Церковь. Не действует.
Престолы: Казанской иконы Божией Матери, Андрея Критского
Год постройки: Между 1745 и 1820.
Адрес: Московская обл., Ступинский р-н, с. Суково
Координаты:54.89727, 38.3274
Проезд: автобус от Ступино.
Село Суково стоит на берегу пруда. Здесь в 1745 г., в усадьбе Е.А. Ярославовой была построена ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобного Андрея Критского в трапезной. Колокольня пристроена в начале XIX в. К храму с. Суково были приписаны церкви с. Батайки и погоста Кременье.
Настоятель храма, игумен (с 1936 г.) Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов, род. 1899) был в 1929 г. арестован и вернулся из ссылки через три года. 30 августа 1937 г. вышел оперативный приказ Ежова №00447, где "церковники" были отнесены к "антисоветским элементам" на втором месте после кулаков, но перед членами враждебных строю политических партий. По всей стране начались массовые расстрелы священнослужителей по заранее установленным лимитам. Обвинение предъявлялось стандартное - "контрреволюционная агитация". Игумена Мефодия обвинили в том, что он "организовывал нелегальные сборища антисоветских монашеских элементов, вернувшихся из ссылки, вёл обширную переписку с ссыпкой, оказывал ссыльным материальную помощь, до последнего времени производил тайные пострижения в монашество". 8 ноября 1937 г. его приговорили к расстрелу. Храм закрыт и разорён. В 1990-х гг. руины переданы общине верующих. От усадьбы сохранялся скотный двор.
Казанская церковь в селе Суково – скромный кирпичный храм, построенный в 1745 году по типу «восьмерик на четверике». Главный престол этого храма имел редкое для Подмосковья посвящение во имя преподобного Андрея Критского, а южный придел, напротив, в честь широко почитаемой Казанской иконы Божией Матери. В 1990-х годах при регистрации общины храм был назван Казанским – по боковому приделу, а само село по главному престолу долго именовалось Андреевским. Сегодня забытая святыня приокской подмосковной полосы находится в руинах. Разрушающийся храм поддерживается приходом Знаменского храма села Старая Кашира, которое расположено вблизи уникального исторического памятника – земляных валов древней крепости Каширы.
Каменный храм в Суково был воздвигнут в 1740-е годы по желанию тогдашней владелицы села Стефаниды Петровны Григоровой, вдовы полковника Анурия Васильевича Григорова, роду которого эти земли принадлежали с конца XVI века. Возможно, посвящение храма редкому святому связано с именем сына четы дворян Григоровых, чьим небесным покровителем был преподобный Андрей Критский. Единственный сын и наследник имения Суково Андрей Анурьевич Григоров примерно в те же годы, когда строился храм, сражался на полях Русско-шведской войны (1741-1743). Он благополучно вернулся домой, но, к несчастью, через четыре года скончался от лихорадки. Таким образом, храм стал посмертным памятником сыну владельцев усадьбы Григоровых. Исполнителем воли престарелой помещицы Стефаниды Петровны и храмоздателем выступил ее зять майор Михаил Максимович Кропотов.
Михаил Максимович Кропотов принадлежал известному в соседнем Каширском уезде дворянскому роду. Рядом с селом Баскачи на противоположном берегу Оки находится и сегодня село Кропотово, названное по фамилии этих знатных землевладельцев. К слову, еще в 1670-е годы, как видно из документов той эпохи, каширский помещик Пронька Кропотов возглавлял шайку разбойников. Кропотовым принадлежали также села Знаменское (д. Черная) и Бесово (Лунево, Спас-Детчин) Каширского уезда. В 1747 году премьер-майор Алексей Гаврилович Кропотов основал деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы в деревне Черной (впоследствии село Знаменское) – это произошло почти параллельно строительству каменной церкви в селе Суково его двоюродным братом – упоминавшимся майором Михаилом Максимовичем Кропотовым..
Сегодня руинированный храм в Суково является самостоятельным приходом и поддерживается Знаменским храмом села Старая Кашира. В конце XIX века положение было другим: к Казанскому храму в Суково-Андреевском были, наоборот, приписаны две церкви в окрестностях Старой Каширы: Богородицерождественская в селе Батайки (1828 г.) и того же посвящения деревянный храм на погосте Кременье (XVII в.). Оба памятника не сохранились до нашего времени: в 1970 годы храм в Кременье сгорел (в 2006-2012 годах построен заново), а от церкви в Батайках остались только руины трапезной части.
