашеннаго знатока инородческаго просвѣщенія проф.
Н. И. Ильминскаго и безвозмезд наго дѣлопроизводителя Н. В. Разумова (секретаря
консисторіи).
В 1867 г. был организован и Уѣздный Училищный Совѣтъ в составѣ избраннаго
Предсѣдателя о. М. М. Зефирова(потом проф. университета), представителей земства
Священниковъ с. Каймаръ Ив. Ив. Арнольдова и Тарлаш Павла Ал. Дульцинскаго,
Штатнаго смотрителя уѣзднаго училища и исправника (Ловейко).
Послѣ священников Арнольдова и Дульцинскаго были избраны профессора Д. А. Корсаков и А. И. Якобій. Общій подъем духа, тѣсное единеніе лучших представителей
дворянства и духовенства с выдающимся педагогом П. Д. Шестаковым и настойчивыя
поощренія новаго Предсѣдателя Губернскаго Училищнаго Совѣта архіепископа
Антонія (с 9 ноября 1866 г. до введенія новаго «Положенія об училищах» І874 г.)
бстро двинули вперед учебное дѣло. Архіепископъ Антоній и губернатор Н. Я. Скарятин
печатали при журналахъ Учил. Совѣта списки усердных и нерадивых наставников в
«Извѣстіях по Казанской епархіи» и «Губернских Вѣдомостяхъ». Болѣе подробный
свѣдѣнія см. в «Земской Недѣлѣ» за 1916 г. по поводу 50 лѣтія Губернск..и Уѣздн.
Училищных Совѣтовъ.
В 1867 г. в журналѣ Учил. Совѣта отмѣчена Алатская школа, а в 1871 г. по особому
усердію Губ. Уч. Совѣтом отмѣчен наставник ея отец Измайлов . Он безвозмездно
занимался по всѣм предметам до 1878 г. С 1878 г. по 1897 г. учительствовали
неполучавшіе дьяконскаго жалованья дьяконы К. А. Михайлов и М. П. Иванов со
своими женами.
До 1907 г. о. Измайлов состоял законоучителем и с 1891 по 1905 г. — попечителем
училища. До 1 897 г. оно помѣщалось безплатно в его домѣ, потомъ — временно в
домѣ крест. К. Ахманова и, наконец , в 1902 г. было построено настоящее зданіе.
5 сент. 1911 г. училище преобразовано в двухклассное, и опять часть учащихся стала
помѣщаться на квартирѣ у старшины Мишанина. Кромѣ означенных лицъ, учительствовали Кузнецовъ, Чекинъ, Ураевскій, М. П. Якнева — Никитина, а теперь
К. Г. Орлов , М. А. Иларіонов и А. Д. Дикунов . Изъ учащихся болѣе извѣстны
покойные свящ. И. 0. Бажанов и Н. И. Молышвъ. Учащихся 53 м. 15 д При содѣйствіи
о. Измайлова были открыты земскія училища въ приходѣ: Алань-Бексерское в 1887 г.,
Топкинское 1889 г. и Мало-Алатское 20 октября 1897 г. Первое помѣщается в прекрасном земском зданіи, постр. в 1903 г. послѣднее — в 1902 г., Топкинское пока помѣщается
в наемном помѣщеніи. В Алань-Бексери учительствуетъ из 1 выпуска Казанской женской
учительской школы А. П. Ефимова и Васильева, учащихся 54 м . 13 д., в Топкинѣ
— В. С. Горбуновъ, 20 м. 4 д. и М. Алатах — муж и жена Патрушевы, 44 м. 30 д;
Попечитель И. А. Бажанов .
Среди обезпеченных земских училищ прихода грустное чувство вызывает Мало-Починковская ц. — пр. школа, исторія. которой полна лишеній.
Сначала она была открыта в д. Байчуги . Эта деревня находится в 15 в. От приходскаго
храма, съ трех сторон окружена мусульманскими деревнями и находится в татарской
Атнинской волости, с четвертой — находится гнѣздо бѣгунства — два Починка.
