Казанская церковь слободы Канава Симбирская губерния.
Кладбища Канава Слобода г. Симбирск Симбирская губерния. (затоплена)
Казанская церковь слободы Канава Симбирский уезд Симбирская губерния.
Документы, найденные в ГАУО, однозначно свидетельствуют о том, что на территории заволжских слобод было два храма - Казанско- Богородицкий (Казанский) в Канаве и Никольский в Часовне. Подавляющая часть источников посвящена Казанско-Богородицкой церкви, о которой в основном я и буду рассказывать. Отмечу, что в нескольких документах 1930 г. говорится и о церкви в Королёвке, но, скорее всего, здесь просто перепутали храмы в Канаве и Королёвке (информации о наличии третьего культового объекта больше нигде нет).
До 1849 г. слобода Канава относилась к приходу Смоленской церкви, находившейся на правом берегу, в Подгорье[193]. По сведениям 1866 г., церковь на территории Канавы - главная и старейшая в рассматриваемом районе - была возведена в основном в 1850 г. и окончательно достроена в 1854 на средства прихожан и сторонних меценатов. Освящена она была в июле 1856 г.[194]. Первоначально каменное здание имело один престол, а затем три - во имя Казанской Божией Матери, во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святителя и Великомученика Дмитрия Мироточца. Впоследствии храм вновь стал однопрестольным.
Организатор строительства новой церкви священник Дмитрий Саввович Михайловский и стал её первым священником[195]. За неутомимые труды и хлопоты по её строительству при освящении на него возложили набедренник, а через два года за усердную и полезную службу он получил благословение Святейшего Синода. Кроме того,
Михайловский получил от епархиального начальства множество благодарностей. Благодаря его авторитету и организаторским способностям, в 1860 г. на пожертвования был куплен колокол весом в 80 пудов (1,3 т). В 1861 г. на средства, изысканные священником, при храме построили училище[196]. Диаконом церкви был Василий Александрович Петров, дьячками - Александр Ефимович Фавстрицкий и Павел Благоразумов.
До нас дошёл документ 1889 г. К этому времени священник Михайловский уже умер, а его семья проживала в доме на участке для батюшки. Новый священник Алексей Благовидный и диакон Василий Петров просили городские органы власти юридически закрепить во владении землю, отведённую для постройки домов причта и усадебную, чтобы её не выкупили частные лица. По плану за храмом числился участок земли в 518 кв. сажень (0,24 га)[197].
В ГАУО хранится любопытное дело 1899 г. - «О продаже старостою слободы Канавы жемчуга и камней с иконы Скорбящей Божией Матери». В августе этого года епископу Симбирскому и Сыз- ранскому Никанору поступило прошение от прихожан Казанской церкви следующего содержания: «При нашем храме с иконы Скорбящей Божией Матери хранилась в кладовой с давнего времени риза. Ныте оказалось, что этой ризы нет, а священник о. Троицкий сказал, что церковным староста Балахонцев продал эту ризу. Исчезновение такой драгоценной памяти древности, ничем не заменимой, глубоко опечалила всех прихожан, из которых никто бы не дал согласия на продажу этой святыни. Поэтому мы1 вынуждены1 просить Ваше Преосвященство, приказать расследовать, куда утрачена риза. При этом заявляем, что старосту Балахонцева не будем иметь на этой должности, а добровольно изберём другого старосту»