На территории заволжских слобод Симбирска первый храм возвели в 1850 г. - это каменная Казанская церковь (Канава). Её закрыли в 1930 г., разрушили в первой половине 1950-х г.г.
Если в 1904 г. в приход Казанской церкви входили все заволжские слободы и деревня Петровка, то в 1916 г. в нём остались только Канава и Королёвка[201]. Это объясняется тем, что в 1909 г. в Часовне стала действовать Никольская церковь, в приход которой входила и Петровка.
Краткая история Никольского храма выглядит следующим об- разом[202]. Официальным мотивом его сооружения была благодарность за сохранение жизни наследника престола Николая II после покушения на него во время путешествия по Японии в 1891 г. Хотя понятно, что это повод. Главной причиной была острая потребность жителей Часовни (самой густонаселённой слободы) в культовом здании. Заметим, что место для него определили ещё в 1814 г., но средств до поры до времени не хватало. И вот в 1892 г. на деньги купца В. В. Крайнова и других благотворителей, а также прихожан, началось строительство Никольской церкви, завершившееся в 1909 г. Она была однопрестольной и представляла собой одноэтажное здание из красного кирпича с деревянной колокольней площадью около 460 кв. м.
В 1920-е гг. Казанский храм описывался как одноэтажное кирпичное оштукатуренное здание объёмом 1284 куб. м с двухъярусной колокольней[203]. В списке служителей культа г. Ульяновска и Заволжских слобод лишённых избирательных прав от 08.11.1926 г., числились священник Арсений Иванович Иванов и диакон Сергий Петрович Вознесенский из Казанского храма, а также протоиереи Пётр Александрович Сергиевский и Сергий Алексеевич Добролюбский, диакон Дмитрий Александрович Немков и диакон-псаломщик Леонид Иванович Иванов из Никольского[204].
Документальная информация о существовании Никольского храма в советский период фрагментарна. Так сохранились сведения о том, что с 7 по 9 января 1933 г. при участии священнослужителей церкви по домам совершался крестный ход. Храм закрыли и затем взорвали примерно в 1937 г., а сами руины в 1956-1957 гг. затопило Куйбышевское водохранилище.
Много больше информации по Казанскому храму. Кампания по его закрытию развернулась в 1930 г. Как видно из источников, политика местных властей, с одной стороны, вызвала поддержку рабочих патронного завода, советской интеллигенции, служащих, низовых парторганизаций и др., а с другой стороны, встретила ожесточенное сопротивление верующих. Наибольший интерес представляет подробный доклад ответственного инструктора П. С. Мунцурова президиуму Ульяновского окрисполкома (ОКРИКа) от 6 июля 1930 г. по делу о закрытии церкви в слободе Канава и о выполнении поручения президиума ОКРИКа о проведении разъяснения верующим в связи с подачей последними жалобы во Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) на неправильные действия местных органов. Приведу его полностью с незначительными сокращениями: «Дело о закрытии церкви в Слободе Канава возникло 16.01.1930 г. и ранее состоявшихся по этому вопросу постановления и ходатайства, как-то: от госзавода № 3 со всеми цехами и обслуживающими его организациями... по ходатайству граждан слобод Канава и Коро- лёвки... Горсовет с постановлениями как Заволжского горсовета, госзавода № 3, бедняцко-батрацких и крестьянских собраний ходатайствующих о закрытии церкви, согласился с закрытием церкви в слободе Канава, одновременно о её закрытии запросил санкцию от президиума Ульяновского ОКРИКа от 25.02.1930 г.... договор с верующими на церковь расторгнут, каковую предложено... закрыть, передав последнюю райгорсовету для использования под клуб - после утверждения постановления президиума Окрисполкома - Крайисполкома».
Постановление Крайисполкома от 18.05.1930 г. за № 91... церковь находящаяся на территории расположения завода постановлено закрыть и здание передать для культурно просветительных целей.
На постановлении Крайисполкома, а также предыдущих постановлений как указано выше, группой верующих граждан слобод Канавы и Королевки подана во ВЦИК жалоба, в которой они указывают, что церковь закрыта была в административном порядке помимо желания верующих, а также на том основании с неё сняты колокола о том, что их ходатайство возбужденное перед Ульяновским Окрис- полкомом ОКРИК оставил без удовлетворения, на основании чего и просит ВЦИК дать распоряжение ОКРИКу о немедленном открытии церкви.
Согласно распоряжению секретариата ПредВЦИКа Ульяновским Окрисполкомом от 02.06.1930 г. ... по поручению члена президиума ВЦИК тов. Смидовича, жалобу эту предложено рассмотреть - с одновременным извещением о результате решения во ВЦИК, а до решения во ВЦИКе церковь передать в пользование верующих, а лиц нарушивших закон привлечь к ответственности.