Грамотных на 56 дв. Было 4 чел. Открыть школу было нелегко и еще труднѣе содержать
что подробно выяснено в «Земской Недѣлѣ» за 1915 — 1916 г. по поводу 25-лѣтія
перваго учителя М. А. Иларіонова.
В 1898 г. Уѣздное Отдѣленіе исходатайствовало у Епарх. Совѣта 250 р. на постройку
собственная зданія. Но, конечно этой суммы было недостаточно и потребовалась помощь населенія Байчуги. Послѣднее от кого-то узнало, что земство взимает с них
сборы наравнѣ с другими, при постройкѣ земских зданій не требует от населения
пособій; вслѣдствіе этого, не смотря на сочувствіе к школѣ, байчугинцы не дали пособія.
Школа была перведена в сосѣдній М. Починокъ. В Байчуггь же был» открыто земское
Училище и с 1900 г. начались занятія. В 1914 г. учит. В. Н. Скамницкій 35 м. 10 д. В Починкѣ было построено зданіе болѣе сносное, чѣмъ Байчугинская изба.
Но особенно скрашивало жизнь школы теплое, участливое отношеніе к ней о. уѣзднаго
Наблюдателя Е. Ѳ. Сосунцова. Как весеннее солнышко, он согрѣвал ее,вызывал радостъ
ея, смягчал тя остную необезпеченность и нужду во всемъ, равно вызывалъ сочувствие
земцев къ церк.— прих. школамъ. Благодаря такому ободренію, Иларіонов составлял с
Починковцами как бы одну семью. Не смотря на то, что М. А. получал в Починкѣ всега
только 10 р. в мѣсяцъ, он проучительствовал в ней 10 л. и награжден серебряной медалью.
По смерти отца ему пришлось в 1907 году перейти в Алатское училище, вести домашнее
хозяйство и обработывать свою землю. Но как будто лишенія он привез с собой, в
декабрѣ 1914 г. получил вмѣстѣ с земскими учителями 300 р. добавочных за свыше
20-лѣтнюю службу, но.,, через 4 мѣсяца оказалось, чтоего 17-лѣтнія мытарства в
ц.-пр. не зачитаются, и деньги потребовали обратно...
Мало- Починковская –школа стремилась смягчить эту горечь своего любимаго
религіознаго пахаря-учителя, поднеся ему при празднований 25-лѣтія икону св. арх.
Михаила, причем по порученію Отдѣленія свящ. А. К. Кулясов привѣтствовал его.
Послѣ М.А. учительствует питомица 1 выпуска женской учит, школы Н. А. Раева,
"учащихся 24 м., 3 д. Дочь В К. — Ант. Фл. Раева открыла в 1912 г. в д. Ѣирляхъ
Частное училище, при сочувствіи населенія и чуткой отзывчивости и поддержкѣ А. Н.
Боратынскаго; наемное помѣщеніе в 1914 г. не могло вмѣстить всѣх желающихъ учиться.
Громадный ростъ земскаго школьнаго строительства поставил М. Починковскую школу опять в жалкое положеніе: среди земских дворцов она оказалась убогой лачужкой. Но при дороговизнѣ строительных матеріаловъ, рабочих рук и тщательности работ под указаніями выбранных в члены школьнаго попечительства крестьян М. Г. Балыкова и
И. Т.Буканова полученных 450 р. на расширеніе и ремонт помѣщенія школы не хватило,
и строители вошли в непріятные долги. Вообще весьма тернисты условія дѣятельности
учащих и завѣдующих школами. 19 сентября 1914 г. чрез школу выдано родителям уча-
щихся 1100 яблоней, 100 вишенъ, 430 куст, смородины и 430 к. малины. Попечитель
врач Е. М. Калачниковъ.
