Храм Казанской Божией Матери п. Томаровка построенн в 1859 году при помощи княгини Натальи Салтыковой-Головкиной на месте современного дорожного участка и Казанской Божией Матери, построенная в 1869 году. В конце 40-х Михайловский храм разрушили, а из уцелевшего кирпича был построен Дом культуры. Такая же участь постигла и Никольскую церковь.Судьба Казанского храма решилась иначе. В 50-х — начале 60-х годов в годы правления Н.С.Хрущева также были предприняты попытки закрыть действующие православные храмы, но и в этот раз Казанский храм выстоял.в поселке начала возрождаться духовно – нравственная жизнь. Новый этап духовной жизни прихода начался с приездом в середине 90-хгодов протоиерея Георгия Ефанова, который много сделал для возрождения веры и духовности населения. Для многих прихожан, он стал первым «духовным отцом», образцом настоящей духовной борьбы с безверием и суеверием. 11 ноября 2005 года митрофорный протоиерей Георгий окончил свой земной путь и был похоронен в ограде Казанского храма. В марте 2006 года по распоряжению высокопреосвященнейшего Иоанна — архиепископа Белгородского и Старооскольского настоятелем Казанского храма был назначен священник Роман Бойко. Сегодня в храме постепенно обновляется внутреннее убранство: обновлён старинный иконостас, проведен капитальный внутренний ремонт. В 2008 году на храме установлена новая колокольня, а 4 ноября 2008 освятил купольные кресты храма. Начались большие и трудоёмкие работы по замене кровли и благоустройству территории храма. Особо почитаемыми святынями храма являются иконы: Казанской Божьей Матери, святителя Николая архиепископа Мирликийского и преподобномученицы Анастасии Рымлянины с частицей мощей святой, некогда подаренной итальянским священником. 10 апреля 2014 года иерей Сергий Павлович Наверский назначен на должность клирика храма.
История храма Казанской Божьей Матери берёт своё начало в 18 веке, когда в вотчине графа Г.И.Головкина — черкасской слободе Томаровке был построен храм в честь иконы Казанской Божьей Матери, праздник которой отмечают два раза в год — 21 июля (в честь обретения иконы в граде Казани в 1579г.) и 4 ноября (в честь освобождения Москвы войсками Минина и Пожарского в 1612г). Подтверждение этому мы находим в Погостном наказе однодворцев деревни Добрый Починок (современная юго-западная часть п. Томаровки): «1767 года февраля 25 дня деревни Доброго Починка, церкви храма Казанские Богоматере…» Деревянный храм Казанской Божьей Матери был построен в самом начале 18в. и, скорее всего, именно, «осенняя» Казанская — 4 ноября считается датой основания нашего населенного пункта. Это первое наше маленькое «открытие».
Далее, краеведческие материалы по истории нашего края показывают, что в 1841 году в слободе Томаровка был построен храм Архистратига Михаила, а в 1859 году храм Николая Чудотворца и спустя 10 лет — в 1869 году — на месте деревянного храма был возведён каменный храм Казанской Божьей Матери. Подтверждение этому мы находим в книге А.М. Дренякина «Белгород с уездом» изданной в 1886 году в г. Харькове, где в «Ведомости о числе церквей в Белгородском уезде» на 1-ое января 1882 года названа каменная церковь Казанской Божьей Матери с главным престолом в часть Казанской Божьей Матери и вторым престолом в честь святого апостола Иоанна Богослова.
Архивные данные, которые получил из Российского государственного исторического архива краевед Саенко СВ., позволяют установить, что с 60-х годов 19 века и до начала 20 века настоятелем Казанского храма в слободе Томаровка был священник Иоанн Слюнин (1823-1824 года рождения), который окончил Курскую духовную семинарию и более 40 лет был законоучителем и преподавал в Томаровском земском народном училище. Это второе наше «открытие».
В 19 веке в слободе Томаровке были установлены нравственно-религиозные нормы и правила жизни, которые, в основном, сохранились до нашего времени: во-первых, вся территория Томаровки делилась на 3 части (3 Томаровские общества), каждая из которых имела свои территориальные границы, свой приходской храм, свой погост.
20 век, когда более 70 лет в нашей стране правила богоборческая власть, стоит особняком как в истории страны, так и в истории поселка Томаровка. Те же архивные документы, полученные из Российского государственного исторического архива, показывают, что в 1910-1915 годах духовно — религиозная жизнь в слободе Томаровке была на подъеме. В 1910 году церковная комиссия проводила страховую оценку томаровских церквей и, в том числе, Казанской церкви. Документы описывают размеры Казанского храма, количество окон, дверей, куполов, описывают и оценивают стоимость иконостаса, всего храма, церковной сторожки, «сарая тесового, крытого железом». Возглавлял церковную комиссию Благочинный протоиерей Василий Платонов.