Настоятель Казанского (Андреевского) храма села Суково, заместитель благочинного Ступинского церковного округа священник Тихон Тимохин:
– Казанский храм в деревне Суково – небольшой. Основной его придел освящен в честь преподобномученика Андрея Критского, а боковой – в честь Казанской иконы Божией Матери. В советское время, когда храм был закрыт, это название забылось. Когда в 1990-х годах производили регистрацию храма, его зарегистрировали по названию бокового придела – Казанским. В настоящее время храм представляет собой фактически одни руины. Частично сохранилась колокольня и четверик. Я был назначен настоятелем храма в 2013 году. Когда только приехал в деревню, стало понятно, что восстановить святыню силами прихода будет тяжело. После включения храма в программу Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь появилась надежда на его спасение. Чтобы постепенно восстановить приходскую жизнь в храме, мы начали в летнее время по воскресным дням, после литургии на основном приходе, приезжать и совершать здесь молебны. В дни престольных праздников Казанской иконы Божией Матери и преподобномученика Андрея Критского также совершаем молебен этим святым. А 9 сентября обязательно чтим память преподобномученика Мефодия (Иванова), который совершал свое служение в этом храме в 30-е годы прошлого века, и был расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 году.
В разные годы, кроме упоминавшихся храмоздателей Григоровых и Кропотовых, усадьбой Суково владели Львовы, Игумновы, Дутовы, Ковригины… Особенное место среди этих фамилий в истории прихода заняла помещица Е.А. Ярославова, при которой в 1820 году к старому Казанскому (Андреевскому) храму была пристроена трехъярусная колокольня со шпилем.
В советские годы храм был закрыт и разорен, а его настоятель игумен Мефодий (Иванов) расстрелян в 1937 году.
В 2019 году храм в Суково включен в программу Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, поэтому появилась надежда, что этот памятник старины все же будет возрожден из руин, в которых он находится многие годы.
Автор: Антон Саков
Евгений Родионов
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.* Пасхальная редакция.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери. Село Суково.
Прежде, когда черновики писал карандашом (а писал, только карандашом), то, начиная тему, крайне трагичную, где рисовать, приходилось безысходную обездоленность и дикую разруху, замешанную на слезах и крови, то с кончика остро заточенного карандаша, самопроизвольно начинали стекать капельки слёз... Огромные, горькие капли...
Я с трудом дожидался, когда закончится грифельная истерика... и приступал...
Нынче же, когда стал пользоваться чудом электроники – компьютером и этот – туда же...
В отличие от своего предка, компик не рыдает – его начинает глючить – то вдруг текст, уже частично отпечатанный, исчезает, то неожиданно перемещается в другие разделы и папки... ну, и вообще...
Горько и не хотелось бы привносить грусть в эти радостные Пасхальные дни, но всё же совершу прогулку по селу, и по тому, что ныне осталось от Храма Казанской иконы Божьей Матери, украшавшего некогда живописное, словно лаковая Палехская миниатюра, древнее село Суково, которое таковым и осталось, если напрячь, включив воображение...
Действительно, не зря рыдают карандаши и глючит технику, когда приходится вспоминать о подобных большевистских, да и нынешних демократических непродуманных, порой бездарных беспределах, вплоть до кровавых...
+ . + . +
В писцовых книгах от 1577-го года записано, что «Комаревского стана сельцо Суковское-Селижа на речке Селижаре в поместье за Кудеяром Бойгеном, а преж того за Бойгеном Тотаром. Но тот с кого началось село, его первоначальным владельцем был Иван Иванович Суков, в 1517-м году, бывший ясельничим в Коломенском уезде».
Скажу честно, до села Суково проложена неплохая асфальтированная дорога так, что добраться туда можно довольно комфортно. Тем более по пути следования трассу окружают типично Русские пейзажи с живописными старинными деревеньками, раздольными полями, чередующиеся с ещё девственными лесами.
Село Суково расположилось вокруг огромного, старинного живописного пруда, с крошечными островками, на которых, плакуче притулились, густые, словно огромные зелёные шары – ивы...
На восточном, самом высоком берегу пруда в 1745-м году, на средства и усердием владелицы села, княгини Е.А. Ярославовой была построена церковка. Место это видно выбрано было недаром – во первых это одна из самых высоких точек села, но самое чудесное в выборе места то, что церковь была видна из каждого закоулка села, а самое мудрое и одновременно умилительное было в том, что церковь ещё чудесней смотрелась в отражении пруда, как бы падающей в самое небо. Я не писатель, увы, но описать созерцаемое не по силам, я думаю, даже великим мастерам пера, ибо только глаза могут передать всё восхищение от увиденного. В общем-то архитектура церковки довольно непритязательна – небольшая деревенская церковь, в традиционном для сельских церквей стиле – на центральном четверике располагался восьмерик, раскрепованый по сторонам света, с пристроенной, в начале XIX-го века, трехъярусной колокольней, соединенной с центральной частью храма, небольшой трапезной. Кстати в трапезной, чудом сохранились и не плохо, фрагменты приличных фресок.
Особо бросается в глаза, нарушающий пропорции храма, высокий верхний ярус колокольни – звонницы, с огромными арками – видимо для лучшего акустического эффекта...
Летом 1745-го года, при огромном стечении селян, не только местных, но и из дальних сёл и деревень, состоялось торжественное, праздничное освящение Храма во имя Казанской иконы Божьей Матери с приделом во имя преподобного Андрея Критского. На освящении храма также присутствовали Коломенские Архиереи и коломенское монашество.