Рабочие госзавода №3 со всеми цехами и обслуживающими его организациями, 2) служащие больницы, 3) парторганизация горрайкома слобод Канава, Королёвка, 4) учителя, обслуживающие школы, персонал и учащиеся слобод Канава и Королёвка в количестве до 150 человек, 5) батраки, бедняки и единоличники слободы Канавы в числе 47 чел. и Королёвки 100 человек, 6) союз железнодорожников, 7) члены союза Совторгслужащих: все вышеперечисленные организации и группы сельхозобъединений, узнав о сборе подписей группы верующих из слобод Канавы и Королёвки... категорически протестуют против лживости утверждения, что церковь закрыта административным путем, а также настоятельно требуют от Райгорсовета и Окриспол- кома об оставлении здания бывшей церкви под клуб...
Выездом на место из Ульяновска с председателем Заволжского Райгорсовета тов. Абутовым установлено следующее: сего 3-го июля подъезжая к зданию Горсовета в 3.1/2 часа дня, нас встретила толпа женщин в количестве приблизительно около 80 человек, в том числе мужчин было не более как человек 10, все потребовали результата решения ОКРИКом вопроса о передаче в их пользование закрытой церкви, для ознакомления и разъяснения верующим по этому вопросу им предложено было войти в здание Райгорсовета, причем мной детально было указано на все те ходатайства и протоколы на основе которых было начато дело, а также и на неправдоподобность их заявления поданного во ВЦИК о том, что церковь закрыта административно без ведома верующих, а с полного согласия подавляющего большинства (за 2048 человек, против 186 - Е. Б.) верующих...[205].
Разъяснительная работа продолжалась около 3 S часов, причем в течение 2-х часов собравшиеся держали себя сдержанно за исключением некоторых выкриков со стороны... женщин заявляющих о том, что не было того количества собравшихся, которое указано в протоколе вынесенном общим собранием об отказе от церкви.
Абсолютное спокойствие продолжалось до тех пор пока не выступила пришедшая «делегация», которая 3 июля с.г. находилась в Ульяновске присутствующая при разрешении вопроса на комиссии при Окрисполкоме по вопросу о предоставлении церкви верующим слободы Королёвки. Сообщившая собравшимся о том, что комиссией в их ходатайстве отказано, получился неимоверный ЧЕРТОПОЛОХ продолжавшийся около 1 S часа, конечно в этот период времени контингент присутствующих пополнился приблизительно до 100 человек... которые стоя в отдаленных углах зала сзади на ускивали женщин быть требовательнее, следствием чего получилось проявление религиозного фанатизма, «НА КУЛАЦКОЙ ПОДКЛАДКЕ», можно было слышать вой десятка старух обращающихся к присутствующим, чтоб последние крепче действовали не останавливаясь не перед чем (голосили насколько хватит их сил). настаивающих, что как рабочие а также и колхозники от церкви не отказывались... говоря будем настаивать до тех пор пока не передадут... наивность последних проявляется начиная с 29.06.1930 г. ежедневно, чем приостановлена работа Райгорсовета. Конечно как и следовало ожидать часть женщин под шумок пускали возгласы антисоветского порядка против мероприятий проводимых Соввластью, по части хлеба и недостаточном снабжении крестьян. Сопоставляя Пятидневку рабочих, которым нужен «КЛУБ» и семидневку крестьян, которым нужна «ЦЕРКОВЬ». вплоть до нежелания Совласти.
В этот момент остановить их было почти невозможно, следует отметить характерный случай, одна гражданка попросила слова с состоящего стола на котором она находилась, на минуту публика успокоилась, но когда узнали, что она просит собравшихся тишину и прочее, её тут же сняли, где пришлось попросить вмешательства милиции, были также попытки возбудить толпу произвести открытие церкви самочинно, или же всей карпарацией двинуться в Ульяновский ОКРИК.
После успокоения было дано разъяснение и конечно пришлось согласиться на том, что этот вопрос будет разрешен на заседании президиума ОКРИКа в самое ближайшее время, на которое Вы высылайте 2-3 представителя (на что собравшиеся охотно согласились).
Заволжский Горрайком категорически настаивает на отказе в ходатайстве, так как выступление женщин считает частичным и мало значительным, оперируя на проведение большой подготовительной разъяснительной работы среди масс как рабочих, а также крестьянского населения.