Другой документ датированный декабрем 1913 года дает нам данные по «учащему персоналу» и количеству учащихся церковно — приходской школы при Казанском храме слободы Томаровки. Законоучителем Казанской церковно — приходской школы был сам настоятель храма — священник Василий Порфирьевич Беликов, который окончил Духовную семинарию и учительствовал уже 18 лет, он же был заведующим школой с 1910 года. Учителем общеобразовательных предметов был диакон Василий Петрович Шаповалов, который окончил 3 класса Духовной семинарии, имел «свидетельство на звание учителя» церковно — приходской школы и преподавал первый год. Учителем пения числился псаломщик Иван Максимович Кротов, который окончил приходское училище, имел также «звание учителя ЦПШ и преподавал уже 9 лет.
В 1913 году в школе обучалось 14 девочек: 9 во втором отделении и 5 в третьем отделении. Школа помещалась в церковной сторожке и содержалась на средства церкви — 31 рубль и местные средства — 120 рублей, всего 151 рубль в год. Расходование этих средств также происходило по двум статьям: 120 рублей — на содержание учащихся и 31 рубль — на отопление, освещение, наем сторожа. Гордостью храма был его иконостас сохранившийся до наших дней. (Приложение №2) Таким образом, мы видим, что до революции 1917 года Казанский храм жил полноценной жизнью, духовно окормляя жителей слободы Томаровки.
Совсем иная картина стала наблюдаться с приходом Советской власти. По рассказам старожилов, сразу после революции и в 20-е годы церкви в Томаровке ещё как-то работали, хотя Декрет Совета Народных Комиссаров от января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» ликвидировал церковно-приходские школы и не давал права священникам преподавать. Главные же гонения на церковь и верующих пришлись на начало коллективизации в 19,29 — 1930-х годах. Пользуясь надуманными предлогами о том, что количество верующих в Томаровке резко сократилось и нет необходимости в существовании трех храмов, а также потому, что выращенный местными колхозами «урожай зерна не может быть сохранен в колхозных амбарах» и нужно срочно передать церковные здания под зернохранилища и другие нужды, в начале 30-х годов все три томаровские храма были закрыты. Судьба двух из них (Михайловского и Никольского) печальна: каменная Никольская церковь (1859 года), которая славилась своим «малиновым звоном», в 1937-1939 годах была просто разобрана на кирпич для местных нужд.
Каменная Михайловская церковь (1841 года), превращенная с начала 30-х годов в зернохранилище, осенью 1941 года при отступлении советских войск вся выгорела изнутри (по одной версии её подожгли наши войска, по другой — загорелась от попавшего внутрь немецкого снаряда). При освобождении Томаровки в августе 1943 года Михайловский храм был сильно разрушен, затем в 1946-1947 годах взорван. Кирпич с Михайловского храма пошел на строительство Томаровского районного Дома Культуры, который, к слову сказать, сгорел в декабре 1991 года, как раз перед развалом Советского Союза. Что это — простое совпадение или знак судьбы?
Казанский же храм с начала 30-х годов был превращен в базу Томаровского районного потребительского общества (Райпо).
В годы Великой Отечественной войны храм был частично разрушен, но после войны восстановлен и открыт для богослужений. Казанский храм уже не имел большого купола и 3-х ярусной колокольни, но «ручеёк» православной веры вновь зазвенел в нашем поселке.
Во второй половине 50-х — начале 60-х годов в годы правления Н.С.Хрущева также были предприняты попытки закрыть действующие православные храмы, но и в этот раз Казанский храм выстоял и служба в нём была продолжена.
С началом «перестройки» и в связи с 1000-летием принятия христианства на Руси (1988 год) в нашей стране и, в частности, в нашем поселке начала возрождаться духовно — нравственная жизнь, причем (что удивительно!) больше к вере потянулись люди молодого и среднего возраста, чем люди старшего возраста.
В середине 90-х годов по решению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна настоятелем храма Казанской Божьей Матери был назначен протоиерей Георгий Ефанов, который много сделал для возрождения веры и духовности в нашем посёлке. Батюшка стал совершать панихиды по погибшим войнам 9 мая в День Победы во время проведения митинга в посёлке, панихиды по умершим на трёх кладбищах Томаровки на Радоницу; выступал перед жителями посёлка к учащимися школ. По просьбам прихожан и воцерковленных отец Георгий начал проводить катехизаторские занятия со взрослыми, открыл воскресную школу при храме. Для многих прихожан, он стал первым «духовным отцом», образцом настоящей духовной борьбы с безверием и суеверием. Трудами отца Георгия был возведен новый дом священника при храме, проведено газовое отопление в храме и доме. Владыка Иоанн постоянно поддерживал отца Георгия, неоднократно приезжал в Казанский храм на престольный праздник 4 ноября, что воодушевляло и духовно поддерживало прихожан — жителей Томаровки.
Особо почитаемыми святынями храма являются иконы: Казанской Божьей Матери и святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца.
11 ноября 2005 года митрофорный протоиерей Георгий Ефанов окончил свой земной путь и был похоронен в ограде Казанского храма.