Грамотность сохраняется болѣе среди занимающихся торговлей и ремеслами, среди занимающихся одним земледѣліемъ, кажется, никто не получает газет и журнал и ограничивались картинами и «численниками» на стѣнахъ и писаньем писем солдатамъ.
Исключение составляет бывшій бѣгунскій «отец Николай» — кр-н М. Я. Ефимовъ- Панковъ, этот «не от міра сего человѣкъ», не смотря на затруднительность содержанія
семьи и слабое здоровье, выписывает каждую новинку из народныхъ изданій, стараясь
помочь внѣшкольному образованію народа.
В Алатахъ намѣчено открыть в будущем земскую мастерскую и высшее начальное
училище. Не говоря уже про то, что нѣмцы гораздо болѣе надѣются на мирное завоеваніе
Россіи благодаря темнотѣ ея населенія, чѣм на вооруженное, необходимость мастерской
и высшаго училища видна из выше сказаннаго о прошлом Алатъ: изъ-за отдаленности
от Казани (в 50 в.) здѣсь издавна создался центр Алатской «даруги» (округи) радіусом
около 25 в., в 50 в. От существующих высших училищъ в Арскѣ и Казани, и в 32 в. от
предположенных — в с. Ключахъ и Чепчугахъ, Казанск. у. и Моркахъ, Царевококшайск.
у. Изъ-за непосильной дороговизны содержанія учащихся в Казани дѣтей, дороговизнѣ
подвод и неудобства дорог полученіе дѣтьми сельскихъ жителей «средняго образованія
становится невозможнымъ, Централизація просвѣщенія, кромѣ того, вредно обезличивает
учащихся, отрывая их от жизни и природы. При составлены сѣти училищъ в 1915 г.
школьный отдѣлъ Казанск. уѣздн. земск. Управы руководствовался количеством низших
училищ в каждом раіонѣ высшаго училища, а к програничному пункту — Алатам отнес
лишь школы одной своей части Алатской «округи», не принимая во вниманіе другую часть, находящуюся в Царевококшайск. у. и все окрестное татарское населеніе.
Как уже было установлено трудами Перваго Общеземскаго Съѣзда по народному образованію в 1911 г., торговое и ремесленное населеніе убѣждается в обязательной пользѣ просвѣщенія гораздо скорѣе земледѣльческаго; вслѣдствіе этого занимающіеся
всюду торговлей плохіе земледѣльцы окрестные татары сознают необходимость высшаго
училища болѣе даже русскихъ, только опасаются руссификаціи; поэтому, напр., сосѣдній
ахунъ, мѣстной историк X. М. Габяшевъ, участник всеросійскаго мусульманскаго съѣзда
в 1914г. и член духовнаго собранія, в волостномъ попечительствѣ в 1915 г. заявлял о
необходимости открытія высшаго училища, а для успокоенія недовѣрчивыхъ татаръ—
особаго при нем татарскаго общежитія.
Православному духовенству вполнѣ достаточно трудов по упорядоченію своей приходской жизни, по борьбѣ с невѣріемъ, этимъ общим врагом всѣхъ религій; так что в
интересах всего населенія желательно скорѣйшее удовлетвореніе запросов его путем
открыгія в Алатах высшаго училища и земской .мастерской для объединенія их затѣм
в среднее профессіональное учебное заведеніе ради подъема общаго развитія и благосостоянія здѣшняго края.
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8 , 11/12
Церковно-приходское попечительство открыто в 1869 г. Первым предсѣдателемъ
его 1869 — 1880 г. был служившій сначала волостным писаремъ, а потом старшиной
лѣеопромышленник М. И . Одинцовъ, а затѣм до сего времени его шурин Илья Алексѣев.
Бажановъ, крестник мѣстнаго священника Сизанова и дочери другого священника
Карадуванскаго. О дѣятель ности попечительства за 1869— 1915 г. было напечатано в
«Извѣстіяхъ» за 1915 г. по поводу 35-лѣтія предсѣдателя его И. А. Бажанова.
С 1875 г. состоит членом попечительства кр-н Ив. В. Бѣлотѣловъ; остальные чены.