...По заявлению секретаря Райкома тов. Макеева число подписей об отказе от церкви только по однем слободам Канавы и Королёв- ки достигает до 500 человек.
В результате следует отметить, что парторганизация Заволжского района проделала громадную общественно-политическую работу как недостаток она не доведена до конца с рабочими массами, в особенности среди рабочих происходящих из названных слобод, замечено двуручничество в этом вопросе, некоторые официально - формально против религии и церкви, но на деле возбуждают женскую массу в первую очередь своих жён, которые... назойливо требовали открытие церкви в течение последних пяти дней, своими действиями играющими на руку кулацкой части, также влияли на отсталые в культурном отношении кучку женщин единоличниц и частью на колхозниц....» (орфография и пунктуация сохранена - Е. Б.)[206].
Массовые волнения верующих заволжцев 3 июля, довольно подробно описанные чиновником (что само по себе является неординарным событием), свидетельствуют об остроте и масштабности конфликта, фактически вышедшего из-под контроля властей. Их неумение решать злободневные вопросы нередко приводило к подобным столкновениям, которые, как правило, решались административным путём. В конце концов, в мае 1930 г. Казанскую церковь закрыли (есть документы за февраль, март и апрель с решениями о её закрытии, но, видимо, сама эта повторяемость говорит о том, что их не выполняли).
Очевидно, что власти готовились к закрытию церкви заранее. Ликвидации храма предшествовала длительная переписка между Средне-Волжским краевым административным управлением, Волжским районным городским советом, президиумом окружного исполкома, в которой обсуждалась возможность закрытия храма[207]. Кроме того, по указанию сверху в январе-июне 1930 г. формировалось общественное мнение. В архиве сохранилось много писем (протестов), от рабочих, крестьян, комсомольцев, учащихся и других против сбора верующими слобод Канавы и Королёвки подписей с просьбой об открытии церкви закрытой ранее, как говорилось в документах, на основе желания подавляющего большинства рабочих и бедняцко-середняцких масс. Верующих обвиняли в лживости и категорически требовали передачи храма под клуб. В этом же духе были выдержаны многочисленные протоколы общих собраний местных жителей, в том числе рабочих[208]. Тем не менее, как видно из доклада П. С. Мунцурова, немало слободчан выступало против жёсткой антирелигиозной политики.
Последний раз в доступных архивных документах о Казанской церкви упоминалось в ноябре 1930 г. на заседании президиума Заволжского горсовета: «Слушали: Использование Канавской церкви под культурное учреждение. Постановили: ...В слоб. Н. Часовня самими крестьянами с Часовенской церкви сняты колокола. В слоб. Канаве точно также самими крестьянами снятыi колокола и закрыта церковь, ключи от каковой переданы в Совет, каковую использовать под клуб»[209].
Дело было довершено репрессиями. В 1930-е гг. органы НКВД возбудило два дела в отношении верующих и служителей церкви Часовни: 1) № П-4403 «По обвинению церковного сторожа церкви с. Новая Часовня Ульяновского района Самаркина Ивана Гордеевича в антисоветской агитации» (начато 8 августа и закончено 11 августа 1937 г.); 2) № 4830 «О контрреволюционной группе церковников в слободе Нижняя Часовня Ульяновского района» (начато 27 октября и закончено 12 ноября 1937 г.)[210]. И. Г. Самаркин был расстрелян 27 августа 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Ульяновской областной прокуратурой. По второму делу к расстрелу приговорили иеромонаха Александра (Александра Дмитриевича Карназеева), мирянина («церковника») Константина Герасимовича Тимофеева, к 10 годам концлагеря священника Никанора Акимовича Трушина, членов церковного совета Алексея Егоровича Сурова и Леонтия Ивановича Грибанова, к восьми годам лагеря певчую церковного хора Антонину Ивановну Фёдорову и «активного церковника» Фёдора Николаевича Фёдорова. Все они были реабилитированы Ульяновской облпрокуратурой в 1989 г.
После закрытия Казанский храм превратили в межрайонный клуб «Аврора», позже к нему пристроили кинотеатр и переименовали в «Ударник» (неофициальное название - «Фергано»)[211]. Перед созданием Куйбышевского водохранилища здание бывшей церкви разрушили, а само место затем ушло под воду.
В числе строений, подлежащих сносу в 1955 г. на территории Володарского района (на месте бывшей слободы Часовни), находилась и часовня[212]. Она была сложена из прочного красного кирпича, и поэтому её взорвали. Хотя ещё в мае 1953 г. Володарский райисполком сообщал уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Ульяновской области, что на территории района в наличии никаких церковных зданий нет[213]. Власти явно поторопились отчитаться...