Не надобно особо напрягать воображение, чтобы увидеть, как, менее ста лет назад выглядела эта мааааленькая деревенская церковка на высоченном, зелёном, заросшем густым ивняком, берегу пруда, а вокруг чистые, уютные домики с палисадами, ряженые во всё лучшее бабы, выпившие медовухи, лихо отплясывающие под заливистые звуки гармони, развесёлые мужики, а рядом, мирно жующие изумрудную траву, сытые коровы и белоснежные козы – сюжет для Палехской миниатюры – и это именно так!
А ныне... А ныне мой карандаш рыдает, мой компик глючит и очень хочется – полный, до краёв, губастый гранёный стакан скверной водки... без закуси...
Сейчас, если сквозь слёзы, посмотреть на мой маленький умирающий храмик, то сквозь мутную пелену слез, мы увидим – обезглавленная, кровоточащая колокольня, накренилась вправо, словно ещё раздумывая, упасть ей совсем или на что-то надеясь, набравшись сил, постоять... Центральная маковка безнадёжно склонила свою чёрную голову влево, а крест, словно уже нацелившись в захламлённую грешную землю, завис, параллельно этой земле... И всё ЭТО, каким-то чудом, держится на грудах, осыпавшегося со стен храма, кроваво-красного кирпича – С. Дали отдыхает со своими сюрами…
Я не берусь судить, почему всё так и почему мы, зачастую, такие!
Но это весьма характерно, не по всей, правда, России – но ЭТО ЕСТЬ! И это БЕДА наша –общая беда!!! Значит и вина на всех нас – значит Судия нам всем, Господь наш Иисус Христос.
Господи, Милосердный, помоги нам стать не «новыми русскими», а помоги, молим тя, вернуться к истокам Веры Православной, ибо без Тебя ни можем творити ничесоже!!!
+ . + . +
А Храм этот, даже в руинах своих, пусть осквернён, обезображен, но всё ж хорош, прекрасен и не смотря ни на что – БЛАГОДАТЕН! Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!!!
Тем паче у храма Казанской иконы Божьей Матери, с 9-го сентября 1937-го года, имеется Небесный Покровитель – Преподобномученик игумен Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов)
Преподобномученик Мефодий родился в 1899-м году в городе Симбирске в семье священника. Окончил церковноприходскую школу. По окончании духовного училища в городе Алатыре он поступил в Симбирскую Духовную семинарию, не успев окончить её из-за переворота 1917-го года. В 1923-м году поступил послушником в Московский Покровский монастырь, где в том же году был пострижен в мантию с именем Мефодий и рукоположен в сан иеродьякона. В 1925-м году иеродьякон Мефодий был рукоположен в сан иеромонаха. В 1933-м году, он поселился в городе Кашире, так как в Москве ему жить запретили. Из Каширы отец Мефодий переехал в село Суково Каширского района, где стал служить в Казанской церкви; здесь вокруг него собралась небольшая монашеская община.
В 1936-м году иеромонах Мефодий был возведён в сан игумена, о чём он сообщил епископу Гурию, находящемуся в то время в ссылке.
26 июля 1937-го года руководство НКВД по московской области отправило распоряжение начальнику Каширского НКВД, требуя немедленного ареста игумена Мефодия, причём в процессе следствия требовалось доказать его контрреволюционную деятельность, а так же его связи среди попов-антисоветчиков. 28 июля отца Мефодия арестовали.
31 августа 1937-го года игумену Мефодию предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности и враждебном отношении к руководителям ВКП(б) и советскому правительству.
8 сентября 1937-го года «тройка» НКВД приговорила отца Мефодия к расстрелу.
9 сентября 1937-го года игумен Мефодий (Иванов) хладнокровно расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой...
СВЯТЫЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЧЕ, ОТЧЕ МЕФОДИЙ, МОЛИ БОГА О НАС! Аминь.
* * *
P.S. Эх, если б смог я стать великаном, как в детских мечтах – взял бы я этот храмик, это Чудо моё, красавца моего, окунул бы в этот прудик, отмыл бы его шампунькой, подклеил, подмазал, подкрасил, а затем – сметя своей великанской ручищей все эти хибары убогие, окропил бы Святой водой место это и воздвиг бы Храм сей, вновь на высокий, заросший ивняком, берег живописного пруда. И чтоб вокруг – уютные, чистые домики с палисадами и добрые, добрые дядьки и тетки в нарядных красивых одеждах, раздавали всем детишкам вкусные пряники, воздушные шары и конфетки и ласково улыбаясь, нежно гладили по волосам...
А в прозрачном, душистом от ладана, православном воздухе – праздничный перезвон колоколов и все радостно кричат – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! – ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!!!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !!!!!!
***ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ СМЕРТЬ, ПОПРАВ, И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ!!! Аминь.
* * * *
*Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.