В 1842 г. в Княжей Пустыни рядом с деревянным храмом была построена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Её возвели на средства Анастасии Степановны Микулиной, которая и руководила строительством.
Эта женщина была потомком Цизарева.
Двухэтажный храм представлял собой двусветный четверик. С запада примыкала широкая трапезная.
Западный фасад
Западный фасад
Западный фасад
Было два придела: Николая Чудотворца (правый) и Александра Невского (левый).
Северный фасад сейчас
Северный фасад сейчас
А так выглядел северный фасад в 2013 году
Южный фасад в 2013 году
В ХIХ в. в Успенском храме организовали женскую обитель…
Шпаненко В. А.:
«В тy пору сюда приезжал кологривский художник Г. А. Ладыженский.
Обычно он останавливался в доме священника. С виду дом этот был крупный, с маленькой монсардой, но внутри - анфилада небольших комнаток, чистеньких и уютных.
Из cpедней комнатки лестница вела наверх - в светёлку под крышей.
В летнюю пoрy большие окна двух зaлов всегда были открыты. На подоконниках стояли цветы. Отсюда был вид на церкви и на деревеньку за оврагом. Поработав несколько часов, художник возвращался в дом где гостеприимная хозяйка быстро накрывала стол. Вечер он проводил в долгих беседах со священником, а на ночь обязательно читал.
Хотя в доме была небольшая библиотека, Геннадий Александрович всегда привозил книги или свежие журналы с собой.
Эта женская обитель близ Кологрива привлекала его своей неповторимой красотой и неожиданными открытиями.
То он встретит и разговорится с интересным паломником из Великого Устюга, то вдруг дочка священника, семнадцатилетняя барышня, сняла головную боль, приложив к его лбу белый круглый камень, найденный прямо при нем в ручье Святого потока.
А как-то при зубной боли он попробовал грызть кусочек липы, что росла возле церкви, - и помогло.
Вообще, дивная эта Святая гора, подземные соки ее таинственны. Люди идут сюда пешком за 100, а то и за 300 верст, идут не только здоровые, но и калеки или духовно немощные, подбирают внизу у реки Княжой камни, да ищут побольше, потяжелее, и несут вверх, к храму, снимая таким образом с себя земные грехи.
Иной тащит на себе камень по крутизне с утра до заката солнца и потом стоит наверху с просветленным лицом, смотрит на oранжевое небо над лесными гривами, и усталости нет - все как рукой снимает...»
Ладыженский здесь написал «Святой колодец» и «Святая гора».
Ладыженский. Княжая пустынь. 1895 г.
Ладыженский. Святая гора. 1895 г.
Я прочитал, что эти картины находятся в Кологривском музее.
Забегая вперёд скажу, что после возвращения нашей компании в Кологрив я отправился в музей, чтобы глянуть на картины Ладыженского и сфотать их. Оказалось, что они лежат в запасниках и посмотреть на них можно только с разрешения директора музея.
Но вернёмся в Княжую Пустынь
Каменный храм закрыли в 1936 г. Кто тогда там был батюшкой – неизвестно.
Новая власть на втором этаже храма устроила клуб и показывала там кино, а на первом — почту, магазин и библиотеку.
В деревянной церкви организовали столовую.
Рядом, в доме батюшки (слева от церкви) устроили школу. Сейчас на месте дома батюшки стоит гостевой дом для паломников. Но про него я поведую чуть позже.
В годы коллективизации в Княжой Пустыни был организован колхоз «Трудовик». Председателем его до войны стал Василий Николаевич Чистов, а в войну — его жена Мария Васильевна Чистова. Были в колхозе две мельницы.
Местные жители называли свою деревню - ПУстынька, с ударением на "у". Бедой деревни было полное отсутствие колодцев. За водой приходилось ходить далеко. На берегу Княжой стояла общественная баня и пекарня, в которой хозяйничал Василий Смирнов или Васька-Пекарь.
Были в ПУстыни начальная школа, медпункт, контора лесничества, магазин.
В огромной конюшне стояли трофейные немецкие лошади-тяжеловозы, вывезенные из Германии. Зимой на специальных санях с подбитыми стальной полосой полозьями такая лошадь по ледяной дороге могла вывезти до 8 кубометров леса (!!!).
А как делали ледяную дорогу! Летом от места вырубки до берега Княжой выкорчёвывали пни и по земле лошади летом таскали специальные сани со стальными полозьями. Они оставляли на земле особый след. Осенью в нем оставалась вода, которая зимой замерзала... После войны надо было отстраивать тысячи разрушенных деревень, и деловая древесина была очень нужна...
Позднее, когда в 1955 г. начал строиться посёлок Советский как лесопункт, колхозная жизнь кончилась. Колхозники из Пустыни, наработавшись за трудодни, перебрались в лесопункт, а кто — в Ильинское и в Кологрив. В числе последних выезжали из деревни семьи Баданиных, Фёдоровых, Рыжковых.
Так в деревне Пустынь остались одни нежилые дома.