кр-не: Ст. Д. Даниловъ, Гр. Тр. 'Соколовъ, Дм. Сем. Козловъ, В. Михайловъ, Сп. Игнатьевъ, а .по его смерти С. Степановъ.
Внѣшнее и внутреннее благолѣпіе храма создано попечи- тельствомъ совмѣстно с
церковными старостами; послѣдній капитальный ремонт произведен в 1914 г. В тяжелыя
годины неурожаев и воин предсѣдатель попечительства, настоятель, церковный староста
и нѣк. Члены принимали участіе в благотворительной помощи населенію волости.. Такъ,
напр., 28 іюля 1914 г. волостным сходом они были избраны в состав волостного попечительства, въ послѣднемъ 1 августа 1914 г. были избраны предсѣдателем — член
Государств. Думы И. А. Бажанов и дѣлопроизводителемъ — свящ. А. К. Кулясовъ, за
jтлучками в Думу предсѣдателя — заступающим его мѣсто — врач Е. М. Калачников .
Состав попечительства очень напоминаетъ помѣщенную на 17 стран, группу. К 1 марта
1916 г. попечительство, совмѣстно с волостным правленіемъ, имѣло в своем вѣдѣніи
jколо 1000 семейств призванных и болѣе 300 человѣкъ бѣженцевъ.
Известия По Казанской епархии за 1916 г № 3/4 ,7/8 , 11/12
С 1 сентября 1915 г. ц.-пр. попечит. Совѣтъ предоставила квартиру с отопленіемъ, а до
выдачи казеннаго пайка— содержащее одной семьѣ бѣженцевъ, затѣмъ еще одной семьѣ
бѣженцев и одному семейству призваннаго, не смотря на то, что дрова к 1 марта 1916 г.
поднялись до 12 р. сажень. Отдіьл Казанского общества трезвости, как и другіе в
Казанск. г., был безсилен бороться со страшной эпидеміей пьянства и хулиганства до
спасительнаго запрещенія продажи спиртных напитковъ.
Источник: http://forum.vgd.ru/
Двухпрестольный храм построен в 1712 году на средства известного казанского купца, строителя Петропавловского собора И.А. Михляева и перестроен в 1896-1898 годы на деньги казанского купца, выходца из крестьян села Алат Зиновия Иосифовича Баженова - его отец был старостой церкви. Храм расположен на склоне холма с перепадом высот более 4 метров. Уникальный памятник архитектуры в стиле барокко начала XVIII века и псевдорусского направления стилизаторства конца XIX в., отличается живописностью и монументальностью форм. Один из удачных примеров стилизаторства в древнерусских формах, не вступающих в противоречие с первоначальной постройкой начала XVIII в.
Церковь представляет собой разновременный комплекс построек асимметричной композиции. К первоначальному объему храма (восьмерик на четверике, под восьмигранным полукуполом и маковкой на глухом барабане, с прямоугольной трапезной под вальмовой кровлей), выстроенному в стиле барокко, в конце XIX века пристраивается новое здание с полукруглой апсидой по всей ширине, с двухярусной колокольней под высокой шатровой крышей с закомарами, увенчанной главкой. Комплекс по западной и южной стороне окружен гульбищем на опорах с полукруглыми нишами. К этому же времени относится двухэтажная прямоугольная постройка под четырехскатной крышей в юго-западной части комплекса. Во внешнем оформлении построек использованы: лопатки, пилястры, аркатурные пояски, плоские прямоугольные и полукруглые ниши, ступенчатые карнизы, поребрик.
Тимофеев. В 1834 году отлил колокол для Успенского храма в селе Алаты Казанского уезда в 45 пудов 5 ф.(722 кг.), «приобретен тщанием священника К.И. Флоринского с прихожанами».
Алаты Священник Петров Константин Наумович, род. 1894 г., из гор.уч., свящ. с 1924 г., наперсный крест с 1934 г.